Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(108)11`2004  

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
          

Налогообложение услуг по пересылке бесплатных образцов

     
     Организация безвозмездно пересылает покупателям образцы своей продукции и начисляет НДС с безвозмездной реализации по рыночной стоимости. Может ли организация предъявить к вычету "входной" НДС по услугам по пересылке бесплатных образцов?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их приобретения для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях обложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, по мнению автора, являются объектом обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные организацией по услугам по пересылке бесплатных образцов своей продукции, должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке.
          

Исчисление НДС налоговым агентом на основании контракта с иностранным юридическим лицом

     
     В контракте с иностранным юридическим лицом и инвойсе на информационные услуги не выделен НДС. Как исчислить этот налог налоговому агенту?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками -- иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС. При этом согласно п. 2 данной статьи НК РФ налоговая база определяется налоговыми агентами -- организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах, приобретающими на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.
     
     При оплате иностранному лицу услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговые агенты определяют ставку НДС на основании п. 4 ст. 164 НК РФ как процентное отношение налоговой ставки 18 % к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на этот размер налоговой ставки.
     

     Если в стоимости услуг, реализуемых иностранным лицом на территории Российской Федерации, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет на территории Российской Федерации, не учтена, уплата этого налога, по мнению автора, должна производиться за счет собственных средств налогового агента исходя из налоговой ставки 18 %.
          

Представление налоговой декларации

     
     Строительная организация, численность работников которой менее 100 человек, применяет общий порядок налогообложения. Может ли эта организация, являясь малым предприятием, представлять налоговые декларации и платить НДС ежеквартально, независимо от объема выручки?
     
     На основании п. 6 ст. 174 НК РФ уплачивать НДС и представлять в налоговые органы налоговую декларацию ежеквартально имеют право только те налогоплательщики, у которых суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышают ежемесячно в течение квартала 1 млн руб. Налогоплательщикам, являющимся малыми предприятиями, но получающим выручку от реализации товаров (работ, услуг) свыше 1 млн руб., вышеуказанного права положениями НК РФ не предоставлено.
          

Оформление расчетных документов

     
     Комитент перечисляет комиссионеру средства на закупку товаров. Надо ли в платежном поручении указывать НДС?
     
     Пунктом 4 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что в расчетных документах, в том числе платежных поручениях, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.
     
     Кроме того, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг). В данном случае документом, подтверждающим фактическую уплату налога, является платежное поручение.
     
     Таким образом, для принятия к вычету сумм НДС по товарам, закупленным комитентом через комиссионера, в платежном поручении необходимо указывать суммы НДС отдельной строкой.
          

Включение в налоговую базу по НДС сумм штрафных санкций

     
     Согласно решению суда в пользу организации присуждены штрафные санкции за нарушение покупателем условий договора поставки товаров. Правомерно ли рассматривать такие штрафные санкции как операции, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), и самостоятельно выделять НДС из сумм штрафных санкций, полученных по решению суда? Когда и по какой ставке надо начислять НДС к уплате в бюджет, если учетная политика организации в целях НДС "по оплате", а суммы штрафных санкций получены в 2004 году по товарам, реализованным в 2003 году?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     

     Суммы штрафных санкций, полученные организацией, реализующей товары, по решению суда за нарушение покупателем условий договора поставки товаров, в целях применения НДС следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой вышеуказанных товаров.
     
     Таким образом, вышеуказанные денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС.
     
     Пунктом 4 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), сумма НДС определяется расчетным методом. Поскольку в данном случае товары реализованы в 2003 году, то при получении в 2004 году штрафных санкций за нарушение покупателем условий договора поставки товаров НДС исчисляется расчетным методом исходя из ставки НДС, указанной в счете-фактуре, выставленному по таким товарам, то есть 20 %.
          

Налогообложение иностранных лиц

     
     Для контроля формирования партий товаров, отгружаемых иностранным лицом, российская организация заключила договор с другим иностранным лицом. Обязана ли российская организация уплачивать НДС как налоговый агент в отношении услуг по контролю вышеуказанных партий товаров?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если движимое имущество находится на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по контролю за формированием партий товаров, находящихся за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается, и реализация таких услуг объектом обложения НДС не является.
     
     Учитывая вышеизложенное, при оплате услуг иностранного юридического лица услуг, российская организация уплачивать НДС в бюджет не должна.
          

Налогообложение денежных средств, направляемых из бюджета на покрытие льгот

     
     Каково налогообложение денежных средств, направленные из бюджета на покрытие льгот отдельным категориям граждан?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС независимо от источника финансирования.
     
     Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, денежные средства, получаемые из соответствующего бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по НДС.
     

     Что касается денежных средств, выделяемых из бюджета на покрытие фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, то на основании вышеуказанных положений главы 21 НК РФ такие денежные средства в налоговую базу по этому налогу не включаются.
     
     Вышеизложенный порядок применения НДС в отношении денежных средств, выделяемых из бюджета, соответствует положениям п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
          

Налогообложение товаров, реализуемых на экспорт

     
     В тексте внешнеторгового контракта указано, что сумма контракта включает все налоги, которые поставщик должен уплатить в соответствии с российским законодательством. Как рассчитать сумму НДС, если право на применение ставки 0 % не подтверждено в течение 180 дней и товары подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставке 18 %?
     
     Поскольку в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении товаров, реализуемых на экспорт, должна применяться налоговая ставка в размере 0 %, упоминание в экспортном контракте о включении в цену контракта всех налогов, которые должны уплачиваться экспортером в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не является основанием для исчисления НДС расчетным методом по экспортируемым товарам, по которым ставка в размере 0 % не подтверждена. Поэтому на основании п. 9 ст. 165 НК РФ при поставках товаров на экспорт в рамках вышеуказанных контрактов и в случае неподтверждения правомерности применения ставки налога в размере 0 % операции по реализации экспортируемых товаров подлежат налогообложению по ставке в размере 10 (18) %.
          

Определение момента начисления пени на недоимку по НДС

     
     С какого момента должны начисляться пени на недоимку по НДС, возникшую при исчислении суммы налога в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в течение 180 дней: со дня, следующего за днем, когда истек срок уплаты налога за тот налоговый период, в котором право собственности на товары перешло к покупателю, либо со дня, следующего за днем, когда истек срок уплаты налога за тот налоговый период, в котором наступил 181-й день с момента перехода права собственности на товары?
     
     Пунктом 9 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что, если полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 %, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) товаров.
     
     Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     

     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога, при неподтверждении правомерности применения ставки НДС в размере 0 % в отношении экспортируемых товаров пеня начисляется начиная с 21-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществлена отгрузка (передача) данных товаров.
          

Налогообложение авансов в счет предстоящих поставок экспортируемых товаров

     
     Российская организация заключила договор на поставку комплектующих изделий с российской организацией-экспортером (покупателем) для дальнейшей поставки на экспорт. Организация-экспортер осуществляет финансирование изготовления комплектующих изделий и выплачивает организации аванс в размере 40 % от суммы договора. Изготавливаемая продукция включена в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602. Правомерно ли применение организацией освобождения от обложения НДС полученных авансов, предусмотренного п. 5 вышеуказанного постановления Правительства РФ?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок экспортируемых товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 0 %, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ), в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 % применяется в отношении товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств--участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом применение ставки НДС в размере 0 % в отношении товаров, реализуемых российскими организациями организациям-экспортерам, положениями данной статьи НК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, авансовые платежи, получаемые российской организацией от организации-экспортера в счет предстоящих поставок комплектующих изделий, которые организация-экспортер в дальнейшем реализует на экспорт, подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
     
     Что касается п. 5 Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 0 %, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 процентов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602, то данным пунктом вышеуказанного Порядка предусмотрен перечень документов, подтверждающих правомерность освобождения от обложения НДС авансовых платежей, полученных от иностранных покупателей организацией-экспортером, финансирующей производство на территории Российской Федерации товаров с длительным производственным циклом, а не авансовых платежей, полученных организациями, производящими вышеуказанные товары, от организаций-экспортеров.