Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(107)10`2004


А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России


Освобождение от налогообложения процентов, выплачиваемых российской организацией иностранному продавцу за предоставление коммерческого кредита

     
     Подлежат ли обложению НДС проценты, выплачиваемые российской организацией по коммерческому кредиту, предоставленному иностранным лицом в рамках договора поставки оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации, а также пени и штрафы, уплачиваемые за несвоевременный возврат данного коммерческого кредита?
     
     Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются денежные средства, связанные с оплатой реализованных на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
     
     Статьей 147 НК РФ предусмотрено, что местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется или если товар в момент начала отгрузки либо транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом реализации оборудования, ввозимого российской организацией на территорию Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается.
     
     В соответствии со ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных средств или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. Таким образом, коммерческое кредитование производится не по самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
     
     Учитывая вышеизложенное, проценты, выплачиваемые российской организацией иностранному продавцу оборудования за предоставление коммерческого кредита, а также пени и штрафы, уплачиваемые за его несвоевременный возврат, являются суммами, связанными с оплатой приобретаемых товаров, операции по реализации которых не облагаются НДС в Российской Федерации. В связи с этим вышеуказанные денежные средства, перечисляемые иностранному лицу в рамках договора поставки оборудования в Российскую Федерацию, обложению НДС не подлежат.
     

Налогообложение платежа за получение неисключительного права на использование программного продукта

     
     Российская организация заключает с иностранным юридическим лицом, не имеющим официально зарегистрированного представительства на территории Российской Федерации, договор на неисключительное право использования лицензионного программного продукта. Подлежат ли обложению НДС подобные услуги, оказываемые российской организации иностранным лицом, с учетом того, что передача неисключительного права использования программного продукта не является передачей его в собственность, а также денежные средства, перечисляемые данному иностранному лицу за справочно-информационную литературу, предоставляемую российской организации как пользователю программного продукта?
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Несмотря на то что при передаче неисключительного права на использование лицензионного программного продукта права собственности на этот продукт не передаются, такую передачу можно рассматривать для целей НДС как услугу иностранного лица по передаче прав, аналогичных тем, что указаны в подпункте 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при перечислении иностранному лицу платежа за получение неисключительного права на использование программного продукта следует уплачивать НДС на территории Российской Федерации.
     
     Что касается применения НДС в отношении справочно-информационной литературы, предоставляемой российскому пользователю иностранным лицом - собственником лицензионного программного продукта, ввозимой на территорию Российской Федерации, то НДС не уплачивается при перечислении денежных средств данному иностранному лицу только в случае, если в соответствии с договором стоимость такой литературы не включается в вознаграждение, выплачиваемое иностранному лицу за использование лицензионного программного продукта.
     

Освобождение от налогообложения товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта

     
     Может ли российское предприятие, которое в январе 2004 года ввезло оборудование на территорию Российской Федерации, поместить такое оборудование под таможенный режим реэкспорта с целью его обратного вывоза с таможенной территории Российской Федерации и возврата иностранному поставщику вследствие обнаружения неустранимого дефекта в оборудовании? Каков в данном случае порядок применения НДС при перемещении оборудования через таможенную границу Российской Федерации?
     
     Согласно ст. 239 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), вступившего в силу 1 января 2004 года, реэкспорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
     
     Под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены:
     
     - товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия такого таможенного режима;
     
     - товары, выпущенные для свободного обращения.
     
     Условия реэкспорта товаров, выпущенных для свободного обращения, установлены ст. 242 ТК РФ. Так, товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары:
     
     - не использовались и не ремонтировались в Российской Федерации, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
     
     - могут быть идентифицированы таможенными органами;
     
     - вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
     
     Суммы НДС, уплаченные таможенным органам при выпуске товаров для свободного обращения, подлежат возврату при реэкспорте данных товаров.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что, если НДС, уплаченный таможенному органу в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение, был принят налогоплательщиком к вычету в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 171 НК РФ), соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет, так как товары не будут использоваться на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
     

Определение налоговой базы и уплата НДС налоговыми агентами

     
     Иностранная компания оказывает российской организации услуги по сбору и обработке информации, местом реализации которых в соответствии с российским налоговым законодательством признается территория Российской Федерации. Следует ли при оплате таких услуг российской организации выступать в качестве налогового агента по НДС в случае, если оплата услуг производится не денежными средствами, а в форме зачета по встречному однородному требованию?
     
     На основании подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сбору и обработке информации является место осуществления деятельности покупателя услуг. Поэтому в рассматриваемом в вопросе случае местом реализации услуг, оказываемых иностранной компанией, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, возникает объект обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, российская организация, приобретающая вышеуказанные услуги, должна согласно ст. 161 НК РФ выступить в качестве налогового агента, исчислить, удержать у иностранной компании и уплатить в бюджет сумму НДС.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется налоговым агентом как сумма дохода иностранного лица от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС, а сумма налога при этом исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет налоговым агентом (российской организацией, заключающей контракт на оказание услуг с иностранным лицом) согласно п. 4 ст. 173 НК РФ за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом.
     
     Принимая во внимание, что оплата услуг российской организацией производится в форме зачета по встречному однородному требованию, а не в форме перечисления денежных средств, налоговым агентам необходимо учитывать следующее.
     
     Освобождения от обязанностей уплаты НДС в качестве налогового агента в связи с неденежной формой расчетов с иностранным контрагентом действующим налоговым законодательством не предусмотрено.
     
     Пунктом 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика (в данном случае налогоплательщика - иностранного лица), связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     В связи с этим в случае оплаты услуг российской организацией в форме зачета по встречному однородному требованию, а не в форме перечисления денежных средств иностранному лицу налоговая база по НДС в целях уплаты налога в бюджет может быть определена как стоимость услуг (с учетом НДС) в соответствии с контрактом, заключенным с иностранным лицом. При этом НДС, который не может быть уплачен в бюджет за счет денежных средств, подлежащих перечислению иностранному лицу, уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении российской организации, после уплаты налогов и других обязательных сборов. В дальнейшем вышеуказанные суммы налога, уплаченные в бюджет Российской Федерации, подлежат вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ.
     

(Продолжение следует)