Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Респуб


Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан"*1

     _____
     *1. Для удобства пользования текст постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 15-П (в извлечениях) и комментарий к нему совмещены в одном документе; при этом текст постановления выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     

Комментарий

     
     Л.А. Короткова,
юрист

     
     Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 16.07.2004 N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан".
     
     В части 5 ст. 59 "Ведение дел в арбитражном суде через представителей" главы 6 "Представительство в арбитражном суде" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) содержится положение, которое фактически ограничивало число представителей организаций в арбитражном процессе.
     
     Согласно данной норме АПК РФ представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате вышеуказанных организаций, либо адвокаты.
     
     Данная норма АПК РФ вступила в силу с 1 сентября 2002 года при введении в действие новой редакции настоящего Кодекса.
     
     В ранее действовавшей редакции АПК РФ представителем организации в суде мог быть любой гражданин, имевший надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде (ст. 48 АПК РФ, в редакции, действовавшей до 1 сентября 2002 года).
     
     Таким образом, с 1 сентября 2002 года интересы организаций в арбитражном суде могли представлять либо руководители организации, либо лица, состоящие в штате данной организации, либо адвокаты.
     
     Необходимо отметить, что в п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" обращалось внимание арбитражных судов на то, что полномочия руководителей организаций, выступающих от имени организаций в арбитражном суде, должны быть подтверждены представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами; полномочия лиц, состоящих в штате организации, на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, в которой должна быть указана занимаемая представителем на основании трудового договора должность в этой организации (подобная информация может быть указана в ином документе).
     
     Данное положение создавало серьезные проблемы для крупных холдингов: во-первых, их интересы в региональных судах нередко отстаивают юристы дочерних компаний, не состоящие в штате головной компании; во-вторых, штатные сотрудники головной организации также оказывают помощь дочерним компаниям, в штате которых они не состоят. Вместо того чтобы использовать собственных юристов, которые хорошо знают суть спора, организации были вынуждены нанимать адвокатов.
     
     Частнопрактикующие юристы, юридические и аудиторские фирмы, не имевшие в своем штате адвокатов и оказывавшие помощь организациям по налоговым вопросам, были лишены возможности представлять интересы организаций в суде, или же организация, заинтересованная в их участии в процессе, была вынуждена принимать частнопрактикующих юристов, а также сотрудников юридических и аудиторских фирм в штат по совместительству на время судебного разбирательства, либо данные лица были вынуждены пополнять ряды адвокатов.
     
     Учитывая, что по налоговым спорам, как правило, сумма требований исчисляется в миллионах и миллиардах рублей, а размер гонорара адвоката исчисляется в процентах от размера требований, нововведения арбитражного законодательства вылились большинству организаций в немалые суммы расходов.
     
     При этом в отличие от организаций граждане в силу части 3 ст. 59 АПК РФ имеют право выбирать в качестве своих представителей в арбитражном суде не только адвокатов, но и иных оказывающих юридическую помощь лиц.
     
     В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ) указано, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (ст. 49 ГПК РФ).
     
     В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрено, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо, чьи полномочия удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (п. 2 и 3 ст. 25.5 КоАП РФ).
     
     Таким образом, в отличие от граждан в арбитражном процессе и от всех участников гражданского процесса, а также в отличие от производства по административным правонарушениям организации фактически лишались возможности в арбитражном процессе пользоваться квалифицированной юридической помощью со стороны избранных ими по своему усмотрению представителей.
     
     Данные обстоятельства приводили к адвокатской монополии на защиту интересов организаций в арбитражном суде, что собственно и было выражено в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате вышеуказанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
     
     Согласно принятому Конституционным Судом Российской Федерации постановлению от 16.07.2004 N 15-П часть 5 ст. 59 АПК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 123 (часть 3) в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.
     
     При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.
     
     ...В отличие от граждан организации по своей правовой природе лишены возможности непосредственно участвовать в судопроизводстве, а потому дела организаций ведут в арбитражном суде их органы в лице руководителей или другие, по их выбору, представители (части 4 и 5 статьи 59, статья 61 АПК Российской Федерации). <...>
     
     Исходя из конституционной природы правосудия, осуществление которого возложено на суды как органы государственной (судебной) власти (статья 10; статья 11, часть 1; статья 118, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и обязанности государства гарантировать каждому судебную защиту, в том числе путем определения порядка получения квалифицированной юридической помощи, а также особых требований, предъявляемых к членам адвокатских образований, законодатель ... должен обеспечивать баланс публичных интересов и прав и законных интересов лица при выборе представителя для судебной защиты, не допуская несоразмерного ограничения как права на судебную защиту, так и права на получение квалифицированной юридической помощи. <...>
     
     ...государство, допуская в действующей системе правового регулирования возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей организаций штатных сотрудников либо адвокатов, а в качестве представителей граждан - иных, помимо адвокатов, лиц, оказывающих юридическую помощь, тем самым, по существу, не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и, следовательно, не гарантирует ее надлежащий уровень, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате. <...>
     
     ...сама по себе организационно-правовая форма участника судопроизводства (физическое либо юридическое лицо, гражданин либо организация) не предопределяет различия в условиях и характере оказываемой ему юридической помощи при представительстве в арбитражном процессе и не свидетельствует о существовании таких различий. Следовательно, вводящая названный критерий часть 5 статьи 59 АПК Российской Федерации при том, что индивидуальные предприниматели и иные граждане в арбитражном процессе (а в гражданском процессе - и организации) не ограничены в выборе представителя, не отвечает принципам соразмерности и справедливости, которые должны соблюдаться при ограничении в конституционно значимых целях свободы договоров, свободного использования своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Тем самым нарушается и конституционный принцип юридического равенства, поскольку адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, включая представительство в суде. <...>
     
     Таким образом, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 15-П предоставило возможность организации выбирать своего представителя для ведения дела в арбитражном процессе, в том числе по налоговым спорам, не ограничиваясь штатными сотрудниками организации либо адвокатами.
     
     Вместе с тем необходимо учитывать и то, что представление интересов организации (ведение дела) в арбитражном процессе в данном случае возможно на основании доверенности, оформленной в соответствии с положениями ст. 61 и 62 АПК РФ, подписанной руководителем представляемой организации или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скрепленной печатью данной организации.