Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     С.Г. Сергиенко

     
     В каком порядке начисляется и учитывается амортизация по объектам внешнего благоустройства в расходах при определении налогооблагаемой прибыли?
     
     Согласно ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) амортизируемым имуществом в целях главы 25 настоящего Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается посредством начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     
     При этом пунктом 2 ст. 256 НК РФ установлено, что не подлежат амортизации отдельные виды амортизируемого имущества.
     
     В частности, согласно подпункту 4 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.
     
     Организация привлекает для работы на строительных объектах иностранных рабочих. Как учитываются расходы на оплату их труда при налогообложении прибыли?
     
     В соответствии с главой 25 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, российские организации.
     
     Порядок налогообложения прибыли, установленный главой 25 НК РФ, распространяется на все российские организации, включая организации, привлекающие иностранных рабочих.
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности:
     
     - суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;
     
     - начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
     
     - начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, согласно ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются также расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.
     
     Что касается расходов по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации, то вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 264 НК РФ).
     

В.К. Мареева

     
     Каков порядок начисления амортизации имущества бюджетных учреждений, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности? Как определяются сроки полезного использования такого имущества?
     
     Нормами НК РФ, в частности, установлено, что имущество бюджетных учреждений, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое ими для осуществления такой деятельности, подлежит амортизации в общеустановленном порядке. При определении налоговой базы бюджетных учреждений к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности.
     
     Сроки полезного использования амортизируемого имущества определяются налогоплательщиками при налогообложении в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
     
     Учитывается ли при налогообложении прибыли в расходах плата за регистрацию прав на объекты недвижимости, не приобретенные налогоплательщиком на праве собственности?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения признаются все произведенные расходы, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами подразумеваются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
     
     В соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, налогоплательщик включает в состав расходов (в целях налогообложения) суммы начисленной амортизации по имуществу, которое имеет срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальную стоимость более 10 000 руб., находится у налогоплательщика на праве собственности, используется для извлечения дохода и стоимость которого погашается посредством начисления амортизации.
     
     Расходы, связанные с приобретением амортизируемого имущества, принимаются при налогообложении при соблюдении вышеуказанных принципов признания расходов.
     
     В частности, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество (по основным средствам, приобретенным налогоплательщиком в соответствии с правом собственности) согласно подпункту 40 п. 1 ст. 264 НК РФ могут быть отнесены налогоплательщиком к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     Таким образом, плата за регистрацию прав на объекты недвижимости, не приобретенные налогоплательщиком на праве собственности, в целях налогообложения в расходах учитываться не должна.
     
     Принимаются ли при налогообложении прибыли расходы по уплате патентных пошлин за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, если налогоплательщику отказано в выдаче документов, подтверждающих его исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). К нематериальным активам, в частности, относится исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель.
     
     Пункт 3 ст. 257 НК РФ содержит дополнительные условия, при выполнении которых соответствующие объекты могут быть признаны нематериальными активами, а именно: нематериальный актив должен обладать способностью приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход) и должен быть надлежащим образом документально оформлен.
     
     Налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие существование самого нематериального актива, и (или) документы, подтверждающие исключительные права налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности. Такими документами могут быть, в частности, патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака.
     
     Первоначальная стоимость приобретаемых налогоплательщиком амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение и доведение до состояния, в котором нематериальные активы пригодны для использования (за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ).
     
     Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных непосредственно налогоплательщиком, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление. В состав вышеуказанных расходов включаются, в частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, патентные пошлины, связанные с получением патентов или свидетельств (за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ).
     
     Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, регулируются Патентным законом Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (далее - Закон N 3517-1).
     
     Положениями Закона N 3517-1, в частности, установлено, что права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются, соответственно, патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец.
     
     Заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с Законом N 3517-1. К заявке на изобретение, на выдачу патента на полезную модель, на промышленный образец должен прилагаться документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты.
     
     Если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено несоответствие заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем, условиям патентоспособности, а также если заявленный промышленный образец не соответствует условиям патентоспособности, принимается решение об отказе в выдаче патента.
     
     Таким образом, произведенные расходы на уплату патентных пошлин, связанные с выдачей патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (если отказано в выдаче документов, подтверждающих исключительные права налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности), могут быть учтены налогоплательщиком при налогообложении прибыли в составе прочих расходов при условии, что данные расходы соответствуют положениям, установленным статьей 262 НК РФ, а также критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     

Г.Г. Лалаев,
ведущий специалист Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Подлежат ли признанию в налоговом учете суммы страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по дате начисления в соответствии с п. 7 ст. 272 НК РФ?
     
     Статьей 234 НК РФ установлено, что единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
     
     В правоприменительной практике возник вопрос: учитываются ли вышеуказанные страховые взносы, уплачиваемые в ПФР, в составе расходов по уплате единого социального налога, для целей налогового учета.
     
     Если налогоплательщик применяет метод начисления, определение суммы расходов на производство и реализацию для целей налогового учета осуществляется в соответствии со ст. 318 НК РФ. Порядок отнесения расходов к текущему налоговому периоду зависит от признания конкретных расходов для целей налогового учета - в качестве прямых или косвенных. Пунктом 1 ст. 318 НК РФ расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда, отнесены к прямым расходам.
     
     При ответе на поставленный вопрос следует учитывать, что подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ к обязанностям налоговых органов отнесено проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
     
     Таким образом, применительно к данному случаю, следует учитывать официальные разъяснения, данные МНС России в письме от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@, согласно которым суммы исчисленных в соответствии с Законом N 167-ФЗ страховых взносов не включаются ни в расходы налогоплательщика на оплату труда, ни в состав расходов на уплату единого социального налога, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.
     
     Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 20 Закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в том числе за счет обязательных страховых взносов страхователей.
     
     Согласно подпункту 45 п. 1 ст. 246 НК РФ взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     Порядок определения даты признания расходов для целей налогообложения при использовании налогоплательщиком метода начисления регламентирован ст. 272 НК РФ. Согласно подпункту 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов, в данном случае - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей - признается дата начисления налогов и сборов.
     
     Таким образом, суммы взносов по обязательному пенсионному страхованию, осуществляемому в соответствии с Законом N 167-ФЗ, а также суммы взносов, предусмотренные Законом N 125-ФЗ, подлежат отражению в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и признаются в налоговом учете на дату начисления указанных взносов.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг и расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг. Означает ли данная норма, что в состав внереализационных расходов акционерного общества включаются, в частности, банковские и почтовые расходы по перечислению акционерным обществом в пользу своих акционеров объявленных дивидендов по выпущенным акциям?
     
     В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" порядок выплаты дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.
     
     Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций осуществляется согласно главе 25 НК РФ.
     
     Общие требования, которым должны соответствовать расходы, учитываемые при налогообложении, приведены в ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и(или) реализацией, в частности расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы.
     
     Затраты на осуществление банковских и почтовых перечислений денежных средств в связи с выплатой акционерным обществом объявленных дивидендов могут рассматриваться как расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг. При этом данные расходы могут быть учтены при определении налоговой базы в составе внереализационных расходов при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ.
     
     Таким образом, расходы на осуществление банковских и почтовых перечислений в связи с обязанностью акционерного общества выплатить объявленные дивиденды учитываются при определении налоговой базу по налогу на прибыль, если уставом общества, решением общего собрания акционеров или законодательством об акционерных обществах применительно к данному акционерному обществу не предусмотрен иной порядок выплаты дивидендов.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Организация заключила в 2002 году договор аренды сроком на 5 лет. При этом в договоре аренды указана ставка НДС в размере 20 %. Какая ставка НДС приводится в счете-фактуре при оказании услуг по аренде после 1 января 2004 года по данному договору?
     
     В соответствии с п. 11 ст. 1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2004 года размер ставки НДС снижен с 20 до 18 %.
     
     Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом на основании п. 3 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, при взимании арендных платежей после 1 января 2004 года, в том числе по договорам, заключенным до 1 января 2004 года, счета-фактуры должны выставляться арендаторам с указанием ставки НДС в размере 18 %. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 1 января 2004 года, и суммой налога, приведенной в счетах-фактурах, должны производиться по договоренности между арендодателем и арендатором.
     
     Какая ставка НДС применяется при реализации семян подсолнечника?
     
     Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10 %, установлен подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. При этом конкретный перечень кодов видов продукции, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, устанавливается Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
     
     В перечень продовольственных товаров, установленный подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, включены маслосемена. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции семена подсолнечника относятся к группе "семена масличных".
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации семян подсолнечника на территории Российской Федерации следует применять ставку НДС в размере 10 %.
     
     Правомерно ли требование налоговой инспекции об уплате в бюджет НДС при списании дебиторской задолженности?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ для целей обложения НДС моментом определения налоговой базы у налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). При этом согласно п. 5 данной статьи НК РФ в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:
     
     1) день истечения срока исковой давности;
     
     2) день списания дебиторской задолженности.
     
     Таким образом, списание дебиторской задолженности признается оплатой товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, требование об уплате в бюджет НДС при списании дебиторской задолженности действующему законодательству по НДС не противоречит. При этом необходимо учитывать, что уплата налога в этом случае производится за счет собственных средств налогоплательщика.
     

Е.Н. Вихляева,
ведущий специалист Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Организация владеет федеральным архивом технической инвентаризации, комплектование которого происходит в результате проведения государственного технического учета и технической инвентаризации посредством создания новой технической документации, внесения изменений в имеющуюся документацию. Использование архива осуществляется путем извлечения и выдачи заинтересованным лицам полезной информации, сосредоточенной в инвентарных делах, хранящихся в архиве. Какие услуги относятся к услугам по сохранению, комплектованию и использованию архива? Следует ли включать НДС в стоимость справочной информации, выдаваемой из архива без проведения технической инвентаризации по имеющимся в архиве данным, а также в стоимость работ по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости?
     
     Согласно п. 1 Основ законодательства Российской Федерации от 07.07.1993 N 5341-1 "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей, является архивом.
     
     Понятие "услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов организаций" дано в Основных правилах работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее - Правила).
     
     Так, в соответствии с п. 3.1 Правил под комплектованием архива организации понимается систематическое пополнение архива документами структурных подразделений организации, а также других организаций, являющихся источниками комплектования архива. Комплектование архива включает определение источников комплектования архива; определение состава документов, подлежащих приему в архив; организацию передачи документов в архив.
     
     Согласно п. 4.1 Правил под хранением документов понимается система мероприятий, включающая рациональное размещение документов, контроль за их движением и физическим состоянием, копирование документов с целью создания страхового фонда и фонда пользования, восстановление (реставрация) первоначальных или близких к первоначальным свойств и внешних признаков документов, подвергшихся повреждению или разрушению.
     
     В соответствии с п. 8.1 Правил под использованием архивных документов понимается применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан. Основными формами использования документов архива являются информирование руководства и структурных подразделений организации, а также других организаций о наличии в архивах тех или иных документов и их содержании; исполнение запросов граждан и организаций социально-правового характера; использование документов в средствах массовой информации; подготовка информационных мероприятий (выставок, конференций и другое); выдача документов для работы в читальном зале архива; выдача документов во временное пользование.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые архивными учреждениями и организациями, освобождаются от обложения НДС.
     
     На основании Правил услуги по предоставлению справочной информации, содержащейся в архивных документах, оказываемые организацией, осуществляющей архивное дело в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 07.07.1993 N 5341-1, могут быть отнесены к услугам по использованию архивов.
     
     Таким образом, данные услуги не подлежат обложению НДС.
     
     Что касается обложения НДС работ по технической инвентаризации объектов недвижимости, то такие работы, выполняемые организацией, не относятся к услугам по сохранению, комплектованию и использованию архивов и поэтому должны облагаться НДС.
     
     С 1 января 2002 года организация применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренную главой 26.1 НК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ с 1 января 2004 года уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями единого сельскохозяйственного налога предусматривает в том числе замену уплаты НДС. В связи с этим налоговые органы требуют восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, приходящиеся на недоамортизированную часть основных средств и остатки товароматериальных ценностей. Соответствуют ли требования налоговых органов нормам налогового законодательства?
     
     Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ уплата единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. В связи с этим операции, осуществляемые организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, НДС не облагаются.
     
     На основании подпункта 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, использованным организацией при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, вычету не подлежат. В связи с этим позиция налогового органа, о которой упоминается в вопросе, о восстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, используемым в производственной деятельности после перехода организации на уплату ЕСХН, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Однако Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, предусмотрено, что суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
     
     Что касается выставления организацией, уплачивающей ЕСХН, своим покупателям счетов-фактур, то необходимо отметить следующее.
     
     На основании п. 1 ст. 168 НК РФ соответствующая сумма НДС предъявляется к оплате покупателю товаров (работ, услуг) только плательщиками НДС. В связи с этим организации, осуществляющей операции, облагаемые ЕСХН, в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму НДС выделять не следует и счета-фактуры оформлять не требуется. Однако при этом читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     В связи с отсутствием соответствующего перечня товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, утверждаемого Правительством РФ, просим разъяснить, в каком размере применяется в 2004 году НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации племенного скота.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации скота в живом весе обложение НДС производится по ставке в размере 10 %. При этом исключений по применению данной ставки налога в зависимости от назначения реализуемых товаров действующим законодательством не установлено.
     
     Согласно п. 5 вышеуказанной статьи НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются ставки НДС, аналогичные ставкам, используемым при реализации товаров на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации племенного скота следует применять ставку НДС в размере 10 %.
     
     Российская организация является агентом по агентскому договору, заключенному с иностранным юридическим лицом (принципалом), не имеющим постоянного представительства на территории Российской Федерации. На основании договора организация обязуется за вознаграждение осуществить покупку партии товара на территории Российской Федерации от своего имени и за счет принципала, а затем реализовать этот товар также на территории Российской Федерации. Должна ли российская организация при перечислении доходов иностранному лицу выступать в качестве налогового агента или в данном случае НДС уплачивается иначе?
     
     Согласно ст. 161 НК РФ российские организации обязаны выступать в качестве налоговых агентов и соответственно исчислять, удерживать и уплачивать в российский бюджет НДС в случае выплаты денежных средств иностранным лицам за приобретенные у них товары, работы или услуги, реализованные на территории Российской Федерации.
     
     В свою очередь, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала [ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)].
     
     Как следует из вопроса, российская организация по агентскому договору с иностранным юридическим лицом за его счет, но от своего имени приобретает на территории Российской Федерации товары у российских лиц и в дальнейшем реализует их на территории Российской Федерации российским лицам. Из этого следует, что реализации товаров на территории Российской Федерации непосредственно иностранным лицом не происходит.
     
     Учитывая вышеизложенное, российская организация, действующая в рамках агентского договора, не является налоговым агентом по НДС и не обязана исчислять и удерживать этот налог при перечислении денежных средств иностранному комитенту за товары, реализованные на территории Российской Федерации.
     
     Однако в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. Местом реализации услуг, оказываемых иностранному юридическому лицу в рамках агентского договора, на основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, и, соответственно, данные услуги подлежат обложению НДС. При этом согласно п. 1 ст. 156 НК РФ российская организация, оказывающая услуги иностранному комитенту в рамках агентского договора, определяет налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученного в виде вознаграждения, а также любых иных доходов, полученных при исполнении данного договора.
     

О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Российская организация заключила с иностранным лицом договор на выполнение услуг по разработке конструкторской документации определенного блока изделия. Облагаются ли данные услуги НДС на территории Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом к инжиниринговым услугам относятся в том числе предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по разработке конструкторской документации определенного блока изделия, оказанные российским налогоплательщиком иностранному лицу, местом осуществления деятельности которого территория Российской Федерации не является, на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Украинская организация, не имеющая постоянного представительства на территории Российской Федерации, оказывает российской организации услуги по технической подготовке воздушного судна к перегону. Каков порядок применения НДС при приобретении российской организацией вышеуказанных услуг?
     
     На основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по технической подготовке воздушного судна к перегону признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывает услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей данные услуги, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Таким образом, местом реализации российскому покупателю услуг по технической подготовке воздушного судна к перегону, оказываемых украинской организацией, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается, и НДС по этим услугам не уплачивается.
     

Об акцизах

     
     Т.К. Подгорная,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Может ли быть аннулировано свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, с даты, указанной в заявлении, например с 1 февраля 2004 года, если заявление подано 10 февраля 2004 года?
     
     Пунктом 5 ст. 179.1 НК РФ установлено, что налоговые органы аннулируют свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство), в случаях представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления.
     
     Согласно п. 22 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 (далее - Порядок выдачи свидетельств), свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления).
     
     Таким образом, свидетельство, о котором идет речь в вопросе, не может быть аннулировано с 1 февраля 2004 года.
     
     Можно ли продлевать свидетельство, если срок его действия закончен, а организация или индивидуальный предприниматель желают осуществлять дальнейшую деятельность на основании свидетельства?
     
     В соответствии с п. 6 Порядка выдачи свидетельств свидетельство выдается сроком на один год. На срок до одного года свидетельство выдается по заявлению лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Таким образом, в случае окончания срока действия свидетельства оно не продлевается, а выдается новое.
     
     При этом процедура представления в налоговые органы необходимых документов для получения свидетельства установлена Порядком выдачи свидетельств.
     
     В связи с этим лицам, у которых заканчивается срок действия свидетельств, необходимо помнить о своевременной подаче заявления на их повторное получение с приложением необходимых документов.
      

О налоге на доходы физических лиц

     
     Е.Н. Кудиярова,
советник налоговой службы III ранга

     
     Глава московского представительства японской компании по производству оргтехники проживает в квартире, арендованной данной компанией для проживания откомандированных в Российскую Федерацию сотрудников. Глава московского представительства японской компании являлся в 2003 году налоговым резидентом Российской Федерации. Подлежат ли включению в налогооблагаемый доход указанного лица суммы арендных платежей, производимые японской компанией?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     Поскольку в 2003 году глава московского представительства японской компании являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то это лицо подлежало налогообложению по совокупному доходу, полученному им от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     Поскольку глава московского представительства японской компании проживал в квартире, арендованной японской компанией, то на основании подпункта 1 п. 2 ст. 211 НК РФ суммы арендных платежей, производимых японской компанией, относятся к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
     
     Физические лица, получающие доходы в натуральной форме, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами, подлежат налогообложению исходя из сумм таких доходов, исчисленных в соответствии со ст. 211 НК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.
     
     Таким образом, суммы арендных платежей являются доходом, полученным главой московского представительства японской компании в натуральной форме, и поэтому подлежат включению в налогооблагаемый доход за 2003 год.
     
     Гражданин США получил доход в виде вознаграждения за использование авторских прав на издание литературного произведения в Российской Федерации. Вышеуказанное лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации. Подлежит ли налогообложению в Российской Федерации указанное вознаграждение, выплаченное гражданину США?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Поскольку гражданин США не является налоговым резидентом Российской Федерации, то согласно ст. 207 и 209 НК РФ он подлежит налогообложению в отношении доходов от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Исходя из того что гражданин США получил доход от использования авторских прав на издание литературного произведения в Российской Федерации, на основании подпункта 3 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных до-говоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время действует Договор от 17 июня 1992 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Договор).
     
     В соответствии с положениями ст. 12 Договора доходы от авторских прав и лицензий, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в США, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в США.
     
     Термин "доходы от авторских прав и лицензий" при использовании в данной статье Договора означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, компьютерной программы, любого патента, товарного знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта ("ноу-хау").
     
     Таким образом, поскольку гражданин США не является налоговым резидентом Российской Федерации, то полученный им доход за использование авторских прав на издание литературного произведения в Российской Федерации не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации. Налогообложение вышеуказанного дохода осуществляется в соответствии с законодательством США.
     
     При этом следует учесть, что для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или привилегий необходимо выполнить процедуры, упомянутые в п. 2 ст. 232 НК РФ.
     

О едином социальном налоге

     
     В.Н. Барсукова

     
     Начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с заработной платы сотрудников организации, расположенной на территории Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами и работающих по трудовому договору?
     
     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
     
     - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
     
     - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
     
     - являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
     
     - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 настоящего Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
     
     - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
     
     - иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Законом.
     
     Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
     
     Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выделяются две формы проживания иностранцев на территории Российской Федерации: временное и постоянное.
     
     Таким образом, обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают на территории Российской Федерации и при этом осуществляют трудовую деятельность. В таком случае страхователи должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации.
     
     Наша организация является плательщиком налога на прибыль, занимается капитальным строительством (хозяйственным способом). Заработная плата по строительству выплачивается за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Начисляется ли в данном случае единый социальный налог на заработную плату?
     
     В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что приведенные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено главой 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
     
     Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, могут относиться только выплаты, включенные в состав расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
     
     При этом в отношении капитального строительства хозяйственным способом необходимо отметить следующее.
     
     Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе суммы начисленной амортизации.
     
     Пунктом 1 ст. 257 НК РФ установлено, что под основными средствами в целях главы 25 настоящего Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оно оценено в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Кроме того, при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 НК РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.
     
     Из вышеизложенного следует, что затраты при капитальном строительстве хозяйственным способом относятся на расходы, связанные с производством и реализацией, через амортизацию основных средств.
     
     Таким образом, заработная плата у организации, формирующей налоговую базу по налогу на прибыль, подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     

О транспортном налоге

      
      Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

     
     С.В. Жукова,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

     
     Какой порядок уплаты транспортного налога предусмотрен в случае смены в течение календарного года владельцев транспортных средств?
     
     Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом для исчисления транспортного налога признается календарный год.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается как один полный месяц.
     
     В связи с вышеизложенным в случае смены в течение календарного года владельцев транспортных средств транспортный налог должен уплачиваться отдельно каждым владельцем. При этом налоговый период для исчисления транспортного налога исчисляется с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались плательщиками данного налога, деленному на 12.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, у владельца транспортного средства, заплатившего налог за 12 месяцев, в случае смены транспортного средства в течение календарного года возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, приходящегося на период времени, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на имя другого владельца.
     &nbs