Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение простого товарищества


О налоге на прибыль

     
     С.Г. Сергиенко

          

Налогообложение простого товарищества

     
     Организация является участником договора простого товарищества и осуществляет ведение общих дел простого товарищества. Из положений ст. 278 Налогового кодекса Российской Федерации можно понять, что участник, ведущий общие дела простого товарищества, распределяет доходы (а не прибыль), что приводит к увеличению налоговой базы участника простого товарищества. Как правильно поступать при применении вышеуказанной статьи Кодекса?
     
     Согласно главе 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
     
     Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально вкладам товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.
     
     Статья 278 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества.
     
     Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан сообщать ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
     
     Доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков - участников товарищества и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении ими не учитываются.
     
     Поскольку глава 25 НК РФ не содержит специальной статьи, определяющей порядок учета расходов участником товарищества, осуществляющим учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, то расходы товарищества должны учитываться применительно к порядку, установленному для организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль.
     
     Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, сообщает каждому участнику товарищества о суммах причитающихся (распределяемых) доходов, которые определяются в вышеназванном порядке от прибыли, полученной товариществом за соответствующий отчетный (налоговый) период. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

         

Определение срока полезного использования основных средств

     
     Организация в производственных целях приобрела здание, по которому срок полезного использования, установленный постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, полностью истек. Какой срок полезного использования для расчета амортизационных отчислений для целей налогообложения следует установить для такого здания?
     
     В соответствии с п. 12 ст. 259 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, имеет право определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
     
     Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

          

Учет процентов с сумм задолженности по налогам и сборам

     
     В каком порядке учитываются проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 269 НК РФ под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие займы, банковские или иные заимствования независимо от формы их оформления. Вышеуказанные виды заимствований осуществляются на основании заключаемых договоров гражданско-правового характера, то есть основываются на согласии всех сторон сделки.
     
     Что касается процентов с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемых в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, то они уплачиваются на основании публично-правовых норм, предписывающих независимо от желания юридического лица, реструктуризирующего свою задолженность, вносить вышеуказанные проценты в бюджет.
     
     Таким образом, проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в вышеназванном порядке, не могут быть отнесены к заимствованиям, перечисленным в ст. 269 НК РФ, и следовательно, не подлежат включению в состав расходов на основании подпункта 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.
      

Исчисление налога на прибыль по услугам, оказанных бюджетному учреждению

     
     Организация по договору оказывает бюджетному учреждению услуги. Должна ли организация исчислять налог на прибыль по полученным средствам от оказания услуг такому учреждению?
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
     
     В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, организации, оказывающие услуги бюджетному учреждению, должны исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
          

Учет расходов по договорам подряда, заключенным с физическими лицами - штатными сотрудниками организации

     
     Включаются ли в расходы, уменьшающие налоговую базу для исчисления налога на прибыль организаций, вознаграждения за выполненные работы производственного характера по договорам подряда, заключенным с физическими лицами - штатными сотрудниками данной организации?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации - налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями (п. 21 ст. 255 НК РФ).
     
     Расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации, согласно подпункту 41 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
     
     Таким образом, положениями главы 25 НК РФ не предусмотрен учет расходов, связанных с выплатой вознаграждения за выполненные работы производственного характера по договорам подряда, заключенным с физическими лицами штатными сотрудниками данной организации.
          

Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

     
     С 1 января 2004 года вступила в силу новая редакция главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ. Сохраняется ли для предприятий освобождение от уплаты налога на прибыль по прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятий сельскохозяйственной продукции, предусмотренное абзацем третьим ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) с 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 НК РФ.
     
     Статьей 2 Закона N 110-ФЗ признан утратившим силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), за исключением установленных ст. 1, 2, 6, 9, 10, 10.1 порядка исчисления налоговой базы и порядка применения налоговых льгот, которые утрачивают силу в установленном порядке.
     
     Абзацем третьим ст. 2 Закона N 110-ФЗ определено, что предусмотренный абзацем первым п. 5 ст. 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода вышеуказанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от уплаты налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу Закона N 110-ФЗ.
     
     Вышеприведенный текст изложен в редакции Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом изменений и дополнений), согласно которому часть вторая НК РФ дополнена главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)".
     
     Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) в главу 26.1 НК РФ внесены изменения. Положения Закона N 147-ФЗ вступили в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (за исключением ст. 2 вышеуказанного Закона).
     
     Необходимо отметить, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно изменилась, в частности, установлена добровольность перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога; порядок перехода на уплату вышеуказанного налога установлен главой 26.1 НК РФ. Ранее этот налог вводился в действие на территории субъекта Российской Федерации решением законодательной власти этого субъекта и был обязательным для всех налогоплательщиков, которые подпадали под его действие.
     
     Законом N 147-ФЗ внесены изменения в абзац третий ст. 2 Закона N 110-ФЗ, в результате которых льгота по уплате налога на прибыль сохранена только для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов). Освобождение от уплаты налога на прибыль для них действует до 1 января 2005 года.
     
     Одновременно Закон N 110-ФЗ дополнен ст. 2.1, в соответствии с которой налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих размерах:
     
     - в 2004-2005 годах - 0 %;
     
     - в 2006-2008 годах - 6 %;
     
     - в 2009-2011 годах - 12 %;
     
     - в 2012-2014 годах - 18 %;
     
     - начиная с 2015 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
     
     При этом определены размеры ставок для зачисления налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Установлено, что законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.