Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(99)2`2004


Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

    

Учет компенсации за телефонные услуги при сдаче помещения в аренду

     
     Имеет ли право организация, сдавая телефонизированные помещения в аренду и оплачивая телефонные услуги МТС, получать с арендаторов компенсацию за телефонные услуги?
     
     Надо ли эту компенсацию рассматривать как выручку для целей налогообложения?
     
     Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ), размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором, заключенным в порядке, определенным гражданским законодательством.
     
     Таким образом, порядок оплаты расходов, связанных с пользованием арендатором телефонной связью при аренде помещения, определяется условиями договора аренды.
     
     Если условиями договора аренды на арендатора возложены обязанности по возмещению расходов по оплате услуг связи, то арендатор возмещает арендодателю расходы, связанные с использованием телефонных услуг, в составе арендных платежей.
     
     При этом арендные платежи у арендатора учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В соответствии с п. 2 раздела 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ при применении п. 4 ст. 250 Кодекса необходимо иметь в виду следующее.
     
     Если организация осуществляет операции по передаче имущества в аренду (субаренду) на постоянной (систематической) основе, то доходы от таких операций учитываются в соответствии со ст. 249 НК РФ, а если вышеуказанные операции носят разовый характер, то доходы от таких операций учитываются в составе внереализационных доходов. Понятие систематичности используется в значении, применяемом в п. 3 ст. 120 НК РФ (два раза и более в течение календарного года).
     
     Данный порядок применяется для целей налогообложения вне зависимости от способа отражения вышеуказанных операций в бухгалтерском учете.
     

О включении в налоговую базу отсроченных платежей

     
     Согласно условиям заключенного контракта окончательная оплата за поставленное в 2003 году оборудование поступит в 2008 году после окончания гарантийного срока эксплуатации оборудования. Право собственности на оборудование перешло к покупателю в момент отгрузки.
     
     Можно ли не включать сумму отсроченных платежей в налоговую базу по налогу на прибыль в 2003 году, если доходы признаются по методу начисления?
     
     Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Прибылью для целей налогообложения для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 271 НК РФ доходы организации, учитываемые для целей налогообложения методом начисления, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств [иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав] в их оплату.
     
     Аналогично при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются в соответствии с положениями ст. 318-320 НК РФ.
     
     Для организаций, признающих для целей налогообложения доходы и расходы методом начисления, глава 25 НК РФ не содержит исключений, разрешающих не учитывать при исчислении налоговой базы суммы отсроченных платежей (сроком на пять лет), при условии факта реализации товара и перехода права собственности на него к организации-покупателю в  момент реализации.
     

Учет надбавок к должностному окладу сотрудника за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 несколько сотрудников организации получают к должностному окладу ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
     
     Входят ли вышеуказанные надбавки в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников.
     
     В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и постановлением Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (далее - Постановление N 1161) должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
     
     Порядок и условия выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, утверждены Постановлением N 1161.
     
     Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, понимается работа с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде  письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и т.д.), а также независимо от ее продолжительности и периодичности в течение года. В случае незначительного поступления подобных документов в организацию необходимо ограничить число лиц, работающих с ними.
     
     Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203, а Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне - постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050.
     
     Выплата процентной надбавки за работу с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, производится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации о работе должностного лица или иного работника на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.
     
     В приказе (распоряжении) руководителя организации следует указывать должность, фамилию, имя, отчество, номер, число, месяц, год получения карточки-допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер ежемесячной надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке).
     
     Постановлением Минтруда России от 23.12.1994 N 84 утверждено Разъяснение от 23.12.1994 N 10 "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне".
     
     В соответствии с п. 9 вышеуказанного Разъяснения при определении источников финансирования мероприятий, связанных с реализацией Постановления N 1161, следует руководствоваться частью 1 ст. 29 Закона РФ "О государственной тайне", которой установлено, что финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
     
     По нашему мнению, расходы организации в виде ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) работника за работу на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, могут быть отнесены для целей налогообложения к расходам на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ.
     

Определение оптовой и розничной торговли

     
     Организация осуществляет торговлю компьютерным оборудованием, периферийным оборудованием, а также комплектующими к ним. Продажа товаров осуществляется физическим и юридическим лицам по безналичному расчету.
     
     В связи с отсутствием правового определения оптовой торговли просим дать разъяснение, к какому виду торговли (оптовой или розничной) относится деятельность организации.
     
     В Методических указаниях по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий, утвержденных постановлением Госкомстата России от 19.08.1998 N 89, указано, что оптовая торговля - это перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям, другим оптовым торговцам, а розничная торговля - это продажа (перепродажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего использования. Эти определения основываются на положениях ст. 506 и 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     В вышеназванных Методических указаниях подчеркивается, что обязательным признаком операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие счета-фактуры на отгрузку товара, а к обороту розничной торговли - кассового чека (счета).
     

Списание долга, нереального для взыскания

     
     Арбитражный суд завершил конкурсное производство в отношении банка его ликвидацией и погашением всех требований кредиторов банка по причине недостаточности имущества должника.
     
     Организация является кредитором вышеуказанного банка. Долг банка перед организацией основан на неисполнении обязательств по уплате налогов по платежным поручениям организации. Организация поручила банку в конце 1999 года перечислить со своего расчетного счета соответствующие суммы на уплату налогов в федеральный бюджет.
     
     Вышеуказанные суммы не были зачислены на счета по учету доходов бюджетов в связи с недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка.
     
     У организации возникла дебиторская задолженность банка, а на основании ст. 419 ГК РФ обязательство банка перед организацией было прекращено.
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 НК РФ сумма безнадежного долга должна включаться во внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
     
     Руководствуясь вышеуказанной нормой, организация включила суммы безнадежного долга банка во внереализационные расходы, отразив их в бухгалтерской отчетности - "Отчете о прибылях и убытках" по строке 130 и в Декларации по налогу на прибыль организаций в Приложении N 7 к Листу 02 по строке 130.
     
     В связи с вышеизложенным организация просит подтвердить правильность своих действий.
     
     Из вопроса следует, что арбитражный суд завершил конкурсное производство в отношении банка его ликвидацией, а также погасил все требования кредиторов по причине недостаточности имущества должника. При этом решение арбитражного суда было принято до вступления в действие главы 25 НК РФ, то есть до 1 января 2002 года.
     
     До 1 января 2002 года расходы организаций от реализации продукции (работ, услуг) и внереализационные расходы, уменьшавшие налоговую базу по налогу на прибыль, учитывались в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     Пунктом 15 вышеуказанного Положения в состав внереализационных расходов подлежали включению убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     Согласно Приложению N 4 "Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли”" к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" внереализационные доходы (расходы), поименованные в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, принимались для целей налогообложения в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета.
     
     Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 75 настоящего Положения.
     
     Учитывая это, организация, о которой идет речь в вопросе, должна была отразить списание долга, нереального для взыскания, в Расчете (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 2001 год в составе внереализационных расходов.
     

Учет расходов организации на содержание служебного транспорта

     
     Организация просит дать разъяснения по порядку применения Руководящего документа Р3112194-0366-03, утвержденного Минтрансом России 09.04.2003 и регламентирующего нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.
     
     Необходимо ли организации применять при формировании налоговой базы по налогу на прибыль установленные вышеуказанным документом нормы при отнесении на расходы стоимости топлива и смазочных материалов по автотранспортным средствам, находящимся на балансе банка, учитывая, что главой 25 НК РФ не предусмотрено нормирование документально подтвержденных и обоснованных затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для собственного автотранспорта?
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организации на содержание служебного транспорта.
     
     Таким образом, главой 25 НК РФ для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
     
     Под обоснованными расходами для целей налогообложения понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При проверках налоговыми органами правильности отнесения затрат, связанных со списанием ГСМ по служебному автотранспорту, в случаях отклонений расходов ГСМ от норм, предусмотренных Руководящим документом Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденным Минтрансом России 09.04.2003 и согласованным с МНС России (действуют с 1 июля 2003 года), организация должна документально подтвердить и обосновать причины таких отклонений.
     

О возможности уменьшения налоговой базы на расходы, связанные с вознаграждением членов совета директоров акционерного общества

     
     В соответствии с п. 1 ст. 66 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" члены совета директоров акционерного общества избираются общим собранием акционеров в предусмотренном этим Федеральным законом и уставом общества порядке. Согласно п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров акционерного общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими соответствующих функций, в размерах, установленных решением общего собрания акционеров.
     
     Согласно ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией, если эти расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
     
     Относятся ли затраты банка на выплату вознаграждений и компенсацию расходов, связанных с исполнением членами совета директоров акционерного общества вышеназванных функций, к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль в качестве обоснованных внереализационных расходов?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
     
     Таким образом, принятие решения общим собранием акционеров о выплате вознаграждений членам совета директоров является правом акционерного общества, а не его обязанностью.
     
     Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров общества.
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли, то есть чистой прибыли акционерного общества, остающейся после уплаты налога на прибыль, включая возможность направления части нераспределенной прибыли акционерного общества на выплату вознаграждений членам советов директоров акционерного общества. Поскольку члены совета директоров общества не состоят с акционерным обществом в трудовых отношениях, акционерное общество не может гарантировать выплату вознаграждений и (или) компенсировать расходы членам совета директоров акционерного общества в обязательном порядке, так как решение этого вопроса отнесено указанным Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.
     
     В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, состав расходов акционерного общества, принимаемых к вычету для целей налогообложения, устанавливается только нормами главы 25 НК РФ и не может регламентироваться неналоговым законодательством, в частности нормами Федерального закона "Об акционерных обществах".
     

     В соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
     
     Как уже отмечалось, члены совета директоров акционерного общества не состоят с этим обществом в трудовых отношениях.
     
     Таким образом, по нашему мнению, расходы банка на выплату вознаграждений и компенсацию расходов членам совета директоров банка не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
     

(Продолжение следует)