Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на имущество организаций и единый налог на вмененный доход


Налог на имущество организаций и единый налог на вмененный доход

     
     А.В. Сорокин
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России
     

1. Налог на имущество организаций


Льготирование налогообложения объектов мобилизационного назначения

     
     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от обложения налогом на имущество освобождаются организации, имеющие мобилизационные объекты и мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве и т.д.
     
     Следует ли из данной нормы НК РФ, что данная льгота не применяется в отношении мобилизационных мощностей, используемых в текущем производстве, и какие акты относятся к законодательству Российской Федерации для признания имущества, перечисленного в ст. 381 настоящего Кодекса, к объектам особого назначения?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" (далее - Закон N 139-ФЗ) с 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с чем с вышеуказанной даты утратил силу Закон РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1).
     
     В данном случае необходимо учитывать, что ранее в соответствии с п. "и" ст. 5 Закона N 2030-1 льгота в отношении находящихся на балансе организаций мобилизационных мощностей распространялась на мобилизационные мощности, как используемые, так и не используемые в текущем производстве, на основании мобилизационного задания, установленного соответствующими органами исполнительной власти или организацией, уполномоченной Правительством РФ доводить эти задания до непосредственных исполнителей, утвержденного перечня имущества, связанного с его обеспечением, и договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов).
     
     Главой 30 НК РФ ранее действовавшая льгота сохранена только в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве. Таким образом, в отношении используемых в производстве объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей льгота не предусмотрена.
     

     Что касается находящихся на балансе организаций испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, то вышеуказанные объекты подлежат освобождению от обложения налогом на имущество организаций при условии их отнесения к объектам особого назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При рассмотрении вопроса об отнесении объектов, в частности аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения, к объектам особого назначения следует учитывать, что в соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. К иным нормативным правовым актам Российской Федерации,  в частности, относятся акты, изданные федеральными министерствами и ведомствами.
     
     При этом следует принимать во внимание, что в соответствии со ст. 4 Закона N 139-ФЗ льгота, установленная п. 8 ст. 381 НК РФ, действует до 1 января 2005 года.
     

Льготирование налогообложения расходов по содержанию объектов жилищного фонда

     
     В соответствии с п. 6 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
     
     На какие расходы по содержанию объектов жилищного фонда распространяется данная льгота?
     
     В соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах жилищной политики" жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
     
     Согласно п. 6 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
     
     При этом к расходам по содержанию вышеуказанных объектов относятся расходы, связанные непосредственно с определенными жилищным законодательством обязанностями по обеспечению сохранности жилищного фонда и поддержанию его в эксплуатационном состоянии. К ним могут быть, в частности, отнесены расходы по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подъезда, подвала, чердака, крыши), техническому обслуживанию общих коммуникаций, инженерного оборудования, технических устройств и помещений, а также расходы по текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома и тому подобные расходы.     


Налогообложение обособленных подразделений

     
     В состав организации входят 15 филиалов, имеющих отдельный баланс, и 232 обособленных подразделения, не имеющих отдельного баланса, находящихся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. При этом имущество 232 обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, учитывается на балансе этих 15 филиалов. Следует ли из положений главы 30 НК РФ, что за имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, налог на имущество уплачивается по месту нахождения организации?
     
     Статьей 384 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на имущество в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения. Согласно данной статье НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого обособленного подразделения в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период согласно ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.
     
     В данном случае необходимо учитывать, что в отличие от налога на имущество предприятий, в рамках которого предусматривалась уплата налога и авансовых платежей по налогу по месту нахождения каждого обособленного подразделения, определяемого в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, условием признания обособленного подразделения для целей главы 30 настоящего Кодекса является наличие у этого подразделения отдельного баланса. В отсутствии у обособленного подразделения организации соответствующего критериям ст. 11 НК РФ отдельного баланса уплата налога и авансовых платежей по налогу на имущество вышеуказанного подразделения должна производиться по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (если данное имущество числится на балансе этого подразделения).
     
     Следовательно, на основании ст. 376 и 384 НК РФ организация, в состав которой входят 15 обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, обязана определить налоговую базу по каждому такому подразделению исходя из остаточной стоимости имущества, находящегося на его балансе (включая имущество 232 обособленных подразделений, числящихся на балансе 15 филиалов), а также исчислить и уплатить налог на имущество организаций по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (с учетом положений ст. 385 Кодекса).     


Налогообложение бюджетных организаций

     
     Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, бюджетные организации не начисляют амортизацию по числящимся на их балансе основным средствам, а начисляют по ним износ в конце календарного года. При этом износ начисляется в соответствии с Едиными нормами износа, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.06.1974, а не согласно Единым нормам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072.
     
     Следует ли исходя из ст. 375 НК РФ, что бюджетные организации с 1 января 2004 года должны пересчитать остаточную стоимость основных средств исходя из Единых норм износа?
     
     Статьей 374 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     При этом установлено, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, учет основных средств ведется бюджетными организациями на балансовом счете 01 "Основные средства". При этом установлено, что по всем основным средствам бюджетного учреждения независимо от источника приобретения амортизационные начисления не производятся, а начисляется износ, сумма которого учитывается на балансовом счете 02 "Износ основных средств".
     
     В отличие от бюджетных организаций, для организаций, применяющих План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по объектам основных средств, учитываемым на их балансе, предусмотрено начисление амортизации, за исключением отдельных объектов основных средств (например, объектов жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов), по которым начисляется не амортизация, а износ.
     
     В соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета суммы начисленного износа по этим объектам учитываются не на балансе, а на забалансовом счете 010 "Износ основных средств". Начисление износа по вышеуказанным объектам производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.
     
     В целях создания единого подхода к формированию налоговой базы для целей исчисления налога на имущество организаций в отношении организаций, имеющих на балансе отдельные объекты основных средств, по которым начисление амортизации не предусмотрено, а суммы начисленного износа учитываются не на балансе, а на отдельном забалансовом счете, в ст. 375 НК РФ содержится норма, которой определено, что если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость вышеуказанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
     
     Поскольку ст. 376 НК РФ предусмотрено определение среднегодовой (средней) стоимости имущества исходя из его остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода, то бюджетные организации для целей налогообложения должны определять разницу между балансовой стоимостью основных средств и суммой начисленного износа, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета для бюджетных организаций.
     
     При этом, учитывая, что начисление износа по объектам основных средств в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях производится бюджетными организациями в конце календарного года, для целей определения среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период необходимо учитывать годовую сумму износа, которая должна быть фактически начислена за налоговый период, равномерно распределенную (как 1/12) по месяцам налогового периода.
     

Налогообложение объектов социально-культурной сферы

     
     Организация (медицинское учреждение) имеет на балансе поликлинику. Часть помещения поликлиники занята аптекой, принадлежащей организации - балансодержателю поликлиники. Кроме того, на балансе организации имеется отдельное строение, которое сдано в аренду другой организации под аптеку.
     
     Вправе ли организации воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций, установленной п. 7 ст. 381 НК РФ, учитывая, что имущество поликлиники используется только для нужд здравоохранения?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
     
     При этом статьями 374 и 375 НК РФ установлено, что объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     В целях правильного исчисления налога организация должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого имущества.
     
     Для коммерческих и некоммерческих (в том числе бюджетных) организаций единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
     
     Нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета объекта, относящегося к основным средствам и являющегося единым инвентарным объектом, используемого одновременно для целей, например, здравоохранения и сдачи в аренду. Деление стоимости подобного объекта для целей налогообложения на основании таких показателей, как "выручка" или "площадь", в главе 30 НК РФ не предусмотрено.
     
     В связи с этим основным условием уменьшения балансовой стоимости имущества организации на стоимость объекта социально-культурной сферы, используемого, в частности, для нужд здравоохранения, является сам факт его использования организаций-балансодержателем по целевому назначению.
     
     Если в аренду сдается объект основных средств, который не используется самой организацией-балансодержателем для вышеназванных целей, то данный объект подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (если иное не установлено законами субъектов Российской Федерации в части определения дополнительных налоговых льгот).
     
     В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность аптечных учреждений по изготовлению и реализации лекарственных средств относится к деятельности по розничной торговле.
     
     Таким образом, если на балансе медицинского учреждения имеется аптека, расположенная в отдельном инвентарном объекте, то стоимость имущества данного объекта подлежит включению в расчет налога в общеустановленном порядке.
     
     Если аптека находится в здании медицинского учреждения (являющегося единым инвентарным объектом), используемом этим учреждением для целей здравоохранения, то площадь, занятая аптекой, учитывается в составе льготируемого объекта, а налогообложению подлежит движимая часть основных средств, не используемая для целей здравоохранения.
      

2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     

Налогообложение автотранспортных услуг

     
     Основным видом деятельности организации является оказание услуг юридическим и физическим лицам по перевозке грузов. На балансе организации числится 30 грузовых автомобилей, 10 из которых переданы в аренду другой организации для осуществления ею аналогичного вида деятельности.
     
     Имеет ли право организация - балансодержатель вышеназванных транспортных средств переходить на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по деятельности, касающейся грузовых перевозок?
     
     Подпунктом 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
     
     При этом п. 7 вышеуказанной статьи НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.
     
     Таким образом, организация, используя 20 грузовых автомобилей для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в п. 6 ст. 346.26 НК РФ, имеет право на переход на уплату единого налога по этой деятельности. По иным видам деятельности (например, по сдаче в аренду имущества) она уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения или согласно упрощенной системе налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ (по выбору налогоплательщика).