Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

    
С.Г. Сергиенко
зам. начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Акционерное общество, относящееся к машиностроительным предприятиям, выпускает разноплановую продукцию и использует позаказный метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг), то есть на каждый вид оборудования, на отдельные детали или группу деталей открывается отдельный заказ.
     
     В учетной политике для целей налогообложения предусмотрено, что к прямым расходам на оплату труда, которые распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции, относятся расходы на оплату труда рабочих, непосредственно участвующих в процессе производства продукции. Может ли данное акционерное общество при определении расходов на оплату труда, которые относятся к прямым расходам для целей налогообложения, руководствоваться отраслевыми нормативными документами по бухгалтерскому учету, поскольку в налоговом законодательстве этот вопрос не урегулирован?
     
     В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - это система обобщения первичной информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
     
     Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Система вышеуказанного учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     
     Порядок определения сумм расходов на производство и реализацию налогоплательщиками, которые определяют доходы и расходы по методу начисления, установлен в ст. 318 НК РФ.
     
     Для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
     
     К прямым расходам относятся, в частности, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.
     
     В соответствии с разделом 6.3.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ), при определении расходов на оплату труда, относящихся к прямым расходам, следует учитывать, что к подобным расходам, в частности, не относятся расходы на оплату труда персонала аппарата управления организацией, а также оплата труда персонала подразделения, занятого исключительно либо хранением товаров, либо заготовлением материально-производственных запасов, либо сбытом товаров, работ, услуг и т.д.
     
     К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, не включенных согласно ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
     
     При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.
     
     Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
     
     В каком порядке предприятие, использующее позаказный метод учета затрат на производство продукции, должно производить для целей налогообложения распределение прямых расходов на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции?
     
     Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных установлен ст. 319 НК РФ.
     
     Под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях главы 25 НК РФ понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
     
     Для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. При этом для целей главы 25 НК РФ под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию.
     
     В разделе 6.3.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ даны пояснения, касающиеся применения ст. 319 НК РФ.
     

О.В. Светлова     
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В соответствии с какой статьей главы 25 НК РФ суммы акциза относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль? В какой момент следует производить уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму акциза: в момент оприходования нефтепродуктов либо в момент их реализации покупателям с учетом имеющегося свидетельства и без него?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Так, согласно п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 199 НК РФ суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство.
     
     При этом получением нефтепродуктов являются в том числе операции по приобретению нефтепродуктов в собственность; оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе из подакцизных продуктов).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 22 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма акциза, устанавливаемая согласно ст. 194 НК РФ, уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов согласно п. 8 ст. 201 настоящего Кодекса).
     
     Учитывая вышеизложенное, в соответствии с подпунктом 3 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, связанным с получением нефтепродуктов (подпункт 3 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса), в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается.
     
     В случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, связанным с получением нефтепродуктов, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов, то есть не подлежит вычетам, предъявляемым покупателю нефтепродуктов.
     
     При этом следует иметь в виду, что суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья и отнесенные на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, при представлении документов в соответствии с п. 8 ст. 201 НК РФ подлежат корректировке (восстановлению) в целях обложения налогом на прибыль организаций, поскольку у налогоплательщика, имеющего свидетельство, возникает право на предъявление вычета в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса на момент представления вышеуказанных документов.
     
     Таким образом, при реализации налогоплательщиком подакцизных нефтепродуктов покупателям, имеющим свидетельства, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль производится на момент начисления акциза, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     Поскольку при представлении налогоплательщиком, реализующим нефтепродукты покупателю, имеющему свидетельство, документов, перечисленных в п. 8 ст. 201 НК РФ, возникает право на предъявление вычета на сумму начисленного ранее акциза, то налогоплательщик обязан восстановить налог на прибыль на вышеуказанную сумму акциза в составе внереализационных доходов в качестве прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году.
     

Е.В. Евсик

ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Мясоперерабатывающий комбинат заключил договор об оказании платных ветеринарных услуг с Объединением ветеринарии г. Москвы, которое осуществляет согласно договору государственный надзор за соблюдением требований ветеринарного законодательства при убое животных, заготовке, хранении, переработке и реализации продукции животноводства и т.д.
     
     В организационной структуре комбината предусмотрены должности ветеринаров, которые осуществляют внутрихозяйственный контроль с целью обеспечения выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции, проводят инструктаж по соблюдению техники безопасности на предприятии, в случае выявления некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов проводят работу по утилизации и уничтожению этого сырья.
     
     Может ли налогоплательщик относить к расходам в целях налогообложения прибыли затраты по оплате услуг Объединения ветеринарии г. Москвы? Как классифицировать расходы по содержанию ветеринаров в штате комбината?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Причем под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Затраты по получению платных ветеринарных услуг являются обоснованными, так как с Объединением ветеринарии г. Москвы договор об оказании платных ветеринарных услуг заключается в соответствии с Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» и постановлением Правительства Москвы от 03.01.1995 N 16 «Об усилении государственного ветеринарного контроля на предприятиях, деятельность которых связана с заготовкой и убоем скота, птицы, хранением, переработкой и реализацией сырья и продукции животного происхождения» (далее - Постановление).
     
     Так, пунктом 1.5 Постановления определено, что финансирование подразделений государственного ветеринарного надзора на предприятиях производится за счет средств, взимаемых с предприятий за оказание ветеринарных услуг, а пунктом 2.3 установлено, что администрации и владельцы предприятий, деятельность которых связана с заготовкой и убоем скота, птицы, хранением, переработкой и реализацией сырья и продукции животного происхождения, обязаны перечислять денежные средства на расчетный счет Объединения ветеринарии г. Москвы за оказание услуг на основании заключенных с ним договоров и в соответствии с действующим прейскурантом.
     
     Затраты по договору об оказании платных ветеринарных услуг, заключенному с Объединением ветеринарии г. Москвы, относятся согласно подпункту 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
     
     До введения в действие главы 25 НК РФ перечень расходов, уменьшающих полученные доходы в целях обложения налогом на прибыль организаций, определялся Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     Расходы по договору с Объединением ветеринарии г. Москвы на оказание платных услуг согласно абзацу четвертому п. 6 Положения о составе затрат относились к материальным затратам, так как по своей сущности они являлись расходами по оплате работ и услуг производственного характера, выполнявшихся сторонними предприятиями по контролю за соблюдением установленных технологических процессов.
     
     Расходы по оплате труда ветеринаров, состоящих в штате организации и работающих по трудовому договору, также являются экономически оправданными, так как должностные обязанности штатных ветеринаров не совпадают с перечнем услуг, оказываемых Объединением ветеринарии г. Москвы. Таким образом, содержание в штате организации должностей ветеринаров необходимо для организации и осуществления производства.
     
     В целях налогообложения данные расходы включаются в расходы по оплате труда согласно п. 1 ст. 255 НК РФ.
     
     До введения в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ расходы по оплате труда штатных ветеринаров включались в расходы предприятия согласно подпункту «а» п. 2 Положения о составе затрат.
     
     Организация приобрела до 1998 года ГКО, которые впоследствии приказом Минфина России о новации были преобразованы в ОФЗ. Как определяется налоговая база по операциям с этими ценными бумагами?
     
     Статья 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ) определяет, что Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1) признается утратившим силу, кроме некоторых статей, которые утрачивают свою силу в особом порядке.
     
     Так, абзац третий ст. 2 Закона N 110-ФЗ устанавливает, что предусмотренный п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 порядок определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ), применяется первичными владельцами указанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организаций.
     
     Таким образом, если организация является первичным владельцем облигаций, то исчислять налоговую базу по операциям с этими облигациями налогоплательщик должен в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1.
     
     К какому виду расходов относится оплата строительно-монтажных работ, выполняемых субподрядной организацией?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. Таким образом, для целей налогообложения затраты на оплату работ по договорам, заключенным генеральным подрядчиком с субподрядными организациями, отражаются в расходах, связанных с производством и реализацией, в составе материальных расходов.
     
     Согласно ст. 318 НК РФ при определении суммы расходов на производство и реализацию, учитываемых в отчетном (налоговом) периоде, расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. Из положений вышеуказанной статьи НК РФ следует, что материальные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 254 настоящего Кодекса, относятся к косвенным расходам.
     
     Пунктом 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
     

В.К. Мареева

     
     За счет каких средств учитывается при налогообложении прибыли стоимость модернизации объекта, не признаваемого амортизируемым имуществом?
     
     Стоимость модернизации объекта, не признаваемого амортизируемым имуществом, учитывается за счет собственных средств налогоплательщика.
     
     Включается ли в стоимость реконструируемого объекта основных средств стоимость услуг по изготовлению документов кадастрового и технического учета?
     
     Подпунктом 40 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что стоимость услуг организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     

Н.Н. Белова

     
     Организация в 2001 году определяла выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки покупателю товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно главе 25 НК РФ с 2002 года определение доходов и расходов осуществляется по методу начисления.
     
     При исчислении налоговой базы переходного периода образовался убыток, так как доходная часть налоговой базы переходного периода была равна нулю, а в состав расходов были включены недоначисленная амортизация по основным средствам, нематериальным активам и суммы расходов будущих периодов.
     
     Подлежали ли вышеуказанные расходы учету в составе расходов, включаемых в налоговую базу соответствующих отчетных периодов?
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками, перешедшими с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, производится согласно положениям вышеуказанной статьи Закона N 110-ФЗ.
     
     Пунктом 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ определены расходы, уменьшающие доходы при определении налоговой базы переходного периода налогоплательщиков, перешедших на определение доходов и расходов по методу начисления.
     
     Пунктом 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ установлено, что по состоянию на 1 января 2002 года при определении налоговой базы налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по методу начисления, был обязан, в частности, включить в состав расходов, уменьшавших доходы, суммы, подлежавшие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ. При этом из состава амортизируемого имущества исключались объекты, введенные налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляла менее 10 000 руб. (включительно) или срок эксплуатации которых был менее 12 месяцев.
     
     Единовременному списанию подлежали, в частности:
     
     - суммы недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов, которые в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2002 года подлежали единовременному списанию в качестве расхода, уменьшавшего налоговую базу, либо не учитывались в целях налогообложения в качестве нематериальных активов в соответствии с вышеуказанной главой настоящего Кодекса;
     
     - суммы расходов будущих периодов, которые в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2002 года (в связи с непризнанием их расходами будущих периодов в соответствии с данной главой настоящего Кодекса) подлежали единовременному списанию в качестве расходов, уменьшавших налоговую базу, либо не учитывались в целях налогообложения.
     
     Согласно п. 6 ст. 10 Закона N 110-ФЗ если при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 10 настоящего Закона был получен убыток, налоговая база признавалась равной нулю, а полученный убыток не учитывался в целях налогообложения.
     
     Вместе с тем согласно п. 7.1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ если налогоплательщик, определявший до вступления в силу главы 25 НК РФ выручку от реализации для целей налогообложения по методу отгрузки и перешедший с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, по базе переходного периода получил превышение расходов над доходами, то сумма такого превышения в размере, не превышавшем сумму от списания на расходы недоамортизируемой части основных средств стоимостью не больше 10 000 руб. или со сроком полезного использования не более 12 месяцев, признавалась расходом налогоплательщика от переходного периода, подлежащим отнесению на расходы, включаемые в налоговую базу соответствующих отчетных периодов равномерно в течение пяти лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу.
     
     Таким образом, если по итогам соответствующих отчетных периодов был получен убыток от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных операций, расходы налогоплательщика по налоговой базе переходного периода, определенные в соответствии с п. 7.1 ст. 10 Закона N 110-ФЗ, должны увеличивать вышеуказанный убыток.
     
     При этом отнесение в состав расходов, включаемых в налоговую базу соответствующих отчетных периодов, сумм недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов и сумм расходов будущих периодов, которые в соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ относятся на расходы налоговой базы переходного периода, ст. 10 Закона N 110-ФЗ не предусмотрено.
     
     Вышеуказанные суммы превышения расходов над доходами по налоговой базе переходного периода в размере, не превышавшем сумму от списания на расходы недоамортизируемой части основных средств стоимостью не больше 10 000 руб. или со сроком полезного использования не более 12 месяцев, подлежали отражению в декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542.
     
     По итогам соответствующих отчетных периодов данные о сумме превышения, на которую была уменьшена налоговая база по налогу на прибыль, включались в общую сумму внереализационных расходов организации за этот период, отражавшуюся по строке 040 Листа 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации по налогу на прибыль организаций.
     
     По итогам налогового периода данные о части суммы расхода переходного периода, отнесенной в состав расходов, уменьшавших доходы налогового периода, в произвольной форме указывались в расшифровке к строке 150 Приложения N 7 «Внереализационные расходы и убытки, приравненные к внереализационным расходам» к Листу 02 вышеуказанной декларации независимо от их удельного веса в общей сумме расходов и убытков (п. 10 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585).
     
     С 1 января 2004 года вышеуказанные расходы отражаются по строкам 040 и 110 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614.
     

Г.Г. Лалаев      
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Можно ли включить в расходы на оплату труда, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, индивидуальные надбавки руководителям предприятия за длительный стаж работы по специальности, непрерывный стаж работы на предприятии, интенсивность, напряженность труда, ненормированный рабочий день, если вышеуказанные надбавки предусмотрены в трудовых договорах с этими руководителями?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Таким образом, в расходы на оплату труда, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, могут быть включены в том числе и индивидуальные надбавки руководителям предприятия за длительный стаж работы по специальности, непрерывный стаж работы на предприятии, интенсивность, напряженность труда, ненормированный рабочий день, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том объеме, который предусмотрен трудовыми договорами с этими руководителями и (или) коллективным договором.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова     
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Должен ли дилер включать в налоговую базу по НДС денежные средства, которые получены им от конечного покупателя товаров (грузополучателя) и которые компенсируют величину железнодорожного тарифа? При этом в счетах-фактурах, выставленных в адрес грузополучателя, дилер указывает стоимость товаров и величину данного тарифа.
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая для целей применения НДС, увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов налогоплательщика. В связи с этим суммы, полученные дилером от конечного покупателя товаров в части компенсации железнодорожного тарифа, следует включать в налоговую базу по НДС.
     
     В каком порядке следует применять освобождение от обложения НДС ритуальных услуг?
     
     Согласно подпункту 8 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождена реализация ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.07.2001 N 567. При этом перечень ритуальных услуг в НК РФ не предусмотрен.
     
     В настоящее время перечень ритуальных услуг содержится в соответствующем разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, и в данный перечень включены все ритуальные услуги, в том числе услуги, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон N 8-ФЗ).
     
     В связи с этим согласно п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ), от обложения НДС освобождаются только те ритуальные услуги, перечень которых приведен в разделе «Ритуальные услуги» ОКУН.
     
     Следует отметить, что ст. 9 Закона N 8-ФЗ содержит только гарантированный перечень услуг по погребению, которые, по существу, содержатся в перечне ритуальных услуг, предусмотренном в ОКУН. В связи с этим Закон N 8-ФЗ не может рассматриваться как основополагающий нормативный документ для решения вопросов по налогообложению.
     
     Кроме того, ст. 1 Закона N 8-ФЗ регулирует отношения, связанные с погребением умерших. При этом согласно ст. 2 вышеуказанного Закона законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит, помимо Закона N 8-ФЗ, из других федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации, а также законов и правовых актов субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения, связанные с погребением умерших, не содержит единого перечня ритуальных услуг, который мог бы быть использован в целях обложения НДС.
     
     Одновременно читателям журнала необходимо иметь в виду, что НК РФ содержит нормы, которые в целях применения НДС имеют ссылку на действующие классификаторы.
     
     Учитывая вышеизложенное, положения п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, согласно которому от обложения НДС освобождены ритуальные услуги, перечень которых предусмотрен разделом «Ритуальные услуги» ОКУН, действующему налоговому законодательству не противоречат.
     
     В каком порядке следует осуществлять обложение НДС лекарственных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также реализуемых на территории Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 164 НК РФ с 1 января 2002 года операции по реализации на территории Российской Федерации импортных и отечественных лекарственных средств подлежат обложению НДС по ставке в размере 10 %.
     
     Таким образом, при реализации плательщиками НДС импортных и отечественных лекарственных средств лечебным учреждениям и организациям розничной торговли применяется 10%-я ставка налога.
     
     Кроме того, согласно п. 5 вышеуказанной статьи НК РФ с 1 января 2002 года лекарственные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат обложению НДС также по ставке в размере 10 %.
     
     При реализации лекарственных средств на экспорт на основании п. 1 ст. 164 НК РФ применяется ставка НДС в размере 0 %.
     
     Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации отечественных и импортных лекарственных средств, лекарств, облагаемых НДС, в том числе по налоговой ставке 0 %, имеют право уменьшать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на суммы НДС, уплаченные ими по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства лекарственных средств, либо на суммы НДС, уплаченные по лекарственным средствам, приобретаемым для перепродажи.
     
     В то же время на основании ст. 170 НК РФ при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от обложения НДС, суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров и возмещению не подлежат.
     
     Можно ли принять к вычету суммы НДС при приобретении товаров в организациях розничной торговли с оплатой их наличными через кассу, если кассовый чек отсутствует?
     
     Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, которые налогоплательщик имеет право совершить при исчислении НДС, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм этого налога.
     
     В связи с этим если оплата приобретаемых товаров производится наличными денежными средствами, к документам, подтверждающим фактическую уплату сумм НДС в составе цены этих товаров, относится кассовый чек. Несмотря на наличие счета-фактуры при отсутствии кассового чека у налогоплательщика нет достаточных оснований для подтверждения факта оплаты товаров.
     
     Таким образом, при отсутствии у налогоплательщика документа, подтверждающего фактическую уплату сумм налога поставщику (в том числе кассового чека), НДС вычету подлежать не будет.
     

Е.С. Лобачева     
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Каковы порядок применения НДС в отношении авансовых платежей, полученных до 1 января 2004 года, а также порядок применения ставки НДС при поставках товаров (работ, услуг) после 1 января 2004 года в счет авансовых платежей, полученных до 1 января 2004 года?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), включаются в налоговую базу по НДС. В связи с этим суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиками до 1 января 2004 года в счет поставок товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС по ставке в размере 20 %, облагаются этим налогом из расчета ставки в размере 20 %. Соответственно, в графе «Ставка налога» счета-фактуры, выписанного при получении таких авансовых платежей, указывается ставка НДС в таком же размере. Поэтому при перечислении до 1 января 2004 года авансовых платежей покупателями продавцам в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) следовало учитывать сумму НДС из расчета 20 %.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2004 года размер ставки НДС уменьшен с 20 до 18 %.
     
     Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом на основании п. 3 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, при поставке товаров (работ, услуг) после 1 января 2004 года, в том числе в счет которых получены авансы, счета-фактуры должны оформляться поставщиками с учетом ставки НДС в размере 18 %.
     
     Организация проводит реконструкцию основного средства (заменяет систему промышленного кондиционирования). Подлежит ли вычету НДС, уплаченный подрядной организации по работам по демонтажу системы промышленного кондиционирования?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса. При этом п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок вычетов сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком подрядным организациям при проведении ими капитального строительства, при сборке (монтаже) основных средств. Согласно данному порядку суммы НДС принимаются к вычету по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента начала начисления амортизации.
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС, уплаченный подрядной организации при проведении реконструкции основных средств в части работ по демонтажу системы промышленного кондиционирования, принимается к вычету в общеустановленном порядке с учетом вышеуказанной особенности в отношении объекта завершенного капитального строительства, то есть сумма этого налога принимается к вычету с момента начала начисления амортизации по объекту после завершения его реконструкции.
     
     Имеет ли право покупатель принять к вычету всю сумму НДС, указанную в счете-фактуре, выставленном по товару, отгруженному в 2003 году, но оплаченному в 2004 году?
     
     Согласно ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) плательщик НДС обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму этого налога и выставить счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим товары, отгруженные в 2003 году и облагаемые по ставке НДС в размере 20 %, но оплаченные в 2004 году, должны оплачиваться с учетом 20%-й ставки НДС, указанной в счете-фактуре.
     
     В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Таким образом, вся сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выставленном по товару, отгруженному в 2003 году, но оплаченному в 2004 году, принимается к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Иностранная организация имеет несколько представительств в Российской Федерации. В настоящее время она уплачивает НДС по месту нахождения представительств. Имеет ли право эта организация перейти в 2004 году на централизованную уплату НДС по месту постановки на учет своего административно-финансового центра?
     
     Согласно п. 2 ст. 144 НК РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Таким образом, постановка иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика связана с местом нахождения постоянных представительств этой организации на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, переход в 2004 году иностранной организации на централизованную уплату НДС по месту постановки на учет административно-финансового центра не соответствует вышеуказанной норме НК РФ.
     

О.Ф. Цибизова     
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     При получении предоплаты в счет предстоящей поставки товаров на экспорт уплачен НДС. Когда этот налог можно поставить к вычету?
     
     Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычеты НДС, уплаченного с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, в том числе на экспорт, производятся после даты реализации соответствующих товаров. При этом на основании п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров на экспорт моментом определения налоговой базы по НДС и, соответственно, датой реализации является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 %. В случае если полный пакет указанных документов не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по НДС и, соответственно, день реализации экспортируемых товаров определяются как день отгрузки товаров.
     
     Применяется ли нулевая ставка НДС при реализации товаров на экспорт на условиях поставки FСА?
     
     В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» термин FСА используется в случаях, когда продавец выполняет свою обязанность путем передачи товара перевозчику, указанному покупателем, в обязанности которого входит заключение договора перевозки.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка НДС в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, независимо от условий поставки товаров.
     
     Учитывая изложенное, ставка НДС в размере 0 % применяется в отношении товаров, реализуемых на экспорт на условиях поставки FСА, в общеустановленном порядке. При этом читателям журнала необходимо обратить внимание, что на основании указанной ст. 165 НК РФ в качестве одного из документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, в налоговые органы должны быть представлены в обязательном порядке копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     

Е.Н. Вихляева     
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Организация осуществляет оптовую и розничную торговлю. По деятельности в сфере розничной торговли организация уплачивает единый налог на вмененный доход и, соответственно, не является плательщиком НДС. Суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в пропорции, установленной п. 4 ст. 170 НК РФ. Надо ли уменьшать стоимость товаров, отгруженных оптовым покупателям, на суммы НДС при определении этой пропорции?
     
     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, по товарам (работам, услугам), используемым для операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров, операции по реализации которых подлежат обложению НДС либо освобождаются от обложения этим налогом. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.
     
     При определении суммы НДС, подлежащей вычету при реализации облагаемых этим налогом товаров в режиме оптовой торговли, осуществляемой организацией, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход по розничной торговле, для обеспечения сопоставимости показателей в вышеуказанной пропорции стоимость товаров, реализуемых в режиме оптовой торговли, необходимо учитывать без НДС.
     
     С 1 января 2004 года организация применяет упрощенную систему налогообложения. Оплата товаров, приобретенных и реализованных до перехода на данную систему налогообложения, произведена в январе 2004 года. Вправе ли налогоплательщик принять к вычету суммы НДС по данным товарам?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам. В связи с этим суммы НДС, уплаченные после перехода организации на упрощенную систему налогообложения поставщикам товаров (работ, услуг), использованных до перехода на упрощенную систему налогообложения в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым НДС уплачен в бюджет, подлежат возмещению.
     

И.И. Белова

     
     Какая налоговая ставка НДС применяется при налогообложении услуг по размещению предвыборных агитационных материалов в средствах массовой информации?
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 10 % производится при реализации услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
     
     В целях обложения НДС под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
     
     В целях обложения НДС к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 % объема одного номера периодического печатного издания.
     
     Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации НДС по ставке 10 %, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41.
     
     В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
     
     Независимо от того, в какой форме происходит информационное обеспечение выборов, услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, перечисленных в п. 1, 2, 4 и 5 вышеуказанного Перечня, подлежат обложению НДС по ставке 10 %.
     
     Если предвыборные агитационные материалы размещаются на каналах организаций телерадиовещания, обложение НДС осуществляется по ставке 20 % в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Давыдова

     
     Каков порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по до-говорам добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающим ежемесячную выплату ренты (аннуитетов), в том числе заключенным до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ?
     
     Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2003 года введена в действие новая редакция ст. 213 НК РФ, в соответствии с подпунктом 2 п. 1 которой при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в пользу застрахованного лица в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде ренты и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты в случае наступления смерти застрахованного лица).
     
     Таким образом, начиная с 1 января 2003 года суммы страхового обеспечения в виде ренты или аннуитетов, выплачиваемые по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и предусматривающим текущие выплаты (аннуитеты) в период действия договора страхования (в том числе по договорам, заключенным до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона), подлежат налогообложению по ставке 13 % - для резидентов или 30 % - для нерезидентов.     


О применении упрощенной системы налогообложения

     
     В.К. Мареева

     
     Комитент и комиссионер применяют упрощенную систему налогообложения. Комиссионером перечислены денежные средства комитенту за реализацию товара не в полной сумме. На какую дату должен учитывать комитент в целях налогообложения доход от реализации (комиссионером) принадлежащего комитенту товара?
     
     В соответствии со ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору комиссии одна сторона - комиссионер обязуется по поручению другой стороны - комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     Согласно ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при исчислении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 НК РФ.
     
     При определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. В частности, подпунктом 9 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы комиссионера не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (так как в соответствии со ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента).
     
     Поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), имущество или имущественные права, признаются в целях налогообложения по кассовому методу, согласно которому датой получения доходов является день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (ст. 273, 346.17 НК РФ).
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что нормами НК РФ предусмотрены особенности признания доходов налогоплательщиком-комитентом при осуществлении реализации товаров (имущественных прав) по договору комиссии. В частности, ст. 316 НК РФ установлено, что если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации принадлежащего ему имущества на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла реализация, известить комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества.
     
     Что касается нарушения сроков перечисления комиссионером денежных средств комитенту за реализацию товара, то необходимо иметь в виду следующее. Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения», в частности, установлено, что агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала всего полученного агентом по этим сделкам.
     
     Ответственность за нарушение обязательств установлена главой 25 ГК РФ.
     

Е.В. Евсик     
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Организация занимается оптовой торговлей и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Организация реализует часть товаров через посредников, пользуясь услугами частных предпринимателей по поиску клиентов. Имеет ли организация право учесть выплаченное посредникам вознаграждение в качестве расхода, квалифицируя его как материальные расходы, то есть как расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями?
     
     Согласно ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций.
     
     Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ определяет, что к материальным расходам, в частности, относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
     
     К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы по уплате вознаграждений частным предпринимателям за оказание услуг по поиску клиентов нельзя отнести к работам (услугам) производственного характера, а следовательно, они не должны уменьшать налоговую базу по единому налогу, исчисляемому при применении упрощенной системы налогообложения.
     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объектом налогообложения является доход), приобрела вексель. Что в данном случае будет являться объектом налогообложения?
     
     Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, а также внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
     
     Таким образом, при погашении векселя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, увеличивает налоговую базу только на величину процентов, полученных по этой ценной бумаге.
     

О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Л.Н. Крыканова    
советник налоговой служ