Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам


Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам*1

     _____
     *1. Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2004. - № 9. - С. 53.

     
     М.П. Сокол,
государственный советник налоговой службы II ранга

Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

4. Российская система налогообложения недвижимого имущества

    

Налог на имущество физических лиц

     
     В настоящее время исчисление и уплата налога на имущество физических лиц осуществляется в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) и инструкцией МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”", зарегистрированной Минюстом России 20.01.2000, регистр. N 2057 (далее - Инструкция N 54).
     
     Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
     
     Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности:
     
     - квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения - с момента регистрации прав собственности в установленном порядке;
     
     - квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах - с момента полной выплаты паевого взноса.
     
     Если строения, помещения и сооружения находятся в общей долевой собственности нескольких лиц (совладельцев), налоговые платежи предъявляются каждому из собственников в зависимости от их доли в праве собственности на данное имущество. Если имущество находится в общей совместной собственности (то есть право каждого из собственников распространяется на имущество в целом и у собственников нет определенной доли в этом праве), налоговые платежи исчисляются исходя из соглашения всех собственников или в равных долях.
     
     Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) налог уплачивается их законными представителями - родителями или опекунами и попечителями.
     
     Обязанности по уплате налога возникают у плательщика с момента вручения ему налогового уведомления. Прекращаются эти обязанности при уплате налога физическим лицом, либо в связи со смертью налогоплательщика, либо в связи с признанием его умершим в порядке, установленном ГК РФ.
     
     За строения, помещения и сооружения, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, налог не взимается.
     
     Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" установлено, что представительные органы местного самоуправления определяют размеры ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества: до 300 тыс. руб. - до 0,1 %; от 300 до 500 тыс. руб. - от 0,1 до 0,3 %; свыше 500 тыс. руб. - от 0,3 до 2,0 %.
     
     Суммарной инвентаризационной стоимостью имущества является сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения, принадлежащих одному физическому лицу и расположенных на территории одного представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки данного налога.
     
     Существенной является норма, дающая представительным органам местного самоуправления право определять в пределах размеров, установленных законодательством, дифференциацию ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и иных критериев. Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе регулировать налогообложение имущества в зависимости от проводимой экономической, социальной, инвестиционной, жилищной и бюджетной политики в регионе.
     
     В соответствии с Законом N 2003-1 и Инструкцией N 54 организации технической инвентаризации местных органов исполнительной  власти (БТИ) сообщают данные об инвентаризационной стоимости каждого объекта (строения, помещения и сооружения) по состоянию на 1 января в налоговый орган к 1 марта текущего года. К этой же дате органы юстиции, регистрирующие права собственности на недвижимость, сообщают данные о собственниках этих объектов и обо всех изменениях, произошедших за истекший год.
     
     Физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности строения, помещения, сооружения, обязаны уплатить налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября).
     
     В случае исчисления дополнительной суммы налога на имущество он уплачивается в следующие сроки:
     
     - суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем чтобы на уплату соответствующей суммы у налогоплательщика было не менее 30 дней;
     
     - суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за пред- шествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, то есть через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).
     
     Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей за текущий год в связи с возникновением или утратой права на льготы, неправильным определением стоимости строений, помещений или сооружений либо неправильным применением ставок налога и по другим причинам.
     
     В соответствии с действующим законодательством налоговые органы обязаны исчислить налог на строения, помещения и сооружения и не позднее 1 августа вручить гражданам налоговые уведомления на уплату налога.
     
     Если граждане своевременно не были привлечены к уплате налога, то налоговые органы исчисляют им налог не более чем за три предшествующих года.
     
     Законом N 2003-1 и Инструкцией N 54 предусмотрен перечень категорий лиц, полностью освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:
     
     1) Герои СССР и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
     
     2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
     
     3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
     
     4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
     
     5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
     
     6) граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
     
     7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
     
     8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
     
     9) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
     
     10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
     
     11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;
     
     12) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
     
     13) деятели культуры, искусства и народные мастера - со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
     
     14) граждане - с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
     
     Кроме того, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для отдельных категорий плательщиков.
     

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования

     
     Ввиду того что в части второй НК РФ еще нет главы, посвященной налогу с имущества, переходящего в собственность физическим лицам в порядке наследования или дарения, действуют Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 2020-1) и инструкция Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Инструкция N 32). Действуют положения этих нормативных актов, которые не противоречат части первой НК РФ.
     
     Налог с имущества, переходящего в собственность физическим лицам в порядке наследования, введен с 1 января 1992 года и является в настоящее время федеральным налогом, однако полностью поступает в местный бюджет. После введения специальной главы НК РФ он будет иметь статус местного налога согласно ст. 15 настоящего Кодекса. Налог с имущества, переходящего в собственность физическим лицам в порядке наследования, взимается на всей территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с Законом N 2020-1 плательщиками налога с имущества, переходящего в собственность физическим лицам в порядке наследования, являются наследники имущества, на которое нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - налогоплательщики).
     
     Объектами обложения налогом с имущества, переходящего в порядке наследования, из числа недвижимого имущества являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах.
     
     Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется с имущества, переходящего, а не перешедшего в собственность наследников. Учитывая это, Закон N 2020-1 определил, что с момента получения свидетельства о праве на наследство наследник становится плательщиком налога вне зависимости от того, зарегистрированы или нет его права собственности на недвижимость учреждением юстиции. В соответствии с п. 8 ст. 5 Закона N 2020-1 оформление сделок по отчуждению унаследованного имущества без предъявления справки налогового органа об уплате налога не допускается.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 2020-1 налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется налоговыми органами на основании справок нотариуса о стоимости наследуемого имущества. Справка предъявляется налоговому органу: если имущество переходит в собственность наследника, проживающего в Российской Федерации, - в пятнадцатидневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство, а лицу, не проживающему в Российской Федерации, - в момент оформления наследства. В последнем случае свидетельство о праве на наследство имущества может быть получено наследником только после уплаты налога. Выдача этого свидетельства нотариусом без предъявления квитанции об оплате налога запрещена.
     
     Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется со стоимости унаследованного имущества, превышающей 850 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ; в настоящее время МРОТ для целей налогообложения - 100 руб.).
     
     Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, уплачивается в течение трех месяцев с момента вручения налогового уведомления.
     
     При определенных условиях, когда налогоплательщик не может уплатить налог с имущества, переходящего в порядке наследования, в установленные сроки, ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка. В соответствии со ст. 63 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена на основании решения финансового органа муниципального образования. Отсрочка или рассрочка предоставляется по письменному заявлению налогоплательщика на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
     
     Оценка строений, помещений и сооружений производится органами технической инвентаризации. Оценка имущества производится на день открытия наследства (на день смерти наследодателя), даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства превышала его оценку на день открытия наследства.
     
     Ставки с имущества, переходящего в порядке наследования, построены по сложной прогрессии и определены в размерах от кратности МРОТ.
     
     Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, взимается по следующим ставкам:
     
     а) при наследовании имущества стоимостью от 850 до 1700 МРОТ (от 85 тыс. руб. до 170 тыс. руб.):
     
     - с наследников первой очереди - 5 % стоимости имущества;
     
     - с наследников второй очереди - 10 % стоимости имущества;
     
     - с других наследников - 20 % стоимости имущества;
     
     б) при наследовании имущества стоимостью от 1701 до 2550 МРОТ (от 170,1 тыс. руб. до 255 тыс. руб.) применяются ставки налога, приведенные в табл. 1.
     

Таблица 1


Наследники

Ставка налога в МРОТ

Ставка налога в рублях

Первая очередь

42,5 МРОТ + 10 % стоимости имущества, превышающей 1700 МРОТ

4250 руб. + 10 % стоимости, превышающей 170 тыс. руб.

Вторая очередь

85 МРОТ + 20 % стоимости имущества, превышающей 1700 МРОТ

8500 руб. + 20 % стоимости, превышающей 170 тыс. руб.

Другие

170 МРОТ + 30 % стоимости имущества, превышающей 1700 МРОТ

17 000 руб. + 30 % стоимости, превышающей 170 тыс. руб.

         

     в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550 МРОТ (255 тыс. руб.) применяются ставки налога, приведенные в табл. 2.
     

Таблица 2


Наследники

Ставка налога в МРОТ

Ставка налога в рублях

Первая очередь

127,5 МРОТ + 15 % стоимости имущества, превышающей 2550 МРОТ

127 500 руб. + 15 % стоимости, превышающей 255 тыс. руб.

Вторая очередь

255 МРОТ + 30 % стоимости имущества, превышающей 2550 МРОТ

25 500 руб. + 30 % стоимости, превышающей 255 тыс. руб.

Другие

425 МРОТ + 40 % стоимости имущества, превышающей 2550 МРОТ

42 500 руб. + 40 % стоимости, превышающей 255 тыс. руб.

     

     Принятые в последнее время изменения к наследственному законодательству почти не затронули налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования. Так, наследники первой и второй очереди, получающие наследство по закону, облагаются налогом по более низким ставкам, а другие наследники - по повышенным ставкам.
     
     Еще один вопрос, на который необходимо обратить внимание, - начисление налога с имущества, переходящего в порядке наследования по завещанию.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что круг наследников по закону и наследники по завещанию определены разделом V части третьей ГК РФ.
     
     Как следует из ст. 1141 ГК РФ, в порядке очередности к наследованию призываются лишь наследники по закону. Наследование по закону имеет место, если не было составлено завещание.
     
     Таким образом, при наследовании по завещанию степень родства не учитывается.
     
     Исходя из вышеизложенных норм гражданам, получившим наследство по завещанию, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, должен исчисляться по ставкам, предусмотренным для других наследников без учета их родственных отношений.
     
     Сумма налога, исчисленного с наследуемого имущества в виде жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, уменьшится на сумму налога на это имущество, уплаченную за тот год, в котором открылось наследство. В то же время в соответствии со ст. 44 НК РФ задолженность по имущественным налогам, оставшаяся за наследодателем, переходит в обязанность по уплате к наследнику в пределах стоимости наследуемого имущества.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 2020-1 от налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования, освобождаются:
     
     - имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга;
     
     - жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства;
     
     - имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
     
     - жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп.
     
     Как видно из вышеприведенной нормы, наследники - инвалиды I и II групп освобождены от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, лишь применительно к жилым домам, переходящим по наследству, но не квартирам.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации вынес определение от 07.02.2002 N 13-О (далее - Определение N 13-О), в котором установлено, что Закон N 2020-1 вступил в силу с 1 января 1992 года и в нем не учтены изменения, происшедшие в законодательстве. Так, право частной собственности на жилые помещения было закреплено Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году; в связи с этим в ГК РФ и в Жилищный кодекс РСФСР были внесены дополнения, касающиеся права собственности на приватизированные квартиры, квартиры в ЖСК, по которым выплачен пай, и на квартиры, приобретенные по договорам купли-продажи. Этими законодательными актами было предусмотрено, что физические лица вправе продавать, завещать, сдавать внаем жилые помещения, а также гарантировано их наследование по закону. Именно в этой связи в жилищном законодательстве понятие "жилой дом (часть дома)" было заменено новым понятием "жилой дом (часть дома), квартира".
     
     В Определении N 13-О указано, что положения абзаца пятого ст. 4 Закона N 2020-1 не могут служить основанием для отказа инвалидам I и II групп в их освобождении от уплаты налога с квартир, перешедших в их собственность в порядке наследования, что является общеобязательным и исключает иное его толкование в правоприменительной практике.
     
     Определение N 13-О в отношении абзаца пятого ст. 4 Закона N 2020-1 должно также применяться и в отношении подпункта "г" п. 13 Инструкции N 32.
     
     Для предоставления льготы наследник - инвалид I или II группы должен представить налоговому органу документ, подтверждающий инвалидность. Инвалиды I и II групп при получении в наследство жилого дома или квартиры будут иметь право на льготу независимо от того, как они вступают в наследство - по закону или по завещанию. Однако право на льготу имеют только те лица, которым были установлены вышеуказанные группы инвалидности на момент выдачи свидетельства о праве на наследство.
     
     Законом N 2020-1 не предусмотрено право предоставлять дополнительные льготы по уплате этого налога. Таким образом, ни представительные, ни исполнительные органы власти любого уровня не имеют права предоставлять дополнительные льготы ни категориям, ни отдельным плательщикам. Дополнительные льготы могут быть введены только на уровне федерального законодательства.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.12.1993 N 2118 "О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей" при наследовании земельных участков с 22 декабря 1993 года налогообложение осуществлялось согласно Закону N 2020-1. Однако ввиду того что вышеприведенный Указ отменен Указом Президента Российской Федерации от 03.04.2002 N 311, при вступлении в наследство после этой даты земельные участки не подлежат налогообложению.
     

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения

     
     В целом структура и принципы обложения налогом с имущества, переходящего в порядке дарения, соответствуют структуре и принципам обложения налогом с имущества, переходящего в порядке наследования, однако имеются существенные отличия. Так, наследник для получения в собственность наследуемого имущества во всех случаях должен получить нотариальное свидетельство о праве на наследство. В то же время согласно ГК РФ договор дарения может быть и не удостоверен нотариусом, а составлен в простой письменной форме и зарегистрирован учреждением юстиции. В этом случае договор имеет юридическую силу, но имущество, перешедшее в собственность одариваемому, не подлежит обложению налогом на дарение.
     
     Еще одна особенность этого налога состоит в том, что если физическому лицу от одного и того же дарителя неоднократно в течение года переходит в собственность имущество, то налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров дарения, но с суммы стоимости имущества, превышающей 80 МРОТ (8000 руб.).
     
     Объектами обложения налогом с имущества, переходящего в порядке дарения, являются те же виды имущества, что и при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования.
     
     При этом имеются существенные различия в размерах ставок. При исчислении налога с имущества, переходящего в порядке дарения, применяются ставки, приведенные в табл. 3.
     

Таблица 3


Одариваемые

Ставка налога в МРОТ

Ставка налога в рублях

При стоимости имущества от 80 до 850 МРОТ (от 8000 руб. до 85 000 руб.)

Дети, родители

3 % стоимости имущества, превышающей 80 МРОТ

 
 

Другие граждане

10 % стоимости имущества, превышающей 80 МРОТ

 
 

При стоимости имущества от 851 до 1700 МРОТ (от 85,1 тыс. руб. до 170 тыс. руб.)

Дети, родители

23,1 МРОТ + 7 % стоимости имущества, превышающей 850 МРОТ

23 100 руб. + 7 % стоимости имущества, превышающей 85 000 руб.

Другие граждане

77 МРОТ + 20 % стоимости имущества, превышающей 850 МРОТ

7700 руб. + 20 % стоимости имущества, превышающей 85 000 руб.

При стоимости имущества от 1701 до 2550 МРОТ (от 170,1 тыс. руб. до 255 тыс. руб.)

Дети, родители

82,6 МРОТ + 11 % стоимости имущества, превышающей 1701 МРОТ

82 600 руб. + 11 % стоимости имущества, превышающей 170 100 руб.

Другие граждане

247 МРОТ + 30 % стоимости имущества, превышающей 1701 МРОТ

24 700 руб. + 30 % стоимости имущества, превышающей 170 100 руб.

При стоимости имущества свыше 2550 МРОТ (255 000 руб.)

Дети, родители

176,1 МРОТ + 15 % стоимости имущества, превышающей 2550 МРОТ

17 610 руб. + 15 % стоимости имущества, превышающей 255 000 руб.

Другие граждане

502 МРОТ + 40 % стоимости имущества, превышающей 2550 МРОТ

50 200 руб. + 40 % стоимости имущества, превышающей 255 000 руб.

            

     Размеры ставок налога с имущества, переходящего в порядке дарения, зависят от родственных отношений и стоимости подарка, так, для детей и родителей применяются щадящие ставки налога. При определении ставки налога с имущества, переходящего в порядке дарения, для других граждан Закон N 2020-1 не обозначил дарителя, и, следовательно, им могут быть не только физические лица, не являющиеся детьми или родителями, но и организации или предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Таким образом, если имущество, подлежащее налогообложению, переходит в собственность одаряемого - физического лица от дарителя - организации или индивидуального предпринимателя по договору дарения, то налог исчисляется по ставкам, предусмотренным для других граждан. Если же физическое лицо дарит имущество организации (даже удостоверив договор дарения нотариально), то у организации не возникает обязанностей по уплате налога.
     
     Оценка подаренного имущества указывается сторонами сделки, но не может быть ниже той, которая определена:
     
     - организациями технической инвентаризации для жилых домов, квартир, дач и садовых домиков;
     
     - специальными экспертами для других видов имущества.
     
     В соответствии с Законом N 2020-1 от налогообложения освобождаются:
     
     - любое имущество, подаренное одним супругом другому супругу;
     
     - жилые дома и квартиры, если одаряемые проживали в этих домах, квартирах совместно с дарителем на день оформления договора дарения.
     
     Факт совместного проживания подтверждается справкой от жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда.
     
     Жилищный орган является государственным унитарным предприятием, а в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и действует от имени унитарного предприятия.
     
     Учитывая вышеизложенное, данная справка должна оформляться (заверяться подписью руководителя) в соответствии с вышеуказанными требованиями и представляться в налоговую инспекцию для получения льготы, предусмотренной действующим законодательством.
     
     Необходимо отметить, что не лишаются права на льготу физические лица, получившие имущество в порядке дарения, проживающие совместно с дарителем и временно выехавшие в связи с обучением, командировкой, прохождением срочной службы в армии. Подтверждением факта временного отсутствия является справка соответствующей организации.
     
     Вышеуказанные льготы предоставляются гражданам по их письменным заявлениям налоговому органу с приложением вышеперечисленных документов.
     
     Следует отметить, что несовершеннолетние не освобождаются от уплаты данного налога, и он уплачивается их законными представителями - родителями, опекунами, попечителями.
     
     В настоящее время перед налоговыми органами при взимании этого налога возникают следующие проблемы:
     
     - исчисление двух налогов при получении подарка от юридического лица или индивидуального предпринимателя (налоги на дарение и на доходы);
     
     - выдача нотариусами документов гражданам, живущим за границей без уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
     
     - уход от налогообложения граждан, заключивших договоры дарения недвижимости в  простой письменной форме, так как ГК РФ предусматривает возможность граждан заключать договоры дарения недвижимости в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, зарегистрировав только переход права собственности по договору дарения в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     

Налог на доходы физических лиц

     
     Налогообложение доходов физических лиц регулируется главой 23 НК РФ.
     
     Налогоплательщиками являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации по доходам, полученным от источников, находящихся в Российской Федерации и за ее пределами, и нерезиденты - от источников, находящихся только в Российской Федерации.
     
     Налоговыми резидентами Российской Федерации являются лица, находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
     
     Статьей 220 НК РФ предусмотрено, что при продаже налоговым резидентом недвижимости (жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находящихся в собственности физического лица менее пяти лет) с суммы, превышающей 1 млн руб., налог на доходы взимается в размере 13 %. Аналогично при продаже иного недвижимого имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налог взимается в этом же размере с суммы, превышающей 125 тыс. руб.
     
     Вместо 1 млн. руб. и 125 тыс. руб. физическое лицо может получить право на необлагаемый минимум в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     При нахождении вышеперечисленного имущества в собственности налогоплательщика соответственно 5 лет и более или 3 года и более доходы от продажи имущества налогообложению не подлежат.
     
     Налоговая база налоговых резидентов Российской Федерации уменьшается при исчислении налога на доходы при приобретении на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры либо при их строительстве на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Общий размер имущественного вычета на приобретение или строительство жилья не может превышать 1 млн. руб. Налоговая база уменьшается также на суммы, направленные на погашение процентов по ипотечному кредиту и фактически израсходованные на эти цели.
     
     Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом по ставке 13 % подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, с суммы их стоимости, не превышающей 2000 руб. в год, если подарок не подлежит обложению налогом на дарение.
     

Налог на землю

     
     Земельный налог уплачивается на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) и инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (далее - Инструкция N 56).
     
     В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 15 НК РФ налог на землю является местным налогом и до 2003 года поступал в доходную часть федерального, регионального и местных бюджетов, а с 2003 года он поступает в бюджеты регионов и местные бюджеты по соответствующей ставке налога с коэффициентом 1,8. На основании Закона N 1738-1 законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации приняли свои законы о плате за землю.
     
     Плательщиками налога являются собственники, владельцы и пользователи земельных участков, у которых имеются документы, удостоверяющие их права.
     
     Ставки налога устанавливаются в абсолютных суммах (в рублях и копейках) к площади участка (за 1 га или за 1 кв. м) и корректируются по месту его нахождения в зонах градостроительной ценности территории.
     
     Законом N 1738-1 установлены средние размеры ставок земельного налога за 1 га пашни в рублях и копейках по субъектам Российской Федерации, средние ставки налога в рублях и копейках за 1 кв.м в расчете на год в городах и других населенных пунктах по экономическим районам и в зависимости от численности населения, а также размеры коэффициентов увеличения средней ставки для курортных зон и городов за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала.
     
     Статья 5 Закона N 1738-1 предусматривает, что минимальный размер ставки налога за 1 га пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. При исчислении налога вводятся коррективы на местоположение земельных участков.
     
     Статьей 6 Закона N 1738-1 устанавливается, что налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения, а за участки, предоставленные для других целей, - в размере 5 руб. за 1 кв.м.
     
     Органы местного самоуправления вправе повышать ставки налога, но не более чем в два раза.
     
     Налог за земли городов и поселков взимается по ставкам, установленным на основе средних ставок, утвержденных Законом (ст. 8 Закона N 1738-1), дифференцированных в зависимости от градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов и поселков. Этот порядок не распространяется на земли, занятые личными подсобными хозяйствами, жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, так как с этих земель налог взимается по ставке 3 % от полной ставки налога, установленной в городах и поселках, но не менее 10 руб. за 1 кв.м.
     
     Налог за земли, приобретенные в городах и поселках для садоводства, огородничества и животноводства, установлен в размере 10 руб. за 1 кв.м.
     
     Налог за часть площади земельных участков в городах и поселках сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере, а дачных участков и индивидуальных гаражей в городской местности сверх установленных норм отвода - в пределах двойной нормы - в размере 15 % полной ставки налога и при большей чем двойная норма отвода - по полной ставке налога.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 1738-1 за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
     
     Основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению земельных органов.
     
     Решения органов местного самоуправления в недельный срок направляются в налоговые инспекции по району, городу.
     
     Согласно ст. 13 и 14 Закона N 1738-1 органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате налога в пределах сумм зачисления в их бюджеты, а органы местного самоуправления имеют также право в пределах сумм, остающихся в их бюджетах, давать отдельным плательщикам скидку с налога на определенный срок, отсрочку уплаты налога или понижать ставку налога.
     
     Для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость земельного участка (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ), а в случае, если она не определена, применяется нормативная стоимость земли.
     

Государственная пошлина

     
     Интересы граждан, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности и реализацией имущественных и иных гражданских прав, защищаются государством. Юридически значимые действия либо выдача соответствующих документов совершаются уполномоченными на то государством органами или должностными лицами. За совершение таких действий государство взимает пошлину.
     
     Государственная пошлина является одним из источников доходной части как федерального, так и местных бюджетов и является обязательным, действующим на всей территории Российской Федерации платежом.
     
     Государственная пошлина взимается в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1996 N 42 "По применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”".
     
     Вышеуказанные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей нормам части первой НК РФ, и утратят силу после вступления в действие соответствующей главы части второй НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам. Статус сбора определен ст. 8 НК РФ.
     
     Под государственной пошлиной понимается установленный Законом N 2005-1 обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
     
     Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица (независимо от организационно-правовой формы учреждений и форм собственности), обращающиеся за рассмотрением исковых заявлений, совершением нотариальных действий, регистрацией актов гражданского состояния, выдачей паспорта, получением гражданства, визы, регистрацией по месту жительства и рядом других юридически значимых действий.
     
     До подачи соответствующего заявления о совершении юридически значимого действия или выдачи документа уплачивается государственная пошлина по установленным законом за то или иное действие ставкам.
     
     Ставки государственной пошлины предусмотрены в кратности к размеру установленного законом МРОТ, в процентном отношении к размеру МРОТ или в процентном отношении к цене иска либо цене документа.
     
     В случае применения ставки в зависимости от МРОТ необходимо учитывать его размер, установленный законодательством на день уплаты государственной пошлины.
     
     Государственная пошлина уплачивается наличными денежными средствами в учреждениях банка (их филиалах) либо перечисляется на счет федерального или местного бюджета также через учреждения банка.
     
     Платежные поручения или квитанции об уплате государственной пошлины хранятся в делах учреждений, которые совершают юридически значимые действия.
     
     Сумма пошлины, подлежащая уплате в бюджет несколькими лицами, не имеющими права на льготу, может быть уплачена одним из них или всеми лицами в равных либо согласованных между ними долях. Если среди них один или несколько плательщиков имеют согласно законодательству право на льготу, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы. В этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготу. Если сторона, имеющая право на льготу, берет на себя обязательство по уплате государственной пошлины за другую сторону, то она ее уплачивает в размере, причитающемся к уплате стороной, не имеющей права на льготу.
     
     По делам, рассматриваемым арбитражными судами и Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж.
     
     По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, за совершение нотариальных действий, действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с выездом из Российской Федерации или въездом в Российскую Федерацию, а также прочих юридически значимых действий государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
     
     Государственная пошлина исчисляется в рублях и копейках. В случае образования при расчете дробных частей копеек сумма должна быть округлена до целой копейки. Если дробная часть копейки равна полкопейки и больше, то сумма повышается до полной копейки.
     
     Государственная пошлина взимается:
     
     - за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
     
     - за выдачу документов нотариусами.
     
     Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о государственной пошлине, то применяются правила международных договоров (ст. 7 НК РФ).
     
     Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины не могут быть приняты в качестве доказательства ее уплаты. Подтверждением банка оплаты государственной пошлины по квитанции является наличие на этой квитанции оттиска клише контрольно-кассовой машины.
     
     Иностранные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в Российской Федерации, имеющих рублевые и валютные счета.
     
     Платежные поручения на перечисление государственной пошлины, квитанции банка о приеме государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину.
     
     В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма внесенной пошлины, дата и номер банковского документа.
     
     Уплата государственной пошлины за нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сельских поселениях, производится наличными деньгами по квитанции установленной формы. При этом должностные лица делают отметку в соответствующих реестрах, книгах о сумме уплаченной пошлины.
     
     Нотариальные действия совершаются в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе или занимающимися частной практикой.
     
     За выполнение нотариальных действий, по которым предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
     
     Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.
     
     В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершаются должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий.
     
     Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершаются должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченными на совершение этих действий.
     
     За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий, за выдачу копий и дубликатов документов - при их выдаче в следующих размерах (см. табл. 4).
     

Таблица 4


Нотариальное действие

Государственная пошлина

За удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества):
     


 

детям, супругу, родителям, родным братьям и сестрам
     

0,5 % от суммы договора, но не менее 50 % от МРОТ

другим лицам

1,5 % от суммы договора, но не менее 1 МРОТ