Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности постановки на учет иностранных организаций


Особенности постановки на учет иностранных организаций

     
     Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Между иностранной компанией, являющейся собственником морского судна, и российской организацией заключен договор о передаче судна в аренду без экипажа. Российская организация зарегистрировала судно в бербоут-чартерном реестре российского порта и получила разрешение на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. При этом российская организация намеревается использовать судно в качестве парома.
     
     Подлежит ли иностранная компания, имеющая судно, принадлежащее ей на праве собственности, постановке на учет в налоговом органе Российской Федерации?
     
     Возникает ли обязанность у арендатора как налогового агента удерживать при выплате арендной платы иностранной организации налог на прибыль организаций? Подлежат ли услуги по передаче судна в аренду на условиях бербоут-чартера освобождению от обложения НДС?
     
     В соответствии с нормами п. 2 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.
     
     Отношения, возникающие при заключении и исполнении договоров аренды имущества, регулируются главой 34 ГК РФ. Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику, в том числе иностранным юридическим и физическим лицам.
     
     В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектами аренды могут быть земельные участки, обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иные виды имущества, которые не теряют натуральных свойств в процессе их использования.
     
     Порядок отнесения имущества к недвижимому имуществу регулируется нормами ст. 130 ГК РФ, в соответствии с которой к недвижимому имуществу относятся в том числе морские суда, подлежащие государственной регистрации.
     
     Пункт 1 ст. 83 НК РФ обязывает налогоплательщика в целях проведения налогового контроля осуществить постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
     
     Нормами п. 5 вышеуказанной статьи НК РФ установлено, что постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, приведенными в ст. 85 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ МНС России должно установить особенности учета иностранных организаций, что и было сделано приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, утвердившим Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение).
     
     Порядок постановки на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, установлен в разделе 2.4 Положения.
     
     Согласно п. 2.4.1 Положения постановке на учет подлежат иностранные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество (в том числе ввезенное ими на территорию Российской Федерации), принадлежащее им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.
     
     В соответствии с нормами абзаца второго п. 2.4.2 Положения иностранная организация, имеющая транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.
     
     При постановке на учет в соответствии с п. 2.4.3 Положения иностранная организация, имеющая недвижимое имущество на территории Российской Федерации, одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества, и копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или право владения и (или) пользования и (или) распоряжения, а также легализованные выписки из торгового реестра или сертификат об инкорпорации либо другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников вышеуказанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Организации, создание которых не требует специальной регистрации (внесения в торговый реестр и т.д.), представляют легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.
     
     Необходимо отметить, что деятельность, связанная с использованием морских судов для осуществления их эксплуатации в российских портах, регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - Кодекс мореплавания).
     
     Согласно п. 2 и 3 ст. 15 Кодекса мореплавания право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего его продления через каждые два года, но не более срока действия бербоут-чартера. При этом для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.
     
     Порядок регистрации судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, установлен п. 6 ст. 33 Кодекса мореплавания.
     
     При этом согласно п. 1 и 2 ст. 415 Кодекса мореплавания в части прав собственности и вещных прав на судно, которому временно предоставлено право плавать под флагом другого государства, применяется закон государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание нормы абзаца второго п. 2.4.2 и абзаца шестого п. 2.4.3 Положения, иностранная организация, имеющая транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязана в течение 30 дней с даты ввоза вышеуказанного имущества на территорию Российской Федерации подать в налоговый орган по месту регистрации этого имущества (в данном случае - морского судна) согласно Приложению N 5 Положения заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ.
     
     При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД (Приложение N 8 Положения) с указанием в нем идентификационного номера налогоплательщика, сформированного с применением справочника "Коды иностранных организаций" (Справочник КИО), утвержденного приказом МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах", и соответствующего кода причины постановки на учет.
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации, полученные от предоставления в аренду морских судов, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов налоговым агентом.
     
     Пунктом 1 ст. 310 НК РФ установлено, что с доходов иностранной организации от предоставления в аренду или субаренду морских судов налоговый агент обязан исчислить и удержать только налог на доходы от источников в Российской Федерации при каждой его выплате по ставке, установленной подпунктом 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, - 10 %.
     
     В соответствии с нормами ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, к которым п. 2 ст. 11 настоящего Кодекса относит, в частности, иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исходя из этого при решении вопроса об обложении тех или иных работ или услуг НДС необходимо сначала установить наличие объекта налогообложения как такового, то есть в данном случае наличие места реализации услуги в Российской Федерации, определяемого в соответствии со ст. 148 НК РФ.
     
     Статья 166 НК РФ устанавливает два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по услугам, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС: уплата налога самим иностранным налогоплательщиком либо его налоговым агентом. При этом НК РФ ставит в прямую зависимость применение того или иного способа от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (плательщика НДС).
     
     В соответствии со ст. 144 НК РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Это означает, что постановка на учет в качестве плательщика НДС привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему предпринимательскую деятельность.
     
     Услуги по предоставлению в аренду морских судов относятся к услугам, не предусмотренным в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, если организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с абзацем первым п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, не предусмотренные в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации или места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации.
     
     Исходя из вышеизложенного местом реализации услуг по предоставлению в аренду морского судна без экипажа не является территория Российской Федерации в случае несоответствия ни одному из условий, перечисленных в предыдущем абзаце.
     
     Если услуги реализованы не на территории Российской Федерации, то такие услуги не подлежат налогообложению по самостоятельному основанию, и, следовательно, отсутствует необходимость установления возможности предоставления освобождения от НДС.
     
     В то же время читатели журнала должны иметь в виду следующее: если будет выявлено, что морское судно в качестве парома будет эксплуатироваться только в российских портах, то местом осуществления деятельности иностранной организации, соответственно, будет место реализации данных услуг, то есть территория Российской Федерации. В этом случае в соответствии со ст. 166 и 174 НК РФ при выплате арендных платежей налоговый агент не освобождается от обязанностей исчислять и удерживать с иностранной организации суммы налога.