Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(101)4`2004  

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
          

Налогообложение доходов, получаемых государственными унитарными предприятиями от сдачи имущества в аренду

     
     Должны ли участвовать в формировании налоговой базы по налогу на прибыль средства, получаемые унитарным предприятием в результате сдачи им в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения?
     
     Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     
     Приведенный в ст. 251 НК РФ перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает доходы, полученные унитарным предприятием от сдачи имущества в аренду.
     
     В связи с вышеизложенным доходы, получаемые государственными унитарными предприятиями от сдачи имущества в аренду, являются объектом обложения налогом на прибыль и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
     
     При этом следует отметить, что порядок перечисления вышеуказанных доходов, остающихся после уплаты унитарным предприятием налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в частности налога на прибыль организаций, положениями НК РФ не регулируется.
     

Налогообложение средств, получаемых организациями из бюджета на покрытие убытков от реализации сжиженного газа населению

     
     Каков порядок учета в целях налогообложения прибыли средств, получаемых организацией из бюджета на покрытие убытков от реализации сжиженного газа населению?
     
     Согласно абзацу второму Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
     
     В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти цены (тарифы) принимаются для целей налогообложения.
     
     В связи с вышеизложенным организации, реализующие населению газ сжиженный для бытовых нужд, выручку за отпущенную продукцию обязаны учитывать по регулируемым ценам, устанавливаемым для данного вида продукции органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении организацией налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные ими по назначению.
     
     В целях применения ст. 251 НК РФ налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     Таким образом, при выполнении этих условий средства, полученные из бюджета бюджетополучателем, не учитываются у последнего в составе доходов, подлежащих налогообложению. Если же налогоплательщик не может обеспечить ведение отдельного учета осуществленных расходов за счет полученных средств, эти средства будут являться доходами организаций и должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение средств, получаемых предприятиями ЖКХ для покрытия убытков, образовавшихся в результате оказания услуг по отпуску населению электрической, тепловой энергии, природного газа по государственным регулируемым ценам (тарифам)

     
     Должны ли учитываться для целей налогообложения прибыли бюджетные средства, получаемые предприятиями ЖКХ для покрытия убытков, образовавшихся в результате оказания услуг по отпуску населению электрической, тепловой энергии (мощности), природного газа по государственным регулируемым ценам (тарифам), а также на компенсацию недополученных тарифных платежей за оказанные услуги льготным категориям населения?
     
     Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, связанных с поставкой населению электрической и тепловой энергии, природного газа и т.д.
     
     Источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг согласно Закону N 5-ФЗ и другим законодательным актам, в которых затронуты вопросы о льготах отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, являются средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льготных тарифов по оплате коммунальных услуг, должна возмещаться из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти цены (тарифы) принимаются для целей налогообложения.
     
     В соответствии с п. 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8 (далее - Методические указания), население в целом без деления на льготные категории граждан отнесено к третьей группе потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности).
     
     Согласно п. 17 Методических указаний население относится ко второй группе потребителей тепловой энергии (мощности).
     
     Статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что по решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья.
     
     Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения). На основании подпункта "е" п. 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению. Пунктом 8 Основных положений установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Постановлением ФЭК России от 06.02.2002 N 8/9 утверждена Методика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Согласно п. 2.2 вышеуказанной Методики размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа устанавливается в зависимости от объема поставки газа по группам его потребителей. Население в целом без выделения льготных категорий отнесено к четвертой группе.
     
     Учитывая вышеизложенное, установление государственных регулируемых тарифов (цен) на отпуск электрической, тепловой энергии (мощности), а также природного газа населению производится региональными энергетическими комиссиями без выделения льготных категорий граждан в отдельную группу потребителей.
     
     В связи с этим организации, реализующие населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации электрическую, тепловую энергию (мощность), а также природный газ по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по цене (тарифу), установленной региональными энергетическими комиссиями для населения в целом.
     
     При этом следует иметь в виду, что главой 25 НК РФ не предусмотрено уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий.
     
     Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов согласно ст. 266 НК РФ.
     
     Организации, реализующие коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, учитывают средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в составе внереализационных доходов, в том числе и в случае, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
     
     Учитывая вышеизложенное, порядок возмещения расходов по оказанию коммунальных услуг лицам, имеющим льготы, а также задержки бюджетного финансирования не могут влиять на исполнение установленной законодательством обязанности по уплате налогов.
     

Льготирование субъектов малого предпринимательства постановлением главы Администрации города

     
     В период до 1 января 2002 года дополнительные льготы по налогу на прибыль, установленные п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений), предоставлялись субъектам малого предпринимательства города на основании постановлений главы Администрации города.
     
     В связи с отсутствием у исполнительных органов власти полномочий в предоставлении дополнительных льгот, в частности по налогу на прибыль, предоставление субъектам малого предпринимательства города льгот по налогу на прибыль за прошлые периоды было закреплено решением городского Совета народных депутатов в 2002 году.
     
     Могли ли в данном случае субъекты малого предпринимательства города воспользоваться вышеуказанными налоговыми льготами за прошлые периоды, руководствуясь решением городского Совета народных депутатов от 2002 года?
     
     Статьей 1 НК РФ определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Таким образом, до введения в действие главы 25 НК РФ основания, порядок и условия применения льгот по налогу на прибыль определялись нормами Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), утратившего силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений.
     
     При этом следовало иметь в виду, что в соответствии с п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до момента введения соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежало применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 6 Закона N 2116-1 законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных вышеуказанной статьей Закона N 2116-1, были вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
     
     Из вопроса следует, что в период до 1 января 2002 года дополнительные льготы по налогу на прибыль, установленные пунктом 9 ст. 6 Закона N 2116-1, предоставлялись субъектам малого предпринимательства города на основании постановлений главы Администрации города, не имеющих силы законодательного акта.
     
     Учитывая вышеизложенное, в связи с отсутствием у исполнительных органов власти полномочий в предоставлении дополнительных льгот по налогу на прибыль, установленных п. 9 ст. 6 Закона N 2116-1, субъекты малого предпринимательства города не имели права воспользоваться вышеуказанными льготами.
     
     С 1 января 2002 года вопросы налогообложения прибыли регулируются главой 25 НК РФ, положения которой не предусматривают предоставление дополнительных льгот отдельным категориям плательщиков, в том числе за прошлые налоговые периоды.
     

Налогообложение средств, получаемых субъектами малого предпринимательства от Администрации области

     
     Учитываются ли для целей налогообложения прибыли средства, получаемые субъектами малого предпринимательства в порядке и на условиях, установленных в договоре, заключенном с Департаментом инвестиционно-кредитной политики и государственной поддержки малого предпринимательства Администрации области, на возмещение из областного бюджета части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении организацией налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные вышеуказанными получателями по назначению.
     
     Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
     
     Законами области "Об областном бюджете на 2003 год" и "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что из средств областного бюджета обеспечивается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на вышеуказанные расходы в соответствии с утвержденным порядком:
     
     - сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности и фермерским хозяйствам;
     
     - предприятиям машиностроения и металлообработки, стройиндустрии, лесной и деревообрабатывающей, алкогольной, легкой и иных отраслей промышленности;
     
     - субъектам малого предпринимательства.
     
     При этом из вопроса следует, что предоставление вышеуказанных средств субъектам малого предпринимательства осуществляется в порядке и на условиях, установленных в договоре, заключенном этими организациями с Департаментом инвестиционно-кредитной политики и государственной поддержки малого предпринимательства Администрации области.
     
     Учитывая вышеизложенное, если средства, получаемые субъектами малого предпринимательства на возмещение из областного бюджета части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрены в бюджетной росписи областного бюджета соответствующего года в пределах средств по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" на соответствующий финансовый год и использованы организацией-получателем в соответствии с установленным порядком их предоставления по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ эти средства следует рассматривать как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     

Включение в состав расходов унитарного предприятия амортизационных отчислений по основным средствам, приобретенным за счет денежных средств внебюджетного фонда Администрации района

     
     Муниципальное унитарное предприятие приобрело в 2002 году основные средства за счет денежных средств, полученных из внебюджетного фонда Администрации района, являющейся учредителем данного предприятия.
     
     Будут ли полученные унитарным предприятием средства учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль и правомерно ли включение в состав расходов унитарного предприятия в целях налогообложения прибыли амортизационных отчислений по основным средствам, приобретенным за счет вышеуказанных средств?
     
     Денежные средства, полученные муниципальным унитарным предприятием из внебюджетного фонда Администрации района на цели, определенные источником финансирования, не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, поскольку полученные денежные средства не подпадают под определение, данное средствам целевого финансирования в подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     При этом вышеуказанные средства не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 251 НК РФ как денежные средства, полученные российской организацией безвозмездно от организации, доля которой в уставном капитале получающей стороны превышает 50 %, так как уставный капитал муниципального унитарного предприятия на 100 % состоит из вклада передающей стороны, то есть Администрации района.
     
     В свою очередь, статьей 256 НК РФ определены виды имущества, не подлежащего амортизации в целях применения главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 7 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктами 14, 19, 22 и 23 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса, а также имущество, указанное в подпунктах 6 и 7 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     В связи с этим имущество, приобретенное унитарным предприятием за счет денежных средств, полученных из внебюджетного фонда Администрации района, и рассматриваемое в данном случае как имущество, приобретенное на денежные средства, полученные российской организацией безвозмездно от организации, доля которой в уставном капитале получающей стороны превышает 50 %, подлежит амортизации в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, амортизационные отчисления, начисляемые по имуществу, приобретенному муниципальным унитарным предприятием за счет вышеназванных средств, будут включаться в состав расходов унитарного предприятия, учитываемых в целях налогообложения прибыли.
     

(Продолжение следует)