Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(103)6`2004  

     
     Т.В. Назарова


Возможность предоставления стандартного налогового вычета физическим лицам - вкладчикам Сбербанка России, получившим процентный доход по срочным пенсионным вкладам

     
     В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 105-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в действие с 10 августа 2003 года, стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, предоставляются физическим лицам по их выбору одним из налоговых агентов на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение таких налоговых вычетов. Означает ли это, что физические лица - вкладчики Сбербанка России, получившие процентный доход по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, вправе получить на основании соответствующих заявлений полагающиеся им стандартные налоговые вычеты по месту выплаты такого дохода либо они должны обращаться за перерасчетом налога на доходы физических лиц в налоговые органы?
     
     Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога определяется нормами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что в зависимости от причины излишнего удержания налога возврат может осуществляться налоговым агентом или налоговым органом.
     
     Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления, в котором указываются реквизиты банка - получателя денежных средств.
     
     Учитывая изменения, внесенные в ст. 218 НК РФ Федеральным законом от 07.07.2003 N 105-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщики-вкладчики вправе обратиться за перерасчетом налоговой базы и возвратом налога к налоговому агенту, который производил исчисление налога на доходы физических лиц с процентного дохода по срочным пенсионным вкладам. В таком случае возврат излишне уплаченного налога у источника полученного дохода должен осуществляться по заявлениям физических лиц налоговыми агентами, которые производили удержание налога на доходы физических лиц.
     
     Если в течение налогового периода налоговым агентом возврат налога не был произведен, налогоплательщик вправе в соответствии со ст. 218 НК РФ подать налоговую декларацию с приложением соответствующего заявления о предоставлении стандартных налоговых вычетов. При этом налоговым органом будут произведены перерасчет налоговой базы и, соответственно, возврат налога на доходы физических лиц по окончании календарного года.
     

Налогообложение дохода в виде материальной выгоды по заемным средствам, выданным в рублевом эквиваленте

     
     Заемные средства выдаются в организации в размере рублевого эквивалента определенной суммы, выраженной в иностранной валюте, однако все расчеты между заемщиком и займодавцем производятся исключительно в рублях, то есть валюта обязательства - сумма в ин-странной валюте, а валюта платежа - соответствующая сумма в рублях по курсу Банка России вышеуказанной иностранной валюты к рублю на дату выдачи (возврата) суммы займа.
     
     Как в данном случае, то есть при получении дохода в виде материальной выгоды, определяется налоговая база: исходя из положений подпункта 1 п. 2 или подпункта 2 п. 2 ст. 212 НК РФ?
     
     Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.
     
     В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     Таким образом, при определении дохода в виде материальной выгоды по заемным средствам, выданным в рублевом эквиваленте суммы в валюте, следует руководствоваться подпунктом 1 п. 2 ст. 212 НК РФ, то есть налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     

Подача ломбардами сведений о доходах по форме N 2-НДФЛ на физических лиц, не выкупивших свои залоги

     
     Ломбарды выдают физическим лицам краткосрочные ссуды под залог имущества. Если залогодатель не выкупает свою вещь по истечении срока залога и дополнительного льготного месяца, залоговый билет оформляется у нотариуса и вещь реализуется с торгов. При этом цена реализуемой вещи не превышает размера ссуды, штрафных процентов и процентов нотариуса за оформление. Должен ли ломбард подавать в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах по форме N 2-НДФЛ на физических лиц, не выкупивших свои залоги?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налогооблагаемой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
     
     Согласно ст. 358 ГК РФ под деятельностью ломбарда понимается деятельность по принятию от граждан в залог в целях выдачи краткосрочных кредитов и (или) на хранение движимого имущества, предназначенного для личного потребления, и по реализации невыкупленного или невостребованного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     На краткосрочные кредиты (ссуды), выдаваемые ломбардами физическим лицам под залог имущества, распространяется действие ст. 212 НК РФ, в соответствии с которой доходом физического лица признается материальная выгода, определяемая как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами. При этом уплата налога на доходы физических лиц с материальной выгоды производится непосредственно самим налогоплательщиком в соответствии со ст. 228 НК РФ на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган.
     
     Согласно ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.
     
     Если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
     
     В соответствии со ст. 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов осуществляется в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.
     
     В случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются даже в случае, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.
     
     Доход от реализации заложенного имущества физического лица (сумма, вырученная при реализации ломбардом невостребованного имущества) подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в порядке, предусмотренном данной статьей настоящего Кодекса.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     
     Согласно ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами исходя из сумм таких доходов, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке, установленном ст. 225 Кодекса, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 230 НК РФ на налоговых агентов возлагается обязанность ведения учета доходов, полученных от них физическими лицами, а также представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физического лица за налоговый период по формам, установленным МНС России.
     

Налогообложение расходов на лечение и медицинское обслуживание бывших сотрудников организации

     
     Организация оплачивает из оставшейся в ее распоряжении после уплаты налогов прибыли фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание бывших своих работников, находящихся в настоящее время на пенсии. Налоговые органы, ссылаясь на главу 23 НК РФ, а именно на п. 10 ст. 217 Кодекса, требуют уплаты пенсионерами налога на доходы физических лиц с суммы фактических расходов на лечение и медицинское обслуживание. Правомерны ли действия налоговых органов?
     
     В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей. Действие данной нормы НК РФ не распространяется на оплату таких расходов для физических лиц, не состоящих в трудовых и приравненных к ним отношениях с организацией, за исключением членов семьи работников.
     
     Поэтому оплата организацией лечения и медицинского обслуживания бывших сотрудников, которые ушли на пенсию и в данный момент не работают в этой организации, учитывается при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     В соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации законодательным органом Российской Федерации выступает Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, которому предоставлено право вносить изменения в законодательные акты. Правительство Российской Федерации и федеральные министерства являются органами исполнительной власти, которые не могут самостоятельно изменять или дополнять законодательство, в том числе и о налогах и сборах.
     
     Вопросы установления налогов, порядок их исчисления, а также предоставления льгот могут решаться только в законодательном порядке путем внесения соответствующих изменений в НК РФ.
     

Определение момента начала исчисления срока нахождения эмиссионных ценных бумаг в собственности владельцев

     
     В результате корпоративных действий произошло объединение эмиссионных ценных бумаг, выпущенных ранее, в соответствии с постановлениями ФКЦБ России от 01.04.2003 N 03-18/пс и от 22.05.2003 N 03-28/пс. Существовавшие государственные регистрационные номера объединяющихся выпусков были аннулированы, и данным выпускам ценных бумаг был присвоен новый единый государственный регистрационный номер. При объединении выпусков ценных бумаг с владельцами аннулированных ценных выпусков никаких гражданско-правовых договоров мены не заключалось, количество ценных бумаг, находящихся в собственности, не изменилось, дополнительные денежные средства не вносились.
     
     С какого момента следует исчислять срок нахождения в собственности владельцев эмиссионных ценных бумаг, выпуски которых объединились, ранее существовавшие государственные регистрационные номера аннулировались, а объединенному выпуску присваивался новый государственный регистрационный номер?
     
     Согласно ст. 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
     
     - в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения записи по лицевому счету приобретателя;
     
     - в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
     
     Постановления ФКЦБ России от 01.04.2003 N 03-18/пс и от 22.05.2003 N 03-28/пс не содержат норм, определяющих момент возникновения прав на эмиссионные ценные бумаги. Объединение дополнительных выпусков ценных бумаг, произведенное в соответствии с вышеназванными постановлениями ФКЦБ России, не влечет возникновения или перехода права собственности на ценные бумаги. Следовательно, при объединении ряда выпусков ценных бумаг прежний срок владения ценной бумаги сохраняется, и при реализации таких акций физическое лицо имеет право на получение имущественного налогового вычета.
     
     При этом для решения вопроса о периоде нахождения в собственности акций физическому лицу необходимо обратиться к держателю реестра именных ценных бумаг либо, при наличии депозитарного договора, - в депозитарий.
     

Налогообложение стоимости льготных авиабилетов

     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость льготных билетов, предоставляемых работникам предприятий и организаций гражданской авиации для следования к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно воздушным транспортом?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     В соответствии с действующим в настоящее время постановлением Совмина СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом" (далее - постановление Совмина СССР N 434) Министерству гражданской авиации разрешено предоставлять один раз в год работникам министерства и подчиненных ему предприятий и организаций льготные билеты для следования воздушным транспортом к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно).
     
     Учитывая, что постановление Совмина СССР N 434 не относится к законодательным актам Российской Федерации, стоимость льготных билетов для следования воздушным транспортом к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно) подлежит включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     В то же время на основании ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
     
     Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям).
     
     Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029.
     
     Таким образом, стоимость льготного проезда работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на основании п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежит включению в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     Выплаты, производимые при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом работникам предприятий и организаций гражданской авиации других регионов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Определение даты приобретения ценных бумаг

     
     Пунктом 3 ст. 223 НК РФ предусмотрено, что при приобретении ценных бумаг дата фактического получения дохода определяется как день приобретения ценных бумаг. В связи с этим чту следует считать датой приобретения ценных бумаг: дату заключения сделки покупки ценных бумаг или дату перехода права собственности на ценную бумагу, подтвержденную выпиской депозитария, для расчета налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц при получении дохода в виде материальной выгоды? На какую дату проведения торгов следует рассчитывать средневзвешенную цену ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли: на дату заключения сделки продажи ценных бумаг или на дату перехода права собственности на ценную бумагу, подтвержденную выпиской депозитария?
     
     В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии). Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.
     
     Согласно ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
     
     - в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю;
     
     - в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг и (или) учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной  записи по счету депо приобретателя.
     
     Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
     
     - в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;
     
     - в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
     
     Таким образом, датой приобретения ценных бумаг по договору, предусматривающему отчуждение права собственности, следует считать момент возникновения прав на ценные бумаги, определенный ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", то есть дату перехода права собственности на ценные бумаги, подтвержденную выпиской депозитария, в котором учитываются права на реализуемые ценные бумаги.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ под рыночной котировкой понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Следовательно, средневзвешенная цена ценной бумаги рассчитывается организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки купли-продажи.
     

Налогообложение стоимости проездных билетов

     
     Организация, не относящаяся к бюджетным, оплачивает своим работникам, пользующимся общественным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей, стоимость проездных билетов. Оплата расходов, связанных с разъездным характером работы физического лица, осуществляется организацией на основании приказа руководителя и заявления работника с приложением проездных билетов.
     
     Правомерность возмещения работникам понесенных расходов в связи с разъездным характером работы организация подтверждает трудовыми и гражданско-правовыми договорами, заключенными с работниками, приказами руководителя, должностными инструкциями, схемой расположения участков, закрепленных за сотрудниками.
     
     Подлежит ли в таком случае обложению налогом на доходы физических лиц стоимость проездных билетов, оплаченная организацией?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Как следует из текста вышеприведенной нормы НК РФ, основаниями для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц тех или иных выплат физическому лицу являются компенсационный характер таких выплат и наличие соответствующего нормативного акта, предусматривающего такие выплаты.
     
     Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     Постановление Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями и учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" не отвечает реалиям настоящего времени, поскольку не полностью охватывает перечень работников, у которых выполнение служебных обязанностей носит разъездной характер. Поэтому руководители хозяйствующих субъектов вправе своим приказом расширить круг должностей, установленный вышеназванным постановлением Совмина РСФСР, включив в него других работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники не обеспечиваются специальным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей.
     
     Оплату проездных билетов в такой ситуации следует рассматривать как компенсационную выплату исходя из определения компенсации, приведенного в ст. 164 ТК РФ, и общего смысла трудового законодательства.
     

     Так, согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Поэтому работодатель обязан обеспечить работника, чья работа носит разъездной характер, соответствующим транспортом или предоставить ему право пользоваться общественным транспортом (оплатить за счет своих средств проезд работника).
     
     Как следует из вопроса, правомерность возмещения работникам понесенных расходов в связи с разъездным характером работы организация подтверждает трудовыми и гражданско-правовыми договорами, заключенными с работниками, приказами руководителя, должностными инструкциями, схемой расположения участков, закрепленных за работниками.
     
     В этом случае стоимость проездных билетов, оплаченная коммерческой организацией в соответствии с распоряжением руководителя организации работнику, чья работа носит разъездной характер, если этот работник не обеспечивается специальным транспортом для выполнения своих служебных обязанностей, не облагается налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     

(Продолжение следует)