Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(107)10`2004


Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

О возможности учета расходов на полевое довольствие в составе прочих расходов

     
     Основным видом деятельности организации является проведение инженерных изысканий для строительства и реконструкции железнодорожных и автомобильных дорог, включая устройство тоннелей и метрополитенов. На все виды деятельности получены соответствующие лицензии.
     
     Комплекс технических изысканий включает изучение топографических, геологических, гидрологических и других условий района строительства.
     
     Объем изыскательских и геологических работ, выполняемых в полевых условиях, составляет 35-40 % объема выполняемых организацией работ.
     
     Правомерно ли отнесение организации в части осуществления геодезических и топографических работ к топографо-геодезическим организациям для целей применения постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией"?
     
     Вопрос о том, может ли организация быть отнесена к разряду "топографо-геодезические" или "геологические", входит в компетенцию Госкомстата России.
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - Постановление N 93) установлены предельные нормы расходов на выплату ежедневного полевого довольствия, выплачиваемого работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических организаций, выполняющих геолого-разведочные и топографо-геодезические работы на территории Российской Федерации.
     
     Полевые условия - это особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.
     
     Если одним из видов осуществляемой организацией деятельности является геологическая и/или топографо-геодезическая деятельность, что подтверждается уставом организации и местными органами статистики (присвоенным кодом по ОКВЭД), и объем изыскательских (геодезических) и геологических работ, выполняемых в полевых условиях, составляет (как следует из вопроса) 35-40 % объема выполняемых организацией работ, организация, по нашему мнению, может учитывать для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на полевое довольствие работников в пределах норм, установленных Постановлением N 93.
     

Учет оплаты за сверхурочную работу

     
     Организация, находящаяся на одном из островов Дальнего Востока, занимается добычей и переработкой рыбы, рыборазведением, строительством зданий и сооружений, строительством и содержанием автомобильных дорог и другими видами производственной деятельности. Эти работы носят сезонный характер.
     
     В силу вышеуказанных обстоятельств работники организации заняты на производстве неравномерно, их основная трудовая нагрузка приходится на определенные периоды времени. В организации установлен суммированный учет рабочего времени за год. В конце года за переработку нормочасов работникам предоставляются отгулы. При невозможности по производственным причинам предоставления отгулов по желанию работника производится оплата сверхурочных работ в соответствии с законодательством. Из-за специфики деятельности организации у многих работников суммарная наработка сверхурочных часов превышает 120 часов в год, предусмотренные ст. 99 ТК РФ.
     
     Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли оплаты за сверхурочную работу свыше 120 часов в год?
     
     В соответствии со ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) Правительство РФ приняло постановление от 10.12.2002 N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", согласно которому был издан приказ Госкомрыболовства России от 08.08.2003 N 271 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы" (далее - Положение N 271).
     
     Действие Положения N 271 распространяется на членов промысловых бригад (артелей), занятых на сезонных (путинных) работах по добыче и первичной переработке рыбы, при длительном отрыве от постоянного места жительства (на тонях и в других местах лова), не имеющих возможности в этот сезонный (путинный) период ежедневно пребывать в обычных жилищных условиях.
     
     В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха плавающего состава рыбопромысловых судов и членов промысловых бригад (артелей) не регулируется Положением N 271, применяются общие нормы трудового законодательства (нормы ТК РФ).
     
     Для плавающего состава рыбопромысловых судов и членов промысловых бригад (артелей) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов, в предвыходные дни - 5 часов, а в предпраздничные дни - 6 часов.
     
     Согласно Положению N 271 в период эксплуатации рыбопромысловых судов и работы членов промысловых бригад (артелей) все календарные дни этого периода (включая дни еженедельного отдыха, нерабочие праздничные дни) являются рабочими днями. Вводится суммированный учет рабочего времени.
     
     В ст. 99 ТК РФ дано определение сверхурочной работы и перечислены случаи, когда работник может привлекаться к сверхурочным работам по распоряжению работодателя и с письменного согласия работника.
     
     В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
     
     Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах, установлены главой 46 ТК РФ.
     
     Согласно ст. 293 ТК РФ сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев.
     
     Перечни сезонных работ утверждаются Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 498 "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год" утвержден Перечень сезонных отраслей промышленности, к которым, в частности, относится рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке). Из всех видов деятельности, осуществляемых организацией, о которой идет речь в вопросе, к сезонным работам согласно вышеуказанному постановлению Правительства РФ относятся только добыча и обработка рыбы.
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Таким образом, все вышеперечисленные формы оплаты труда должны быть указаны в трудовом договоре.
     
     К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда; начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
     
     В соответствии п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, исходя из норм ТК РФ оплата сверхурочных работ, не превышающих 120 часов в год, включается организацией в состав расходов на оплату труда. Оплата сверхурочных работ, превышающих 120 часов в год, не должна уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     

Налогообложение доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

     
     Главному финансовому управлению края как органу исполнительной власти, уполномоченному исполнять краевой бюджет, открыт в банке счет. Между главным финансовым управлением и банком заключен договор банковского счета. По условиям договора банк производит расчетно-кассовое обслуживание операций по счету краевого бюджета без взимания платы; на остатки денежных средств на счете начисляются проценты в размере 3 % годовых. Оплата процентов производится ежемесячно посредством перечисления банком денежных средств на счет краевого бюджета.
     
     В отчетности об исполнении краевого бюджета эти доходы отражаются по коду бюджетной классификации 2010320 "Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации".
     
     Согласно п. 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборов.
     
     Кто в данном случае является налогоплательщиком и какие налоги он должен платить?
     
     В соответствии с положениями ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываются средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях.
     
     Доход в виде процентов от размещения временно свободных бюджетных средств на счетах в кредитных организациях, с которого исчисляется налог на прибыль, главное финансовое управление должно учитывать на специально открытом субсчете к открытому в банке счету, на котором учитываются бюджетные средства субъекта Российской Федерации.
     
     Вышеуказанные доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Применительно к конкретной ситуации плательщиком налога на прибыль, по нашему мнению, является главное финансовое управление края.
     
     Обязанности по уплате иных налогов и сборов в данном случае не возникает.
     
     Исчисление налога на прибыль по доходам, полученным от ведения коммерческой деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями главы 25 НК РФ, в размере, установленном п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с положениями ст. 321.1 НК РФ главное финансовое управление обязано вести раздельный налоговый учет доходов и расходов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности (в частности, учет доходов в виде процентов от размещения бюджетных средств на счетах кредитных организаций).
     
     Полученные доходы в виде процентов от размещения свободных бюджетных средств на счетах в кредитных организациях учитываются главным финансовым управлением как внереализационные доходы. Сумма внереализационных доходов подлежит включению в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
     

Налоговая база бюджетных учреждений

     
     Должно ли государственное учреждение при условии перераспределения доходов от предпринимательской уставной некоммерческой деятельности со своим филиалом сначала заплатить налог на прибыль и только затем свободную прибыль передать филиалу для выполнения его уставной деятельности?
     
     Государственное учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета и доходов от разрешенной уставной деятельности. Средства федерального бюджета, которые составляют 34 % от потребности на содержание филиала государственного учреждения, направляются филиалу, а недостаток средств, необходимых для реализации его уставных функций, государственное учреждение компенсирует за счет полученных доходов от уставной деятельности.
     
     Пункт 6 ст. 254 БК РФ, по нашему мнению, дает право направлять доходы от уставной некоммерческой предпринимательской деятельности на ликвидацию дефицита федерального бюджета.
     
     В соответствии со ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
     
     Для целей налогообложения иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
     
     Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
     
     Сумма превышения доходов над расходами применительно к коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Исходя из изложенной в вопросе ситуации организация должна исчислить и уплатить налог на прибыль с суммы полученной прибыли от оказания платных услуг (осуществления государственным учреждением коммерческой деятельности) в соответствии с положениями ст. 288 НК РФ как организация, имеющая обособленное подразделение (филиал).
     
     Положение главы 25 НК РФ об уплате налога на прибыль, полученной государственным учреждением от ведения коммерческой деятельности, подтверждается также нормами БК РФ.
     
     Так, в соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     При оплате ремонта основных средств, находящихся в государственной собственности, из средств предпринимательской некоммерческой деятельности бюджетное учреждение должно заплатить налог на прибыль, а за счет оставшихся средств производить ремонт. За счет каких средств осуществляется ремонт основных средств, переданных собственником бюджетному учреждению?
     
     Ремонт основных средств, переданных собственником государственному учреждению (бюджетному учреждению) в оперативное ведение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Если государственное учреждение приобрело основные средства за счет средств, полученных в ходе осуществления коммерческой деятельности, то расходы на ремонт таких основных средств уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.
     
     Государственное учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению только чистой прибылью, полученной им от осуществления коммерческой деятельности, после уплаты в бюджет налога на прибыль.
     

Учет расходов по реконструкции объекта основных средств

     
     В организации произведена реконструкция объекта основных средств, которая потребовала демонтажа и монтажа оборудования и его переноса на другую территорию; в результате этого возникли расходы (по строительно-монтажным и пусконаладочным работам). Можно ли включить расходы по переносу объекта основных средств в состав расходов по реконструкции объекта основных средств в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ?
     
     Согласно ст. 257 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
     
     Работы, связанные с проведением реконструкции основных средств, включая строительно-монтажные работы, в том числе работы по демонтажу и монтажу основных средств, носят капитальный характер и, следовательно, осуществляются за счет капитальных вложений.
     
     Так, в соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.
     
     Статьей 257 НК РФ установлен порядок, согласно которому первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.
     
     По нашему мнению, расходы организаций по демонтажу и монтажу основных средств, непосредственно связанные с их реконструкцией, изменяют (увеличивают) первоначальную стоимость основных средств.
     
     Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты его ввода в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
     
     Расходы по пусконаладочным работам (вхолостую) не принимаются в качестве вычета при исчислении налоговой базы как текущие расходы организации в соответствии с нормами главы 25 НК РФ, а относятся на капитальные затраты организации.
     
     При решении вопроса об отнесении сумм произведенных расходов по пусконаладочным работам к расходам капитального или текущего характера следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123, согласно которой пусконаладочные работы (вхолостую) учитываются как расходы капитального характера.
     
     Пусконаладочные работы (под нагрузкой) как расходы некапитального характера, производимые после того, как первоначальная стоимость объектов амортизируемого имущества (основных средств) сформирована, принимаются к налоговому учету в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подпунктом 34 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     

Уплата налога на операции с ценными бумагами при повторной подаче документов на регистрацию эмиссии ценных бумаг

     
     Закрытое акционерное общество приняло решение об увеличении уставного капитала посредством выпуска дополнительных акций и подало соответствующие документы для регистрации эмиссии, уплатив при этом налог на операции с ценными бумагами. ФКЦБ России уведомила общество об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
     
     Поскольку решение о выпуске акций не прошло государственной регистрации, но будет представлено новое заявление с устранением замечаний на рассмотрение в ФКЦБ России, необходимо ли повторно платить налог на операции с ценными бумагами?
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" в случае отказа в регистрации эмиссии выпуска ценных бумаг налог не возвращается.
     
     Кроме того, сумма уплаченного налога на операции с ценными бумагами в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     Исходя из этого при получении организацией решения ФКЦБ России или иного регистрирующего органа о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся ранее уплаченный налог на операции с ценными бумагами налогоплательщику не возвращается.
     
     При повторной подаче документов на регистрацию эмиссии выпуска ценных бумаг организация должна еще раз уплатить налог на операции с ценными бумагами.
     
     Процедура отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг регламентируется положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти - ФКЦБ России.
     
     Так, в частности, постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45 утверждено Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
     
     Вышеуказанным Положением определяется порядок, условия и последствия приостановления эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
     
     По нашему мнению, отказ в государственной регистрации выпуска эмиссии ценных бумаг, по сути, равнозначен признанию выпуска ценных бумаг несостоявшимся.
     

Налогообложение некоммерческих организаций

     
     Автономная некоммерческая организация получила от учредителей в 2003 году согласно смете доходов и расходов имущественные взносы, часть из которых была использована как вклад в уставный капитал коммерческой организации, а часть - на оплату услуг банка, почтовые расходы и покупку канцелярских товаров. Автономная некоммерческая организация учитывала имущественные взносы как целевые поступления на финансирование уставной деятельности. Других поступлений и расходов в 2003 году у автономной некоммерческой организации не было.
     
     Возникает ли при этом у данной организации налогооблагаемая база по налогу на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
     
     Пунктом 2 ст. 251 НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, в том числе в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     Перечень целевых поступлений, поименованный в п. 2 ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим.
     
     Добровольные имущественные взносы учредителей автономных некоммерческих организаций в вышеуказанный перечень не включены.
     
     Таким образом, добровольные имущественные взносы учредителей автономной некоммерческой организации рассматриваются для целей налогообложения как безвозмездно полученное имущество.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признаются внереализационными доходами и подлежат включению в состав налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
     
     Согласно подпункту 24 п. 1 ст. 264 НК РФ автономная некоммерческая организация вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на канцелярские товары.
     

     Подпунктом 15 п. 1 ст. 265 НК РФ предусматривается, что расходы на услуги банков учитываются в составе внереализационных расходов организации.
     
     Вышеназванные расходы могут быть учтены при определении налоговой базы только в случае, если они связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     Согласно ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
     
     Из вопроса неясно, для достижения каких целей создана автономная некоммерческая организация, но в любом случае ее участие в качестве вкладчика в уставном капитале другой коммерческой организации в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" рассматривается как ведение коммерческой (предпринимательской) деятельности.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются (то есть не уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль) расходы налогоплательщика в виде взноса в уставный (складочный) капитал.
     
     Некоммерческая организация продает основные средства, приобретенные за счет средств целевых поступлений и до момента продажи используемые для осуществления своей уставной деятельности. Облагается ли налогом на прибыль доход, полученный от продажи вышеуказанных основных средств? Учитывается ли убыток, полученный от реализации вышеуказанных основных средств, для целей налогообложения?
     
     Статьей 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
     
     Некоммерческие организации не имеют уставного (складочного) капитала и, соответственно, не могут иметь добавочный капитал в отличие от коммерческих организаций, созданных в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
     
     Целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, не учитываемые при налогообложении, поименованы в п. 2 ст. 251 НК РФ. При этом перечень целевых поступлений, приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим.
     

     При применении положений п. 2 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что целевые поступления признаются таковыми при условии, что некоммерческие организации учитывают раздельно доходы и расходы от вышеуказанных целевых поступлений, а также суммы доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов.
     
     Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с учредительными документами и уставом.
     
     В учредительных документах вышеназванных организаций должны быть предусмотрены источники формирования имущества, обеспечивающие уставную деятельность организации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется для целей налогообложения прибыли как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов согласно настоящему Кодексу.
     
     В то же время реализация имущества, полученного некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений на собственное содержание и ведение уставной деятельности, ведет к его отчуждению и, соответственно, не может обеспечивать участие в решении и осуществлении основных задач и функций, предусмотренных уставом данной организации.
     
     В этом случае направление вышеназванного имущества на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным уставом, рассматривается как нецелевое использование целевых поступлений.
     
     Статьей 247 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ.
     
     К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
     
     В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов налогоплательщика включаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
     

     Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, представляют по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином России.
     
     Вышеуказанные доходы подлежат включению для целей налогообложения в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия получения).
     
     Таким образом, в случае реализации имущества, полученного некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений на собственное содержание и ведение уставной деятельности, доходы, вырученные от этой хозяйственной операции, подлежат включению для целей налогообложения прибыли в состав внереализационных доходов.
     
     Убытки, полученные некоммерческой организацией от реализации имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений и рассматриваемого как нецелевое использование вышеуказанных средств, не принимаются для целей налогообложения.
     

(Продолжение следует)