Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об определении налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств


Об определении налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

     
     О.Б. Чибисова
     

1. Общие положения

     
     Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включающих в том числе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, установлены ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Для целей главы 25 НК РФ:
     
     - к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта;
     
     - к объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
     
     При этом перечисленные в ст. 275.1 НК РФ обслуживающие производства и хозяйства могут как производить продукцию, так и оказывать услуги.
     
     Следовательно, к обслуживающим производствам и хозяйствам должны быть отнесены также те территориально обособленные подразделения, которые производят продукцию и реализуют товары.
     
     Если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов обслуживающих производств и хозяйств, то такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов обслуживающих производств и хозяйств, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     При этом под специализированными организациями подразумеваются организации, для которых деятельность по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб является основной, то есть организации, созданные для осуществления данной деятельности.
     
     Сравнение данной деятельности налогоплательщика по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств с деятельностью организаций, созданных в связи с осуществлением деятельности по использованию объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб, позволяет определять равнозначные результаты для обеих групп налогоплательщиков. При этом сравнение вышеуказанной деятельности производится по каждой услуге, оказываемой при использовании вышеуказанных объектов.
     
     Вышеприведенное сравнение может производиться вне зависимости от того, осуществляет специализированная организация предпринимательскую деятельность или нет.
     
     Если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение по вышеуказанным условиям, то он вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что расходы, осуществляемые организацией, должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, расходы по обособленным подразделениям организации должны учитываться для целей налогообложения прибыли в пределах расходов специализированных хозяйств.
     
     Что касается документов, которыми налогоплательщик должен подтвердить сравнение расходов на обслуживание объектов обслуживающих производств и хозяйств с расходами специализированных организаций по обслуживанию аналогичных объектов, то налоговым законодательством перечень таких документов не установлен.
     
     Читателям журнала также следует иметь в виду, что при применении норм ст. 11 НК РФ необходимо разграничивать понятия "территория организации-налогоплательщика" и "территориальная обособленность подразделений этой организации".
     
     В связи с этим при совпадении территории (места нахождения) налогоплательщика-организации вышеуказанное подразделение нельзя считать территориально обособленным и учитывать расходы в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
     
     Таким образом, налогоплательщик, имеющий объекты обслуживающих производств и хозяйств, находящиеся в здании, в котором расположены органы управления головного предприятия, не может исчислять отдельный финансовый результат по деятельности, связанной с использованием вышеуказанных объектов.
     

2. Учет расходов градообразующими организациями, имеющими структурные подразделения

     
     При отнесении организации к градообразующей читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     В связи с тем что НК РФ не содержит понятия "градообразующая организация", то при отнесении организаций к градообразующим для целей налогообложения прибыли следует руководствоваться понятием, приведенным в п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
     
     Согласно п. 1 ст. 169 Закона N 127-ФЗ со 2 декабря 2002 года градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что до 2 декабря 2002 года при отнесении организации к градообразующей следовало руководствоваться понятием, приведенным в п. 1 ст. 132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ). Если организация до 2 декабря 2002 года являлась градообразующей организацией, а после введения в действие Закона N 127-ФЗ не подпадает под это понятие, то такие организации были вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов только за 11 месяцев 2002 года, а за декабрь 2002 года, соответственно, - в общеустановленном порядке.
     
     Организациям, которые до 2 декабря 2002 года не подпадали под понятие градообразующей организации, а после введения в действие Закона N 127-ФЗ стали признаваться градообразующими, следует иметь в виду, что такие организации начиная со 2 декабря 2002 года были вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов. При этом со 2 декабря 2002 года следовало обеспечить раздельное ведение учета доходов и расходов по вышеуказанным объектам.
     
     Градообразующей организацией может являться только юридическое лицо.
     
     Что касается информации о численности членов семей работников организации, то подобные данные могут выдаваться по месту жительства работников, например в ДЭЗ, РЭУ и т.п.
     
     Данными о численности работающего населения в конкретном населенном пункте располагают статистические органы.
     
     Для отнесения к градообразующим организациям организация обеспечивает получение этих данных по месту своей регистрации и самостоятельно подтверждает условия, предусмотренные законодательством.
     
     В отношении градообразующих организаций, имеющих структурные подразделения, читателям журнала следует иметь в виду, что порядок учета расходов их структурных подразделений по содержанию объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы определен в последнем абзаце ст. 275.1 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями согласно законодательству Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов. Эти расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.
     
     Последним абзацем ст. 275.1 НК РФ также определено, что если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, то налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных данным органам.
     
     В связи с вышеизложенным если органом местного самоуправления не утверждены нормативы на содержание вышеперечисленных объектов, то при определении расходов по подобным объектам налогоплательщику следует учитывать размеры и перечень расходов на содержание аналогичных объектов, подведомственных этим органам местного самоуправления, утвержденных в установленном порядке.