Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

О земельном налоге


О земельном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(104)7`2004


Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Об основании для установления земельного налога

     
     В настоящее время организации, имеющие свидетельства на право пользования земельными участками, занимаются межеванием и постановкой на кадастровый учет земельных участков под своими объектами недвижимости. В результате этого организации получают кадастровый план земельного участка - выписку из государственного земельного кадастра. При этом в одних случаях кадастровые планы утверждаются постановлениями местной администрации в объемах фактически используемых земельных участков, в других случаях - не утверждаются. Следует принимать кадастровый план за документ, дающий основание для изменения облагаемой земельным налогом площади земельного участка или же необходимо производить начисление налога на основании ранее выданных правоудостоверяющих документов на земельные участки? Может ли служить основанием для неуплаты земельного налога отсутствие у организации правоудостоверяющего документа на земельный участок?
     
     Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделять его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
     
     Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и оформление кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
     
     Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции [ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ)]. При этом решение о предоставлении земельного участка принимается вышеуказанными органами на основании заявления гражданина или юридического лица и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.
     

     В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
     
     До выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право, в том числе решение или постановление исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении соответствующих земельных участков.
     
     Постановление местного органа власти, утверждающее площадь земельного участка по кадастровой карте (плану) и уточняющее размер этого земельного участка, в случае его изменения (увеличения или уменьшения) также является основанием для установления земельного налога с момента утверждения вышеуказанного постановления.
     
     Кроме того, к документам, удостоверяющим право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком, относятся:
     
     - свидетельство о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
     
     - ранее выданные документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком, к которым относятся:
     
     государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, форма которого утверждена постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
     
     свидетельство о праве собственности на землю, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
     
     свидетельство о праве собственности на землю, форма которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
     
     При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что несмотря на отмену вышеуказанных постановлений Совмина СССР, Правительства РФ и указов Президента Российской Федерации формы государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также свидетельства о праве собственности на землю действуют в настоящее время в связи с указанием на это в ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Вышеперечисленные правоудостоверяющие документы служат основанием для уплаты земельного налога.
     
     Действует также положение, установленное п. 11 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"" (далее - Инструкция МНС России N 56), в соответствии с которым впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
     
     Например, для организаций жилищно-коммунального хозяйства такими документами являются технические паспорта, выдаваемые организациями технической инвентаризации. В технических паспортах, в частности, указываются площадь земельных участков, занимаемых постройками (жилищный фонд), в том числе нежилыми помещениями, и площадь земельных участков, обслуживающих эти постройки.
     
     А как быть, если организация не имеет правоудостоверяющего документа, а земельный участок, выделенный на основании решения органа местного самоуправления, ею используется? В этом случае возникновение прав на землю следует из административного акта органов местного самоуправления, норм Закона РФ "О плате за землю" и решения судебного органа.
     
     Так, статьей 1 Закона N 1738-1 определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, землевладельцы, так и землепользователи, кроме арендаторов. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Землевладельцами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Постановлениями Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01, от 14.10.2003 N 7644/03 отмечается, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для его освобождения от уплаты земельного налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация является плательщиком земельного налога за земельный участок, выделенный на основании решения органа местного самоуправления и находящийся в ее фактическом пользовании. Таким образом, отсутствие у налогоплательщика правоудостоверяющего документа на земельный участок не служит основанием для неуплаты земельного налога.
     

Об уплате земельного налога акционерным обществом, имеющим в своем составе военизированный газоспасательный отряд

     
     Организация ОАО "Завод приборов" имеет в своем составе военизированный газоспасательный отряд, который является специальным структурным подразделением этого общества. Данное подразделение обслуживает объект завода - шламонакопитель, проводя аварийно-спасательные работы и обеспечивая безопасную эксплуатацию этого объекта. Земельный участок, занятый шламонакопителем, закреплен за организацией ОАО постановлением администрации города на праве постоянного пользования для эксплуатации шламонакопителя. Может ли данная организация воспользоваться льготой по земельному налогу, установленной п. 21 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю"?
     
     Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) аварийно-спасательной службой признается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. В свою очередь, аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
     
     Перед аварийно-спасательные службами (формированиями) ставятся следующие задачи:
     
     - поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     
     - контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     
     - ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
     
     Профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) создаются:
     
     - в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     
     - в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     
     - в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления.
     
     Состав и структура аварийно-спасательных служб (формирований) определяются создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     
     В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления вышеуказанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в их состав могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации.
     
     Таким образом, аварийно-спасательными формированиями признаются либо самостоятельные структуры, либо структуры, входящие в состав аварийно-спасательных служб. Следовательно, структурное подразделение юридического лица, не являясь самостоятельной структурой, не является аварийно-спасательным формированием в смысле Закона N 151-ФЗ.
     
     Согласно п. 21 ст. 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования.
     
     Освобождение от уплаты земельного налога может быть предоставлено только налогоплательщику. Налоговая льгота не может быть предоставлена структурному подразделению юридического лица, так как структурное подразделение не является субъектом налоговых правоотношений. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, то есть налогоплательщиками являются только организации (в качестве юридических лиц) и физические лица.
     
     Следовательно, согласно п. 21 ст. 12 Закона N 1738-1 освобождение от уплаты земельного налога предоставляется профессиональным аварийно-спасательным формированиям, которые являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими вышеуказанный статус. При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что налогоплательщик может воспользоваться налоговой льготой только в части земельных участков, в отношении которых он признается налогоплательщиком, то есть только в отношении земельных участков, предоставленных именно ему в пользование.
     
     Рассматриваемый военизированный газоспасательный отряд ОАО "Завод приборов" не является юридическим лицом и самостоятельным налогоплательщиком, он не может иметь закрепленного за ним земельного участка, а следовательно, не имеет права воспользоваться льготой по земельному налогу. Ведь военизированным газоспасательным отрядом осуществляется обеспечение безопасности шламонакопителя, эксплуатация которого осуществляется организацией - ОАО.
     
     Таким образом, ОАО "Завод приборов" имеет земельный участок, на котором расположен объект (шламонакопитель). В целях избежания аварийной ситуации на этом объекте создан военизированный газоспасательный отряд для выполнения аварийно-спасательных работ, то есть фактическая эксплуатация шламонакопителя производится не военизированным отрядом, а непосредственно обществом.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщиком в отношении данного земельного участка является организация - ОАО "Завод приборов". Общество как налогоплательщик не имеет статуса профессионального аварийно-спасательного формирования, а следовательно, не может воспользоваться льготой, установленной п. 21 ст. 12 Закона N 1738-1.
     

О ставках, применяемых при исчислении налога за земли общего пользования садоводческих товариществ

     
     Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) регулирует отношения, возникшие в связи с ведением гражданами, в частности, садоводства, и устанавливает правовое положение садоводческих некоммерческих объединений (товариществ), порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. На земли общего пользования выдается документ, удостоверяющий право товарищества на землю.
     
     Обложение земельным налогом садоводческих товариществ регламентируется Законом N 1738-1 и Инструкцией МНС России N 56. Согласно ст. 15 Закона N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
     
     В соответствии со ст. 16 Закона N 1738-1 земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Начисление земельного налога гражданам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога.
     
     Пунктом 26 Инструкции МНС России N 56 установлено, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка садоводческого товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом N 1738-1 предоставлены льготы. Если членами вышеуказанных товариществ получены документы, удостоверяющие право на землю, и они сами уплачивают земельный налог, то правления этих товариществ продолжают уплачивать земельный налог за земли общего пользования. Земельный налог за все земли общего пользования должно уплачивать садоводческое товарищество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с частью 7 ст. 8 Закона N 1738-1 налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 руб. (неденоминированных) за 1 кв.м. Минимальный размер налога, взимаемого в 1994 году, приведен в части 7 ст. 8 Закона N 1738-1.
     
     Начиная с 1995 года ставки и размеры земельного налога ежегодно индексируются в соответствии с постановлениями Правительства РФ и федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году.
     
     В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ) ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применялись в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом 2, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
     
     В связи с тем что Законом N 36-ФЗ ограничены категории земель, к которым не применялся в 1999 году коэффициент индексации (2), а земли, предоставленные садоводческим товариществам как юридическим лицам, к ним не относились, то размер земельного налога в 1999 году с учетом коэффициентов индексации, применявшихся в 1995-1997 годах и в 1999 году, за земли общего пользования садоводческого товарищества составил 12 коп./кв.м {[10руб./кв.м (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)] : 1000 х 2 (1999 г.)}.
     
     С учетом коэффициентов индексации, применявшихся в 2000 году - 1,2; в 2002 году - 2; в 2003 году - 1,8, налог за земли общего пользования, находившиеся в пользовании садоводческого товарищества, в 2003 году составил 51,84 коп./кв.м [12 коп./кв.м (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.)].
     
     Для 2004 года минимальный размер налога рассчитывается с учетом коэффициента индексации, применяемого для 2004 года, и коэффициентов индексации за предыдущие годы. Коэффициент индексации применяется в 2004 году в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которой установлено, что действовавшие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
     
     Поэтому налог за земли общего пользования, находящиеся в пользовании садоводческого товарищества, в 2004 году составляет 57,02 коп./кв.м (51,84 коп./кв.м х1,1).
     
     Садоводческое товарищество как юридическое лицо должно представить налоговую декларацию по земельному налогу. Налоговая декларация по земельному налогу по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/725, представляется плательщиками земельного налога в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
     
     Садоводческие товарищества представляют налоговую декларацию в 2004 году по земельному налогу (в том числе по землям общего пользования) в составе титульного листа (2 страницы); Раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" (1 страница); Раздела 5 "Расчет налоговой базы и суммы налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами" (2 страницы). При этом садоводческие товарищества не заполняют Разделы 2, 3, 4 налоговой декларации по земельному налогу и не представляют их в налоговые органы.
     
     Таким образом, садоводческие товарищества представляют налоговую декларацию по земельному налогу (в том числе по землям общего пользования) в 2004 году не в полном объеме, а только в объеме пяти страниц (титульный лист, Раздел 1 и Раздел 5).
     

О документах, подтверждающих льготу по земельному налогу, предоставляемую в отношении гидротехнических сооружений

     
     Рассмотрим, каким документом следует руководствоваться при отнесении водозаборных скважин к гидротехническим сооружениям при решении вопроса о предоставлении льготы по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона N 1738-1.
     
     В соответствии с п. 23 ст. 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства вышеуказанных объектов.
     
     Соответствующая льгота предоставляется государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям вне зависимости от их отраслевой принадлежности. При этом сами мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения должны находиться в собственности государства.
     
     Перечень сооружений, относящихся к гидротехническим, определен ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ). К гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Таким образом, водозаборные скважины к гидротехническим сооружениям не отнесены.
     
     Гидротехнические сооружения учитываются в Российском регистре гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 7 Закона N 117-ФЗ). Российский регистр гидротехнических сооружений представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации по гидротехническим сооружениям Российской Федерации.
     
     Государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные ст. 1 и 3 Закона N 117-ФЗ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
     
     Основанием для включения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений является декларация безопасности этого сооружения, утвержденная органом государственного надзора. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Закона N 117-ФЗ, вносятся в вышеназванный Регистр в безусловном порядке без представления декларации безопасности гидротехнического сооружения на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации (Раздел I и III Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденной МПР России N 144, Минтопэнерго России N К-3357, Минтрансом России N К-14/367-ис, Гостехнадзором России от 12.07.1999, N 01/229а).
     
     Таким образом, при решении вопроса о предоставлении льготы по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона N 1738-1 необходимо руководствоваться документом, подтверждающим включение сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений (в частности, выпиской из названного регистра).
     

Об исчислении земельного налога по ставкам, зависящим от численности населения

     
     Согласно ст. 8 Закона N 1738-1 налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к данному Закону. При этом в таблице 1 средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены по экономическим районам Российской Федерации в зависимости от численности населения в этих городах.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона N 1738-1 налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, определенных согласно Приложению 2 (таблица 1) к данному Закону для поселений численностью до 20 тыс. человек. Здесь также используются ставки земельного налога в зависимости от численности населения.
     
     Постановлением Госкомстата России от 13.09.1996 N 116 утверждена схема N 1-ПГ (Паспорт социально-экономического положения городов Российской Федерации), которая введена в действие начиная с отчета за 1996 год. В Разделе "2. Население" Паспорта указываются численность наличного населения (на начало года); численность постоянного населения (на начало года) по полу, по возрасту; плотность населения; число родившихся; число умерших; естественный прирост; прирост (убыль) населения за счет миграции; прирост (убыль); населения за счет административно-территориальных изменений; число зарегистрированных браков; число зарегистрированных разводов; средний размер семьи; численность одиночек. Таким образом, в Паспорте социально-экономического положения городов Российской Федерации приводится численность наличного населения (на начало года).
     
     Согласно ст. 1 и 2 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, представляют собой сведения о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации. Всероссийская перепись населения проводится в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений не реже чем один раз в десять лет. Подведение итогов Всероссийской переписи населения осуществляется в порядке и в срок, которые устанавливаются Правительством РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при начислении земельного налога в рассматриваемом случае следует использовать сведения о численности населения, указанные в текущей статистической отчетности.
     

Об уплате земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения

     
     В п. 1 ст. 77 ЗК РФ дано определение земель сельскохозяйственного назначения и приведены правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель. Здесь же сформулировано положение, следующее из ст. 7 ЗК РФ, о делении земель Российской Федерации на категории, которые имеют специфический правовой режим в зависимости от целевого назначения земель.
     
     В соответствии с действующим законодательством землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и технических явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
     
     Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
     
     К числу физических лиц, которым предоставляются земли сельскохозяйственного назначения, относятся прежде всего граждане, осуществляющие частную предпринимательскую и иную сельскохозяйственную деятельность.
     
     Вещными и обязательными правами в аграрных отношениях обладают лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, а также личного подсобного хозяйства; лица, занятые садоводством, животноводством и иной сельскохозяйственной деятельностью.
     
     К участникам земельных отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственной деятельности, относятся также юридические лица. В их число входят как специфические для сельского хозяйства организационно-правовые формы предпринимательской деятельности [сельскохозяйственные производственные кооперативы: сельскохозяйственные артели (колхозы), кооперативные хозяйства], так и сельскохозяйственные акционерные общества и общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, сельскохозяйственные товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения могут быть некоммерческие организации, которые созданы по договору в форме ассоциаций и союзов для координации предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также представления и защиты общих имущественных интересов. По субъектам прав на землю выделяется еще один вид некоммерческих организаций, к которому относятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Последние в зависимости от видов их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, страховые и иные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями для осуществления одного или несколько видов деятельности.
     
     В качестве субъекта прав на землю выступает в том числе религиозная организация, созданная в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированная в установленном законом порядке в качестве юридического лица, которая, так же как и другие разновидности некоммерческих организаций, обладает в земельно-имущественных отношениях специальной правоспособностью.
     
     Помимо некоммерческих организаций, потребительских кооперативов, религиозных организаций, право приобретать права на земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставлено казачьим обществам. Постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 N 667 утверждено Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Земли целевого земельного фонда предоставляются хуторским, станичным, городским и приравненным к ним казачьим обществам, которые выступают самостоятельными субъектами прав на земельные участки.
     
     Особую группу юридических лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения, составляют научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля и образовательные учреждения, имеющие в своем составе опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения, выполняющие исследовательские и учебные программы.
     
     ЗК РФ урегулирован также вопрос об использовании земель сельскохозяйственного назначения общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" устанавливает правовые основы использования земли и других природных ресурсов коренных малочисленных народов, проживающих на территории традиционного расселения своих кругов, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы. Законодательно закреплено право малочисленных народов безвозмездно владеть и пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, в том числе землями сельскохозяйственного назначения.
     
     Земли сельскохозяйственного назначения, в частности земли сельскохозяйственных угодий, облагаются земельным налогом на основании ст. 5 Закона N 1738-1.
     
     Для земель, занятых зданиями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, возможно применение средних ставок, установленных для земель сельскохозяйственного назначения административного района.
     
     Действующим законодательством не определены ставки земельного налога за находящиеся на балансе сельскохозяйственных организаций земли сельскохозяйственного назначения, занятые оврагами, кустарниками, болотами, расположенные вне населенных пунктов в сельской местности. В связи с этим такие земли не подлежат налогообложению.
     
     Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/725 утверждена форма налоговой декларации по земельному налогу и Инструкция по ее заполнению согласно приложениям N 1, 2 к данному приказу МНС России. При этом в форме налоговой декларации по земельному налогу содержатся Разделы 2-5, которые заполняются в зависимости от всех категорий земельных участков и налогоплательщиков, поименованных в Законе N 1738-1. Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/725 является обязательным для всех налогоплательщиков.
     
     В связи с этим за предоставленные земли сельскохозяйственного назначения, в частности за сельскохозяйственные угодья, организация обязана представлять налоговую декларацию по земельному налогу, заполняя по вышеуказанным землям Раздел 4, а за земли сельскохозяйственного назначения (за чертой поселений), занятые зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, - Раздел 2.
     
     Действующее законодательство исходит также из того, что земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования - не тождественные понятия. В первом случае объектом правового регулирования являются земли как составная часть земель Российской Федерации, выделенная в самостоятельную категорию по целевому назначению земель; во втором объектом правового регулирования служит земля как совокупность земельных участков из состава земель поселений, промышленности и других категорий, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий по признаку основного хозяйственного назначения.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 85 ЗК РФ в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях выделяются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения. Они используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Важным признаком, который выделяет их из состава земель поселений, является указание на то, что эти земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства.
     
     В соответствии с частью 8 ст. 8 Закона N 1738-1 налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты, включая земельные участки, занятые зданиями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Если такие земельные участки находятся в сельских населенных пунктах, то к ним применяются ставки, установленные частью 2 ст. 6 Закона N 1738-1.
     
     Для находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций земель, к которым относятся земли, занятые кустарниками, болотами, другими землями, не относящимися к сельскохозяйственным угодьям, расположенными в городской (поселковой) черте, специальные налоговые ставки Законом N 1738-1 не установлены. Налог за вышеуказанные земли должен быть исчислен по полным налоговым ставкам, установленным для городских (поселковых) земель. За аналогичные земли в сельских поселениях налог взимается по ставкам, указанным в части 2 ст. 6 Закона N 1738-1.
     
     За земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты налогоплательщик представляет налоговую декларацию, заполняя Раздел 2.