Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(105)8`2004


     
     В.Н. Барсукова
     

Налогообложение организации по деятельности, подпадающей под разные режимы налогообложения

     
     Организация осуществляет наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению в соответствии с общим режимом, деятельность, подпадающую под особый режим налогообложения (единый налог на вмененный доход).
     
     Возможно ли применение п. 3 ст. 236 НК РФ при исчислении единого социального налога по виду деятельности, подпадающей под общий режим налогообложения?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 2002 года объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Пункт 3 ст. 236 НК РФ применяется организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     К выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.
     
     Положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, для исчисления налога на прибыль с 1 января 2002 года должны вести учет доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Согласно ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.
     
     При этом на основании п. 10 ст. 274 НК РФ налогоплательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     В этом случае к выплатам и иным вознаграждениям, производимым вышеуказанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам в рамках деятельности, не переведенной на уплату единого налога, также применяется п. 3 ст. 236 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при налогообложении выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, следует разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, и выплаты, производимые по деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму.
     
     Если выплаты произведены в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то они не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Если выплаты произведены в рамках деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то данные выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, подлежат обложению единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ и, следовательно, должны быть классифицированы в соответствии с главой 25 Кодекса.
     
     При этом если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления единого социального налога расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.
     

Налогообложение доходов инвалидов

     
     Распространяется ли льгота, предусмотренная в подпункте 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, на инвалидов, работающих по авторским договорам?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     При этом понятие "работник" применяется в значении, определенном ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Так, в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Таким образом, под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам.
     
     В связи с вышеизложенным на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы по авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     
     Может ли льгота, предусмотренная п. 1 ст. 239 НК РФ, применяться налогоплательщиком к работнику-инвалиду, являющемуся иностранным гражданином?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющего инвалидом I, II, или III группы.
     
     Пунктом 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", определено, что в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III группы - на один год.
     
     Главным критерием для применения налоговых льгот согласно ст. 239 НК РФ является факт установления инвалидности, подтвержденной учреждением медико-социальной экспертизы.
     
     Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости - время наступления инвалидности определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), действующими на основании положения, утвержденного в порядке, определенном Правительством РФ.
     
     Законодатель не устанавливает налоговой льготы работодателям в отношении работников, относящихся к особым категориям инвалидов, например, к инвалидам детства, инвалидам Великой Отечественной войны, если установление группы инвалидности таким лицам документами не подтверждается. Поскольку законодатель установил для организаций право на налоговую льготу, критерием которой является группа инвалидности, то необходимо подтверждать именно ее наличие. Иными словами, налогоплательщику необходимо получить от работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, заверенную в установленном законодательством порядке копию справки, выданной учреждением медико-социальной экспертизы.
     
     Таким образом, льгота, предусмотренная п. 1 ст. 239 НК РФ, может применяться налогоплательщиком только в случае, если группа инвалидности работнику установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, если только иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
     

Налогообложение стоимости форменной одежды

     
     Подлежит ли обложению единым социальным налогом стоимость форменной одежды для государственных инженеров - инспекторов гостехнадзора по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Статьей 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 238 НК РФ стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании не подлежит обложению единым социальным налогом.
     
     Если государственные инженеры - инспекторы гостехнадзора относятся к категории государственных служащих федерального органа власти, то стоимость выдаваемой им форменной одежды не подлежит обложению единым социальным налогом.
     
     Если государственные инженеры - инспекторы гостехнадзора не относятся к вышеназванной категории, то необходимо учитывать следующее.
     
     В целях применения НК РФ под законодательством Российской Федерации понимаются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, кодексы, утвержденные федеральными законами, и постановления Верховного Совета Российской Федерации.
     
     Форменная одежда для государственных инженеров - инспекторов гостехнадзора установлена Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291, которое не относится к законодательству Российской Федерации; следовательно, стоимость форменной одежды, выдаваемой бесплатно и остающейся в личном постоянном пользовании государственных инженеров - инспекторов гостехнадзора, на основании ст. 237 НК РФ подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Однако если форменная одежда, числящаяся на балансе организации в составе средств в обороте, будет выдаваться вышеуказанным работникам в эксплуатацию на условиях последующего возврата организации, то ее стоимость не подлежит обложению единым социальным налогом.
     

Налогообложение выплат в пользу членов общественной организации

     
     Общественная организация производит выплаты в пользу своих членов за участие в обеспечении правопорядка. Начисляется ли единый социальный налог на вышеназванные выплаты?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. от 31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     При этом выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     Таким образом, выплаты в пользу членов общественной организации за участие в обеспечении правопорядка не подлежат обложению единым социальным налогом.
     

Ставка рефинансирования Банка России, применяемая при налогообложении материальной выгоды

     
     Какую ставку рефинансирования Банка России необходимо было применять к суммам, оставшимся не погашенными по состоянию на 1 января 2001 года, при начислении единого социального налога на материальную выгоду, полученную при повышении суммы процентов за пользование заемными средствами над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора: ставка рефинансирования Банка России, действовавшая по состоянию на 1 января 2001 года или на дату получения заемных средств?
     
     В соответствии с главой 24 НК РФ в налоговую базу для обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей в 2001 году наряду с выплатами, указанными в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, включалась материальная выгода, которую получали работник и (или) члены его семьи за счет работодателя.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 237 НК РФ к такой материальной выгоде, в частности, относилась материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определявшаяся по правилам, предусмотренным пунктом 2 ст. 212 настоящего Кодекса.
     
     В п. 2 ст. 212 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком данного вида дохода, согласно которому при получении налогоплательщиком (применительно к единому социальному налогу - работником) дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Определение налоговой базы при получении вышеуказанного дохода осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, но не реже одного раза в налоговый период, установленный ст. 216 настоящего Кодекса, то есть датой фактического получения дохода считается день уплаты налогоплательщиком (применительно к единому социальному налогу - работником) процентов по полученным заемным средствам.
     
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203-О установлено, что положения подпункта 1 п. 2 ст. 212 и абзаца шестого п. 2 ст. 224 НК РФ, предписывающие при исчислении налога на материальную выгоду от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, исходить из ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, применяются в случаях по лучения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 года. Применительно к суммам, оставшимся не погашенными на 1 января 2001 года, для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая по состоянию на 1 января 2001 года, поскольку иное истолкование данной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу ст. 57 Конституции Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
     
     Учитывая вышеизложенное, в 2001 году при включении в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами данная материальная выгода исчислялась с учетом положений вышеназванного определения Конституционного Суда Российской Федерации.
     

Налогообложение суммы среднего заработка работника за время вынужденного прогула

     
     Начисляется ли единый социальный налог на суммы среднего заработка работника за время вынужденного прогула, выплаченные согласно решению суда по причине незаконного увольнения работника?
     
     Статьей 394 ТК РФ предусмотрено, что в случае неправильной формулировки причины увольнения в трудовой книжке, препятствовавшей поступлению работника на другую работу, суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
     
     Согласно п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
     
     Статьей 234 ТК РФ определена обязанность работодателя по возмещению работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться.
     
     Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника; других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Принятое судом решение обязывает работодателя произвести в пользу работника выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула.
     
     Таким образом, начисленные и выплаченные согласно решению суда суммы среднего заработка за время вынужденного прогула работника в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ признаются объектом обложения единым социальным налогом.