Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Ставка НДС в отношении изделий медицинского назначения

     
     Правомерно ли применять ставку НДС в размере 10 % в отношении изделий медицинских из стекла, реализуемых на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 1 января 2002 года операции по реализации изделий медицинского назначения на территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации изделий медицинского назначения облагаются НДС по налоговой ставке в размере 10 %. При этом п. 2 данной статьи настоящего Кодекса установлено, что Правительством РФ утверждается перечень товаров, в отношении которых применяется пониженная ставка НДС, с указанием кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
     
     В соответствии с вышеназванным ОКП изделия медицинские из стекла (в том числе аптекарская посуда, ампулы стеклянные для лекарственных средств и др.), перечисленные под кодовым обозначением 94 6000, 94 6200, 94 6300, относятся к подклассу 94 6000 "Изделия медицинские из стекла и полимерных материалов. Тара и упаковка лекарственных средств и препаратов" класса 94 0000 "Медицинская техника". При этом в проекте постановления Правительства РФ, которым предлагается утвердить вышеназванный перечень товаров, предусмотрены позиции изделий медицинских из стекла.
     
     Согласно письму ГТК России от 22.01.2004 N 06-12/2319 при ввозе на территорию Российской Федерации изделий медицинских из стекла применяется ставка НДС в размере 10 %.
     
     В связи с изложенным при реализации изделий медицинских из стекла на территории Российской Федерации правомерно применять ставку НДС в размере 10 %.
     

Обложение НДС услуг, оказываемых в домах товариществ собственников жилья

     
     В каком порядке следует применять НДС в отношении услуг, оказываемых в домах товариществ собственников жилья, осуществляющих свою деятельность за счет членских взносов жильцов?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС независимо от источника финансирования.
     

     Согласно ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) с 1 января 2004 года отменено освобождение от обложения НДС услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
     
     Деятельность ЖСК регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 16.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действие которого распространяется на ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом и на иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома. В связи с этим действовавшее до 1 января 2004 года право на освобождение от обложения НДС, предусмотренное для ЖСК, распространялось и на иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, в том числе на товарищества собственников жилья (ТСЖ).
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах ТСЖ, с 1 января 2004 года облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     

Обложение НДС услуг по текущему и капитальному ремонту жилья

     
     В связи с введением с 1 января 2004 года подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ правомерно ли применять НДС в отношении услуг по текущему и капитальному ремонту в домах муниципальной формы собственности?
     
     Статьей 27 Закона N 118-ФЗ с 1 января 2004 года отменено освобождение от обложения НДС услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях.
     
     В то же время на основании подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ льготный порядок применения НДС в отношении услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности сохранен без изменения.
     
     Согласно ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется на основе договора найма жилого помещения. В связи с этим подпунктом 10 п. 2 ст. 149 НК РФ плата за наем жилья освобождается от НДС.
     
     Вышеуказанная норма настоящего Кодекса, вступившая в действие с 1 января 2004 года, способствует выравниванию условий оплаты вышеперечисленных услуг физическими лицами, проживающими в жилых помещениях различных форм собственности, в том числе в домах ЖСК.
     
     Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2004 года ставка НДС снижена с 20 до 18 %. При этом данная ставка НДС применяется и в отношении услуг по текущему и капитальному ремонту жилья в домах различных форм собственности (в том числе муниципальных).
     

Порядок возмещения сумм НДС, уплаченных сотрудником организации в составе расходов на наем жилого помещения во время служебной командировки

     
     В каком порядке подлежат возмещению суммы НДС, уплаченные сотрудником организации в составе расходов на наем жилого помещения во время служебной командировки?
     
     Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные в составе расходов на наем жилого помещения во время командировки, принимаются к вычету при исчислении налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг) плательщикам этого налога, документов, подтверждающих фактическую уплату налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ для организаций (в том числе гостиниц), выполняющих работы, оказывающих платные услуги за наличный расчет непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные в составе расходов на наем жилого помещения во время командировки и выделенные отдельной строкой в счете гостиницы, могут быть приняты к вычету в случае, если данный документ является бланком строгой отчетности, а также при наличии документа, подтверждающего оплату данных расходов (кассового чека).
     
     Вышеизложенный порядок возмещения сумм НДС, уплаченных сотрудником организации в составе расходов на наем жилого помещения во время служебной командировки, соответствует положениям п. 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
     

Обложение НДС реализации бланков векселей

     
     Если согласно подпункту 4 п. 2 ст. 149 НК РФ НДС не облагается выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий, то следует ли применять НДС при реализации управлением федерального казначейства бланков векселей единого образца?
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим операции по реализации бланков векселей единого образца подлежат обложению НДС с 1 января 2004 года по ставке в размере 18 % (до 1 января 2004 года - по ставке налога в размере 20 %).
     
     Что касается подпункта 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которым поставлен вопрос, то не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. При этом применение данной нормы в отношении операций по реализации товаров, в том числе бланков векселей, действующим законодательством по НДС не предусмотрено.
     

Оформление счетов-фактур

     
     Будет ли являться ошибкой при заполнении счета-фактуры, если в выставленном продавцом счете-фактуре в графе 13 "Страна происхождения товара" указана Россия?
     
     Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ сведения о стране происхождения товаров указываются в счетах-фактурах в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
     
     Таким образом, для товаров отечественного производства в графе 13 "Страна происхождения товара" счета-фактуры указывать "Россия" не требуется. Отметим, что наличие в счете-фактуре данной информации в отношении товаров отечественного производства не может служить основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, указанных в таком счете-фактуре.
     

Вычет НДС

     
     Если организация осуществляет операции, облагаемые НДС и освобождаемые от НДС, то надо ли делить пропорционально данным операциям общехозяйственные расходы и в каком порядке следует принимать к вычету НДС по данным расходам?
     
     Согласно п. 4 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобождаемые от НДС, должен вести раздельный учет таких операций.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), используемым для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), в том числе по товарам (работам, услугам), стоимость которых относится к общехозяйственным расходам и которые используются для операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
     
     Пунктом 4 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), используемым для операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС либо освобождаются от НДС. Данная пропорция устанавливается исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
     
     В связи с этим суммы НДС, относящиеся к общехозяйственным расходам, следует принимать к вычету или учитывать в стоимости этих товаров (работ, услуг) исходя из вышеуказанной пропорции.
     
     Если организация приобретает ГСМ за наличный расчет на АЗС и при этом НДС выделен в чеке, то можно ли принять уплаченный НДС к вычету при отсутствии счета-фактуры?
     
     Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в установленном порядке.
     
     В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (исполнителями работ, услуг).
     
     Таким образом, отсутствие счета-фактуры по приобретенным товарам (в том числе ГСМ) не дает права на вычет уплаченных сумм НДС независимо от факта указания данных сумм в кассовом чеке.
     

Обложение НДС аванса, полученного в рамках безвозмездной помощи, при отсутствии соответствующего удостоверения

     
     Организация производит и реализует товары получателям безвозмездной помощи в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
     
     Надо ли исчислять НДС с аванса, полученного данной организацией под поставку таких товаров, если нет подтверждения (удостоверения) о принадлежности данного товара к гуманитарной или технической помощи?
     
     Согласно подпункту 19 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи освобождается от обложения НДС при представлении в налоговые органы ряда документов, в том числе удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (работ, услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию).
     
     В соответствии со ст. 162 НК РФ в налогооблагаемую базу по НДС включаются авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, при отсутствии вышеуказанного удостоверения сумму полученного аванса следует включить в налогооблагаемую базу по НДС.