Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Прогнозирование бюджетных доходов от НДС


Прогнозирование бюджетных доходов от НДС

     
     Ю.М. Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга
     

1. О бюджетообразующей роли НДС

     
     В 2003 году в бюджет Российской Федерации НДС поступил в сумме 619,0 млрд руб., что на 16,3 % больше, чем в 2002 году.
     
     При этом в 2003 году был обеспечен достаточно высокий темп роста поступления НДС по сравнению с 2002 годом, когда поступления от этого налога выросли на 11,5 %.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" задание по поступлению в бюджет НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации, установлено в сумме 622,6 млрд руб. Таким образом, бюджетное задание выполнено на 99,4 %.
     
     Динамика ежемесячных поступлений НДС в 2002-2003 годах приведена на графике ниже.
     

Динамика поступлений НДС в бюджетную систему Российской Федерации в 2002-2003 годах

               


          
     Удельный вес НДС в объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет за год увеличился на 0,4 процентного пункта и составил в 2003 году 23,2 %.
     
     Таким образом, учитывая бюджетообразующую роль налога, прогнозирование поступлений от НДС имеет особое значение, поскольку завышение плановых показателей по сбору НДС вызовет в последующем объективные трудности в его мобилизации, что, в свою очередь, приведет к недопоступлению доходов в бюджетную систему и поставит под угрозу исполнение расходной части бюджета.
     

2. Алгоритм прогнозирования бюджетных доходов от НДС

     
     Рассматриваемый в настоящей статье алгоритм прогнозирования бюджетных доходов от НДС основан на оценке доли этого налога в прогнозном значении валового регионального продукта и ориентирован на применение исполнительными и законодательными органами власти при разработке бюджета соответствующего уровня, а также налоговыми органами всех уровней.
     
     При прогнозировании бюджетных доходов от НДС используются следующие показатели:
     
     - валовой региональный продукт (ВРП); - доля НДС, начисленного по ставке 18 %, в ВРП;
     
     - доля НДС, начисленного по ставке 10 %, в ВРП;
     
     - доля налоговых вычетов в ВРП;
     
     - коэффициент собираемости налога;
     
     - дополнительные поступления (ожидаемое погашение недоимки прошлых лет, запланированные поступления по реструктурированной задолженности, поступления за счет контрольной работы);
     
     - прогнозируемый объем возмещения НДС по операциям, облагаемым налогом по ставке 0 %.
     
     Расчет прогнозируемого объема поступлений от НДС в бюджетную систему целесообразно отразить в табличной форме (см. ниже).
     

1

Сумма НДС, начисленного по ставке 10 %


 

2

Сумма НДС, начисленного по ставке 18 %


 

3

Сумма начисленного налога (стр. 1 + стр. 2)


 

4

Сумма налоговых вычетов, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), без учета вычета НДС при осуществлении капитальных вложений и сумм налога, уплачиваемых таможенным органам


 

5

Сумма НДС, уплачиваемая таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащая вычету


 

б

Сумма НДС, принимаемая к вычету по капитальным вложениям


 

7

Сумма налоговых вычетов (стр. 4 + стр. 5 + стр. 6)


 

8

Прогноз начисленного налога к уплате в бюджет (стр. 3 - стр. 7)


 

9

Коэффициент собираемости


 

10

Прогноз поступлений НДС с учетом коэффициента собираемости (стр. 8 х стр. 9 : 100 %)


 

11

Сумма возмещения НДС по ставке 0 %


 

12

Дополнительные поступления


 

13

Прогноз общей суммы поступлений НДС в бюджетную систему (стр. 10 - стр. 11 + стр. 12)


 

     
     Рассмотрим построчный порядок заполнения вышепредложенного алгоритма:
     
     1. Прогноз налога, начисленного по ставке 10 % (строка 1 таблицы), рассчитывается по следующей формуле:
     

,

     
     где - прогноз поступлений налога, начисленного по ставке 10 %, в плановом периоде;
     
      - оценка объема реализации (передачи) товаров (работ, услуг), подлежащей обложению НДС по ставке 10 %, в отчетном периоде;
     
      - оценка объема передачи товаров (работ, услуг) для собственного потребления, подлежащей обложению по ставке 10 %;
     
      - оценка объема ВРП в отчетном периоде;
     
      - прогноз ВРП на плановый период.
     
     2. Прогноз налога, начисленного по ставке 18 % (строка 2 таблицы), рассчитывается по следующей формуле:
      

,

    
     где - прогноз поступлений налога, начисленного по ставке 18 %, в плановом периоде;
     
      - оценка объема реализации (передачи) товаров (работ, услуг), подлежащей обложению НДС по ставке 18 %, в отчетном периоде;
     
      - оценка передачи товаров (работ, услуг) для собственного потребления, подлежащей обложению по ставке 18 %;
     
      - оценка выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащей обложению по ставке 18 %;
     
      - оценка объема ВРП в отчетном периоде;
     
      - прогноз ВРП на плановый период.
     
     3. Прогноз налоговых вычетов, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), без учета затрат на осуществление капитальных вложений и сумм налога, уплачиваемых таможенным органам (строка 4 таблицы), рассчитывается по следующей формуле:
     

,

     
     где - прогноз суммы налоговых вычетов, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в периоде, на который осуществляется прогноз, без учета затрат на осуществление капитальных вложений;
     
      - оценка суммы налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету в отчетном периоде, без учета НДС по капитальным вложениям;
     

      - оценка объема ВРП в отчетном периоде;
     
      - прогноз ВРП на плановый период.
     
     4. Прогноз суммы НДС, уплачиваемой таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащей вычету (строка 5 таблицы), рассчитывается по следующей формуле:
     

,

    
     где - прогноз суммы налога, уплачиваемой таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащей вычету;
     
     Импорт - стоимость импортируемых товаров, подлежащих обложению НДС, в периоде, на который осуществляется прогноз (с учетом таможенных пошлин и акцизов).
     
     5. Прогноз суммы налоговых вычетов, возникающей вследствие применения права на вычет в отношении НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений*1 (строка 6 таблицы), рассчитывается по следующей формуле:
     _____
     *1 Право на вычет возникает только после окончания строительства и принятия на баланс завершенных строительством объектов. Прогноз суммы налогового вычета необходимо увязать с вводом завершенных строительством объектов, прогнозируемых комитетами экономики, но с поправкой на работы, выполненные начиная с 2001 года.
      

,

    
     где - объем строительно-монтажных работ по принятым на баланс строительным объектам;
     
      - ставка налога.
     
     6. Определение коэффициента собираемости НДС в отчетном периоде (строка 9 таблицы) целесообразно рассчитывать по следующей формуле:
      

,

    
     где - коэффициент собираемости НДС в плановом периоде;
     
      - оценка поступлений НДС в бюджетную систему в отчетном периоде, за исключением поступлений в погашение недоимки прошлых лет, платежей, поступающих в рамках реструктуризации, поступлений за счет контрольной работы, а также сумм, возмещенных в отчетном периоде;
     
      - сумма налога, начисленная к уплате в бюджет по декларациям отчетного периода.
     
     7. Прогноз возмещения НДС по ставке 0 %.
     
     Для расчета прогноза возмещения НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, применяются такие показатели объема экспорта (за исключением объема экспорта нефти и газа в страны СНГ), как обменный курс рубля, стоимость материальных затрат, используемых при производстве экспортной продукции, и т.д.:
      

,

    
     где - прогноз суммы возмещения налога по экспорту;
     
      - прогноз экспорта (без стран СНГ), в рублевом эквиваленте;
     
      - прогноз экспорта (без стран СНГ), в долларовом исчислении;
     
      - прогноз среднего курса доллара США, в руб.;
     
      - доля материальных затрат в объеме экспорта.
     
     Долю материальных затрат в объеме экспорта целесообразно принимать на уровне предыдущих периодов.
     
     В формуле используется ставка 18 %, так как, по экспертным оценкам, доля материальных затрат, используемых при производстве экспортной продукции по 18 %-й ставке, составляет порядка 95-96 %.
     
     Прогноз суммы возмещения налога по ставке 0 %, за исключением возмещения НДС по товарам, используемым при производстве экспортной продукции, рассчитывается отдельно в зависимости от вида продукции и услуг, облагаемых по ставке 0 %.
     
     Прогноз возмещения НДС по ставке 0 % рассчитывается по следующей формуле:
        

,

    
     где - оценка остатков сумм НДС, не возмещенных на начало года*1;
     _____
     *1  Включаются остатки по заявленным и подтвержденным суммам.
          
      - прогноз суммы возмещения налога по экспорту;
     
      - прогноз возмещения налога по ставке 0 %, за исключением возмещения НДС по товарам, используемым при производстве экспортной продукции.
     
     8. Прогноз дополнительных поступлений НДС включает поступления от ожидаемого погашения недоимки прошлых периодов (может быть оценено пропорционально отношению налоговых поступлений в погашение недоимки прошлых периодов в отчетном периоде к общему объему поступлений НДС в отчетном периоде), а также прогнозируемых поступлений НДС в рамках реструктурированной задолженности и за счет контрольной работы и прочих поступлений.
     

3. Направления совершенствования прогнозирования бюджетных доходов от НДС

     
     Рассмотренный в настоящей статье подход к прогнозированию бюджетных доходов от НДС возможно развивать по следующим направлениям:
     
     1) использование для прогнозирования бюджетных доходов от НДС отраслевой структуры ВРП. Такая модель позволит учесть как различные условия налогообложения для различных отраслей, так и отраслевой прогноз экономического положения. Прогнозирование без учета структуры ВРП может приводить к искажениям результатов оценок. При этом использование отраслевой структуры ВРП для прогнозирования бюджетных доходов от НДС позволит в ряде случаев использовать единственную налоговую ставку;
     
     2) формализация расчета коэффициента собираемости налога, а также оценки ожидаемых поступлений в счет погашения недоимки прошлых лет. При этом при использовании отраслевой структуры ВРП целесообразно рассчитывать отдельные коэффициенты собираемости налога в структуре, аналогичной отраслевой структуре прогноза суммы начисленного налога.
     
     Расчет значения коэффициента собираемости налога необходимо производить исходя из данных о соотношении налоговых платежей и начисленного налога в предыдущие периоды, исключив тем самым возможность увеличения прогнозных налоговых поступлений за счет увеличения данного коэффициента на основании предположений о повышении эффективности работы налоговых органов.
     
     На основании аналогичных методов возможен расчет суммы ожидаемого погашения недоимки прошлых лет. При очевидной невозможности полного погашения недоимки оценку ожидаемого погашения недоимки прошлых лет в плановом периоде необходимо производить на основании соотношения показателей фактических поступлений в погашение недоимки и общего объема недоимки для одного или нескольких периодов;
     
     3) оценка возможных объемов возмещения суммы входящего налога по экспортным поставкам. Прогнозирование объема возмещения НДС при применении ставки 0 % при реализации продукции на экспорт сводится к оценке прогнозных показателей "входного" НДС для экспортных отраслей (в части продукции, поставляемой на экспорт).
     
     Относительно простым способом прогнозирования объема возмещения НДС по экспортным поставкам является использование прогноза объема экспорта по всем отраслям и материальных затрат при производстве экспортной продукции. Применение стандартной налоговой ставки к предполагаемой сумме материальных затрат позволит в первом приближении оценить предполагаемую сумму возмещения НДС экспортерам в плановом периоде.
     
     Однако для определения объема возмещения экспортного НДС необходима не столько оценка стоимости экспорта, пересчитанная по ожидаемому валютному курсу, сколько оценка влияния на объем экспорта таких факторов, как валютный курс, конъюнктура на рынках экспортируемых товаров и т.д., так как принимаемый к возмещению НДС по материальным затратам зависит не от стоимости экспорта, а от его физического объема. При этом нельзя утверждать, что физический объем экспорта из Российской Федерации изменяется пропорционально колебаниям цен на экспортные товары на мировых рынках;
     
     4) корректировка на изменение налогового законодательства. Существенные изменения, вносимые в законодательство о налогах и сборах, могут оказывать влияние на суммы налоговых поступлений в бюджетную систему. С целью учета наиболее существенных законодательных изменений возможно прогнозирование потерь (дополнительных доходов) посредством выделения в прогнозном объеме налоговых поступлений соответствующих сумм с помощью различных способов в зависимости от характеристик изменений в законодательстве. Например, в случае изменения налоговой ставки либо сокращения перечня операций, освобождаемых от налогообложения, прогнозирование изменений налоговых доходов основывается на изменении планируемых доходов, полученных в соответствии с рассмотренными выше принципами, пропорционально изменению ставки либо на сумму доли недопоступившего в ВРП налога в предыдущем периоде.