Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добычу полезных ископаемых


О налоге на добычу полезных ископаемых

     

М.М. Юмаев
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, к.э.н.     


Определение количества потерь добытого полезного ископаемого для целей налогообложения

     
     Организация добывает золото из коренного месторождения, продукцией разработки месторождения является золотосодержащий полупродукт - золото лигатурное. В то же время организации в установленном порядке утверждены нормативы потерь золотосодержащей руды и химически чистого золота. Как в этом случае определить количество потерь добытого полезного ископаемого (полупродукта) для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
     
     В частности, добытым полезным ископаемым может быть признано золото лигатурное, золото шлиховое, сплав Доре, то есть продукция, содержащаяся в минеральном сырье (золотосодержащей руде, песках) и прошедшая операции, предусмотренные проектом разработки месторождения по доведению продукции до государственного или иного стандарта качества.
     
     Глава 26 НК РФ устанавливает особый порядок определения количества добытого полезного ископаемого при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов и оценки стоимости добытых драгоценных металлов.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого в данном случае определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
     
     Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, учет драгоценных металлов осуществляется с момента их добычи в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов.
     
     В то же время формы статистической геологической отчетности 5-гр, 70-тп, 71-тп, в которых отражаются сведения о запасах полезных ископаемых, состоящих на государственном балансе запасов полезных ископаемых, и изменениях запасов, предусматривают учет как количества добытого минерального сырья, содержащего драгоценные металлы (руда, пески), и химически чистого драгоценного металла, содержащегося в минеральном сырье, так и количества потерь минерального сырья и химически чистого драгоценного металла.
     
     Таким образом, ведение учета количества концентратов и иных полупродуктов действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
     
     Согласно п. 3 ст. 339 НК РФ при прямом методе определения количества добытого полезного ископаемого его количество определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, к которым относятся полезные ископаемые, не извлеченные из недр или из минерального сырья в процессе доведения продукции, содержащейся в минеральном сырье, до стандарта качества.
     
     Учитывая, что полезным ископаемым при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов признаются не минеральное сырье (руда, пески) и не химически чистый металл, а концентраты и иные полупродукты, содержащие драгоценные металлы, потери полезного ископаемого в данном случае представляют собой потери концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
     
     Количество потерь концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, определяется как отношение количества потерь химически чистого драгоценного металла к величине доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого (концентрате и ином полупродукте).     


Налогообложение попутного серебра

     
     Организация осуществляет разработку золоторудного месторождения с получением золотосодержащего полупродукта (добытое полезное ископаемое). После аффинажа добытого полезного ископаемого организация получает, кроме золота, серебро, которое на государственном балансе запасов полезных ископаемых не состоит. Следует ли уплачивать налог на добычу полезных ископаемых в отношении попутного серебра?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).
     
     При этом налогообложению подлежит добыча как основных, так и попутных компонентов, содержащихся в извлеченном из недр минеральном сырье.
     
     Следовательно, при разработке месторождений золота полупродукты, содержащие попутные компоненты, которые не состоят на государственном балансе запасов полезных ископаемых и выделяются только в результате аффинажа (в данном случае серебро), необходимо рассматривать как попутный компонент, а их стоимость определять исходя из цен реализации аффинированных металлов (без учета НДС), уменьшенных на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке до получателя.
     
     При отсутствии в соответствующем налоговом периоде реализации химически чистого серебра для оценки стоимости добытого полезного ископаемого применяются цены, сложившиеся у налогоплательщика в ближайшем из предыдущих налоговых периодов.     


Распределение количества фактических потерь полезных ископаемых и их отражение в налоговой декларации

     
     Организация рассчитывает количество добытого полезного ископаемого прямым методом, потери полезных ископаемых определяет один раз в год. Следует ли в целях налогообложения распределять фактические потери на налоговые периоды истекшего календарного года и подавать уточненные налоговые декларации?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ фактические потери полезных ископаемых учитываются в том налоговом периоде, в котором осуществляются соответствующие измерения, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
     
     Норматив потерь полезных ископаемых, утвержденный на год, являющийся относительной величиной, применяется к количеству добытого полезного ископаемого, определяемому по итогам налогового периода, в котором проводились соответствующие измерения.
     
     Если измерение общего количества минерального сырья в налоговом периоде не производилось, то определение количества добытого полезного ископаемого в данном налоговом периоде осуществляется по данным учета о выходе минерального сырья с месторождения.
     
     Таким образом, если измеряется количество фактических потерь полезных ископаемых, например, в декабре 2003 года, то данное количество отражается только в налоговой декларации за декабрь 2003 года и на остальные налоговые периоды 2003 года не распределяется.
     

Налогообложение полезных ископаемых, добываемых из отходов горнодобывающего производства

     
     Организация А осуществляет на основании лицензии извлечение полезных ископаемых из отходов горнодобывающего производства организации Б. Имеет ли организация А право на применение налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 %?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 342 НК РФ при добыче полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств налогообложение производится по налоговой ставке 0 %. Эта налоговая ставка применяется в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в вышеуказанных отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
     
     Согласно п. 1 вышеуказанных Правил определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется МПР России. Таким образом, при наличии утвержденных МПР России соответствующих нормативов налогообложению по ставке 0 % подлежит количество полезных ископаемых, добываемых в пределах вышеуказанных нормативов.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что отходы горнодобывающего производства не могут рассматриваться в целях налогообложения как некондиционные запасы полезных ископаемых, добыча из которых также подлежит налогообложению по ставке 0 %, при наличии решения МПР России, доведенного в установленном порядке до сведения МНС России.     


Представление налоговой декларации за периоды, в которые не осуществлялась добыча полезных ископаемых

     
     Организация имеет лицензию на право добычи полезных ископаемых, выданную в 1999 году. В связи с особенностями технологического цикла организация временно прекратила деятельность по добыче полезных ископаемых в 2001 году и возобновила ее с февраля 2003 года. Учитывая, что согласно ст. 345 НК РФ декларация представляется начиная с налогового периода, в котором начата добыча полезных ископаемых, правомерны ли требования налогового органа о представлении налоговой декларации за периоды, в которые не осуществлялась добыча полезных ископаемых (2001 год - январь 2003 года)?
     
     Действительно, согласно ст. 345 НК РФ возникновение обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых связано с началом фактической добычи полезных ископаемых.
     
     Вместе с тем вышеуказанной статьей Кодекса не предусматривается освобождение от обязанности представления налоговой декларации в случае отсутствия в налоговом периоде объекта налогообложения после начала фактической добычи полезных ископаемых.
     
     При этом следует иметь в виду, что Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" определено, что лицензия на право пользования недрами должна содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ. Как установлено Временными методическими рекомендациями по оформлению лицензий на пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденными распоряжением МПР России от 15.11.2002 N 459-р, в лицензиях должен быть указан срок начала пробной и промышленной добычи полезных ископаемых.
     
     Таким образом, начало фактической добычи полезных ископаемых обусловлено только одним сроком, и возобновление работ по добыче полезных ископаемых после их приостановления нельзя признать началом фактической добычи полезных ископаемых, поэтому требования налогового органа правомерны. Непредставление налогоплательщиком декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.
     
     Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил информационным письмом от 17.03.2003 N 71, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.