Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам


Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам

     
     М.П. Сокол,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

1. Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество

     
     В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без нанесения ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. В случае их отделения от земли они становятся движимым имуществом.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) к недвижимому имуществу отнесены жилые и нежилые помещения как часть здания.
     
     Пунктами 1 и 2 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что объектом налогообложения может быть имущество, под которым понимаются виды объектов гражданских прав (кроме имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
     
     В соответствии со ст. 8, 9, 35, 36 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в частной собственности (включая землю), владеть, пользоваться и распоряжаться им. Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам также право наследования имущества.
     
     Под владением понимается фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом). Под пользованием имуществом подразумевается извлечение из имущества его полезных свойств, под распоряжением - законная возможность полной или частичной передачи прав на имущество другим лицам. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.
     
     Под наследованием понимается переход имущества умершего физического лица к наследнику. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Наследниками по завещанию могут быть как физические, так и юридические лица, а также государство.
     
     Граждане - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.
     
     Земельные участки могут находиться в пользовании не только на праве собственности, но и на праве бессрочного (постоянного) или временного пользования, в том числе на праве аренды.
     
     Институт права собственности регламентирован частью первой ГК РФ, которая установила режим права собственности недвижимого имущества и сделок с ним, общие правила о договорах и обязательствах.
     
     Основные принципы гражданского законодательства основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в том числе:
     
     - на равенстве субъектов гражданских отношений, то есть на закреплении за гражданами равной правоспособности;
     
     - на неприкосновенности частной собственности;
     
     - на свободе договора;
     
     - на защите гражданских прав и т.д.
     
     Вещное право регулируется гражданским законодательством. Круг вещных прав в собственности определен ст. 209 ГК РФ.
     
     Собственник недвижимого имущества имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им. Он вправе совершать любые действия с недвижимым имуществом, если они не противоречат правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
     
     Собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, перестраивать и сносить их при соблюдении правил и требований, установленных законодательством.
     
     В соответствии со ст. 250 и 255 ГК РФ полноценным объектом вещного права признается доля в праве собственности на недвижимость. Однако постановлением Президиума ВАС РФ от 21.05.1996 N 405/96 установлено, что нельзя признать право собственности на количество квадратных метров жилой площади, не определив ее состав в натуре.
     
     Статьей 131 ГК РФ и ст. 2 и 4 Закона N 122-ФЗ установлено, что возникновение права собственности на недвижимое имущество, ограничение этого права, его переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.
     
     С момента введения в действие ГК РФ и Закона N 122-ФЗ утратили силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров отчуждения недвижимого имущества.
     
     Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до вступления в силу Закона N 122-ФЗ применялся старый порядок регистрации недвижимого имущества. Например, жилые строения в городской местности регистрировались в организациях технической инвентаризации местных исполнительных органов власти (БТИ). В этих случаях права на недвижимость, возникшие до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и их государственная регистрация производится по желанию их обладателей.
     
     В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 различаются объекты недвижимого имущества, которые не завершены строительством и строительство которых прекращено. В первом случае объект недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, а во втором - после его регистрации и регистрации земельного участка, на котором он расположен, он становится объектом недвижимого имущества и объектом права собственности, а также предметом сделок. В случаях отчуждения вышеуказанных объектов недвижимого имущества необходимо документально подтвердить правомерность пользования земельным участком, а также представить разрешение на строительство и описание объекта незавершенного строительства. Это требование изложено в Указе Президента Российской Федерации от 16.05.1997 N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами".
     
     Гражданским законодательством регулируются права собственности у членов потребительских кооперативов (ЖСК, ДСК, ГСК). Так, пунктом 4 ст. 218 ГК РФ установлено, что члены ЖСК, ДСК, ГСК или иного потребительского кооператива автоматически становятся собственниками квартиры, дачи, гаража после полного внесения паевого взноса.
     
     Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
     
     Право собственности на недвижимое имущество прекращается после добровольного изъявления воли собственника о прекращении права собственности на недвижимое имущество, утраты этого права по объективным причинам и принудительного изъятия у собственника его имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В ст. 235-240, 242-243 ГК РФ приведены все основания прекращения права собственности на недвижимое имущество.
     
     В добровольном порядке прекращается право собственности на недвижимое имущество при его отчуждении другому лицу при исполнении договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д., уничтожении имущества собственником по каким-либо обстоятельствам (снос строения), а также при отказе от права собственности на недвижимое имущество.
     
     Право собственности на недвижимое имущество по причинам, не зависящим от воли собственника, прекращается при гибели этого имущества (в результате стихийного бедствия), а также в связи со смертью собственника.
     
     Принудительное изъятие имущества у собственника должно происходить в строгом соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
     
     Прекращение права собственности на имущество возможно также при его национализации государством согласно федеральному закону.
     
     Право собственности на недвижимое имущество может принадлежать двум или нескольким лицам. Согласно ст. 244 ГК РФ собственность на недвижимое имущество может быть долевой.
     
     Доля каждого собственника в совместной собственности недвижимого имущества может быть определена по их соглашению или судом. Если это не сделано, то обязательства, связанные с совместной собственностью на недвижимое имущество, предполагаются в равных долях каждого субъекта этой собственности в недвижимом имуществе.
     
     Право общей собственности на недвижимое имущество возникает и прекращается в порядке, определенном ГК РФ, Семейным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.
     
     Согласно гражданскому праву под сделками понимаются правомерные юридически значимые действия, влекущие возникновение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть сделка - это волевой акт, и для ее совершения необходимо, чтобы гражданин был дееспособен.
     
     Субъектами сделки являются физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, которые выступают на равных началах. Сделки могут заключаться между всеми вышеперечисленными субъектами.
     
     Сделки с недвижимым имуществом заключаются в виде договора в простой письменной или нотариально удостоверенной форме, в котором выражено содержание сделки и который подписан всеми субъектами сделки. Сделка независимо от формы ее заключения должна быть зарегистрирована учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     Договору купли-продажи недвижимого имущества посвящен параграф 7 главы 30 раздела IV части второй ГК РФ (ст. 549-558).
     
     По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимость (земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество). Договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме посредством составления одного документа, подписанного сторонами.
     
     Статья 550 ГК РФ не обязывает граждан и юридических лиц нотариально удостоверять договор купли-продажи недвижимости, однако согласно ст. 131 и 551 настоящего Кодекса переход права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю должен пройти государственную регистрацию.
     
     При продаже строений, помещений и сооружений покупателю передается право на ту часть земельного участка, на котором находится этот объект недвижимого имущества.
     
     Договором купли-продажи определяется цена каждого объекта недвижимого имущества.
     
     По договору мены (глава 31 ГК РФ) каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один объект недвижимого имущества в обмен на другой объект недвижимого имущества. Обмен недвижимого имущества осуществляется по правилам купли-продажи, приведенным в главе 30 ГК РФ.
     
     Договорные отношения по обмену жилых помещений регулируются нормами Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 (ст. 67-74, 119).
     
     Как правило, при обмене объекты имущества считаются равноценными. Если в договоре мены объекты имущества признаются неравноценными, то в соответствии со ст. 568 ГК РФ сторона, обязанная передать имущество, цена которого ниже цены имущества, передаваемого в обмен, должна уплатить разницу в ценах.
     
     Сделка с недвижимым имуществом должна пройти государственную регистрацию в общеустановленном порядке. Только после этой процедуры прекращается право собственности на один объект недвижимого имущества и возникает на другой.
     
     По договору дарения даритель безвозмездно передает одариваемому в собственность недвижимое имущество (ст. 572-579 ГК РФ).
     
     Договор дарения заключается в простой письменной или нотариально удостоверенной форме и подлежит государственной регистрации.
     
     Нормы наследственного права устанавливают возможность наследования любого имущества, находящегося в частной собственности гражданина, и любых имущественных прав, если они неразрывно не связаны с личностью наследодателя (ст. 1112 ГК РФ).
     
     В разделе V части третьей ГК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 года, определены основные принципы наследственного права:
     
     - свобода завещания. Завещатель может оставить свое имущество любому лицу, а также может лишить наследства полностью либо частично всех или некоторых наследников по закону (ст. 1119-1122 ГК РФ);
     
     - круг наследников по закону. По сравнению с прежним законодательством вместо трех очередей наследников установлено восемь с целью ограничить превращение имущества в выморочное и переход его к государству (ст. 1142-1148 ГК РФ).
     
     Этим разделом ГК РФ установлены правила оформления и выдачи свидетельств о праве на наследство.
     
     По договору ренты получатель ренты передает плательщику ренты в собственность недвижимое имущество, а плательщик ренты обязуется систематически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Рента может быть постоянной, бессрочной либо на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента), а также на условиях пожизненного содержания с иждивением.
     
     Договор ренты должен быть нотариально удостоверен, а договор отчуждения недвижимого имущества под выплату ренты подлежит государственной регистрации.
     
     Характерной особенностью ренты является то, что недвижимое имущество переходит в собственность плательщика ренты, который вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им.
     
     Вопросы ренты и пожизненного содержания с иждивением регулируются главой 33 ГК РФ (ст. 583-605).
     

2. Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой

     
     Имущественные налоги в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивают доходную часть местных бюджетов.
     
     К основным принципам систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой можно отнести следующие:
     
     1) объектом налогообложения, как правило, выступают земля, здания и сооружения, поскольку в отличие от движимого имущества они могут быть относительно легко выявлены и идентифицированы. В большинстве стран налог уплачивается владельцами недвижимости; плательщиками имущественного налога могут быть также арендатор или оба вышеупомянутых лица;
     
     2) при определении налогооблагаемой базы имущественного налога обычно используется рыночная стоимость налогооблагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. В одних странах в качестве основы берется арендная стоимость недвижимого имущества, в других странах - капитализированная, то есть аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату. Сама методика определения стоимости недвижимого имущества основывается либо на сравнении продаж, то есть на изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо на капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо на уровне затрат, то есть на расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов.
     
     Рыночная стоимость имущества физических лиц обычно определяется на основе лучшей или наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности. Налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей или наивысшей, особенно если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей;
     
     3) при определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценивать большее число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах применяются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. В большинстве стран для хранения и обработки информации, касающейся недвижимого имущества, используются компьютерные технологии.
     
     В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться представление дополнительной информации. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, в разных странах не одинаковы; при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других последним могут направляться выдержки из реестра, если проведена корректировка или внесены изменения в стоимость недвижимого имущества. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке недвижимого имущества;
     
     4) льготы по налогообложению предоставляются либо по категориям налогоплательщиков, как правило, социально незащищенных, либо в некоторых странах учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов, характер собственности, то есть недвижимое имущество, обеспечивающее осуществление общественно полезных видов деятельности. К видам недвижимого имущества, полностью или частично освобождаемого от обложения налогом, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может предоставляться на некоторый фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимого имущества), а не налогоплательщиков, в соответствии со следующим принципом: налогом непосредственно облагается само недвижимое имущество, а не его владелец;
     
     5) налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом и поступает в местные бюджеты. Он может также быть федеральным налогом, но средства от его уплаты могут распределяться между бюджетами всех уровней;
     
     6) ставки налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в той или иной стране и подразделяются на фиксированные и переменные. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом размер налоговых поступлений не определяется заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы - переменная величина.
     
     В некоторых странах местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, а в других - действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки либо и то и другое вместе.
     
     Естественно, конкретные системы налогообложения недвижимого имущества в каждой стране имеют свои особенности.
     
     Вот несколько примеров.
     
     1. В Канаде единый налог на недвижимое имущество взимается во всех провинциях и основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки налога различаются в зависимости от вида недвижимого имущества. Местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной.
     
     По общему правилу, местные налоги на недвижимое имущество могут служить основой вычетов для целей подоходного налога. Однако налоги на недвижимое имущество, выплачиваемые применительно к незастроенным землям, могут быть основой для вычетов только в размере валового дохода с этой земли. Исключение из этого ограничения делается для компаний, чей основной бизнес заключается в сдаче в аренду, в найме, продаже или в строительстве.
     
     2. В Великобритании взимается единый налог на недвижимое имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности. Налогооблагаемая база - предполагаемая сумма годовой арендной платы.
     
     3. Во Франции взимаются три различных налога: налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье.
     
     Налогом на застроенные участки облагаются здания, расположенные во Франции. Этот налог исчисляется посредством применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром. От обложения налогом на застроенные участки освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; этот налог не уплачивают физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности.
     
     Налог на незастроенные участки (в основном находящиеся в частной собственности земельные и лесные участки) исчисляется посредством умножения 80 % стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной собственности и могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.
     
     Налог на жилье - это местный налог, уплачиваемый ежегодно любым лицом, проживающим в жилом помещении на 1 января каждого года. Налог исчисляется посредством умножения стоимости условной арендной платы жилья, определенного местным земельным реестром, на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления.
     
     4. В Швеции государственным налогом на недвижимость облагаются все виды недвижимости, которая может быть использована для проживания, в коммерческих и производственных целях. Налогооблагаемая база - оцененная стоимость имущества на дату на два года ранее, чем соответствующий налоговый год (в случае частного жилого помещения за границей - 75 % его рыночной стоимости). В данном случае обеспечивается преимущество, связанное с тем, что органы, проводящие оценку, могут проанализировать всю информацию, необходимую для оценки.
     
     Ставка налога составляет 1,3 % - на дома, разделенные на арендуемые квартиры и блоки квартир, 1,0 % - на помещения, используемые в коммерческих целях, и 0,5 % - на промышленную собственность. Новые жилые помещения освобождаются от налога на первые пять лет; на следующие пять лет ставка уменьшается на 50 %.
     
     Налог на недвижимое имущество взимается в 130 странах, но значимость этого налога в общей системе налогообложения различна. В большинстве стран поступления от налога на недвижимое имущество составляют от 1 до 3 % от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. В начале 90-х годов в США поступления от этого налога составляли около 9,15 %, в некоторых других англоязычных странах его значимость также велика (Австралия - 4,63 %, Великобритания - 10,43 %, Дания - 1,85 %, Испания - 0,21 %, Канада - 8,16 %, Нидерланды - 1,81 %, Франция - 2,17 %, Швейцария - 0,46 %, Швеция - 0,89 %, Япония - 5,7 %). Поскольку в подавляющем большинстве зарубежных стран налог на недвижимое имущество является местным, поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. Например, в некоторых штатах Австралии поступления от этого налога составляют более 90 % местного бюджета, в США - до 75 % (в Нью-Йорке - 40 % собственных доходов бюджета), в Канаде - до 80 %.
     

3. Результаты эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери

     
     В странах СНГ налог на имущество физических лиц является вторым по поступлениям налогом после налога на доходы (подоходного налога), взимаемым с физических лиц, поскольку в собственности многих людей находится то или иное недвижимое имущество (квартиры, дачные и садовые домики, гаражи и др.).
     
     Налоговое законодательство в странах СНГ постоянно совершенствуется, в том числе посредством постепенной замены действующей системы имущественных налогов и налога на землю одним налогом - на недвижимое имущество.
     
     Так, в Российской Федерации нормативно-правовые акты и методические материалы по введению налога на недвижимое имущество разрабатываются на основе практических результатов эксперимента, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 20.07.1997 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери".
     
     Поступления имущественных налогов в региональные и местные бюджеты являются в большинстве случаев значительным источником финансирования ЖКХ, учреждений образования и здравоохранения и т.д. В этой связи оценка недвижимого имущества для целей налогообложения является для регионов и муниципальных образований очень важной задачей, от решения которой зависит состояние объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства.
     
     Переход к налогообложению недвижимого имущества на основе оценки его рыночной стоимости является средством обеспечения справедливого распределения налогового бремени.
     
     Как показывает анализ материалов эксперимента в городах Великом Новгороде и Твери, переход к налогу на недвижимость обеспечивает:
     
     - прозрачность хозяйственной деятельности и лучший контроль за правильностью исчисления и уплаты различных налогов на основе полного пообъектного учета недвижимого имущества и его текущего использования;
     
     - заинтересованность органов власти территорий в развитии рыночного оборота и повышении рыночной стоимости недвижимого имущества;
     
     - установление прозрачных и стабильных правил и условий землепользования и оборота земли, что повышает приток инвестиций в реальный сектор экономики;
     
     - переход к регулированию процессов развития и эффективному использованию территории со стороны органов власти в основном фискальными средствами, сокращение административных способов воздействия на хозяйствующие субъекты, рост внутренних инвестиций;
     
     - более справедливое распределение налогового бремени за счет налогообложения реальной стоимости недвижимого имущества в соответствии с действующими приоритетами социальной справедливости, постепенный перенос налогового бремени на физических лиц;
     
     - реализацию доходного и фискального потенциала недвижимого имущества, рост бюджетных поступлений на основе сокращения теневых операций и уклонения от уплаты налогов;
     
     - самостоятельность и ответственность местного самоуправления за формирование и реализацию налоговой политики.
     
     Проводимый в Великом Новгороде и Твери эксперимент показывает, что для перехода к налогу на недвижимость по всей территории Российской Федерации необходимо:
     
     - осуществление переучета недвижимого имущества и создание реестра этого имущества, которые предполагают объединение информации о физических характеристиках объектов и их месторасположении, правовом статусе и правообладателях;
     
     - проведение оценки всех объектов недвижимого имущества по реальной (рыночной) стоимости и определение их налоговой базы (с учетом дифференциации по видам недвижимого имущества);
     
     - обеспечение эффективного обмена данными об объектах недвижимости между местными органами власти и налоговыми органами в целях поддержания информации об имуществе в разрезе налогоплательщиков (правообладателей), что необходимо для осуществления взвешенной политики имущественного налогообложения;
     
     - прогнозирование изменения налогового бремени по категориям плательщиков и общих поступлений при различных сочетаниях ставок налога и льгот и согласование политики налогообложения;
     
     - проведение разъяснительной работы.
     
     Важным условием для введения налога на недвижимость является его нормативно-правовое обеспечение со стороны местных и региональных органов власти.
     
     Проведение эксперимента в городах Великом Новгороде и Твери выявило проблемы, которые необходимо решить для успешного введения налога на недвижимость в масштабах Российской Федерации, в том числе:
     
     - создание реестра недвижимого имущества и механизма обжалования и отработки других вопросов администрирования;
     
     - обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих кадастровый и технический учет недвижимого имущества, регистрацию прав собственности, регистрацию организаций и налогоплательщиков;
     
     - оформление прав на землю, связанных с реализацией положений земельного законодательства, и т.д.
     
     Пока же на территории Российской Федерации с физических лиц взимается налог на имущество с принадлежащих им строений, помещений и сооружений и земельный налог.
     

(Продолжение следует)