Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     В.К. Мареева

    

Возможность учета целевых отчислений от лотереи для финансирования социально значимых объектов

     
     Учитываются ли при налогообложении прибыли некоммерческой организации - организатора лотереи целевые отчисления от лотереи в размере 10 % от выручки от проведения лотереи, используемые для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, а также для осуществления благотворительной деятельности?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" под лотереей подразумевается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей согласно условиям лотереи. При этом договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
     
     С 1 января 2002 года налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками, в том числе некоммерческими организациями, в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим. В частности, целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, поступившие на их содержание и ведение уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению, определены п. 2 ст. 251 НК РФ. Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно ст. 249 НК РФ доходами признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пунктом 12 ст. 2 Федерального закона "О лотереях" предусмотрено, что выручкой от проведения лотереи являются денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов).
     
     Для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Иными словами, расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Статьями 10, 11 Федерального закона "О лотереях" предусмотрено, что организатор лотереи обязан ежеквартально производить целевые отчисления в размере не менее 10 % от выручки, полученной от проведения лотереи, для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также для осуществления благотворительной деятельности. Размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от ее проведения должен быть не менее чем 50 %, но не более 80 %. Таким образом, на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, а также на осуществление благотворительной деятельности организаций должно быть направлено не менее 10 % от выручки, полученной от проведения лотереи.
     
     Однако расходы на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, а также на осуществление благотворительной деятельности не являются расходами, произведенными организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода; в связи с этим при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вышеуказанные расходы учитываться не должны.
     

Учет расходов на оплату труда в виде начислений военнослужащим, проходящим службу на государственных унитарных предприятиях

     
     Как учитываются расходы на оплату труда при налогообложении прибыли государственных унитарных предприятий, производящих выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу на этих предприятиях?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам налогоплательщика на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, относятся любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
     
     Статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, финансируются исключительно из федерального бюджета. К этим расходам относятся расходы, связанные с содержанием военнослужащих, проходящих военную службу на государственных унитарных предприятиях.
     
     При этом при определении расходов федерального бюджета на выплату денежного довольствия военнослужащим численность военнослужащих, проходящих военную службу в этих подразделениях, из расчета исключается.
     
     Расходы по выплате денежного довольствия этим военнослужащим предусматриваются в составе расходов на оплату труда.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военно-служащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада согласно присвоенному воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Дополнительные выплаты военнослужащим предусмотрены ст. 13 вышеуказанного Федерального закона.
     
     Таким образом, государственные унитарные предприятия, производящие выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу на этих предприятиях, вправе в целях налогообложения прибыли учитывать законодательно установленные расходы в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ, если они отвечают критериям, предусмотренным ст. 252 Кодекса.
     

Возможность включения в расходы затрат на долевое финансирование по содержанию жилищного фонда

     
     Включаются ли в расходы для целей налогообложения прибыли затраты на долевое финансирование (при долевом участии) по содержанию объектов жилищного фонда?
     
     Статьей 275.1 НК РФ, в частности, предусмотрено:
     
     1) налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (включающие подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам), определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье НК РФ объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье НК РФ объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычные расходы на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеуказанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении вышеуказанных видов деятельности;
     
     2) налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание данных объектов. Вышеуказанные расходы признаются для целей налогообложения прибыли в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных вышеуказанным органам. Если данные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
     
     При этом расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
     
     Включение в расходы для целей налогообложения затрат на долевое финансирование по содержанию объектов жилищного фонда НК РФ не предусмотрено.
     

Возможность учета в расходах суммы НДС по основным средствам исходя из срока полезного использования имущества

     
     Может ли организация учесть в расходах при налогообложении прибыли суммы НДС по приобретенным основным средствам исходя из срока полезного использования имущества?
     
     Статьей 272 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
     
     При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) является дата начисления налога (в частности, НДС).
     
     Механизма отнесения на расходы сумм НДС исходя из срока полезного использования имущества положениями НК РФ не предусмотрено. В целях применения главы 25 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам для начисления амортизации. Срок полезного использования имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
     

Учет выручки от реализации ценных бумаг при уплате квартальных авансовых платежей

     
     Организация занимается торговой деятельностью, а также осуществляет операции по реализации ценных бумаг. Учитывается ли выручка от реализации ценных бумаг при определении предельного размера доходов от реализации ценных бумаг для сохранения права уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль?
     
     Пунктом 3 ст. 286 НК РФ, в частности, установлено, что организации у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. При этом согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Таким образом, при определении права на уплату квартальных авансовых платежей к доходам от реализации (определяемым согласно ст. 249 НК РФ) относится также выручка от реализации ценных бумаг.
     

Определение доходов и расходов вновь созданной организацией

     
     Вправе ли вновь созданная организация использовать кассовый метод определения доходов и расходов? Каков порядок уплаты авансовых взносов установлен для такой организации?
     
     Пунктом 1 ст. 273 НК РФ установлено, что организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций (без учета НДС) не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Положениями НК РФ не предусмотрено особых условий для применения вновь созданной организацией кассового метода.
     
     Таким образом, вновь созданная организация должна определять доходы и расходы в общеустановленном порядке (по методу начисления), а по истечении четырех кварталов вправе рассматривать вопрос о переходе на кассовый метод определения доходов и расходов.
     
     Что касается уплаты авансовых платежей, читателям журнала необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 286 НК РФ организации, созданные после вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса, начинают уплачивать ежемесячные авансовые по налогу на прибыль по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.