Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(104)7`2004  

     
     Г.В. Пирогова
     

Учет суммы безнадежных долгов

     
     До вступления в силу главы 25 НК РФ организация исчисляла налог на прибыль и НДС в соответствии с учетной политикой "по оплате". С 2002 года организация определяет доходы и расходы по месту начисления выручки для исчисления НДС "по оплате".
     
     В 2000 году у организации образовалась дебиторская задолженность. Как учитывается сумма безнадежных долгов (дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности): с суммой НДС или без учета НДС?
     
     Согласно п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) безнадежными долгами признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации в соответствии со ст. 416, 417 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Исковая давность - это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности - три года, но для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
     
     До истечения срока исковой давности по дебиторской задолженности организация вправе признавать ее сомнительной и создавать по ней резерв в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Расходы по этому резерву будут включаться в расчет предельной суммы созданных резервов, уменьшающей налоговую базу по налогу на прибыль отчетного периода, в пределах 10 % от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Если суммы резерва недостаточно на покрытие суммы безнадежных долгов, то возникшая разница включается в состав внереализационных расходов.
     
     Даже при наличии решения арбитражного суда в пользу организации-кредитора и исполнительного листа на взыскание долга все же имеется возможность того, что должник не исполнит обязанность по возврату долга.
     
     Решение арбитражного суда и наличие исполнительного листа на взыскание долга до получения официального документального подтверждения о невозможности исполнения должником этого решения позволяют считать данную задолженность сомнительной и по ней формировать резерв по сомнительным долгам на конец отчетного периода в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 НК РФ. Сумма оставшегося долга будет включаться в расчет предельной суммы резерва, уменьшающей налоговую базу по налогу на прибыль, до полного возврата долга.
     
     При невозможности исполнения должником решения арбитражного суда на основании либо акта государственного органа, либо выписки из Государственного реестра о ликвидации организации последней предоставляется право признать этот долг безнадежным и списать его за счет сформированного резерва.
     
     Формирование резерва по сомнительным долгам является правом организации, а не обязанностью.
     
     Если организация не создает резерв по сомнительным долгам, то в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов в сумме всей задолженности, не погашенной должником, в том числе суммы НДС.
     
     На основании вышеизложенного при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе и с учетом НДС.
     

Внесение изменений в уставный капитал организации

     
     Согласно учетной политике ООО определяет доходы и расходы в целях налогообложения по методу начисления. ООО реализовало в 2003 году основные средства, материальные ценности и долгосрочные финансовые вложения (акции и доли), внесенные учредителем в 2002 году в уставный капитал.
     
     Принимаются ли для целей налогообложения прибыли в качестве расходов, уменьшающих доходы от реализации:
     
     - остаточная стоимость основных средств, внесенных в уставный капитал, а также расходы, связанные с их реализацией (по оценке, по регистрации прав на недвижимое имущество);
     
     - стоимость акций и долей участия, внесенных в уставный капитал, а также расходы, связанные с их реализацией (по оценке, по перерегистрации, по оплате МАП России за разрешение)?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую согласно п. 1 ст. 257 Кодекса, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
     
     При этом, по нашему мнению, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ основные средства, полученные в виде взноса (вклада) в уставный капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимаются по остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны. В этой же оценке учитывается имущество в налоговом учете у получающей стороны, стоимость которого должна быть подтверждена документально. Вышеуказанный порядок распространяется также на иные материальные ценности, полученные в виде вклада в уставный капитал.
     
     Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены в ст. 280 НК РФ с учетом положений ст. 281 и 282 настоящего Кодекса (п. 15 ст. 274 НК РФ).
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем).
     
     Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.
     
     Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль по операциям реализации акций необходимо руководствоваться, в частности, положениями ст. 247, 280, 329 НК РФ.
     

Перенос убытков на будущее

     
     Организация имела с 1997 по 2001 год только убытки. С учетом принципа равномерности переносу на будущее подлежали 1/5 убытка 1997 года, 2/5 убытка 1998 года, 3/5 убытка 1999 года, 4/5 убытка 2000 года и наименьший убыток по состоянию на 31 декабря 2001 года. Без учета равномерности списания убытка переносу на будущее подлежала сумма всех убытков, полученных за пять лет. Каков порядок переноса убытков на будущее после вступления в силу главы 25 НК РФ?
     
     Пунктами 3 и 4 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) определен порядок переноса убытков, полученных в период 1997-2001 годов, на будущее.
     
     Согласно данным пунктам ст. 10 Закона N 110-ФЗ при переносе убытков принимаются непогашенные убытки прошлых лет начиная с убытка за 1997 год.
     
     При этом сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшавшая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 Кодекса (п. 3 ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
     
     Учитывая положения ст. 283 НК РФ, совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что порядок образовавшихся убытков, полученных в период 1997-2001 годов, до 1 января 2002 года должен был регулироваться в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).
     
     Данной статьей Закона N 2116-1 организациям разрешалось в течение пяти лет освобождать от налогообложения часть прибыли, направленную на покрытие образовавшегося убытка. Но сначала организации должны были использовать на эти цели средства резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых было предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     При определении размера вышеуказанной льготы в налоговом расчете принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1. В расчете не учитывались убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Положением абзаца четвертого п. 4.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) было определено, что сумма убытка, на покрытие которого направлялась прибыль, освобождавшаяся от налогообложения, распределялась равными долями на последующие пять лет.
     
     Однако читателям журнала следует иметь в виду, что на основании постановления ФАС Московского округа от 07.05.2001 N КА-А40/2034-01 абзацы четвертый и пятый п. 4.5 Инструкции N 62 были признаны недействительными.
     
     С учетом вышеизложенного полагаем, что при определении суммы убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года положения Инструкции N 62 в части равномерного распределения суммы убытка по годам применяться не должны.
     

Отнесение суммы процентов, уплаченных организацией на основании решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, к внереализационным расходам

     
     Можно ли относить суммы процентов, уплаченных организацией на основании решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, к внереализационным расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     На основании ст. 269 НК РФ под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
     
     В соответствии с ГК РФ под кредитом понимается предоставление средств на возвратной и возмездной основе.
     
     Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является кредитом, предусмотренным ГК РФ.
     
     Реструктуризация задолженности юридического лица по налогам и сборам не является также налоговым кредитом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     Согласно части 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса.
     
     Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" принято во исполнение Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Следовательно, вышеуказанное постановление Правительства РФ является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения (п. 2 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а не актом законодательства о налогах и сборах.
     
     На основании вышеизложенного проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, не относятся к расходам, предусмотренным подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, и, следовательно, не подлежат включению в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.
     

Учет затрат по оплате дополнительных отпусков работников за ненормированный рабочий день

     
     В ЖКХ есть категория работников, которым в связи с производственной необходимостью установлен ненормированный рабочий день. Каков порядок отнесения затрат по оплате дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, предоставленных работникам организаций в соответствии с законодательством?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Согласно п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
     
     Однако исходя из п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
     
     Статья 119 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусматривает предоставление работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.
     
     При этом работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 100 ТК РФ). Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 101 ТК РФ).
     
     Если в отношении конкретного работника режим труда и отдыха отличается от общих правил, установленных в организации, то такие различия должны быть предусмотрены трудовым договором (ст. 57 ТК РФ).
     
     Таким образом, для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с предоставлением работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, учитываются в фактических размерах (но не менее трех дней) при соблюдении порядка предоставления такого отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
      

Реструктуризация задолженности государственных внебюджетных фондов

     
     В целях реализации ст. 130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" Правительство РФ постановлением от 08.06.2001 N 458 утвердило порядок проведения реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, включая пени и штрафы, с уплатой процентов исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу данного постановления Правительства РФ.
     
     Следует ли считать суммы процентов с сумм задолженности по налогам и сборам, полученных государственными внебюджетными фондами, внереализационными доходами и уплачивать с них налог на прибыль?
     
     Пунктом 6 ст. 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
     
     На основании ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
     
     Перечисленные в ст. 269 НК РФ виды заимствований осуществляются на основании заключаемых договоров гражданско-правового характера, то есть основываются на согласии всех сторон сделки.
     
     Уплата процентов с сумм просроченной задолженности по федеральным налогам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов производится в соответствии с Порядком проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 458, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу постановления Правительства РФ.
     
     В соответствии со ст. 807 ГК РФ под займом понимается предоставление средств на возвратной основе.
     
     Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов не является займом.
     
     Проценты по реструктуризированной задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды перечисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
     
     Учитывая, что проценты являются доходами бюджетов государственных внебюджетных фондов, а не внереализационными доходами этих фондов как юридических лиц, объекта обложения налогом на прибыль организаций у вышеуказанных фондов не возникает.
     
     Организация приобрела программный продукт (справочная правовая система "КонсультантПлюс"). Срок полезного использования программного продукта договором не определен. В каком порядке следует учесть расходы на приобретение программного продукта: налогоплательщик должен учесть их единовременно в том отчетном периоде, в котором они были произведены, либо он вправе самостоятельно определить срок полезного использования программного продукта и относить затраты по его приобретению на расходы равномерно в течение этого срока?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Для признания нематериального актива таковым необходимо в том числе, чтобы он был способен приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также чтобы на актив имелись надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     К нематериальным активам, в частности, относятся:
     
     1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
     
     2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
     
     3) исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
     
     4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
     
     5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
     
     6) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
     
     Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Перечень объектов, квалифицируемых в качестве нематериальных активов, приведен в п. 3 ст. 257 НК РФ и не содержит объектов полученных неисключительных имущественных прав на программное обеспечение.
     
     Подпунктом 26 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрен единовременный учет (в уменьшение налоговой базы) расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходов на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
     
     Если по условиям договора установлен срок использования программы для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы в течение этих периодов.
     
     Если из условий договора нельзя определить срок полезного использования программы для ЭВМ, к которому относятся произведенные расходы, то такие расходы учитываются в момент их возникновения.
     
     Следует отметить, что глава 25 НК РФ не предоставляет налогоплательщикам права самостоятельно определять периоды включения в состав налогооблагаемой базы осуществленных ими расходов.     


Учет расходов на проживание командированных работников в гостинице

     
     Могут ли быть учтены в целях налогообложения прибыли расходы на проживание командированных работников в гостинице, подтвержденные первичными документами, без представления кассового чека?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
     
     Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
     
     До принятия соответствующих актов Правительства РФ по вопросам регулирования применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности необходимо руководствоваться действующими решениями Правительства РФ в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.
     
     Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утверждены формы бланков для гостиничного хозяйства в качестве документов строгой отчетности, в частности форма N 3-Г по ОКУД 0790203 "Счет", которые могут использоваться при наличных денежных расчетах с населением без применения контрольно-кассовой техники.
     
     Учитывая вышеизложенное, для целей налогообложения прибыли расходы на проживание командированных работников в гостинице при наличии бланков строгой отчетности, составленных по форме N 3-Г, относятся к прочим расходам в с соответствии со ст. 264 НК РФ.
     

Учет расходов на ремонт основных средств

     
     На балансе организации находятся основные средства стоимостью до 10 000 руб., которые списываются на затраты при принятии объекта к учету. Как учесть расходы на ремонт этих основных средств для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, является основными средствами.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию. Вместе с тем сам по себе факт списания стоимости объекта имущества в расходы не приводит к его выбытию из состава основных средств.
     
     В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением в соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     В данном случае объект основных средств продолжает использоваться в производственном процессе и по-прежнему учитывается в бухгалтерском учете.
     
     Каких-либо особенностей по учету затрат на ремонт основных средств, фактический срок использования которых превышает нормативный срок использования, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому вышеуказанные затраты учитываются в общем порядке.
     
     Пунктом 1 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     При этом если стоимость основных средств полностью признана в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения, глава 25 НК РФ не предусматривает ограничений по включению в состав налоговой базы расходов на ремонт такого имущества, за исключением случая, если расходы на ремонт не соответствуют критериям, предусмотренным ст. 252 Кодекса .