Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(107)10`2004  

     
     Е.Н. Кудиярова,
советник налоговой службы III ранга
          

Налоговые вычеты

   
     Гражданин приобрел в марте 2003 года в собственность однокомнатную квартиру. В январе 2004 года гражданин продал данную квартиру. В апреле он подал в налоговый орган по месту жительства заявление на предоставление ему имущественного налогового вычета в связи с покупкой в марте 2003 года однокомнатной квартиры. Налоговый орган отказал данному лицу в предоставлении имущественного налогового вычета. Правомерны ли действия налогового органа?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не может превышать 1 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры. Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них  адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, то его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
     

     В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
     
     Под представлением свидетельства или иного документа, устанавливающего право собственности на квартиру, понимается представление подлинника (для предъявления) и копии (для приобщения этого правоустанавливающего документа к делу). Представление вышеуказанных документов на момент подачи декларации является обязательным условием для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
     
     Поскольку на момент обращения в налоговый орган в апреле 2004 года гражданин, о котором идет речь в вопросе, утратил право собственности на квартиру после ее продажи в январе 2004 года, то по данному объекту этот гражданин не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, установленным подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     
     Каким образом происходит предоставление социального налогового вычета в связи с оплатой одним из родителей обучения ребенка в образовательном учреждении? Как быть, если в декларации ошибочно указана меньшая сумма, чем та, которая фактически уплачена за обучение ребенка?
     
     Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
     
     Право на получение вышеуказанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения данных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
     

     Этот социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
     
     Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения вышеуказанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
     
     Если в декларации по налогу на доходы физических лиц указана ошибочно меньшая сумма, чем та, которая фактически направлена на обучение ребенка, то физическое лицо вправе уточнить сумму социального налогового вычета посредством представления в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) уточненной декларации по налогу на доходы физических лиц, а также документов, подтверждающих фактические расходы за обучение. При этом следует учесть, что сумма социального налогового вычета в соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ не может превышать 38 000 руб. в данном налоговом периоде на каждого ребенка.
     
     Организация заключила договор с гражданином Белоруссии на 1 год (с 10.10.2002 по 09.10.2003). Учет рабочего времени - суммированный. В 2003 году работник отработал 130 дней по 11 часов - 1430 часов, что в пересчете на нормальный режим работы составляет 178 календарных дней. При этом данное лицо имело право на основной отпуск (28 календарных дней) и дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера (24 календарных дня). Работник ушел в отпуск с 5 мая 2003 года с последующим увольнением с 29 июня 2003 года. Имеет ли гражданин Белоруссии на основании ст. 219 НК РФ право на социальный налоговый вычет в части расходов на обучение детей, сохранялось ли за ним это право, если ребенок обучался на платной основе в высшем учебном заведении в г. Минске?
     
     Статьей 11 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     При определении статуса налогового резидента значение имеет временной фактор, то есть время нахождения физического лица на территории Российской Федерации в календарном году.
     
     Исходя из того что гражданин Белоруссии находился в 2003 году на территории Россий-ской Федерации 180 дней (с учетом проведенного отпуска в Российской Федерации), то на основании ст. 11 НК РФ это лицо не являлось в 2003 году налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Россий-ской Федерации относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Россий-ской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 30 %.
     
     Из вопроса следует, что организация заключила трудовой договор с физическим лицом с 10 октября 2002 года по 9 октября 2003 года. Данный работник ушел в отпуск с 5 мая 2003 года с последующим увольнением с 29 июня 2003 года.
     
     Поскольку вышеуказанный работник организации получил вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, то на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ такое вознаграждение относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     Таким образом, доходы гражданина Белоруссии, являющегося работником организации, подлежат налогообложению по ставке 30 %, поскольку он не являлся налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрас-те до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, -в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     Поскольку доходы, полученные гражданином Белоруссии - работником организации, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с осуществлением трудовой деятельности в Российской Федерации, подлежат обложению налогом по ставке 30 %, то вышеуказанное лицо не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в части расходов на обучение, предусмотренным ст. 219 НК РФ.
     

Налогообложение профессиональных услуг, оказываемых налоговым резидентом Российской Федерации за рубежом

    
     Налоговый резидент Российской Федерации дает сольный концерт (исполняет собственное произведение) в рамках проведения в Финляндской Республике международного музыкального фестиваля. Где подлежит налогообложению полученный вышеуказанным лицом доход? Может ли данное лицо воспользоваться профессиональным налоговым вычетом, предусмотренным ст. 221 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 14 Соглашения от 4 мая 1996 года между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы доход, полученный физическим лицом, являющимся резидентом Российской Федерации, за профессиональные услуги или другую деятельность независимого характера, подлежит налогообложению только в Российской Федерации, за исключением случая, если это физическое лицо имеет в Финляндской Республике постоянную базу, регулярно используемую им для целей осуществления такой деятельности. Если оно имеет такую постоянную базу, то доход может облагаться налогом в Финляндской Республике, но только в той части, которая относится к такой постоянной базе.
     
     Термин "профессиональные услуги" включает, в частности, независимую научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую деятельность, а также независимую деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, дантистов и бухгалтеров.
     
     В связи с вышеизложенным доход, полученный физическим лицом, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за участие в концерте в рамках проведения международного фестиваля в Финляндской Республике, подлежит налогообложению в Российской Федерации.
     
     Ввиду того что физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, полученный им доход за участие в концерте в рамках проведения международного фестиваля в Финляндской Республике на основании ст. 224 НК РФ подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы право на получение профессио-нальных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, в частности получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
     
     Таким образом, поскольку полученный вышеуказанным лицом доход за участие в концерте (исполнение собственного произведения) в рамках проведения международного фестиваля в Финляндской Республике подлежит налогообложению в Российской Федерации по ставке 13 %, то это лицо вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом, преду-смотренным ст. 221 НК РФ в части вышеуказанного дохода.