Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(106)9`2004  

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета

     
     Правомерно ли включение сумм НДС в стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета?
     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, а также Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций освобождается от обложения НДС. При этом ст. 11 НК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения под бюджетами понимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
     
     Кроме того, в соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
     
     На основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи НК РФ, в том числе НИОКР, вправе отказаться от освобождения таких операций от обложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве плательщика НДС в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организации, выполняющие НИОКР, представили в налоговые органы соответствующие заявления, то такие работы подлежат обложению НДС независимо от источника их оплаты.
     

Налогообложение авансов, полученных в счет предстоящего выполнения работ в космическом пространстве

     
     Можно ли не уплачивать НДС с авансов, полученных в счет предстоящего выполнения работ по изготовлению космических пилотируемых и грузовых транспортных кораблей?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, в налоговую базу по НДС не включаются по перечню и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.
     
     Перечень и порядок освобождения от обложения НДС авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящего выполнения (оказания) вышеуказанных работ (услуг), предусмотрены постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602 (в ред. от 16.07.2003 N 432). В данный перечень включены услуги по проектированию, конструированию, производству и испытанию космических аппаратов, орбитальных станций, средств выведения и их составных частей. При этом вышеуказанным порядком установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности освобождения от обложения НДС авансовых или иных платежей.
     
     Учитывая вышеизложенное, авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих работ по изготовлению космических пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, не включаются в налоговую базу по НДС только при наличии данных документов.
     

Налоговый вычет

     
     Организация реализует продукцию собственного производства (тетради школьные), облагаемую НДС по ставке 10 %. При ее изготовлении были использованы материалы, приобретенные и оплаченные в 2003 году с учетом ставки НДС в размере 20 %. Можно ли применить налоговый вычет в полном объеме?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, используемых для осуществления операций, облагаемых этим налогом. При этом на основании п. 1 ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном данной статьей НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в 2003 году при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 20 %, в случае использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, в том числе при реализации школьных тетрадей, подлежат вычету в полном объеме.
     

Освобождение от налогообложения при перечислении арендной платы за морское судно иностранному арендатору

     
     Российское предприятие арендует морское судно без экипажа по договору с иностранной организацией. Эксплуатация судна будет осуществляться в российских портах Черного моря. Должен ли уплачивать НДС арендатор морского судна как налоговый агент при перечислении арендной платы иностранному арендодателю, не зарегистрированному в Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании положений ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду морских судов без экипажа признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывает услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 данной статьи НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей данные услуги, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, приведенного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Таким образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду морских судов без экипажа, оказываемых иностранной организацией, не зарегистрированной в Российской Федерации и не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается.
     
     Учитывая вышеизложенное, при перечислении арендной платы данной иностранной организации НДС в российский бюджет не уплачивается независимо от того, что в дальнейшем эксплуатация арендуемого судна осуществляется в российских портах Черного моря.
     

Условия, необходимые для применения ставки НДС в размере 0 % в отношении российской организации, производящей продукцию в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации

     
     Российская организация производит машино-техническую продукцию и реализует ее через посредника в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации. В связи с этим у организации возникают трудности с подтверждением ставки НДС в размере 0 %, поскольку у организации отсутствует соглашение с Минфином России о финансировании поставок вышеуказанной продукции в счет погашения государственной задолженности. Можно ли в этом случае применять ставку НДС в размере 0 %?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по ставке в размере 0 % производится при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 165 НК РФ при реализации экспортируемых товаров в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % в налоговые органы представляются соответствующие документы, в том числе копия соглашения между Минфином России и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности и выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров на экспорт из бюджета в валюте Российской Федерации на счет налогоплательщика в российском банке. При этом данным пунктом ст. 165 НК РФ не установлены особенности для случаев реализации экспортируемых товаров в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР через организацию-посредника.
     
     В то же время в п. 2 ст. 165 НК РФ определен перечень документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 % при реализации экспортируемых товаров через комиссионера, поверенного или агента. При этом в соответствии с данным перечнем одним из документов, необходимых для подтверждения применения ставки НДС в размере 0 %, является договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копия договора) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом.
     
     Учитывая вышеизложенное, для обоснования правомерности применения ставки НДС в размере 0 % при реализации экспортируемых товаров в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР через посредника, по мнению автора, налогоплательщики должны применять п. 3 ст. 165 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 данной статьи настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае российской организации следует представить в налоговые органы:
     
     - контракт (его копию) организации-посредника с иностранным лицом на поставку товара за пределы территории Российской Федерации;
     
     - посреднический договор (его копию) российской организации с организацией-посредником;
     
     - копию соглашения между Минфином России и организацией-посредником о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности;
     
     - выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товаров на экспорт из бюджета в валюте Российской Федерации на счет организации-посредника.
     
     Кроме того, российская организация должна представить в налоговые органы копии грузовых таможенных деклараций и копии транспортных или товаросопроводительных документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, в порядке, предусмотренном ст. 165 НК РФ.
      

Учет НДС при реализации муниципальных земель

     
     Муниципальное учреждение, финансируемое из местного бюджета, на основании распоряжений органа местного самоуправления готовит договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В договорах купли-продажи земельных участков муниципальное учреждение указано в качестве продавца. Покупатели земельных участков перечисляют выкупную стоимость земельных участков на счета органов федерального казначейства. Кто и в каком порядке должен вести учет НДС при реализации муниципальных земель и выписывать счета-фактуры?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом на основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки являются недвижимым имуществом.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации земельных участков подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом организация, осуществляющая реализацию земельных участков, является плательщиком НДС.
     
     Согласно п. 3 ст. 168 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС обязаны выставлять соответствующие счета-фактуры и представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующие налоговые декларации. При этом исключений для бюджетных учреждений данными статьями НК РФ не предусмотрено.
     
     Таким образом, муниципальному учреждению при осуществлении операций по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, следует выставлять покупателям этих участков счета-фактуры, регистрировать их в книге продаж и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по НДС независимо от того, что средства от реализации земельных участков поступают на счета органов федерального казначейства.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При реализации объектов недвижимости, в том числе земельных участков, датой отгрузки товаров, по мнению автора, можно считать дату предъявления покупателю расчетных документов.
     
     Кроме того, на основании п. 3 ст. 167 НК РФ в случае, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, момент передачи права собственности в целях НДС приравнивается к моменту определения налоговой базы и, соответственно, к моменту возникновения обязанности по уплате этого налога. При этом следует учитывать, что налоговая база, определяемая в вышеуказанном порядке, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, на основании подпункта 1 п. 1 ст. 162 НК РФ.
     
     Таким образом, при осуществлении операций по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, формирование налоговой базы и, соответственно, заполнение декларации по НДС следует производить на основании книги продаж, в которой отражаются счета-фактуры, выставленные покупателям, получившим право собственности на земельные участки, а также на основании счетов-фактур, составленных на основании копий платежных поручений покупателей с отметками банка об исполнении, подтверждающих перечисление денежных средств в оплату земельных участков.
     

Налогообложение поставки оборудования в рамках межправительственного соглашения

     
     Российская организация в рамках межправительственного соглашения выполняет на территории другого государства работы по сооружению объектов атомной энергетики. Одновременно эта организация осуществляет поставку оборудования в рамках сметы строящегося объекта. Можно ли в отношении поставляемого оборудования применять ставку НДС в размере 0 %?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), признается территория Российской Федерации, если недвижимое имущество находится на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом реализации работ по сооружению объектов атомной энергетики, выполняемых на территории другого государства, территория Российской Федерации не является, и поэтому операции по реализации таких работ не признаются объектом обложения НДС.
     
     Что касается поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта в рамках вышеуказанного соглашения, то на основании п. 5 Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602, поставка товаров на экспорт в рамках соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства, предусматривающего, помимо поставки на экспорт товаров, выполнение комплекса работ (услуг) в отношении этих товаров, признается операцией по реализации товаров, облагаемой НДС по ставке в размере 0 % в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В связи с этим поставки оборудования, осуществляемые российской организацией в рамках межправительственного соглашения, следует рассматривать как операции по реализации товаров на экспорт.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что при реализации товаров на экспорт обложение НДС производится по ставке в размере 0 % только при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Перечень документов, представляемых в налоговые органы для обоснования правомерности применения ставки НДС в размере 0 % при реализации товаров на экспорт в рамках контрактов на поставку товаров, заключенных между налогоплательщиком и иностранным лицом, предусмотрен п. 1 ст. 165 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, в отношении оборудования, реализуемого российской организацией в рамках межправительственного соглашения, возможно применение ставки НДС в размере 0 % при условии наличия у этого налогоплательщика контракта на поставку оборудования, заключенного с иностранным покупателем, подтверждения поступления выручки за вышеуказанное оборудование, а также таможенных и транспортных документов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     

Налогообложение продукции, реализуемой на внутреннем рынке и поставляемой на экспорт

     
     Предприятие производит и реализует продукцию как на внутреннем рынке, так и на экспорт. В связи с тем что для производства вышеуказанной продукции закупается одно и то же сырье, невозможно определить, по какому счету-фактуре закуплено сырье для производства экспортируемой продукции. Можно ли расчет сумм НДС для заполнения раздела 3 налоговой декларации по НДС по ставке в размере 0 % производить по удельному весу объема реализации продукции на экспорт в общем объеме реализации?
     
     Согласно Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 09.02.2004 N БГ-3-03/89), в разделе 3 "Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов" помимо сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров, следует указывать номера и даты счетов-фактур, в соответствии с которыми осуществлялось приобретение таких товаров (работ, услуг), а также индивидуальные идентификационные номера поставщиков товаров (работ, услуг).
     
     Вышеуказанный раздел декларации заполняется справочно и используется налоговыми органами в целях эффективного и оперативного осуществления мероприятий, направленных на предотвращение налоговых правонарушений.
     
     По мнению автора, соответствующую информацию о счетах-фактурах и суммах НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров, следует включать в вышеназванный раздел 3 декларации при возможности указания этой информации. Так, если приобретаемое сырье используется для производства как экспортируемых товаров, так и товаров, реализуемых на внутреннем рынке, суммы НДС можно рассчитывать по удельному весу исходя из объема реализации товаров на экспорт в общем объеме реализации.
     

(Продолжение следует)