Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации: состояние и налоговый потенциал


Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации: состояние и налоговый потенциал*1

     _____

     *1 В статье отражены отдельные результаты научно-исследовательских работ "Современные проблемы налогообложения природопользования: теоретические и практические аспекты", проводимых в рамках бюджетного финансирования по кафедре "Налоги и налогообложение" Финансовой академии при Правительстве РФ.


М.М. Юмаев,
советник налоговой службы Российской Федерации
III ранга, к.э.н., доцент Финансовой академии
при Правительстве РФ

     
     Статья 9 Конституции Российской Федерации определяет землю и другие природные ресурсы, к которым относятся недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В период развития высоких технологий, возрастающих потребностей экономики в сырье и индивидуумов в продукции большое значение имеет рациональное использование природных ресурсов, в том числе минерально-сырьевой базы.
     
     В комплексе с земельными, лесными, водными ресурсами, объектами животного мира, водными биологическими ресурсами, окружающей природной средой минеральные ресурсы составляют природно-ресурсный потенциал государства, от качественного состояния и рационального использования которого зависят уровень жизни населения, перспективы экономического и социального прогресса на конкретной территории и в государстве в целом.
     
     Всего в настоящее время в хозяйственной и научной деятельности человечества используются более 100 химических элементов из 110, обнаруженных в природе, и их изотопы, которые образуют в совокупности около 3000 минералов.
     
     Во второй половине ХХ века в странах, не входивших в состав социалистического лагеря, образовалась относительно замкнутая система оборота минеральных ресурсов, сбалансированная по их добыче, использованию и воспроизводству, и если СССР был единственной в мире страной, полностью обеспеченной всеми видами минерального сырья, то после его распада Российская Федерация лишилась многих видов минерального сырья.
     
     Сырьевая интервенция Российской Федерации и стран СНГ на мировой рынок, осуществленная в начале 1990-х годов, открывшая для мирового капитала доступ к созданной в СССР минерально-сырьевой базе, создала предпосылки для расширения (глобализации) мирового минерально-сырьевого комплекса.
     
     Тем не менее в период с 1991 по 1998 годы произошло существенное сокращение объемов и совокупной стоимости минерального сырья, извлекаемого из российских недр, по сравнению с советским периодом.
     
     В течение последних пяти лет (с 1998 по 2003 годы) наметился непрерывный и существенный рост объемов добычи минерального сырья, и в настоящее время природно-ресурсный потенциал Российской Федерации характеризуется крупномасштабностью и комплексностью. Разнообразие природных ресурсов, содержащихся в российских недрах, сочетается со значительными запасами, объемами добычи и использования некоторых видов минеральных ресурсов. Это обусловливает особую роль ресурсного потенциала Российской Федерации в мировом природно-ресурсном комплексе.
     

     В недрах Российской Федерации содержится значительная часть мировых разведанных запасов важнейших видов полезных ископаемых: алмазов, никеля, природного газа, палладия, нефти, углей, золота и серебра (см. диаграмму 1).
                    


Диаграмма 1. Доля Российской Федерации в мировых разведанных запасах основных полезных ископаемых, %

     
     Численность населения Российской Федерации составляет 2,6 % общей численности населения Земли; тем не менее наша страна обеспечивает более половины мировой добычи палладия, четверть добычи никеля, природного газа и алмазов, свыше 10 % добычи нефти и платины.
     
     По общей стоимости добытых из недр полезных ископаемых Российская Федерация стабильно занимает второе место в мире (см. диаграмму 2). Суммарный ежегодный объем производства основных видов минерального сырья в Российской Федерации составляет около 130 млрд. долл. США (в мировых ценах).
              


Диаграмма 2. Объемы добычи минерального сырья в основных сырьевых державах, млрд долл. США

     
     Российская Федерация является в настоящее время не только одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья, но и его крупнейшим экспортером, незначительно отставая по объемам поставок минерального сырья на мировые рынки (свыше 50 млрд. долл. США) от Саудовской Аравии.
     
     В последние годы минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации обеспечивает около 33 % валового внутреннего продукта и 60 % доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счет экспорта первичного минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа.
     
     Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех наиболее благополучных субъектов Российской Федерации. Во многих окраинных регионах Российской Федерации добывающие предприятия являются градообразующими и, включая обслуживающие организации, обеспечивают до 75 % рабочих мест. Добыча нефти, природного газа, угля, черных, цветных и благородных металлов, алмазов обеспечивает более или менее стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части Российской Федерации, Урала, Западной Сибири, Кузбасса, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
     
     Большое значение для экономики субъектов Российской Федерации имеют также общераспространенные виды полезных ископаемых (главным образом, строительные материалы) и подземные воды, используемые для питьевого водоснабжения.
     
     Перспективы дальнейшего наращивания добычи полезных ископаемых в Российской Федерации во многом определяются состоянием ее минерально-сырьевой базы: количеством, качеством и географическим распределением пригодных к рентабельной отработке запасов минерального сырья, а также возможностью их воспроизводства за счет прогнозных ресурсов и уровнем государственной поддержки геологической отрасли.
     
     Ни для кого не является секретом, что минерально-сырьевая база Российской Федерации обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью по причине неблагоприятного географо-экономического размещения многих месторождений полезных ископаемых и относительно невысокого качества минерального сырья, его низкой конкурентоспособности.
     
     По-прежнему отсутствует долгосрочная государственная стратегия в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Вышеуказанные негативные факторы могут затруднить в ближайшее время функционирование минерально-сырьевого комплекса, замедлить экономическое развитие и снизить уровень обеспечения безопасности страны.
     
     Кроме того, вхождение Российской Федерации в мировую систему оборота минерально-сырьевых ресурсов сопровождалось рядом негативных явлений, таких как развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и отдельных ликвидных металлов и снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности, вывоз из страны стратегических видов минерального сырья без адекватного использования валютных поступлений.
     
     Проблемой развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации является и нарушение баланса выбытия и приростов запасов: несмотря на некоторые позитивные сдвиги последних лет, в целом за период 1994-2002 годов прирост выбывающих запасов минерального сырья обеспечивался по разным оценкам лишь на 60-70 %.
     
     Читателям журнала следует также иметь в виду и тот факт, что на государственном балансе запасов полезных ископаемых состоит значительное число месторождений с низкокачественными рудами (до 60-80 % общего количества месторождений по отдельным видам полезных ископаемых). Промышленная разработка таких месторождений в рыночных условиях, по крайней мере в обозримом будущем, нерентабельна.
     
     Разведанные на сегодняшний день общемировые запасы минерального сырья способны обеспечить растущие потребности человечества на весьма краткую историческую перспективу: золота, серебра, алмазов - на 15-20 лет, газа, нефти, цинка, свинца - на 20-25 лет, меди, никеля, олова - на 30-35 лет, - что способствует обострению конкурентной борьбы за контроль над ними.
     
     Тем не менее, по мнению МПР России, период до 2020 года будет отмечен поступательным увеличением объемов добычи (см. табл. 1)*1.
     _____
     *1 Интернет-сайт МПР России: www.mnr.gov.ru.
     

Таблица 1

    
Прогнозируемые объемы производства основных видов минерального сырья в Российской Федерации

     

Полезное ископаемое

2002 год

2004 год

2010 год

2020 год

Природный газ, млрд. куб.м

595

610

635

680

Нефть, млн. т

379

420

445

500

Угли, млн. т

270

300

335

440

Железные руды, млн. т

223

250

260

280

Золото, т

166

167

185

190

Алмазы, млн. долл. США

1500

1900

2300

3000

Медь, тыс. т

700

751

820

910

Платиноиды, т

135

150

170

195

Никель, тыс. т

320

330

360

420

Фосфатные руды (РО), тыс. т

4170

4130

4400

7000

Калийные соли (КО) тыс. т

4200

4800

5500

6650

     
     В этих условиях национально-сырьевые интересы Российской Федерации, состояние и тенденции развития ее минерально-сырьевой базы требуют глубокого и всестороннего анализа с целью обеспечения стабильного развития горнодобывающих отраслей Российской Федерации и сохранения лидирующих позиций государства в мировом минерально-сырьевом комплексе.
     
     Одним из важнейших компонентов успешного развития горнодобывающего сектора является налоговое регулирование эксплуатации минерально-сырьевого комплекса.
     
     Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия, угольная промышленность. Доля налогов, уплаченных в совокупности предприятиями вышеуказанных отраслей, составила в общей величине налоговых поступлений (без таможенных платежей) за 2003 год 21,8 % и, соответственно, по отраслям - 15,2 %, 2,4 %, 1,8 %, 1,7 %, 0,6 % от величины налогов, уплаченных во всех отраслях экономики (см. табл. 2.1, 2.2).
     

Таблица 2.1

    
Сумма налогов, поступивших по отдельным горнодобывающим отраслям в 2002 году

     

Отрасль промышленности

Сумма уплаченных налогов, млрд руб.

Доля налогов отрасли в сумме налоговых поступлений по отраслям промыш- ленности, %

Доля налогов отрасли в общей сумме налоговых поступ- лений, %

Сумма НДПИ, млрд. руб.

Доля НДПИ в налоговых поступ- лениях по отрасли, %

А

1

2

3

4

5

Угольная промышленность

15

1,4

0,7

2

13,4

Черная металлургия

34

3,1

1,4

0,6

1,9

Цветная металлургия

42

3,8

1,8

8

19,8

Нефтедобывающая промышленность

328

29,7

14,1

231

70,4

Газовая промышленность

77

6,9

3,3

22

28,8

Всего по вышеуказанным отраслям

496

44,9

21,3

264

53,3

Всего промышленность

1106

XXX

XXX

270

24,4

Всего экономика

2331

XXX

XXX

277

11,9


Таблица 2.2

    
Сумма налогов, поступивших по отдельным горнодобывающим отраслям в 2003 году

     

Отрасль промышленности

Сумма уплаченных налогов, млрд. руб.

Доля налогов отрасли в сумме налоговых поступлений по отраслям промыш- ленности, %

Доля налогов отрасли в общей сумме налоговых поступ- лений, %

Сумма НДПИ, млрд. руб.

Доля НДПИ в налоговых поступ- лениях по отрасли, %

А

1

2

3

4

5

Угольная промышленность

16

1,4

0,6

2

15,0

Черная металлургия

49

4,2

1,8

0,8

1,7

Цветная металлургия

46

3,9

1,7

9

19,3

Нефтедобывающая промышленность

406

34,5

15,2

291

71,7

Газовая промышленность

64

5,5

2,4

18

28,6

Всего по вышеуказанным отраслям

582

49,3

21,8

322

55,3

Всего промышленность

1178

XXX

XXX

324

27,5

Всего экономика

2669

XXX

XXX

332

12,4

     
     В целом сумма налогов, поступивших по вышеуказанным отраслям за 2003 год, составила 582 млрд. руб., или немногим более одной пятой налоговых поступлений по всем отраслям экономики и половины налоговых поступлений по промышленному сектору экономики Российской Федерации. Причем 2003 год отмечен значительным увеличением (по сравнению с 2002 годом) суммы налогов, уплаченных предприятиями основных горнодобывающих отраслей (на 17,2 %), и доли налогов вышеуказанных отраслей в общих налоговых поступлениях (на 0,5 %).
     
     Среди налогов, уплачиваемых горнодобывающими предприятиями, особое место занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), введенный с 1 января 2002 года вместо платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. В целом по Российской Федерации в 2003 году поступления НДПИ составили 332 млрд. руб., или 11 % к сумме налоговых платежей без учета таможенных пошлин и средств единого социального налога (см. диаграмму 3).
          


    Диаграмма 3. Доля налогов в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2003 году

    
     Из общей суммы НДПИ 55 % приходится на вышеуказанную группу основных горнодобывающих отраслей, причем наибольшая налоговая нагрузка - в нефтедобывающей промышленности: НДПИ составил здесь около 72 % всей суммы налогов (без таможенных платежей), уплаченных предприятиями нефтедобывающей отрасли (см. табл. 2.1 и 2.2).
     
     В целом же углеводородное сырье на 96 % (в основном нефть - 90 %) формирует общую величину НДПИ. Это обеспечивается действием специфических налоговых ставок при добыче нефти, формированием величины налоговой ставки с учетом мировых цен на нефть.
     
     НДПИ в 2002 году в два раза превысил суммы платежей при пользовании недрами, уплаченных в 2001 году. Но если по нефти превышение составило 2,6 раза, то по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 году составила немногим более половины (около 60 %) суммы отмененных платежей.
     
     Более того, каждый вид твердых полезных ископаемых характеризуется различной величиной отклонений в суммах налоговых обязательств; несмотря на общее снижение налоговых изъятий, в некоторых отраслях прослеживается даже увеличение налоговой нагрузки (например, добыча строительного сырья).
     
     Существуют объективные причины сокращения налоговых поступлений по твердым полезным ископаемым: изменение объекта налогообложения, возможность применения расчетного способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых, сокращение совокупной ставки налоговых изъятий, причем первые два фактора имеют субъективную составляющую, поскольку определение объекта налогообложения и применение расчетного способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых вызывают затруднения при применении главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Можно отметить, что и стоимость добытых твердых полезных ископаемых снизилась в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 16 %, или на 42 млрд. руб., причем показатель 2001 года не достигнут и в 2003 году, несмотря на то что по сравнению с 2002 годом увеличение стоимости наблюдается по всем твердым полезным ископаемым, за исключением неметаллического сырья (см. табл. 3).
     

Таблица 3

    
Стоимость твердых полезных ископаемых, добытых в 2002-2003 годах

     

Виды добытых

2002 год,

2003 год,

Прирост (+), снижение (-)

полезных ископаемых

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

%

А

1

2

3

4

Уголь и горючие сланцы

67

78

11

16,83

Золото

46

53

7

14,97

Драгоценные камни

44

48

4

09,18

Товарные руды черных металлов

12

14

2

20,32

Товарные руды цветных, редких металлов и многокомпонентная комплексная руда

20

24

4

18,04

Неметаллическое сырье

19

18

-1

-3,38

Общераспространенные полезные ископаемые

16

19

3

13,99

Драгоценные металлы (кроме золота)

4

7

3

62,35

Сырье радиоактивных металлов

0,1

0,1

-

-

Итого по твердым полезным ископаемым

228,1

261,1

33

136,54

     
     Диспропорции в налогообложении отдельных видов полезных ископаемых, связанные с введением в действие главы 26 НК РФ, до настоящего времени не решены. Причина такой ситуации заключается прежде всего в приоритетах законодателя: выше отмечалось, что на углеводородное сырье приходится более 90 % суммы НДПИ, но экономика значительного числа субъектов Российской Федерации основывается на горнодобывающем секторе, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов этих субъектов.
     
     После введения НДПИ в регионах приоритетной добычи твердых полезных ископаемых сократилась доля поступления платежей при добыче в общей величине налогов.
     
     В табл. 4 приведены сведения об изменении доли НДПИ в общей сумме налоговых платежей в 2003 году по сравнению с аналогичной долей платежей при пользовании