Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Г.В. Пирогова

О.Б. Чибисова

    

Учет расходов организации-страхователя на страхование арендованного имущества

     
     Организация является фондодержателем и сдает основные средства в аренду дочерней фирме. В 2003 году организация заключила договор добровольного страхования имущества. Учитываются ли расходы организации-страхователя (арендатора) на страхование арендованного имущества в соответствии с п. 1 ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования имущества, перечисленным в вышеуказанной статье Кодекса. При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что данный перечень видов добровольного страхования имущества является закрытым.
     
     В случае добровольного страхования имущества, в том числе арендованного, в целях налогообложения прибыли учитываются расходы в виде страховых взносов только по перечисленным в ст. 263 НК РФ видам страхования, а именно:
     
     1) добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;
     
     2) добровольное страхование грузов;
     
     3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
     
     4) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
     
     5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;
     
     6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;
     
     7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
     
     8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
     
     Расходы по указанным в ст. 263 НК РФ добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
     

Учет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

     
     Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     
     Заключение договоров на обязательное пенсионное страхование регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
     
     В каком порядке следует включать при учете доходов и расходов методом начисления начисленные, но не уплаченные в срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии?
     
     Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
     
     Согласно ст. 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
     
     Так, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования).
     
     При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в бюджет ПФР на основании установленных тарифов страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
     
     Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     
     Согласно ст. 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
     
     Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы исчисленных в соответствии с Законом N 167-ФЗ страховых взносов не включаются ни в расходы налогоплательщика на оплату труда, ни в расходы по уплате единого социального налога, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.
     
     При этом предусмотренный п. 6 ст. 272 НК РФ порядок признания страховых взносов по добровольному и обязательному страхованию не распространяется на страховые взносы, осуществляемые в соответствии с Законом N 167-ФЗ, так как данная норма НК РФ применяется к страховым взносам, перечисляемым в соответствии с условиями заключенных договоров.
     

Учет расходов, связанных с заменой составных частей компьютера

     
     В налоговом учете организации числится как единый объект основных средств компьютер, который состоит из нескольких конструктивно сочлененных частей, обеспечивающих выполнение определенных функций (процессор, монитор, винчестер). В процессе эксплуатации компьютера отдельная устаревшая составная часть его (например, процессор) заменена на новую, более совершенную, в результате чего изменились эксплуатационные характеристики компьютера.
     
     Следует ли при этом считать замену процессора частичной ликвидацией компьютера и согласно п. 2 ст. 257 НК РФ изменять (уменьшать) его первоначальную стоимость?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     При этом п. 2 ст. 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации.
     
     К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
     
     К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, связанные с изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
     
     Расходы, связанные с заменой отдельных частей персонального компьютера на новые, более совершенные, учитываются для целей налогообложения прибыли как расходы на модернизацию амортизируемых основных средств в соответствии со ст. 257 НК РФ при условии их соответствия требованиям ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В случае ремонта отдельных частей персонального компьютера расходы организации на вышеуказанные цели рассматриваются как расходы на ремонт основных средств и признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 260 и 324 НК РФ.
     
     При этом согласно ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     Согласно п. 1 ст. 324 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
     
     Что касается имущества, полученного в результате модернизации (ремонта), то оно приходуется по рыночной стоимости и учитывается в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ.
     
     ООО провело сертификацию продукции в федеральном государственном унитарном предприятии "Центр испытаний и сертификации продукции" и произвело наличный расчет за оказанную услугу. От предприятия получены следующие документы: договор на оказание консультационных услуг; счет на оплату; акт сдачи-приемки оказанных услуг; счет-фактура; корешок ПКО; кассовый чек.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ эти расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     В кассовом чеке НДС не выделен.
     
     Может ли ООО выделить и предъявить к вычету НДС (так как этот налог не выделен в кассовом чеке)? Какую сумму следует относить на затраты: сумму оказанной услуги с НДС, так как услуги по сертификации продукции относятся к косвенным расходам, или сумму, указанную в счете-фактуре?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, если в расчетных документах есть ссылка о предъявлении налогоплательщику сумм НДС, то вне зависимости от того, выделены они отдельной суммой либо заявлены в общей сумме расходов с выделением строкой "в том числе", подобные суммы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 170 НК РФ, не включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
     
     Если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы НДС, то вся сумма, указанная в этих документах, учитывается в качестве расхода (при отсутствии иных документов, в которых есть указание на сумму НДС).
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация не может воспользоваться п. 2 ст. 170 НК РФ и в расчетных документах имеется ссылка о предъявлении налогоплательщику сумм НДС (отдельно либо с пометкой "в том числе НДС"), такие суммы не учитываются при налогообложении прибыли.
     

Расчет суточных при загранкомандировках

     
     Каким нормативным документом следует руководствоваться при расчете суточных по зарубежным командировкам и каков порядок расчета суточных?
     
     С 1 февраля 2002 года действует Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), утвержденный Федеральным законом от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Главой 53 ТК РФ определяются особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в том числе относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
     
     Порядок и размеры возмещения расходов при направлении работников в командировку на территории иностранных государств регулируются постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 01.12.1993 N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" (далее - Постановление N 1261) и постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     
     В соответствии с письмом Минтруда России, Минфина России от 17.05.1996 N 1037-ИХ "О порядке выплаты суточных работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу" если работник в период командировки находился в нескольких зарубежных странах, то со дня выбытия из одной страны в другую (определяется по отметке в паспорте) суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направляется. В качестве подтверждения пересечения границы может служить любой другой документ, свидетельствующий об этом факте.
     
     С учетом вышеизложенного при переезде работника из одной страны в другую при командировании в несколько стран суточные следует выплачивать с даты пересечения границы по нормам той страны, в которую он командирован и на территории которой исполняет свои служебные обязанности.
     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 3 постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 911 "О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства российской федерации за границей" при следовании из Российской Федерации день пересечения границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании в Российскую Федерацию день пересечения границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.
     
     Согласно п. 6 Постановления N 1261 при выезде в командировку за границу и возвращении из загранкомандировки в тот же день суточные выплачиваются в размере 50 % нормы страны командирования.
     

Исчисление налоговой базы переходного периода

     
     Правомерно ли включение в затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли 2002 года, суммы недоамортизированной стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов?
     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) как до, так и после вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все налогоплательщики, переходящие с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, исчисляют налоговую базу переходного периода вне зависимости от того, какой порядок учета доходов и расходов они применяли в 2001 году.
     
     Если организация применяла для целей налогообложения прибыли метод признания выручки "по отгрузке", то с 1 января 2002 года она переходила на метод признания доходов и расходов по методу начисления и поэтому должна была формировать налоговую базу переходного периода в общеустановленном порядке.
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ организации, переходящие на метод начисления, должны включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию, в частности суммы недоначисленной амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство.
     
     Пунктом 7.1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ указано, что если налогоплательщик, определявший до вступления в силу главы 25 НК РФ выручку от реализации для целей налогообложения по методу отгрузки и перешедший с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, получил по базе переходного периода превышение расходов над доходами, то сумма такого превышения в размере, не превышающем сумму от списания на расходы недоамортизируемой части основных средств стоимостью не свыше 10 000 руб. или со сроком полезного использования не более 12 месяцев, признается расходом налогоплательщика от переходного периода, который подлежит отнесению на расходы, включаемые в налоговую базу соответствующих отчетных периодов равномерно в течение пяти лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу.
     
     При этом требования п. 7.1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ не распространяются на объекты, являвшиеся до 1 января 2002 года объектами малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     
     Таким образом, сумма оставшейся стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, числившихся на конец 2001 года, подлежала единовременному учету в составе расходов при исчислении налоговой базы переходного периода и в последующие периоды не могла уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, даже если в бухгалтерском учете малоценные и быстроизнашивающиеся предметы подлежали списанию.
     

Учет разницы, возникающей у заемщика денежных средств

     
     Как учитываются для целей налогообложения прибыли разницы, возникающие у заемщика денежных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
     
     Статьей 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества.
     
     Таким образом, при заключении договора займа заемщик обязан вернуть займодавцу деньги в размере суммы займа.
     
     Например, в соответствии с заключенным договором займа одна организация (кредитор) предоставляет другой организации (заемщику) денежные средства в заем. Сумма займа указана в договоре в долларах США и предоставляется заемщику в рублях по официальному курсу Банка России на день перечисления денежных средств. Возврат суммы займа также производится в рублях по официальному курсу Банка России на день возврата денежных средств. Рассмотрим, как учитываются разницы, возникающие у заемщика при оплате процентов по договору займа.
     
     В п. 11.1 ст. 250 и подпункте 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ приведены определения понятия "суммовая разница" в целях применения положений главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая данные понятия, разница между рублевой оценкой суммы займа на дату получения заемщиком денежных средств и рублевой оценкой суммы займа на дату возврата денежных средств кредитору не подпадает под определение суммовой разницы.
     
     Возникающую в этом случае отрицательную разницу у заемщика следует рассматривать как плату за пользование займом и учитывать для целей налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ.
     
     Согласно п. 8 ст. 272 НК РФ моментом возникновения подобных расходов следует считать последнюю дату соответствующего отчетного периода или дату погашения займа (частично или полностью).
     
     Если на конец отчетного периода у заемщика возникает положительная разница, то она включается в состав внереализационных доходов заемщика (п. 6 ст. 271 НК РФ).