Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость

         

О налоге на добавленную стоимость

   
     И.И. Белова  
         

Представление декларации организацией, у которой в течение квартала не возникло объекта обложения НДС

     
     Когда должна представляться в налоговый орган декларация по НДС организацией, у которой не возникло в течение квартала объекта обложения НДС?
     
     Согласно п. 1 раздела 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (далее - Инструкция по заполнению декларации по НДС) при отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют декларацию по НДС в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Вышеуказанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.
     
     Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающими 1 млн руб. без учета налога, налоговый период установлен п. 2 ст. 163 НК РФ как квартал.
     
     Следовательно, организация, у которой отсутствует объект обложения НДС, должна представлять в налоговый орган декларацию по НДС ежеквартально (представляются титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации).
         

Представление декларации по НДС садоводческим товариществом

     
     Садоводческое товарищество привлечено к ответственности за непредставление декларации по НДС. Считаем наложение штрафа неправомерным, поскольку товарищество реализацией товаров (работ, услуг) не занималось и поэтому плательщиком НДС не являлось.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации являются плательщиками НДС.
     

     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     НК РФ не устанавливает какие-либо иные правила представления декларации по НДС налогоплательщиками, у которых объект обложения НДС отсутствует.
     
     Следовательно, налогоплательщик обязан представить декларацию по НДС также в случае отсутствия у него по итогам конкретного налогового периода объекта обложения НДС.
     
     Таким образом, привлечение садоводческого товарищества к налоговой ответственности в указанном в вопросе случае правомерно.
     
     Одновременно сообщаем, что при наличии смягчающих ответственность обстоятельств согласно ст. 112 НК РФ сумма наложенного налоговым органом штрафа судом может быть уменьшена.
        

Оформление счетов-фактур

     
     Налоговый орган отказал организации в вычете НДС в связи с тем, что в представленном счете-фактуре указаны сведения о поставщике товаров, не соответствующие действительности. Поставщик товаров по вышеуказанному в счете-фактуре адресу не зарегистрирован. Правомерны ли действия налогового органа?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам по НДС подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные в ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
     
     В п. 5 ст. 169 НК РФ приводятся сведения, которые должны быть указаны в счете-фактуре. Из содержания п. 5 ст. 169 НК РФ следует, что в счете-фактуре должны содержаться достоверные данные о поставщике, в частности его наименование, адрес и идентификационный номер.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного в п. 5 и 6 ст. 169 настоящего Кодекса, не могут служить основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     Таким образом, счет-фактура, содержащий недостоверные сведения о поставщике товаров, считается составленным и выставленным с нарушением установленного порядка и поэтому не может служить основанием для принятия к вычету сумм НДС.
     
     Подразделение вневедомственной охраны за оказанные им охранные услуги выставило покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС. Подлежит ли уплате в бюджет полученная сумма НДС?
     
     Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 N 10500/03 услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под понятие услуг, указанных в подпункте 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
     

     Следовательно, вышеуказанные услуги не признаются объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
     
     - лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
     
     - налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
     
     Таким образом, подразделение вневедомственной охраны при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС обязано уплатить сумму налога в бюджет.
     
     При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
          

Подтверждение права на возмещение НДС посредством международной авиационной накладной

     
     Является ли международная авиационная накладная обязательным документом для подтверждения права на возмещение НДС при осуществлении вывоза в таможенном режиме экспорта товаров ручной кладью в личном багаже авиапассажиров?
     
     Пунктом 1 ст. 165 НК РФ определен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при реализации товаров, указанных в подпунктах 1 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено представление в налоговые органы копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Налогоплательщик вправе представить любой из вышеперечисленных документов с учетом особенностей, которые зависят от перевозки товаров конкретным видом транспорта за пределы территории Российской Федерации.
     
     При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации подпунктом 4 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено представление в налоговые органы копии международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П положение абзаца четвертого подпункта 4 п. 1 ст. 165 НК РФ признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему смыслу в общей системе правового регулирования оно не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации товаров в таможенном режиме экспорта посредством представления в налоговые органы налогоплательщиком для реализации предусмотренного п. 1 ст. 164 НК РФ права на применение ставки 0 % по НДС иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию, наряду с другими обязательными документами.
     
     Таким образом, налоговые органы не должны формально подходить к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком права, предусмотренного п. 1 ст. 164 НК РФ, а обязаны исследовать фактическую принадлежность тех или иных документов к транспортным, товаросопроводительным документам.
          

Восстановление ранее принятого к вычету НДС

     
     Налоговый орган в феврале 2004 года вынес решение о необходимости восстановления организацией ранее принятого к вычету НДС, невзирая на то что организация перешла на уплату единого сельскохозяйственного налога. Правомерны ли действия налогового органа?
     
     Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”" внесены изменения в ст. 346.3 главы 26.1 НК РФ, которые касаются порядка и условий перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения.
     
     Согласно п. 8 ст. 346.3 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
     
     В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
     
     Учитывая вышеизложенное, требование налогового органа по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС в указанном случае неправомерно.