Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(107)10`2004  

     
     Т.В. Назарова,
советник налоговой службы III ранга
               

Налогообложение при проведении арбитражных операций по покупке-продаже иностранной валюты

   
     Каков порядок налогообложения физических лиц при проведении арбитражных операций по покупке-продаже иностранной валюты одного государства на иностранную валюту другого государства без поставки базисного актива с зачислением результата от вышеуказанных операций на валютный счет физического лица - клиента банка на дату расчета по всем сделкам (дату валютирования)?
     
     Положения ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) распространяются на доходы, полученные физическими лицами по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.
     
     При совершении конверсионных арбитражных операций на основании соответствующих договоров, базисным активом по которым является иностранная валюта, положения ст. 214.1 НК РФ применяться не могут. Убытки, полученные по таким операциям, в целях обложения налогом на доходы физических лиц к учету не принимаются.
     
     Согласно ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день вы-платы дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
     
     Учитывая вышеизложенное, сумма всех зачислений на валютный счет физического лица по таким договорам подлежит налогообложению без учета суммы убытков, понесенных по вышеназванным операциям.
     

Порядок уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц за работников обособленных подразделений

  
     В каком порядке должно производиться перечисление налога на доходы физических лиц за работников обособленных подразделений: в бюджеты администраций, на территории которых фактически находятся эти подразделения, либо по месту постановки на учет обособленных подразделений?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 58 НК РФ порядок уплаты федеральных налогов устанавливается в соответствии с данной статьей Кодекса применительно к каждому налогу.
     
     Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет три существенных условия, наличие которых приводит к образованию обособленного подразделения:
     
     - территориальная обособленность;
     
     - наличие оборудованных рабочих мест;
     
     - осуществление деятельности через обособленное подразделение.
     
     Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Только при соблюдении вышеуказанных условий можно говорить о создании обособленного подразделения и, следовательно, об обязанности платить налог на доходы физических лиц по месту его нахождения.
     
     Таким образом, налоговый агент обязан выполнять установленные п. 7 ст. 226 НК РФ требования по перечислению удержанных сумм налога на доходы физических лиц за работников своих структурных подразделений в бюджет по месту их фактического нахождения.
     

Определение налоговой базы по договорам страхования

   
     Организация заключила со страховой компанией договор добровольного медицинского страхования своих работников. Застрахованными лицами по такому договору являются как работники организации, так и члены их семей, в том числе несовершеннолетние дети. Включаются ли в налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц суммы страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования, уплаченные организацией за членов семьи своих работников?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением следующих случаев:
     
     - страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;
     
     - работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 5000 руб. в год на одного работника.
     
     Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Юридические и физические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам, не вправе воспользоваться вышеуказанной льготой.
     
     Следовательно, суммы страховых взносов по договору медицинского добровольного страхования, внесенные организацией за застрахованных физических лиц - своих работников, не учитываются при определении их налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц. Страховые взносы, уплаченные организацией по договору добровольного медицинского страхования за членов семьи работника, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Статьей 27 НК РФ определено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации выступают в качестве его представителей.
     
     Законными представителями несовершеннолетнего налогоплательщика - физического лица согласно гражданскому законодательству Российской Федерации являются его родители, усыновители или опекуны, с учетом особенностей, касающихся определения дееспособности гражданина, в том числе не достигшего совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста), установленных ст. 21, 26, 27, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Налоговые органы вправе вменять в обязанность родителям уплату налога за их несовершеннолетних детей с учетом вышеприведенных положений ГК РФ.
     
     Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы страховых выплат, предусмотренных договорами добровольного страхования жизни, при наступлении страхового случая (смерти), если получателем является выгодоприобретатель, указанный в договоре?
     
     Согласно п. 1 ст. 213 НК РФ при определении налогооблагаемой базы с 1 января 2003 года не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев, в частности по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 934 ГК РФ договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
     
     При наступлении страхового случая - смерти застрахованного по договору добровольного страхования жизни лица сумма страховой выплаты, полученная физическим лицом - выгодоприобретателем, указанным в договоре, включается в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 %.
     

Налогообложение выплат, осуществляемых в пользу физических лиц негосударственными пенсионными фондами по договорам пенсионного обеспечения

   
     В каком порядке производится налогообложение выкупной суммы, выплачиваемой фондом физическим лицам в случае досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения? Включаются ли в налоговую базу суммы пенсионных взносов по таким договорам, заключенным работодателями после 1 января 2004 года?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Действие п. 6 ст. 213 НК РФ, предусматривающее налогообложение пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с негосударственными пенсионными фондами (далее - фонды), приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года статьей 144 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (согласно приложению 20 к настоящему Федеральному закону, то есть режим налогообложения пенсионных взносов и выплачиваемых пенсий по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в текущем году не изменился).
     
     Следовательно, в 2004 году выплаты пенсий по договорам добровольного пенсионного обеспечения, если они выплачиваются при наступлении у физического лица пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности при увольнении на пенсию работника в возрасте 60 лет, при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц не учитываются на основании п. 2 ст. 213 НК РФ.
     
     При досрочной выплате пенсий по другим основаниям, не предусмотренным пенсионным законодательством, физическим лицам - участ-никам фонда, в частности работникам, не достигшим пенсионного возраста и увольняющимся с предприятия по сокращению штата, имеющим право на негосударственную пенсию по договору добровольного пенсионного обеспечения, суммы таких выплат подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) выкупная сумма - это денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора.
     
     В случае досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими фондами, до истечения пятилетнего срока их действия и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и условиями договора выплате при досрочном расторжении договора пенсионного обеспечения, полученный доход, за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
     
     Следовательно, выкупные суммы, выплачиваемые фондом физическим лицам при досрочном расторжении договоров добровольного пенсионного обеспечения, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в вышеуказанном порядке.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы пенсионных взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей. Исключение составляют, в частности, случаи заключения договоров добровольного пенсионного обеспечения при условии, что общая сумма пенсионных взносов не превысит в 2004 году 5000 руб. на одного работника в год.
     
     Следовательно, организация, перечисляющая с 1 января 2004 года за своих сотрудников взносы в фонд согласно заключенному договору, должна удержать налог на доходы физических лиц на дату перечисления таких взносов с суммы, превышающей 5000 руб. в год за одного работника. Исчисление, удержание и перечисление налога на доходы физических лиц производятся организацией в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ.
     
     Организация в июне 1999 года заключила договор с фондом о дополнительном пенсионном обеспечении своих сотрудников, которое предусмотрено коллективным договором организации. В апреле 2003 года договор был расторгнут в связи с изменением собственника фонда. Фонд перечислил на счет организации денежные средства в сумме 930 000 руб., которые ранее находились на именных пенсионных счетах сотрудников - участников фонда и представляли собой индивидуальные пенсионные накопления. Подлежат ли налогообложению суммы, выплаченные организацией физическим лицам, если ранее при перечислении взносов за счет средств организации в фонд налог на доходы физических лиц удерживался из зарплаты сотрудников и перечислялся в бюджет полностью?
     
     В соответствии со ст. 16 и 18 Закона N 75-ФЗ собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления, которые формируются в том числе за счет пенсионных взносов.
     
     Следовательно, с момента поступления пенсионных взносов в фонд эти средства являются собственностью фонда, а не его участников.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 75-ФЗ выкупная сумма - это денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора.
     
     Из содержания вопроса следует, что в связи с расторжением договора о дополнительном пенсионном обеспечении фонд перечислил на счет организации 930 000 руб., то есть денежные средства не были непосредственно получены физическими лицами.
     
     Кроме того, в абзаце втором п. 2 ст. 213 НК РФ имеется указание на то, что эта норма распространяется только на случаи, если взносы вносятся самими физическими лицами. Оснований для распространения данного порядка на договоры негосударственного пенсионного обеспечения, взносы по которым за физических лиц вносятся из средств организаций, не имеется.
     
     Следовательно, в случае досрочного расторжения договора дополнительного пенсионного обеспечения и возврата физическим лицам выкупной суммы вся денежная сумма без ее уменьшения на суммы взносов, уплаченных организацией, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц у источника выплаты в полном объеме по ставке 13 %.