Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении финансово-кредитных организаций


О налогообложении финансово-кредитных организаций*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(105)8`2004  

     
     Г.И. Писцов

    

Возможность единовременного признания убытка, образовавшегося от продажи основных средств

     
     В процессе инвентаризации основных средств для сдачи декларации по переходному периоду банк выявил основные средства, срок фактической амортизации которых по данным инвентарных карточек превышал срок амортизации, установленный постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Имеет ли банк право принимать убыток, образовавшийся единовременно от продажи основных средств?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 322 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше срока полезного использования вышеуказанных амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ, выделяются налогоплательщиком по состоянию на 1 января 2002 года в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее 7 лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу.
     
     В случае реализации (выбытия) данных объектов основных средств налогоплательщик на основании п. 1 ст. 268 НК РФ вправе уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость объекта основных средств на момент реализации, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией.
     
     Если остаточная стоимость амортизируемых основных средств с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, то разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 268 НК РФ.
     
     При этом поскольку фактический срок использования амортизируемых основных средств больше срока полезного использования, установленного Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, полученный убыток признается в уменьшение налоговой базы единовременно.
     

Обложение НДС платы за переоформление и распространение банковских карт

     
     Облагается ли НДС плата, взимаемая банками-эмитентами и банками-агентами за распространение банковских карт? Облагается ли НДС плата, взимаемая банком за переоформление карты?
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 3 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению осуществление банками банковских операций, за исключением операций по инкассации. К числу банковских операций согласно Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" относятся операции, предусмотренные частью первой ст. 5 этого Закона. Вместе с тем подпунктом 3 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрен перечень иных операций (сделок) банков, которые освобождаются от НДС.
     
     В соответствии с вышеназванными документами к числу банковских операций, в частности, относятся операции по открытию и ведению банковских счетов организаций и физических лиц, по осуществлению расчетов по поручению организаций и физических лиц, включая осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, пластиковыми карточками и т.д.
     
     Согласно Положению Банка России от 09.04.1998 N 23-П "О Порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" (далее - Положение N 23-П) кредитная организация может осуществлять эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на осуществление банковских операций предусматривает проведение операций по счетам вышеуказанных лиц в соответствующей валюте.
     
     В соответствии с п. 1 указания Банка России от 09.04.1999 N 536-У "Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов" кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензии на право осуществления банковских операций.
     
     Однако такая операция (по распространению банковских карт других банков-эмитентов) не предполагает открытия покупателю банковской карты счета в банке и осуществления расчетных операций по его поручению, поскольку такая карта предназначена для получения ее держателем наличных денежных средств только в сети банкоматов банка-эмитента. Такие операции не относятся к банковским операциям, а являются сделками банков, осуществляемыми без специальной лицензии.
     
     Учитывая вышеизложенное, комиссия эмитента, взимаемая кредитной организацией - банком-эмитентом с клиента за осуществление операций с использованием банковских карт в соответствии с условиями заключенного договора между банком-эмитентом и клиентом, НДС не облагается. В то же время услуги банков-агентов по распространению физическим лицам платежных или банковских карт сторонних эмитентов не относятся к числу освобождаемых от обложения НДС банковских операций. Если банк при распространении банковских карт других эмитентов получает плату, то в части, остающейся в распоряжении банка-агента, вышеуказанная плата облагается НДС в общеустановленном порядке.
     
     Что касается обложения НДС доходов банков за осуществление прочих операций в процессе оборота банковской карты, то здесь также нужно руководствоваться Положением N 23-П, в соответствии с п. 4.1 которого банковские карты могут быть использованы для осуществления операций по счетам юридических и физических лиц.
     
     Согласно ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям кредитных организаций относится осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, а также кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
     
     Таким образом, операции, связанные с временной либо постоянной блокировкой банковской карты, переоформлением ПИН-конверта, а также с выдачей дубликата карты в пределах средств банка на ее приобретение, подпадают под вышеназванное освобождение (как банковские операции), и вознаграждение, полученное банком при осуществлении вышеназванных операций, не подлежит обложению НДС.
     
     Что касается услуг по выемке и возврату банковской карты при захвате в устройствах системы, а также по установке устройств удаленного доступа к счету, то они не относятся к банковским операциям, и доходы, полученные от оказания таких услуг, являются объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
     

Правомерность требования налогового органа о приостановлении операций по счетам банка в случае непредставления налоговой декларации

     
     Правомерно ли требование налогового органа к банку о приостановлении операций по счетам его клиента-организации, если по данным бухгалтерского учета организации-клиента имелся убыток и, соответственно, эта организация не представляла налоговую декларацию по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Таким образом, при представлении налоговых деклараций необходимо руководствоваться порядком, определенным законодательством о налогах и сборах. Обязанность по сдаче налоговой декларации по налогу на прибыль установлена ст. 289 НК РФ. При этом представление расчетов (налоговых деклараций) не поставлено в зависимость от того, причитается налог к уплате (доплате) или нет.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций.
     
     Учитывая вышеизложенное, способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в виде приостановления операций банка может быть применен налоговым органом вне зависимости от того, причитается или нет налог к доплате по непредставленной налоговой декларации.
     

Необходимость исправления искажений в расчете налоговой базы переходного периода

     
     Следует ли исправлять в случае обнаружения искажений в расчете налоговой базы переходного периода все налоговые декларации, в которых сумма налога на прибыль с базы переходного периода отражена, или достаточно отразить исправления в декларации за первое полугодие 2002 года?
     
     Сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", подлежит уплате по срокам, установленным п. 8 вышеуказанной статьи данного Федерального закона.
     
     При этом в соответствии с вышеприведенной нормой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по конкретным срокам, определяется суммой налога, исчисленной от налоговой базы 2001 года.
     
     Таким образом, в случае выявлений искажений либо в расчете налоговой базы по налогу на прибыль за 2001 год, либо самой базы переходного периода должна быть уточнена и сумма налога на прибыль по базе переходного периода, причитающаяся к внесению в бюджет по конкретным срокам.
     
     При этом следует иметь в виду, что нормы налогового законодательства не содержат специальных положений по порядку исчисления пени за несвоевременную уплату сумм налога на прибыль, исчисленных от налоговой базы переходного периода; поэтому соответствующие пени исчисляются в общем порядке.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Таким образом, организация должна произвести пересчет авансовых платежей в том отчетном периоде, в котором была совершена ошибка, и осуществить исправление данной ошибки в налоговой отчетности того периода, в котором она была совершена, посредством представления уточненного расчета.
     
     Учитывая, что сумма налога на прибыль с базы переходного периода уплачивается в сроки и бюджеты, установленные для налога на прибыль применительно к базе 2002-2005 годов, сумма этого налога включается в налоговые декларации по налогу на прибыль за соответствующие налоговые периоды и, таким образом, является составной частью общей суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в соответствующие сроки.
     
     В результате исправления налоговой декларации по базе переходного периода, равно как и в результате исправления налоговой декларации за 2001 год, изменяется сумма налога на прибыль, подлежащая уплате по соответствующим срокам.
     
     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае обнаружения ошибок в исчислении налоговой базы переходного периода на основании ст. 54 НК РФ следует исправить декларацию, в которой отражена налоговая база переходного периода, и на основании ст. 81 Кодекса необходимо исправить декларации, в которых отражены суммы налога на прибыль, подлежащие уплате по соответствующим срокам.
      

Договор РЕПО

     
     Вправе ли покупатель ценных бумаг по первой части договора РЕПО учесть в качестве расходов сумму купонной выплаты, передаваемой первой стороне РЕПО?
     
     Пунктом 1 ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
     
     Из ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" следует, что облигация может предоставлять ее владельцу право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Согласно той же статье вышеуказанного Федерального закона владелец ценной бумаги - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.
     
     Таким образом, правами, предоставляемыми ценной бумагой (включая право на получение процентов по облигации), обладает только собственник вышеуказанных ценных бумаг (или иное лицо, которому ценные бумаги принадлежат на ином вещном праве), который может передать их другому лицу, только передав ценную бумагу для ее предъявления эмитенту.
     
     Поэтому если договором предусмотрена передача купонной выплаты от владельца ценной бумаги контрагенту по операции РЕПО, передаваемая сумма не является купонной выплатой от эмитента и представляет собой денежную сумму, эквивалентную по размеру сумме купонной выплаты от эмитента, передаваемой одной стороной РЕПО другой стороне.
     
     При этом такая выплата не может быть учтена в качестве расходов у передающей стороны, так как данный расход не направлен на получение доходов, а следовательно, не соответствует критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Для стороны, осуществляющей такую выплату, она рассматривается как безвозмездно переданное имущество и в соответствии с подпунктом 15 ст. 270 НК РФ не включается в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль.
     
     Исполнение обязательств по сделке купли-продажи посредством проведения взаимозачета не меняет цену исполнения ни первой, ни второй части РЕПО; поэтому сумма, равная эквиваленту купонной выплаты от эмитента, на величину которой сторонами РЕПО производится взаимозачет (в результате которого первая сторона РЕПО по второй части РЕПО уплачивает не полную цену, предусмотренную договором, а цену по договору, уменьшенную на сумму эквивалента купонной выплаты), для целей налогообложения рассматривается как безвозмездно переданное имущество.
     

(Продолжение следует)