Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Налогоплательщик формировал резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за год как на текущий (2002 год), так и на последующие годы. При этом в соответствии с коллективным договором, учетной политикой и положением по выплате годового вознаграждения организация осуществила выплату вознаграждения в следующем по окончании календарного года месяце, то есть в январе 2003 года. В связи с этим подлежали ли в данной ситуации включению в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2002 год в составе внереализационных доходов суммы вознаграждения, фактически выплаченные в 2003 году?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики осуществляют отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год в порядке, аналогичном порядку учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников, установленному вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ в случае формирования налогоплательщиком резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год вышеуказанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы этого резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
     
     Одновременно пунктом 5 ст. 324.1 НК РФ установлено, что сумма остатка вышеуказанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы за год.
     
     Из вопроса следует, что налогоплательщик формировал резерв на выплату годового вознаграждения как на текущий (2002 год), так и на последующие годы. При этом в соответствии с коллективным договором, учетной политикой и положением по выплате годового вознаграждения организация осуществляла выплату вознаграждения в следующем месяце по окончании календарного года.
     
     Учитывая вышеизложенное, под недоиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год следовало понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва и суммой фактически производимых за счет резерва расходов на выплату вознаграждений по итогам текущего года, а также расходов на предстоящую выплату вознаграждения по итогам текущего года, осуществляемую в соответствии с учетной политикой организации, в следующем году.
     
     При этом учетной политикой организации должен был быть закреплен способ расчета предельной величины отчислений в резерв, переносимой на следующий налоговый период для предстоящей выплаты вознаграждения по итогам текущего года, а также должен быть определен критерий уточнения налогоплательщиком остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период.
     
     Таким образом, сумма начисленного организацией резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год, не выплаченная в текущем налоговом периоде, могла переходить в составе вышеуказанного резерва на следующий налоговый период только при условии наличия в учетной политике организации положений о способе расчета предельной величины резерва, переносимого на следующий налоговый период для предстоящей выплаты вознаграждения по итогам текущего года, с указанием критерия, по которому налогоплательщик будет уточнять размер остатка резерва, переносимого на следующий налоговый период.
     
     Одновременно следует иметь в виду, что сумма выплаты вознаграждений по итогам работы за год, переходящая на следующий налоговый период, подлежит учету налогоплательщиком в составе расходов за счет резерва, перешедшего из текущего в следующий налоговый период.
     
     Согласно договору, заключенному ГИБДД области с юридическим лицом, привлекаемым к участию в проверке технического состояния транспортных средств, организация (юридическое лицо) ежемесячно перечисляла средства в размере 35 % от выручки, полученной за проведение техосмотра транспортных средств, на счет УВД области для развития материально-технической базы ГИБДД. В целях налогообложения прибыли вышеуказанные суммы включались организацией в состав операционных расходов. Правы ли налоговые органы, доначислившие в ходе проведения документальной выездной налоговой проверки налог на прибыль за 2001 год, исключив вышеназванные средства из состава операционных расходов организации?
     
     В соответствии с подпунктом "э" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (утратило силу с 01.01.2002), в себестоимость продукции (работ, услуг) включались налоги, сборы и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 1 НК РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.
     
     Понятие налога и сбора приведено в ст. 8 НК РФ.
     
     Статьей 12 НК РФ определено, что региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Статьей 32 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что ст. 14 "Региональные налоги и сборы" и 15 "Местные налоги" НК РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1).
     
     Таким образом, в проверяемый период действовали п. 2 ст. 18, ст. 19, 20, 21 Закона N 2118-1.
     
     Статьей 20 Закона N 2118-1 плата за проведение государственного технического осмотра транспортных средств не была включена в состав региональных налогов и сборов.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку средства, перечисленные организацией в размере 35 % от выручки, полученной за проведение техосмотра транспортных средств, на счет УВД области, не подпадали под понятие налогов и сборов, то вышеуказанные средства не должны были включаться организацией в состав затрат, учитывавшихся при налогообложении прибыли.
     
     В связи с этим действия налоговых органов являются обоснованными.
     
     Каков порядок учета в целях налогообложения прибыли взносов газораспределительных организаций, осуществленных ими в 2002-2003 годах в Единый фонд стабилизации и развития Российского государственного предприятия по организации газификации газоснабжения "Росстройгазификация", аккумулированный в ОАО?
     
     Облагается ли налогом на прибыль в газораспределительных организациях финансирование, выделенное этим организациям из Единого фонда стабилизации и развития, после введения в действие главы 25 НК РФ?
     
     С 1 января 2002 года организации при налогообложении прибыли руководствуются главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     В связи с этим доходы и расходы для целей налогообложения прибыли определяются с учетом положений указанной главы НК РФ.
     
     Понятия "доходы от реализации" и "внереализационные доходы" определены соответственно ст. 249 и 250 НК РФ.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, приведены в ст. 251 НК РФ. При этом поименованный в этой статье перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает, в частности, взносы организаций на формирование Единого фонда стабилизации и развития Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения "Росстройгазификация" (далее - Единый фонд стабилизации и развития), созданного согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.11.1993 N 1817 , а также средства, выделяемые из вышеуказанного Фонда для дальнейшего использования их газораспределительными организациями.
     
     Учитывая вышеизложенное, полученные в период 2002-2003 годов средства на формирование Единого фонда стабилизации и развития, перечисленные газораспределительными организациями в соответствии с ранее действовавшим Порядком образования и использования этого фонда, должны учитываться этим ОАО при формировании налоговой базы соответствующих отчетных (налоговых) периодов.
     
     Аналогичный порядок учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль в 2002-2003 годах должен был применяться и при получении газораспределительными организациями вышеуказанных средств из Единого фонда стабилизации и развития.
     

В.К. Мареева

     
     Организация, являющаяся плательщиком налога на прибыль, определяла до января 2004 года доходы и расходы по методу начисления. С 1 января 2004 года она определяет доходы и расходы по кассовому методу. Существует ли механизм перехода определения доходов и расходов с метода начисления на кассовый метод?
     
     Главой 25 НК РФ был предусмотрен переход с 1 января 2002 года на обязательное применение метода начисления для определения момента принятия доходов и расходов всеми организациями [кроме организаций, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал]. Аргументом в пользу метода начисления было то обстоятельство, что налогоплательщики получали возможность создавать резервы по сомнительным долгам, а при признании долгов безнадежными - уменьшать подлежащие уплате налоги за счет соответствующей корректировки налоговой базы. Учитывая, что порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, приведенный в главе 25 НК РФ, значительно отличается от порядка, действовавшего до 1 января 2002 года, а также в целях урегулирования процесса перехода организаций на определение доходов и расходов по методу начисления ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" были предусмотрены соответствующие положения, определяющие порядок перехода организаций на новый метод исчисления налога на прибыль с 1 января 2002 года. В частности, предусмотрено исчисление отдельной налоговой базы на основе данных о суммах, полученных до 1 января 2002 года доходов, и произведенных до вышеуказанной даты расходах, которые до 1 января 2002 года не были учтены при исчислении прибыли, в связи с тем, что по действовавшим до 1 января 2002 года правилам они подлежали учету в целях налогообложения в периоды после 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, вышеуказанный механизм исчисления налоговой базы переходного периода был установлен по состоянию на 1 января 2002 года - на день вступления в силу главы 25 НК РФ.
     
     Что касается перехода организаций (с кассового метода на метод начисления) с 1 января 2004 года (после вступления в силу главы 25 НК РФ), то необходимо иметь в виду следующее.
     
     Положениями ст. 273 НК РФ установлено, что организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. При кассовом методе определения доходов и расходов датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
     
     Порядок признания доходов и расходов при методе начисления установлен ст. 271 и 272 НК РФ.
     
     В частности, в целях налогообложения доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав; расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
     
     Учитываются ли у лизингополучателя в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с доставкой оборудования, полученного в лизинг?
     
     Пунктом 7 ст. 258 НК РФ установлено, что имущество, переданное (полученное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), подлежит амортизации в соответствии с условиями договора только у одной стороны - лизингодателя или лизингополучателя.
     
     Первоначальная стоимость вышеуказанного имущества определяется исходя из затрат лизингодателя на его приобретение, сооружение, до-ставку, изготовление и доведение имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). При этом если начисление амортизации осуществляется (согласно договору) лизингополучателем, он должен иметь документально подтвержденную информацию о вышеуказанных расходах лизингодателя.
     
     Совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с лизингом имущества, определена Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ).
     
     В частности, согласно положениям, установленным Законом N 164-ФЗ, лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества. До- говор лизинга может включать условия оказания лизингодателем дополнительных услуг (перечень, объем и стоимость дополнительных услуг определяется соглашением сторон).
     
     Лизингополучатель обязуется выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, которые предусмотрены договором лизинга, а также выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга. При этом под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
     
     Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организация-лизингополучатель не имеет права учитывать расходы по доставке лизингового оборудования до собственного склада. Вышеуказанные расходы могут быть учтены у лизингодателя (при условии соответствия данных расходов критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ).
     
     Как применяются специальные коэффициенты к нормам амортизации в отношении основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, при налогообложении прибыли?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, имеют право применять специальный (повышающий) коэффициент к основной норме амортизации (но не выше 2), только при начислении амортизации в отношении вышеуказанных основных средств. Перечень основных средств, которые могут быть отнесены к категории основных средств, работающих в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, определяется налогоплательщиком самостоятельно (в соответствии с нормами, установленными ст. 259 НК РФ) и предусматривается в его учетной политике.
     
     При этом организация имеет право применять специальный (повышающий) коэффициент к основной норме амортизации при повышенной сменности (три и более смены) или при круглосуточной работе объекта основных средств.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
     

Н.Н. Белова

     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
     
     Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ определен перечень имущества, отнесенного к средствам целевого финансирования, полученного налогоплательщиком и использованного им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности в виде аккумулированных на счетах организации застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
     
     Заказчик-застройщик при временном отсутствии финансовых ресурсов у инвестора и по согласованию с ним привлекает для оплаты материалов заемные средства, затраты по которым, в том числе и расходы в виде процентов за пользование вышеуказанными средствами, возмещаются инвестором.
     
     Будет ли сумма начисленных процентов за пользование заемными средствами включаться во внереализационные расходы заказчика-застройщика и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, а при возмещении ее инвестором будут ли вышеуказанные проценты включаться во внереализационные доходы заказчика-застройщика и учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль или же сумма начисленных процентов будет уменьшать полученные заказчиком-застройщиком от инвесторов средства целевого финансирования и не влиять на прибыль, полученную заказчиком-застройщиком от оказания услуг по организации строительства?
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
     
     Вышеуказанным подпунктом п. 1 ст. 251 НК РФ определен перечень имущества, отнесенного к средствам целевого финансирования, полученного налогоплательщиком и использованного им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности в виде аккумулированных на счетах организации застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
     
     При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. 269 и 291 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа [текущего и (или) инвестиционного]. Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).
     
     Кроме того, пунктом 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, разъяснено, что при досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки с учетом положений ст. 269 НК РФ и фактического времени пользования заемными средствами. Вышеуказанный порядок применяется при досрочном погашении собственных долговых обязательств, включая дисконтные векселя.
     
     Порядок учета расходов в виде процентов за пользование заемными средствами зависит от условий договора, заключенного между инвестором и заказчиком-застройщиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Иными словами, в зависимости от того, кто из сторон согласно вышеуказанным договорам является заемщиком заемных средств, у той из сторон расходы в виде процентов за пользование заемными средствами и будут учитываться в соответствии с вышеприведенным порядком.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Когда можно принять к вычету НДС, уплаченный по экспортным авансам?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, исчисленных и уплаченных с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим и на основании п. 9 ст. 167 НК РФ НДС, уплаченный с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, принимается к вычету либо после сбора в срок, установленный данной статьей НК РФ, полного пакета документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 %, либо при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, в случае неподтверждения факта экспорта в указанный срок.
     
     Какую ставку НДС должны были применять организации розничной торговли при реализации товаров в январе 2004 года, если товары получены в 2003 году?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно п. 3 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Таким образом, при реализации в 2004 году товаров, приобретенных в 2003 году, счета-фактуры должны были выставляться покупателям с указанием ставки НДС в размере 18 %, действующей с 1 января 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
     
     Как следует исчислить НДС при реализации земли?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом на основании ст. 130 ГК РФ земельные участки являются недвижимым имуществом.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации земельных участков подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом налоговая база по НДС определяется на основании п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость земельных участков, исчисленная исходя из рыночных цен, без включения НДС.
     
     Организация связи оказывает услуги связи отдельным категориям потребителей с предоставлением льгот, которые относятся к мерам социальной защиты, установленным действующим федеральным законодательством, в том числе федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и т.д. Кроме того, организация предоставляет гражданам льготы в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Возмещение недополученных организацией связи доходов, связанных с предоставлением льгот, производится за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Включаются ли в налоговую базу по НДС денежные средства, возмещаемые из бюджетов, по услугам связи, предоставляемым отдельным категориям граждан по льготным тарифам?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС независимо от источника финансирования.
     
     Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, денежные средства, получаемые из соответствующего бюджета в счет увеличения доходов при реализации услуг связи по льготным тарифам, включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Вышеизложенный порядок применения НДС в отношении денежных средств, выделяемых из бюджета, соответствует положениям п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ).
     

А.И. Белый

     
     По какой ставке подлежат обложению НДС услуги российской организации по охране товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенный режим экспорта, в случае транспортировки вышеуказанных товаров автомобильным транспортом?
     
     Подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение по налоговой ставке 0 % производится при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемых российскими перевозчиками, и иных подобных работ (услуг), а также работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через вышеуказанную территорию. При этом организации, выполняющие (оказывающие) эти работы (услуги), имеют право на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, определенном ст. 172 и 176 настоящего Кодекса.
     
     Перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при реализации вышеуказанных работ (услуг), предусмотрен п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Следовательно, российская организация, оказывающая услуги по охране товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенный режим экспорта, в случае транспортировки вышеуказанных товаров автомобильным транспортом, может реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при представлении в налоговые органы всех необходимых документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Российская организация заключила договор с иностранной организацией на приобретение прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Следует ли российской организации при выплате доходов иностранному лицу за предоставленные по вышеуказанному договору права удерживать НДС?
     
     Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     В связи с этим деятельность организации по предоставлению в пользование объектов интеллектуальной собственности в целях исчисления НДС может рассматриваться как оказание услуг.
     
     Налогообложение операций по предоставлению в пользование объектов интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 146 и ст. 148 НК РФ.
     
     Таким образом, если по договору передаются права на использование объектов интеллектуальной собственности, то для определения места реализации услуг по передаче вышеуказанных прав в целях исчисления НДС следует руководствоваться ст. 148 НК РФ.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой местом реализации авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если их покупатель при осуществлении деятельности фактически присутствует на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации.
     
     Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
     
     Налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
     
     При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, или нет.
     
     Таким образом, при выплате доходов иностранному лицу за предоставленные по договору права на использование объектов интеллектуальной собственности налоговый агент должен удержать НДС.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Имеет ли право организация представлять уточненную декларацию по НДС по ставке 0 % после принятия налоговым органом решения по результатам камеральной проверки и возмещения НДС на расчетный счет, учитывая, что налоговая база по НДС по ставке 0 % при этом остается неизменной, а уточняется только "входной" налог? Надо ли представлять в налоговую инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, вместе с уточненной декларацией?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Согласно п. 3 Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, внесение дополнений и изменений налогоплательщиком в декларации при обнаружении в текущем налоговом периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших налоговых периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, подлежащей вычету, или иных ошибок производится посредством представления деклараций за соответствующие истекшие налоговые периоды, с отражением сумм налога с учетом вносимых дополнений и изменений.
     
     При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) вышеуказанные декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога. При перерасчете сумм налога налогоплательщик не учитывает результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому он производит перерасчет сумм налога.
     
     Таким образом, в случае обнаружения ошибки в декларации по НДС по ставке 0 % при указании сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету, в налоговый орган представляется новая (уточненная) декларация по НДС в размере 0 % с учетом внесенных изменений.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ одновременно с представлением налоговой декларации по НДС по ставке 0 % в налоговый орган представляются документы, перечень которых установлен данной статьей НК РФ. Кроме того, согласно п. 40 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ для подтверждения вычетов по НДС помимо документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговый орган должен проанализировать договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары на экспорт, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), используемых при производстве и реализации таких товаров, а также документы, подтверждающие фактическую оплату таких товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, при представлении в налоговый орган уточненной декларации по НДС по ставке 0 % следует представлять вышеуказанные документы (их копии) повторно.
     
     Каков порядок обложения НДС услуг по приему, размещению, проживанию и обслуживанию лиц, оказываемых российскими гостиницами по договорам с Посольством Китайской Народной Республики?
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, применяется ставка НДС в размере 0 %. При этом реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) подлежит налогообложению по ставке в размере 0 % в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяется данная норма, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с МНС России.
     
     На основании письма МНС России от 01.04.2003 N РД-6-23/382 "О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость" в отношении дипломатического представительства Китайской Народной Республики данная ставка налога применяется с ограничениями в соответствии с принципом взаимности.
     
     Так, согласно вышеуказанному письму МНС России обложение НДС по ставке в размере 0 % в части предоставления услуг производится при реализации дипломатическому представительству Китайской Народной Республики коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуг связи и телекоммуникационных услуг, а также услуг по предоставлению помещений. В отношении иных услуг, реализуемых дипломатическому представительству Китайской Народной Республики, применение ставки НДС в размере 0 % не предусмотрено. По мнению автора, услуги гостиниц по приему, размещению, обслуживанию и проживанию делегаций не являются услугами по предоставлению помещений.
     
     Учитывая изложенное, обложение НДС услуг по приему, размещению, проживанию и обслуживанию официальных делегаций Китайской Народной Республики, оказываемых гостиницами, следует осуществлять в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке НДС в размере 18 %.
     
     Российская организация оказывает на территории Российской Федерации услуги хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия по проведению аттестации белорусских специалистов. При оказании данных услуг российская организация предъявляет белорусским партнерам НДС и уплачивает его в российский бюджет. Однако согласно Налоговому кодексу Республики Белоруссия местом реализации данных услуг признается место деятельности потребителя (пользователя) данных услуг. Таким образом, белорусский партнер российской организации, являясь налоговым агентом, удерживает и перечисляет в бюджет Республики Белоруссия НДС за счет российской организации. Правомерен ли тот факт, что российская организация дважды платит НДС? Имеет ли право российская организация принять к вычету налог, уплаченный в бюджет Республики Белоруссия?
     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Белоруссия установлен особый порядок применения НДС. Согласно данной статье вышеуказанного Федерального закона операции по реализации товаров хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия облагаются НДС по ставке в размере 18 % (или 10 % по определенному перечню товаров), а суммы НДС, уплаченные белорусским хозяйствующим субъектам по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Белоруссия, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
     
     Вышеуказанные нормы не распространяются на операции по реализации работ (услуг), выполненных (оказанных) в рамках договоров между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Белоруссия.
     
     Таким образом, при решении вопроса о порядке обложения НДС стоимости работ (услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами одного государства у хозяйствующих субъектов другого государства, следует руководствоваться нормами внутреннего налогового законодательства этих двух государств. Так, российскому налогоплательщику, заключающему контракт на выполнение работ (оказание услуг) с белорусскими хозяйствующими субъектами, в целях применения НДС необходимо применять положения ст. 148 НК РФ, на основании которой определяется место реализации работ (услуг), и, соответственно, порядок их налогообложения.
     
     Однако на практике в ряде случаев работы (услуги), выполняемые (оказываемые) во взаимной торговле, могут облагаться НДС дважды как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Белоруссия. При этом следует отметить, что вычет (возмещение, зачет) сумм НДС, удержанных и уплаченных в бюджет Республики Белоруссия белорусскими хозяйствующими субъектами за счет средств, подлежащих перечислению российской организации за выполненные ей работы (оказанные услуги), российским налоговым законодательством не предусмотрен.
     
     В целях исключения возникновения подобных ситуаций российским налогоплательщикам, заключающим договора на выполнение работ (оказание услуг) с хозяйствующими субъектами Республики Белоруссия, следует предварительно проанализировать нормы российского и белорусского законодательства в отношении определения места реализации тех или иных работ (услуг) и учесть возможность возникновения их двойного обложения НДС при подписании контрактов.
     

О применении упрощенной системы налогообложения

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     В каком порядке должна применять НДС организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2004 года? Должна ли она была восстановить суммы НДС, ранее принятые к налоговому вычету согласно действующему законодательству?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности, облагаемой НДС.
     
     Пунктом 2 ст. 346.11 главы 26.2 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС не являются. Таким образом, операции, осуществляемые вышеуказанными налогоплательщиками, НДС не облагаются.
     
     В связи с этим суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежат.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, следует восстановить и вернуть в бюджет. Что касается исчисления суммы НДС, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, то она определяется с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета (в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенный режим налогообложения).
     
     Если переход на упрощенную систему налогообложения произошел с 1 января 2004 года, то восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС должно было осуществляться по ставкам налога, действовавшим до этой даты (1 января 2004 года), то есть в размере 20 и 10 %.
     

В.К. Мареева

     
     Могут ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшить налоговую базу для исчисления единого налога на стоимость лицензии на осуществление предпринимательской деятельности?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса: обоснованные, документально подтвержденные затраты и при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Статьей 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, на которые налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшать полученные доходы. Перечень расходов носит исчерпывающий характер. В частности, ст. 346.16 НК РФ затраты на приобретение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности не предусмотрены и, соответственно, при налогообложении не учитываются.
     
     Могут ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшить налоговую базу для исчисления единого налога на затраты, направленные на аттестацию работников?
     
     Статьей 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, на которые вправе уменьшать полученные доходы налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень расходов носит исчерпывающий характер.  В частности, ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены и, соответственно, не учитываются при налогообложении затраты, направленные на аттестацию работников.
     

Г.Г. Лалаев,
ведущий специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов).
     
     Возможно ли отнесение к расходам для целей налогообложения оплаты коммунальных услуг?
     
     В соответствии со ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывает при определении налоговой базы расходы, перечень которых приведен в п. 1 ст. 346.16 настоящего Кодекса. При этом коммунальные расходы в вышеупомянутом перечне не предусмотрены.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. При этом перечень материальных расходов не является исчерпывающим.
     
     При отнесении затрат налогоплательщика к материальным расходам следует учитывать положение п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которому если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
     
     Главой 25 НК РФ не дается прямых указаний на то, к какому виду расходов следует относить оплату коммунальных услуг. При определении налоговой базы коммунальные расходы учитываются постольку, поскольку они отвечают требованиям, предъявляемым п. 1 ст. 252 НК РФ к расходам.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
     
     Таким образом, отдельные виды коммунальных платежей при применении упрощенной сис-темы налогообложения могут быть отнесены налогоплательщиком к материальным расходам и учтены при налогообложении.
     
     Вместе с тем расходы на оплату коммунальных услуг могут быть учтены в составе некоторых других расходов. Так, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения учитываются расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество. Договором аренды может быть предусмотрена оплата коммунальных услуг арендодателем за счет их включения в арендную плату.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Каков порядок предоставления имущественного налогового вычета при реализации физическим лицом доли уставного капитала, если доля уставного капитала, принадлежащая физическому лицу, приобреталась по частям? Например, в 1999 году физическому лицу принадлежала доля уставного капитала организации в размере 6 %, в 2000 году - 20 % и в 2001-2002 годах - 28 %. В 2003 году физическое лицо реализовало всю свою долю уставного капитала в размере 28 %. Как следует рассчитать продолжительность нахождения доли уставного капитала в собственности и в каком размере может быть предоставлен имущественный налоговый вычет?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб. При продаже иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже вышеуказанного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации.
     
     Если налогоплательщик реализовал в 2003 году долю уставного капитала организации в размере 28 %, из которой на момент продажи 6 % находилось в его собственности более 3 лет, а оставшиеся 22 % - менее 3 лет, то для предоставления имущественного налогового вычета сумму, полученную от реализации вышеуказанной доли уставного капитала, следует пропорционально разделить и на сумму, полученную от продажи 6 % уставного капитала предоставить вычет, - в полном размере, а на сумму, полученную от продажи 22 % уставного капитала, - в размере, не превышающем 98 215 руб. (125 000 руб. х 22 % : 28 %).
     
     Обязаны ли физические лица при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц подтверждать свое право на получение стандартных налоговых вычетов на себя и ребенка (подавать заявление, представлять копию свидетельства о рождении ребенка) в случае, если вышеуказанные вычеты были предоставлены налоговым агентом, что подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ, выданной налогоплательщику налоговым агентом и приложенной к налоговой декларации?
     
     Является ли справка о доходах по форме 2-НДФЛ достаточным документальным подтверждением права налогоплательщика на уменьшение суммы дохода на сумму полученных у налогового агента стандартных налоговых вычетов при расчете налоговой базы по декларации?
     
     В соответствии со ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.
     
     Если налогоплательщик, получавший в течение года стандартные налоговые вычеты у налогового агента, подает в налоговый орган декларацию в связи с получением каких-либо других вычетов (имущественных, социальных и т.д.), то повторно подтверждать свое право на стандартные налоговые вычеты он не обязан - достаточно приложить к декларации справку по форме 2-НДФЛ от налогового агента, предоставившего стандартные вычеты.
     
     В то же время при проведении камеральной проверки налоговой декларации согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у вышеуказанного налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты.
     

О едином социальном налоге

     
     В.Н. Барсукова

     
     Начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии) с сумм, выплаченных работодателями по больничным листам своим работникам за счет средств организации?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
     
     Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
     
     Статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" установлены максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц, которые не могут превышать 11 700 руб.
     
     В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
     
     Федеральным законом от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" действие ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ продлено на 2003 год, а аналогичным Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ - на 2004 год.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов обязательного страхового обеспечения граждан является в том числе выплата пособия по временной нетрудоспособности.
     
     При этом согласно подпункту 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
     
     Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет:
     
     - средств ФСС РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;