Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(103)6`2004


     
     Л.В. Комарова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

Налогообложение пособий по временной нетрудоспособности

     
     Согласно ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению государственные пособия, в том числе пособие по временной нетрудоспособности. Какой максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности учитывается при обложении единым социальным налогом?
     
     Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), устанавливающей гарантии работнику при временной нетрудоспособности, определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
     
     Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов обязательного страхового обеспечения граждан является в том числе выплата пособия по временной нетрудоспособности.
     
     При этом согласно подпункту 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
     
     Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
     
     Так, ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могли превышать 11 700 руб.
     
     В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
     
     Действие ст. 15 вышеуказанного Федерального закона продлено Федеральными законами от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год".
     
     Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, приведенных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Исходя из вышеизложенного на пособие по временной нетрудоспособности, не превышающее в совокупности с пособием по беременности и родам максимального размера, установленного ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ, единый социальный налог не начисляется.
     

Налогообложение работ, выполняемых в рамках целевого финансирования

     
     Наша организация является бюджетным учреждением и финансируется в рамках целевого финансирования, и бюджетные расходы выделяются по смете доходов и расходов.
     
     Являются ли объектом обложения единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые учреждением в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым до-говорам, предметом которых является выполнение работ в рамках целевого финансирования?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     При этом согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Пункт 3 ст. 236 НК РФ применяется организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     В отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций необходимо учитывать следующее.
     
     Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002 года определяется налогоплательщиками, в том числе некоммерческими организациями, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим.
     
     Целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные данными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в п. 2 ст. 251 НК РФ.
     
     Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     
     При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности вышеуказанных учреждений и организаций.
     
     Таким образом, некоммерческие организации, наряду с ведением уставной деятельности, по которой налоговая база по налогу на прибыль не формируется, могут осуществлять деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов, по которым формируется налоговая база по налогу на прибыль.
     
     С учетом вышеизложенного п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам, за счет доходов учреждения от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
     
     При этом на выплаты, произведенные в пользу физических лиц за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы некоммерческих организаций, указанных в ст. 251 НК РФ, производится начисление единого социального налога без применения п. 3 ст. 236 настоящего Кодекса.
     

Обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию в организациях, применяющих специальные налоговые режимы

     
     Каким законодательным актом установлен порядок обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях, применяющих специальные налоговые режимы?
     
     В соответствии с главами 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих данные специальные налоговые режимы, уплата единого социального налога заменяется уплатой соответствующих единых налогов.
     
     Часть налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, по установленным нормативам подлежит перечислению органами федерального казначейства в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ): 6,4 % - от суммы единого сельскохозяйственного налога, 5 % - от суммы налога при применении упрощенной системы налогообложения, 20 % - от суммы минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения и 5 % - от суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
     
     С 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ).
     
     Статьей 2 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым до-говорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, то есть применяющими специальные налоговые режимы, исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата осуществляются в соответствии с общими правилами.
     
     При этом в соответствии с частью первой ст. 2 Закона N 190-ФЗ выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) производится вышеуказанным работникам из двух источников:
     
     - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, - за счет средств ФСС РФ, поступающих от единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога;
     
     - в части суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающей один минимальный размер оплаты труда, - за счет средств работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы).
     

Налогообложение вознаграждения, выплачиваемого работнику - инвалиду с детства

      
     Должна ли организация исчислять единый социальный налог на вознаграждение, выплачиваемое работнику - инвалиду с детства?
     
     В ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), определяющего государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, установлено понятие "инвалид" и основания определения группы инвалидности.
     
     Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
     
     В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
     
     Согласно Положению о признании лица инвалидом, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965, принятым в целях реализации Закона N 181-ФЗ, признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.
     
     В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
     
     Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     Подпункт 1 п. 1 ст. 239 НК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий лиц, при исчислении единого социального налога которых работодателем применяется льготное налогообложение (инвалиды I, II или III группы).
     

     Освобождение от налогообложения такой категории, как "ребенок-инвалид", данной статьей НК РФ не предусмотрено.
     
     В практике работы налоговых органов встречаются случаи, когда в справках медико-социальной экспертизы, подтверждающих факт установления инвалидности, представляемых налогоплательщиком налоговым органам в ходе камеральных или выездных налоговых проверок, при установлении группы инвалидности (например, II или III группы) в качестве причины инвалидности указано - "инвалид с детства", что иногда вызывает разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами в вопросе возможности применения льготы согласно ст. 239 НК РФ.
     
     Подпункт 1 п. 1 ст. 239 НК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий лиц, при исчислении единого социального налога с которых работодателем применяется льготное налогообложение (инвалиды I, II или III группы), однако при этом вышеуказанный пункт ст. 239 НК РФ не содержит какой-либо ссылки на причину присвоения группы инвалидности; таким образом, применение работодателем (налогоплательщиком) льготы в соответствии с НК РФ не зависит от причин присвоения инвалидности, а только от имеющего место факта установления группы инвалидности (I, II или III группы).
     
     Одновременно сообщаем следующее.
     
     Факт установления инвалидности, а также порядок ее документального оформления (выписка справок, удостоверений на получение пенсий по инвалидности и др.) входят в компетенцию (полномочия) медицинских учреждений (медицинские социально-экспертные комиссии), а не налоговых органов, и, следовательно, налоговые органы в ходе контрольных мероприятий, предусмотренных НК РФ, вправе затребовать у компетентных органов документы, подтверждающие достоверность установления инвалидности.
     

(Продолжение следует)