Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Должны ли учитываться в целях налогообложения прибыли амортизационные отчисления по основным средствам, которые были приобретены за счет средств регионального целевого бюджетного фонда и были получены унитарным предприятием, занимающимся автодорожным строительством, в хозяйственное ведение в 2001-2002 годах?
     
     Порядок учета в целях налогообложения прибыли амортизационных отчислений по основным средствам, полученным в хозяйственное ведение, определялся до 2001 года совместным письмом МНС России и Минфина России от 06.08.2001 N ВГ-6-02/605/04-02-16/1, согласно которому для целей налогообложения не учитывалась амортизация, начисленная по объектам, полученным безвозмездно (затраты по приобретению которых организация не понесла).
     
     В то же время вышеуказанным письмом МНС России и Минфина России было разъяснено, что, учитывая специфику создания и функционирования унитарных предприятий, в распоряжение которых передавалось имущество, в частности, на праве хозяйственного ведения, по объектам основных средств, полученных в хозяйственное ведение и оперативное управление, амортизация, начисленная в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", подлежала включению в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемую для целей налогообложения прибыли.
     
     Таким образом, если основные средства, приобретенные унитарным предприятием в период до 2001 года за счет средств регионального целевого бюджетного фонда, находились с момента их приобретения в хозяйственном ведении у предприятия, то амортизационные отчисления по этим основным средствам подлежали включению в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемую для целей налогообложения прибыли.
     
     С 1 января 2002 года организации при налогообложении прибыли руководствуются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Статьей 256 НК РФ определено, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     
     Что касается основных средств, приобретенных унитарным предприятием начиная с 2002 года за счет средств, выделенных на вышеуказанные цели из целевого бюджетного фонда, то читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Пунктом 2 ст. 256 НК РФ определены виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации для целей налогообложения прибыли.
     
     К такому имуществу, в частности, отнесено имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.
     
     Статьей 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов либо иных поступлений и используемый по отдельной смете.
     
     В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.
     
     В свою очередь, законом о доходах и расходах целевого бюджетного дорожного фонда региона, в котором находится данное унитарное предприятие, определено, что финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности региона, а также с управлением дорожным хозяйством, осуществляется за счет целевых бюджетных средств, концентрируемых в целевом бюджетном дорожном фонде в составе республиканского бюджета.
     
     Таким образом, амортизационные отчисления по основным средствам, приобретенным унитарным предприятием начиная с 2002 года за счет средств целевого бюджетного дорожного фонда, не подлежат включению в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, поскольку вышеуказанные основные средства относятся к имуществу, приобретенному с использованием бюджетных средств целевого финансирования.
     
Н.Н. Белова
     
     Организация осуществляет лизинговые операции. Лизингополучатель уплачивает лизингодателю лизинговые платежи в сроки, предусмотренные договором.
     
     Кроме того, договором лизинга предусмотрено, что с лизингополучателя взимается плата на вознаграждение, которая расходуется на содержание аппарата управления лизингодателя. Плата на вознаграждение рассчитывается от стоимости объекта лизинга и вносится лизингополучателем в момент передачи объекта в лизинг.
     
     Что в данном случае будет являться доходом от реализации лизингодателя и будет ли вышеуказанная плата на вознаграждение облагаться налогом на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав.
     
     Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и (или) имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со ст. 271 или ст. 273 настоящего Кодекса.
     
     Доходы налогоплательщиков, применяющих метод начисления, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 271 НК РФ).
     
     Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга и передачей предмета лизинга лизингополучателю, осуществляется через лизинговые платежи, которые являются доходом лизингодателя. Доходы лизингодателя в виде лизинговых платежей учитываются для целей налогообложения как доходы, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, получаемые лизингодателем лизинговые платежи в полном объеме являются его доходом от реализации.
     
     При этом предусмотренные договором лизинга иные поступления, в данном случае плата за вознаграждение, также признаются доходом лизингодателя и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Малое предприятие осуществляет строительство (включая ремонтно-строительные работы) зданий банков, ГНИ, органов МВД России.
     
     Следует ли выручку от вышеуказанной деятельности учитывать при определении удельного веса строительных (ремонтно-строительных) работ в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), установленного Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для определения права организации на предоставление льготы по налогу на прибыль, определенной п. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 НК РФ?
     
     При предоставлении малым предприятиям льготы по налогу на прибыль, которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 НК РФ, следует руководствоваться пунктом 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений этого Закона) (далее - Закон N 2116-1).
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона N 2116-1 установлено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), - при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Вышеуказанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Методическими рекомендациями по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенными до государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации письмом Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@, разъяснялось, что по смыслу Закона N 2116-1 льготы предоставлялись малым предприятиям, осуществлявшим непосредственно строительство объектов, которые идентифицируются кодом группы 452 "Строительство завершенных зданий и сооружений или их частей" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
     
     При этом следует иметь в виду, что этим же кодом группы следует руководствоваться при установлении проводимых видов работ, относящихся к строительству, для определения права организации на вышеуказанную льготу по налогу на прибыль.
     
     При этом критерии отнесения объектов к жилищным, производственным, социальным и природоохранным Законом N 2116-1 не определены.
     
     Вместе с тем при решении вопроса об отнесении объектов к объектам социального назначения (социальной инфраструктуры) следовало руководствоваться совместным письмом Госкомстата России, Минфина России и Госналогслужбы России от 23.12.1992 N 17-1-17/179/04-02-04/ВГ-6-01/458, в котором был приведен перечень объектов жилищного и коммунального строительства, здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения, народного образования, культуры и искусства, бытового обслуживания населения, которые могут быть отнесены к объектам социальной инфраструктуры.
     
     Здания банков, ГНИ и органов МВД России в данном перечне не упомянуты.
     
     С учетом постановления Президиума ВАС РФ от 04.06.2002 N 12037/01, доведенного до налоговых органов письмом МНС России от 23.07.2002 N ШС-6-14/1059, льгота по налогу на прибыль, предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, предоставляется не только предприятиям, осуществляющим строительство определенных объектов, но и предприятиям, выполняющим ремонтно-строительные работы на объектах жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения.
     
     Таким образом, малые предприятия, осуществляющие строительство (включая ремонтно-строительные работы), при определении удельного веса выручки от вышеуказанных работ в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), установленного Законом N 2116-1, выручку, связанную со строительством (ремонтно-строительными работами) зданий банков, ГНИ, органов МВД России, в расчете вышеуказанного удельного веса не учитывают.
     
М.М. Щербинина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Пунктом 7 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     
     Какие расходы, связанные с оплатой проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска, относятся к расходам на оплату труда?
     
     Пунктом 7 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     
     Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определен порядок оплаты стоимости проезда лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
     
     При этом вышеуказанная категория лиц должна соответствовать понятию "иждивенец", приведенному в ст. 179 ТК РФ, согласно которому иждивенец - это нетрудоспособный член семьи, находящийся на полном содержании работника или получающий от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Возрастные критерии ребенка определены ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
     
     Таким образом, к расходам на оплату труда относятся расходы на оплату проезда (один раз в два года) к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), работника и нетрудоспособных членов семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей), находящихся на полном содержании работника.
     
     Малое предприятие (зарегистрированное в мае 2001 года) осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" операции с драгоценными камнями (огранка алмазов-вставок). Выпускаемая продукция реализуется другим организациям в качестве комплектующих для производства ювелирных изделий (в том числе на экспорт). Имеет ли вышеуказанное предприятие право на применение льготы по налогу на прибыль, предусмотренной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1?
     
     Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлено, что с 1 января 2002 года Закон N 2116-1 утрачивает силу (за исключением отдельных положений Закона, которые утрачивают силу в особом порядке).
     
     В частности, сохранена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, установленная п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, срок действия которой не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ и применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены, а именно: в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые

предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения - при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый год работы вышеуказанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в Законе N 2116-1 не содержится ограничений в части того, куда в дальнейшем - на экспорт или внутри страны - реализуются малыми предприятиями товары народного потребления.
     
     Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными Минэкономики России N МЮ-636/14-151 и Госкомстатом России N 10-0-1/246 от 27.07.1993, предусмотрено, что к товарам народного потребления относится промышленная и сельскохозяйственная продукция, используемая населением, как правило, для личного и общесемейного потребления, в домашнем хозяйстве, а также в мелкотоварном производстве, в том числе товары культурно-бытового и хозяйственного назначения и другие готовые непродовольственные изделия потребительского назначения, в том числе и ювелирные изделия.
     
     Понятие "ювелирное изделие" определено документом "Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея, основные термины и определения", зарегистрированным Роскомдрагметом и внесенным в реестр отраслевой регистрации 01.03.1995 за N 841230, согласно которому ювелирное изделие - это изделие, изготовленное из сплавов драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений, различных утилитарных предметов быта и/или для декоративных целей. При этом вышеуказанным документом предусмотрено, что вставка ювелирная является декоративным элементом, закрепленным в специальное посадочное место ювелирного изделия.
     
     Кроме того, в соответствии с приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным", принятым во исполнение постановления Правительства РФ от 30.06.1994 N 756, к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов.
     
     Как следует из вопроса, малое предприятие осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" операции с драгоценными камнями, а именно изменение физического состояния драгоценных камней при обработке - огранку алмазов-вставок.
     
     Таким образом, это предприятие производит не ювелирные изделия (то есть не товары народного потребления), а продукцию, которая используется в качестве комплектующих для производства ювелирных изделий. В связи с этим право на льготу по налогу на прибыль, установленную Законом N 2116-1, малое предприятие не имеет.
     
Т.М. Гуркова
     
     Следует ли предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, включать НДС и акцизы в выручку от реализации для расчета норматива на рекламные цели в соответствии со ст. 264 НК РФ?
     
     Пунктом 1 ст. 248 НК РФ определено, что к доходам организации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, при определении которых не учитываются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Вышеуказанное относится также к организациям, занятым торговой деятельностью. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со ст. 271 или 273 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что согласно п. 4 ст. 264 НК РФ для расчета норматива на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, для организаций, в том числе осуществляющих торговую деятельность, применяется показатель выручки от реализации товаров, то есть товарооборот, без учета НДС и акцизов.
     
     Частное охранное предприятие заключает договоры и берет под охрану объекты, расположенные в различных районах области. Так как объем предоставляемых услуг небольшой, то филиалы или представительства предприятием не создаются. Как в данном случае частному охранному предприятию следует исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций?
     
     Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ в целом по налогоплательщику (в соответствии с п. 2 ст. 288 настоящего Кодекса).
     
     Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     На основании вышеизложенного в случае, если частное охранное предприятие имеет в своем составе обособленные подразделения в различных муниципальных образованиях, то уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов муниципальных образований, осуществляется в соответствии с положениями ст. 288 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     По какой ставке необходимо начислять НДС при реализации сахарной свеклы?
     
     Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10 %, установлен п. 2 ст. 164 НК РФ.
     
     Согласно данному пункту ст. 164 НК РФ коды видов вышеуказанных товаров должны определяться Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. До настоящего времени данные коды Правительством РФ не определены.
     
     В соответствии с Общероссийским классификатором продукции сахарная свекла относится к техническим культурам, которые в вышеуказанном перечне не поименованы.
     
     Учитывая изложенное, по мнению автора, до утверждения вышеуказанных кодов Правительством РФ при реализации на территории Российской Федерации сахарной свеклы с 1 января 2004 года следует применять ставку НДС в размере 18 % (до 1 января 2004 года - 20 %).
     
     Денежные средства поступили в оплату по договору экспедирования экспортируемых товаров от третьего лица. По платежному документу можно определить, по какому контракту получена оплата. Может ли выписка банка, подтверждающая поступление выручки от третьего лица, служить основанием для применения ставки НДС в размере 0 %?
     
     Перечень документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 % при оказании услуг по экспедированию экспортируемых товаров, предусмотрен п. 4 ст. 165 НК РФ. В данный перечень включена выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя вышеуказанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.
     
     Таким образом, если контрактом налогоплательщика с иностранным или российским лицом, являющимся заказчиком услуг по экспедированию экспортируемых товаров, не предусмотрена оплата этих услуг третьим лицом, выписка банка, подтверждающая поступление денежных средств от третьего лица на счет российского налогоплательщика в российском банке, не является основанием для применения в отношении таких услуг ставки НДС в размере 0 %.
     
     Иностранная компания осуществляет в Российской Федерации деятельность через филиал в г. Москве, а также через сеть отделений в различных регионах Российской Федерации. При этом снабжение региональных отделений материальными ценностями, необходимыми для осуществления ими хозяйственной деятельности, производится централизованно московским филиалом, который указывается в качестве покупателя в счетах-фактурах поставщиков (продавцов) товаров и производит с ними расчеты. Каков в этом случае порядок уплаты НДС иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои обособленные подразделения?
     
     Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации.
     
     В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговых органах в каждом месте осуществления деятельности.
     
     По мнению автора, в вышеуказанном случае исчисление и уплата НДС по каждому обособленному подразделению в регионах Российской Федерации могут производиться централизованно московским филиалом, если иностранная организация предоставила этому филиалу соответствующие полномочия по уплате НДС. При этом налоговая база и сумма НДС по каждому обособленному подразделению определяются исходя из объема работ (услуг), фактически выполняемых (оказываемых) ими покупателям и производимых на основании счетов-фактур налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), приобретенным обособленным подразделением или относимых к соответствующему обособленному подразделению в случае централизованного их приобретения московским филиалом.

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Кто является плательщиком НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. При этом на основании ст. 143 и п. 1 ст. 153 НК РФ плательщиками НДС являются организации, осуществляющие операции по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
     
     Пунктом 3 ст. 161 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты НДС при предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Согласно данному порядку при осуществлении таких операций плательщиками НДС признаются не арендодатели, а налоговые агенты - арендаторы такого имущества.
     
     Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, то в отношении таких услуг НК РФ особенностей не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, плательщиками НДС являются эти предприятия, а не арендаторы имущества.
     
     При этом следует отметить, что данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О.
     
     В каком порядке следует определять налоговую базу по НДС организации, оказывающей услуги по договорам транспортной экспедиции?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
     
     Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
     
     На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. При этом согласно ст. 5 данного Федерального закона клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики, оказывающие услуги по договору транспортной экспедиции, определяют налогооблагаемую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. При этом суммы авансовых платежей, полученные в счет предстоящего выполнения услуг в рамках вышеуказанного договора, включаются в налоговую базу по НДС только в части платежей, соответствующих размеру указанного вознаграждения.
     
     В каком порядке должен налогоплательщик учитывать суммы НДС по общехозяйственным расходам в связи с передачей банковского векселя в счет погашения задолженности за приобретаемый товар?
     
     Согласно подпункту 12 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации ценных бумаг, в том числе векселей, не подлежат обложению НДС.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобождаемые от обложения этим налогом, он обязан вести раздельный учет таких операций. Поэтому при использовании векселей в расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги) налогоплательщик обязан вести раздельный учет данных операций для целей раздельного учета сумм НДС, подлежащих и не подлежащих вычету (возмещению).
     
     Так, на основании п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), а суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Что касается сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, то вышеуказанным пунктом ст. 170 НК РФ предусмотрено принимать их к вычету или учитывать в стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения.
     
     Таким образом, при передаче банковского векселя в счет погашения задолженности за приобретаемый товар как операции, связанной с реализацией товаров (работ, услуг), в отношении общехозяйственных расходов требуется рассчитать вышеуказанную пропорцию для целей раздельного учета НДС.
     
А.И. Белый
     
     Должны ли с 1 января 2004 года денежные средства, остающиеся на счетах правлений жилищно-строительных кооперативов, предназначенные для производства текущих и капитальных ремонтов жилых домов, облагаться НДС, поскольку утратила силу ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ?
     
     С 1 января 2004 года утратила силу ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в соответствии с которой операции по реализации на территории Российской Федерации услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), освобождались от обложения НДС.
     
     Следовательно, с 1 января 2004 года ЖСК обязаны исчислять НДС при осуществлении ими операций по реализации вышеуказанных услуг в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 153 НК РФ налоговая база по НДС определяется налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
     
     При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Согласно ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 настоящего Кодекса, определяется с учетом сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, средства, остающиеся на счетах правлений ЖСК, не будут включаться в налоговую базу по НДС только в том случае, если данные средства не будут связаны с реализацией (оказанием) правлениями ЖСК услуг.
     
     В результате вторичной сделки организация приобрела право аренды земельного участка с целью строительства на нем офисного центра (с последующим оформлением на него права собственности) для уставной деятельности, а именно сдачи нежилых помещений в аренду. В какой момент организация может принять к зачету сумму НДС, уплаченную при покупке права аренды земельного участка?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
     
     Пунктом 5 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вышеуказанные налоговые вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса.
     
     В связи с этим суммы НДС по вышеуказанным товарам (работам, услугам) принимаются к вычету с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект завершенного капитального строительства был введен в эксплуатацию, в доле, увеличивающей его первоначальную стоимость. Расходы по оставшейся части стоимости (в случае их включения в расходы, уменьшающие полученные налогоплательщиком доходы при исчислении налога на прибыль) могут быть приняты к вычету при условии, что данные расходы понесены для выполнения операций, признаваемых объектом обложения НДС.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация, применяющая общий режим налогообложения, на конец 2003 года имеет переплату по НДС, возникшую в результате превышения налога, начисленного к возмещению, над налогом, начисленным к уплате в бюджет. В связи с вышеизложенным просим разъяснить, имеет ли право организация на проведение зачета сумм НДС, подлежащих возмещению из федерального бюджета, в счет оплаты налога таможенным органам при импорте товаров. Включаются ли в первоначальную стоимость основных средств таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе основных средств на таможенную территорию Российской Федерации?
     
     Пунктами 1 и 2 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по НДС превышает общую сумму этого налога, то полученная разница может быть направлена на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Налоговые органы производят такой зачет по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
     
     Однако до настоящего времени механизм проведения подобных зачетов не установлен. Поэтому если у организации имеется превышение сумм НДС, начисленных к возмещению, над суммами налога, начисленными к уплате в бюджет, то такие суммы подлежат зачету в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в счет уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в федеральный бюджет (за исключением налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации). В соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ по истечении вышеуказанного срока сумма НДС, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
     
     Что касается вопроса о включении в первоначальную стоимость основных средств таможенных пошлин и сборов, уплаченных при ввозе основных средств на таможенную территорию Российской Федерации, то в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). На основании вышеуказанного пункта ПБУ 6/01 к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств относятся среди прочих затрат таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением объекта основных средств.
     
     Учитывая вышеизложенное, таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе основных средств на таможенную территорию Российской Федерации, включаются организацией в их первоначальную стоимость.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Кто должен исчислить налог с дохода, полученного физическим лицом в натуральной форме?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
     
     На основании п. 2 ст. 226 НК РФ организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в отношении всех видов дохода, источником которых она является.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога организация обязана в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     
     Если организация не удержала налог, физическому лицу необходимо исчислить его самостоятельно и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (подпункт 3 п. 1 ст. 228 НК РФ).
     
     Следует ли включать в налогооблагаемую базу физических лиц суммы, оплаченные сотрудникам по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев на авиационном и железнодорожном транспорте при командировках внутри Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов при условии, что эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случая, если страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
     
     Учитывая вышеизложенное, с 2001 года суммы страховых взносов, оплаченные организацией сотрудникам по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев на авиационном и железнодорожном транспорте при командировках в пределах Российской Федерации, не подлежат включению в налоговую базу физических лиц.
     
     Подлежит ли налогообложению стоимость полученной работником новой специальной одежды и специальной обуви взамен пришедшей в негодность до окончания сроков носки?
     
     На основании п. 1 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ.
     
     Пунктом 10 вышеуказанных Правил предусмотрено, что работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.
     
     В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты.
     
     Учитывая вышеизложенное, стоимость полученной работником новой специальной одежды и специальной обуви взамен пришедшей в негодность до окончания срока носки подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит налогообложению в пределах установленных норм.
     
     Следует ли включать в облагаемый доход сотрудников бюджетных организаций суммы, уплаченные работодателем за лечение и медицинское обслуживание работников по договору, заключенному с медицинским учреждением?
     
     В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению у физических лиц уплаченные работодателями суммы, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
     
     Учитывая вышеизложенное, если бюджетная организация, не являющаяся плательщиком налога на прибыль организаций, направляет средства на лечение и медицинское обслуживание своих сотрудников, то на такие суммы положения п. 10 ст. 217 НК РФ не распространяются.
     
Т.В. Назарова
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц заработная плата, выплаченная работнику организации за период вынужденного прогула по решению суда о восстановлении на работе в связи с увольнением без законного основания?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Согласно ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
     
     Статьей 234 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
     
     Следовательно, сумма заработной платы, выплачиваемая организацией работнику по решению суда за время вынужденного прогула, не может рассматриваться как компенсационная выплата и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

О едином социальном налоге

     
     В.Н. Барсукова
     
     Каков порядок обложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат, производимых в пользу работников непроизводственной сферы, например работников медпункта, оплата труда которых производится по штатному расписанию на основании заключенных с ними трудовых договоров? При этом деятельность медпункта на получение прибыли не направлена.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 274 НК РФ определено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     При этом по коммерческой деятельности организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, а по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, - не формирует.
     
     Пункт 3 ст. 236 НК РФ применяется к выплатам, производимым организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Таким образом, на выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, за счет целевых поступлений, п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется.
     
     Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
     
     Следовательно, выплаты в пользу работников непроизводственной сферы (по видам деятельности, не направленным на получение дохода) за счет целевых поступлений подлежат обложению единым социальным налогом, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
     
     Является ли плательщиком единого социального налога представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу российских и иностранных граждан, работающих в данном представительстве?
     
     Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма п. 2 ст. 239 НК РФ, в соответствии с которой от уплаты налога освобождались налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачивавшихся в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществлявшуюся, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладали правом.
     
     Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в НК РФ не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.
     
     Как установлено ст. 235 НК РФ, плательщиками единого социального налога признаются в том числе организации, производящие выплаты физическим лицам.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
     
     В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     
     Пунктом 3 ст. 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами.
     
     В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций (российских и иностранных) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Таким образом, если российская организация осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации через филиал или представительство, она (самостоятельно, но не филиал или представительство) является плательщиком единого социального налога по всему объему выплат, осуществляемых физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами либо получающим иные вознаграждения.
     
     Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2003 года представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, является плательщиком единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу как российских, так и иностранных граждан, работающих в представительстве российской организации, находящемся на территории иностранного государства, в общеустановленном порядке.
     
     С выплат в пользу вышеуказанных загранработников (как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан) могут взиматься социальные взносы в соответствии