Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью


Налогообложение организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью

     
     Специалисты АКГ "ИНТЕРЭКСПЕРТИЗА"

     

1. Документы, необходимые для получения статуса научно-исследовательской организации

     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
     
     фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
     
     прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
     
     Научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (часть III), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, виды научно-технической деятельности классифицируются в группе 73 "Деятельность в области исследований и разработок".
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном данным Законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, что научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ научно-исследовательская организация представляет собой одну из форм научной организации. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
     
     Порядок государственной аккредитации и выдачи свидетельств о государственной аккредитации научных организаций определяется Правительством РФ, в частности Положением о государственной аккредитации научных организаций, утвержденным постановлением от 11.10.1997 N 1291.
     
     Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, если:
     
     - научная и (или) научно-техническая деятельность организации является основной;
     
     - объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет);
     
     - в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
     
     Согласно п. 4 Положения о государственной аккредитации научных организаций организация, желающая получить государственную аккредитацию, представляет в Минпромнауки России следующие документы:
     
     - заявление на выдачу свидетельства о государственной аккредитации научной организации;
     
     - основные показатели, характеризующие деятельность организации, включая филиалы, за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет);
     
     - копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
     
     - копию устава организации.
     
     При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации научной организации должны учитываться научная значимость и уровень проводимых исследований и разработок, квалификация работников этой организации, координация проводимых исследований и разработок с другими научными организациями и наличие соответствующей материально-технической базы.
     
     Таким образом, согласно действующему законодательству для признания организации научно-исследовательской необходимо выполнение следующих условий:
     
     - научная и (или) научно-техническая деятельность должна быть предусмотрена учредительными документами;
     
     - организация должна иметь свидетельство о государственной аккредитации.
     
     Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
     
     Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности, однако отсутствие свидетельства не позволяет организациям пользоваться льготами (в том числе налоговыми), которые предоставлены законодательством для организаций, имеющих статус научных.
     

2. Налог на прибыль

     
     Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящее время регулируется нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Для организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе имеющих статус научной организации, особенностей налогообложения не предусмотрено.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что особенности налогового учета расходов на НИОКР, установленные ст. 262 НК РФ для организаций, выполняющих НИОКР в качестве исполнителя (соисполнителя), не распространяются. Вышеуказанные расходы рассматриваются для них как расходы на осуществление обычной деятельности, направленной на получение дохода.
     

3. Налог на добавленную стоимость

     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:
     
     - за счет средств бюджетов;
     
     - за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
     
     - учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
     
     Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
     
     Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления.
     
     При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие НИОКР на основе хозяйственных договоров, от уплаты НДС не освобождаются (п. 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447).
     
     Поскольку наличие свидетельства о государственной аккредитации как условие для получения научными организациями льгот по налогам установлено Законом N 127-ФЗ, не являющимся актом о налогах и сборах, а НК РФ непосредственно не связывает право на использование льготы по НДС с наличием такого свидетельства, его отсутствие, по нашему мнению, не является препятствием научным организациям для использования вышеуказанной льготы*1.
     _____
     *1 См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А56-14657/03.
     
     При выполнении НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты НДС освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, если они также являются учреждениями образования и науки.
     

4. Налог на имущество организаций

     
     В соответствии с п. 15, 16 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются имущество государственных научных центров, а также научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. При этом п. 16 ст. 381 НК РФ, устанавливающий льготу для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, утрачивает силу с 1 января 2006 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов").
     
     Отметим, что ранее (до 1 января 2004 года) согласно п. "к" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество не облагалось также имущество научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляли не менее 70 %. В настоящее время эта льгота отменена. Однако законодательные органы субъектов Российской Федерации наделены правом предоставлять дополнительные налоговые льготы (п. 2 ст. 372 НК РФ).
     

5. Единый социальный налог

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, освобождаются от уплаты данного налога с сумм выплат и иных вознаграждений своим работникам, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
     
     Льготы, предусмотренные при исчислении единого социального налога, не распространяются на взносы на обязательное пенсионное страхование, установленные Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
     

6. Иные налоги

     
     Что касается других налогов, то организации, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, облагаются ими в общем порядке, кроме земельного налога, от уплаты которого освобождены некоторые категории организаций, приведенных в п. 3, 11 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".