Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации


Об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

     
     T.A. Трапезникова,
зам. председателя Арбитражного суда Пермской области

А.Н. Саксонова,
помощник зам. председателя Арбитражного суда Пермской области
     
     Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачиваются всеми индивидуальными предпринимателями.
     
     Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что страхователи, поименованные в подпункте 2 п. 1 ст. 6 этого Закона, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
     
     Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа, который установлен равным 150 руб. в месяц, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 100 руб., на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 руб.
     
     Действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей - пенсионеров, в том числе инвалидов I, II и III групп, от уплаты минимального размера фиксированного платежа.
     
     Фиксированные платежи подлежат уплате индивидуальными предпринимателями независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности в соответствующем налоговом периоде, а также от периода времени ее осуществления.
     
     Законом N 167-ФЗ не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и в случае временного приостановления ими своей предпринимательской деятельности и отсутствия доходов от такой деятельности.
     
     Только при окончательном прекращении индивидуальными предпринимателями своей деятельности и снятии с налогового учета в соответствии с действующим законодательством прекращается и обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
     
     Для определения подведомственности дела арбитражному суду органы пенсионного фонда вправе приложить к заявлению о взыскании обязательных платежей заверенную надлежащим образом выписку из государственного реестра, на основании которой осуществляется регистрация юридического лица или предпринимателя в качестве страхователя.
     

     С 1 января 2004 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Статьей 7 вышеназванного Федерального закона внесены изменения в ст. 11 Закона N 167-ФЗ.
     
     Согласно ст. 11 Закона N 167-ФЗ регистрация в качестве страхователей работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР, осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Таким образом, в целях регистрации в качестве страхователей организаций и индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не предусмотрено представление ими свидетельств о государственной регистрации.
     
     Вместе с этим органы ПФР в силу ст. 25 Закона N 167-ФЗ наделены полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке.
     
     Согласно п. 4 части 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к исковому заявлению, направляемому в арбитражный суд, прилагаются копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
     
     Принимая во внимание вышеизложенное, для подтверждения статуса ответчика достаточным является приложение к заявлению о взыскании обязательных платежей заверенной надлежащим образом выписки из государственного реестра, на основании которой осуществляется регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве страхователя.
     
     С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан, в том числе связанные с осуществлением ими ранее предпринимательской деятельности, арбитражному суду неподведомственны.
     

     Отделение ПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с гражданина недоимки по страховым взносам в ПФР.
     
     Поскольку на момент обращения в арбитражный суд гражданин не имел статуса индивидуального предпринимателя, определением арбитражного суда производство по делу прекращено на основании п. 1 части 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
     
     Постановлением апелляционной инстанции определение арбитражного суда оставлено без изменения.
     
     Суд кассационной инстанции, проверив законность судебных актов, оснований для их отмены не установил.
     
     В силу ст. 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций.
     
     С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием вышеуказанных граждан, в том числе и связанные с осуществлением ими ранее предпринимательской деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции, за исключением случая, если такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
     
     На момент обращения отделения ПФР в арбитражный суд с настоящим заявлением гражданин утратил статус индивидуального предпринимателя; следовательно, спор о взыскании с него недоимки по страховым взносам не подлежал рассмотрению арбитражным судом.
     
     Производство по настоящему делу арбитражным судом было прекращено правомерно.
     
     Начисление пеней за неуплату (неполную уплату) индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированных платежей за 2003 год производится только по окончании расчетного периода начиная с 1 января 2004 года.
     
     В соответствии с п. 1, 4, 5 ст. 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый день календарной просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
     

     В силу п. 4 ст. 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ. Во исполнение вышеуказанной нормы Правительством РФ принято постановление от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа" (далее - Постановление N 148), в п. 4 которого установлено, что фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
     
     При этом следует исходить из того, что понятие страхового взноса в виде фиксированного платежа является единым, а законодателем различается лишь размер этого платежа - минимальный либо превышающий минимальный.
     
     Таким образом, срок уплаты установлен Постановлением N 148 именно для фиксированного платежа вне зависимости от его размера.
     
     С учетом вышеизложенного в случае неуплаты за 2003 год страховых взносов в виде фиксированного платежа правомерным является начисление пени с 1 января 2004 года в порядке, предусмотренном ст. 26 Закона N 167-ФЗ.
     
     Таким образом, в течение года индивидуальные предприниматели могут платить взносы, как им удобно: ежемесячно, ежеквартально, единовременным платежом за год или в любом другом порядке. В нормативном порядке определен только последний день уплаты взносов - 31 декабря текущего года.
     
     Законом N 167-ФЗ не предусмотрено начисление пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей.
     
     Орган ПФР обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с организации недоимки и пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам в ПФР.
     
     Решением арбитражного суда требования органа ПФР были удовлетворены в части взыскания недоимки по страховым взносам. Во взыскании пеней было отказано.
     
     Суд кассационной инстанции оставил решение арбитражного суда без изменения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. Под расчетным периодом понимается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
     
     Пунктом 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
     

     В силу п. 2 ст. 26 Закона N 167-ФЗ пенями признается установленная вышеуказанной статьей настоящего нормативного акта денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Законом сроки.
     
     Следовательно, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца.
     
     Этот вывод подтверждается также тем, что согласно абзацу третьему п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей отражаются страхователем в расчете, который представляется по итогам отчетного периода.
     
     Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов возможно только с определенного момента - по итогам квартала и с учетом порядка, установленного вышеприведенными нормами. Начисление пеней по ежемесячным платежам не предусмотрено ни Законом N 167-ФЗ, ни Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
     
     Закон N 167-ФЗ не содержит положений о предоставлении льгот по уплате страховых взносов, как это предусмотрено в ст. 239 НК РФ для уплаты единого социального налога.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР.
     
     Из вышеприведенной нормы Закона N 167-ФЗ следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в ПФР, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации. Вышеуказанные страховые взносы не относятся к числу налогов.
     
     Следовательно, организации, перечисленные в ст. 239 НК РФ, освобождаются только от уплаты единого социального налога, но при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном объеме, поскольку специальной нормы для предоставления льготы по их уплате Закон N 167-ФЗ не содержит.
     
     Вышеуказанное согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в решении от 30.12.2002 по делу N 9132/02, согласно которой ст. 239 НК РФ, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
     

     Заявление о взыскании с предпринимателя задолженности по уплате страховых взносов должно быть подано в арбитражный суд с соблюдением шестимесячного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
     
     Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с требованием взыскать с предпринимателя недоимку в размере 952,20 руб. и пени по страховым взносам за 2002 год.
     
     Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления Управления ПФР было отказано.
     
     Постановлением апелляционной инстанции решение было оставлено без изменения.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
     
     Согласно ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии со ст. 34.1 НК РФ внебюджетные фонды пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.
     
     В силу п. 3 ст. 48 НК РФ, ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании налога и пени может быть подано в арбитражный суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Иное Законом N 167-ФЗ не установлено.
     
     Поскольку направленное индивидуальному предпринимателю требование об уплате задолженности предусматривает срок его исполнения до 31 марта 2003 года, а заявление в арбитражный суд подано пенсионным фондом 11 ноября 2003 года, то есть за пределами шестимесячного срока, то арбитражным судом правомерно отказано в удовлетворении заявления о взыскании задолженности с индивидуального предпринимателя в судебном порядке.
     
     Взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с работодателей может производиться в течение трех лет начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
     
     Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с акционерного общества задолженности по страховым взносам в ПФР в сумме 2 972 165 руб., образовавшейся за период до 1 января 2001 года и выявленной в ходе выездной налоговой проверки.
     

     Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из отсутствия оснований для взыскания с общества вышеуказанной суммы страховых взносов в 2003 году.
     
     Суд кассационной инстанции признал вывод арбитражного суда правильным.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
     
     Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что задолженность по страховым взносам в ПФР в оспариваемой сумме образовалась в 1999 году.
     
     Таким образом, требования налогового органа предъявлены без учета положений подпункта 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, ст. 87 НК РФ, которые в силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ подлежат применению к данным правоотношениям и из которых следует, что взыскание недоимки по страховым взносам может производиться в течение трех лет начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
     
     Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
     
     Общие принципы применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах распространяются в том числе в области отношений, возникающих в процессе осуществления контроля со стороны органов государственных внебюджетных фондов.
     
     Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия финансовых санкций на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный законом срок сведений за 2002 год об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих на предприятии застрахованных лиц.
     
     Решением суда первой инстанции требования заявителя были удовлетворены.
     
     Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходила из нарушения органом ПФР порядка привлечения страхователя к ответственности, предусмотренного НК РФ.
     

     Суд кассационной инстанции признал данный вывод арбитражного суда о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений НК РФ правильным в силу нижеследующего.
     
     Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", законодательства о налогах и сборах, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом, а одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является согласно ст. 3 Закона N 27-ФЗ создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
     
     Таким образом, представление в территориальные органы ПФР документов и сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, является составной частью контроля за уплатой страховых взносов.
     
     Следовательно, в силу подпункта 6 п. 2 ст. 1 НК РФ общие принципы применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, установленные главой 15 НК РФ, распространяются в том числе в области отношений, возникающих в процессе осуществления контроля со стороны органов государственных внебюджетных фондов (абзац первый ст. 2, п. 7 ст. 9, п. 1 ст. 34.1 НК РФ, ст. 16 Закона N 27-ФЗ).
     
     Согласно ст. 106, 109 НК РФ правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние. При отсутствии вины лица в совершении правонарушения оно не может быть привлечено к ответственности. Иные правила применения положений об ответственности за совершение правонарушений законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрены.
     
     Из материалов дела можно сделать вывод, что предприятие неоднократно предпринимало попытки представить спорные сведения на электронном носителе. В первом случае сведения не были приняты, поскольку программа приема не была установлена; во втором и третьем случаях сведения не были приняты по причине неисправности компьютера.
     

     Таким образом, вина предприятия в несвоевременном представлении сведений отсутствовала. В силу п. 2 ст. 109 НК РФ это является обстоятельством, исключающим привлечение общества к ответственности.
     
     Суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционной инстанции без изменения.
     
     Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, предусмотренные ст. 112 НК РФ, за совершение правонарушений в области законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются арбитражным судом и учитываются им при взыскании финансовых санкций в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
     
     Орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя финансовых санкций на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный законом срок сведений за 2002 год об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у индивидуального предпринимателя застрахованных лиц.
     
     Решением суда первой инстанции требования заявителя были удовлетворены.
     
     Кассационная инстанция изменила решение суда по следующим основаниям.
     
     Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 1 НК РФ настоящий Кодекс устанавливает, в частности, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе ответственность за совершение налоговых правонарушений, которыми в силу ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
     
     Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, то в силу подпункта 6 п. 2 ст. 1 НК РФ общие принципы применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, установленные главой 15 НК РФ, распространяются в том числе в области отношений, возникающих в процессе осуществления контроля со стороны органов государственных внебюджетных фондов (абзац 1 ст. 2, п. 7 ст. 9, п. 1 ст. 34.1 НК РФ, ст. 16 Закона N 27-ФЗ).
     
     Поскольку из материалов дела следует, что в нарушение требований п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ индивидуальный предприниматель представил сведения - ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год только 24 марта 2003 года (по сроку представления 1 марта 2003 года), вина страхователя в совершении правонарушения установлена арбитражным судом.
     

     Следовательно, индивидуальный предприниматель был правомерно привлечен органом государственного внебюджетного фонда к финансовой ответственности на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
     
     Между тем, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства (незначительность просрочки представления сведений), суд кассационной инстанции применил к спорным отношениям ст. 112, 114 НК РФ и уменьшил общий размер взыскиваемых санкций.
     
     Финансовые санкции за неполное представление сведений по страховым взносам и страховому стажу (10 % причитающихся за отчетный период платежей в орган ПФР) следует определять от суммы платежей только в отношении лиц, сведения по которым не представлены или представлены не в полном объеме.
     
     Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (ООО) финансовых санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений. Поводом для обращения с заявлением в арбитражный суд послужил факт привлечения 000 к ответственности за представление неполных (без учета 19 работников) сведений по страховым взносам и страховому стажу за 2002 год, предусмотренных Законом N 27-ФЗ.
     
     В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к самостоятельно уплачивающим взносы работодателям и гражданам применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей в ПФР. Взыскание вышеуказанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
     
     Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что по смыслу ст. 17 Закона N 27-ФЗ финансовые санкции (10 % причитающихся за отчетный период платежей в ПФР) следует определять от суммы платежей только в отношении тех лиц, по которым представлены неполные (не в полном объеме) либо вообще не представлены сведения.
     
     Суд кассационной инстанции признал данный вывод арбитражного суда правильным исходя из нижеследующего.
     

     Из материалов дела можно сделать вывод, что ООО в установленный ст. 11 Закона N 27-ФЗ срок не представлены индивидуальные сведения в отношении 19 работников; следовательно, за непредставление сведений именно в отношении вышеуказанных лиц с ответчика подлежала взысканию финансовая санкция. В остальной части заявленных требований органу ПФР судом было правомерно отказано в удовлетворении иска.