Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(106)9`2004  

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

    

Передача основных средств муниципальному унитарному предприятию

     
     Является ли безвозмездной передача основных средств муниципальному унитарному предприятию на основании распоряжения собственника имущества в лице комитета по управлению государственным имуществом области N?
     
     По какой стоимости муниципальные унитарные предприятия должны приходовать амортизируемое имущество, полученное в хозяйственное ведение, в целях применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации?
     
     Согласно п. 2 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, приведенных в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Как следует из вопроса, на основании распоряжения собственника имущества (в лице Комитета по управлению государственным имуществом по области N) муниципальному унитарному предприятию были переданы в хозяйственное ведение основные средства, находившиеся на балансе бюджетной организации.
     
     В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что передача основных средств осуществлена в рамках одного собственника, при получении вышеуказанного имущества муниципальным унитарным предприятием объекта обложения налогом на прибыль не возникает.
     
     Согласно п. 54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, износ объектов основных средств в соответствии с установленными нормами определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены). Износ на объекты основных средств начисляется в последний рабочий день декабря. При выбытии объектов основных средств в связи с их ликвидацией или безвозмездной передачей общая сумма износа основных средств определяется за время нахождения объекта в эксплуатации.
     
     При этом письмом Минфина России от 21.03.2003 N 3-11-08/34 разъяснено, что бюджетные учреждения для оформления передачи объектов основных средств другим учреждениям, организациям применяют форму документа ОС-1 бюдж "Акт приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях" (код по ОКУД 0504101), установленную Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее - Акт приемки-передачи).
     
     Этот документ оформляется в двух экземплярах, утверждается руководителем учреждения, организации (отправителя) и руководителем учреждения (получателя); первый экземпляр акта остается в учреждении, принимающем объект основных средств, а второй передается в учреждение, организацию (отправителю).
     
     Необходимо также отметить, что Акт приемки-передачи предусматривает наличие информации о первоначальной (балансовой) стоимости передаваемых основных средств, а также о величине начисленного на них износа на момент передачи другому учреждению, организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, передача основных средств в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию по решению Комитета по управлению государственным имуществом области N и, соответственно, их оприходование унитарным предприятием должны производиться по остаточной стоимости переданного амортизируемого имущества [разница между первоначальной (балансовой) стоимостью имущества и ранее начисленным износом], определяемой на основании данных Акта приемки-передачи вышеуказанных объектов основных средств.
     

Включение в налоговую базу расходов организации по оплате услуг по техническому учету и технической инвентаризации

     
     Правомерно ли включение в налоговую базу по налогу на прибыль расходов организации по оплате услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных структурными подразделениями органов местного самоуправления либо соответствующими муниципальными организациями, созданными органами местного самоуправления?
     
     Подпунктом 40 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится в том числе оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
     
     Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
     
     В соответствии с подпунктом "в" ст. 4 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение), уполномоченный орган государственного регулирования в сфере государственного технического надзора и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности осуществляет назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определяет номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации.
     
     Согласно п. 5 Положения государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности Госстроем России.
     
     Вместе с тем читателям журнала следует учитывать, что Верховный Суд Российской Федерации в решении от 16.05.2001 N ГКПИ 01-481 в части, касающейся обжалования представителями Думы муниципального образования предписания п. 5 Положения как ограничивающего закрепленные в законе права органов местного самоуправления по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, установил следующее.
     
     В соответствии с абзацем пятым п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) в ведении муниципальных предприятий в области градостроительства находятся организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
     
     В то же время ни Градостроительный кодекс, ни другие федеральные законы (в том числе Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не наделяют органы местного самоуправления полномочиями в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
     
     Более того, в абзаце седьмом п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса особо указано, что организация ведения государственного градостроительного кадастра (включающего сведения из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности) и мониторинга объектов градостроительной деятельности находится в ведении муниципальных образований лишь в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями.
     
     При таких обстоятельствах оспариваемое предписание п. 5 Положения не противоречит закону и не нарушает прав органов местного самоуправления по организации и проведению инвентаризации земель и других объектов недвижимости муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе осуществлять данную деятельность своими структурными подразделениями либо создавать соответствующие муниципальные организации.
     
     В связи с этим органы местного самоуправления своими структурными подразделениями либо созданными ими соответствующими муниципальными организациями могут проводить государственный технический учет и техническую инвентаризацию в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по организации ведения государственного градостроительного кадастра (включающего сведения из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности) и мониторинга объектов градостроительной деятельности.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик вправе относить к прочим расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, оплату услуг по техническому учету и технической инвентаризации, проведенных как специализированными государственными унитарными предприятиями или учреждениями (службами, управлениями, бюро), уполномоченными на осуществление этой деятельности Госстроем России, так и соответствующими муниципальными организациями в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по организации ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности. При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     

Налогообложение доходов, получаемых унитарными предприятиями

     
     Включались ли в доходы унитарного предприятия (кинотеатра) в 2003 году учитывавшиеся при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль доходы от сдачи в аренду имущества, находившегося в муниципальной собственности, в случае если арендная плата в соответствии с распоряжением Мэра от 05.07.2000 N 707-РМ "Об изменении порядка зачисления арендных платежей за нежилые помещения и других неналоговых доходов" перечислялась в бюджет г. Москвы, а затем 47,5 % этих средств поступали на счет муниципального предприятия на развитие материально-технической базы?
     
     В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Статьей 295 ГК РФ определено, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
     
     Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 42 БК РФ в доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, наряду с перечисленными в вышеуказанном пункте ст. 42 БК РФ видами доходов учитываются в том числе средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что перечисленные в п. 1 ст. 42 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     С 1 января 2002 года организации при налогообложении прибыли руководствуются главой 25 НК РФ.
     
     Понятия "доходы от реализации" и "внереализационные доходы" определены ст. 249 и 250 НК РФ.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, установлены в ст. 251 НК РФ. Приведенный в данной статье НК РФ перечень является исчерпывающим и не включает доходы, полученные унитарным предприятием от сдачи имущества в аренду.
     
     В связи с вышеизложенным доходы, получаемые государственными унитарными предприятиями от сдачи имущества в аренду, являются объектом обложения налогом на прибыль и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ.
     
     Таким образом, учитывая, что согласно п. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 18.12.2002 N 63 "О бюджете города Москвы на 2003 год" (далее - Закон о бюджете г. Москвы на 2003 год) доходы от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятиям, находившимся в собственности г. Москвы, в полном объеме зачислялись в доходы бюджета г. Москвы, арендная плата при сдаче государственного имущества г. Москвы в аренду подлежала перечислению в доход бюджета г. Москвы после уплаты налога на прибыль.
     
     Что касается средств в размере 47,5 % от величины доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение, направлявшихся в соответствии со ст. 27 Закона о бюджете г. Москвы на 2003 год балансодержателю этого имущества на возмещение его расходов по содержанию и эксплуатации вышеуказанного имущества, то необходимо иметь в виду следующее.
     
     Подпунктом 26 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника этого предприятия или уполномоченного им органа.
     
     Статьей 12 Закона о бюджете г. Москвы на 2003 год было установлено, что в бюджет г. Москвы на 2003 год были в том числе включены фонды развития территорий г. Москвы, являвшиеся составной частью вышеуказанного бюджета (ст. 17 БК РФ).
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 15 Закона о бюджете г. Москвы на 2003 год источниками формирования доходов фондов развития территорий г. Москвы являлись в том числе средства от арендной платы за нежилые помещения по дифференцированному нормативу, утвержденному Правительством Москвы.
     
     Подпунктом 7 п. 2 вышеуказанной статьи Закона о бюджете г. Москвы на 2003 год было определено, что средства фонда предназначались для дополнительного финансирования расходов и мероприятий, предусмотренных в бюджете г. Москвы, в том числе на проведение капитального и текущего ремонта, обеспечение материально-техническими средствами бюджетных учреждений и организаций просвещения, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, физической культуры и спорта, восстановление памятников истории, культуры и архитектуры, расположенных на территории округа.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку средства в размере 47,5 % величины доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию (кинотеатру), это предприятие получало в соответствии с Законом о бюджете г. Москвы на 2003 год от собственника этого предприятия (г. Москвы), вышеуказанные средства не должны были учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.