Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении и уплате индивидуальными предпринимателями единого социального налога

     

Об исчислении и уплате индивидуальными предпринимателями единого социального налога

     
     В.Н. Дольнова     


1. Общие положения

     
     В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
     
     Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога (ЕСН) признаются:
     
     1) лица, производящие выплаты физическим лицам (далее - работодатели), в том числе:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     
     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
     
     В целях главы 24 НК РФ члены крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
     
     Если индивидуальный предприниматель одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели (в том числе главы и члены КФХ независимо от их организационно-правовой формы собственности) являются плательщиками ЕСН как с доходов от предпринимательской деятельности, так и с выплат, производимых в пользу наемных работников.
     
     Уплата ЕСН с выплатой в пользу наемных работников, а также с доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, производится индивидуальным предпринимателем по месту постановки на налоговый учет по месту жительства в соответствии со ст. 83 НК РФ.
     
     Индивидуальные предприниматели должны исчислять сумму ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) отдельно в отношении каждого фонда как соответствующую процентную долю налоговой базы. При этом уплату ЕСН необходимо производить отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
     

2. Порядок исчисления и уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями, являющимися работодателями

     
     Правоотношения по уплате ЕСН индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам, определяются нормами, установленными п. 1 и 3 ст. 236, п. 1, 2, 4 ст. 237, ст. 238, п. 1 ст. 241, ст. 242, ст. 243 НК РФ.
     
     Сумму ЕСН, уплачиваемую в составе налога в ФСС РФ, следует самостоятельно уменьшить на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Из вышеизложенного следует, что если индивидуальные предприниматели выступают в качестве работодателей, то они производят исчисление ЕСН с выплат, производимых в пользу наемных работников, а также с выплат и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.
     
     При этом индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве работодателей, не производят исчисление ЕСН с вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, так как в соответствии со ст. 244 НК РФ индивидуальные предприниматели являются самостоятельными плательщиками ЕСН со своих доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
     
     При этом не признаются объектом налогообложения вознаграждения, выплачиваемые другим индивидуальным предпринимателям, только в случае, если такие выплаты осуществляются по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, при условии, что у индивидуального предпринимателя - получателя вознаграждений указанные в таких договорах виды работ, услуг отражены в его свидетельстве о государственной регистрации и являются предметом его индивидуальной деятельности. При этом если выплаты производятся в пользу индивидуального предпринимателя по деятельности, не поименованной в свидетельстве о государственной регистрации, то с таких выплат исчисление ЕСН производит лицо, производящее выплаты.
     
     При исчислении ЕСН следует учитывать, что льготы, установленные подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, в части освобождения от уплаты налога организаций любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, или III группы, не могут применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выплаты в пользу работников-инвалидов.
     
     Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты в пользу физических лиц, исчисление ЕСН должны производить по следующим ставкам (см. табл. 1).
     

    Таблица 1

     

Налоговая база на каждого отдельного работника

Федеральный бюджет

ФСС РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

нарастающим итогом с начала года


 


 

ФФОМС

ТФОМС


 

До 100 000 руб.
     

28,0 %

4,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.
     
     

28 000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

4000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб.

3400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

35 600 руб. + 20 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 рубля до 600000 руб.
     
     
     

59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

8400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.

7200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

75 600 руб. + 10,0 %с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600000 руб.

83 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

11 700 руб.

700 руб.

9900 руб.

105 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

     

     В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ приведенные в табл. 1 регрессивные ставки налогообложения применяются при выполнении нижеследующего условия.
     
     Налогоплательщики (в том числе индивидуальные предприниматели), производящие выплаты физическим лицам, имеют право производить расчет ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб. Если это условие не соблюдается, то налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база составила менее 2500 руб., не вправе до конца налогового периода использовать регрессивные ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     Так, например, если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН за январь размер налоговой базы в среднем на одно физическое лицо составляет сумму менее 2500 руб., то налогоплательщик до конца года обязан производить исчисление налога по максимальным ставкам налогообложения.
     
     При расчете условия права на регрессию принимается средняя численность работников, учитываемая при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе ЕСН в федеральный бюджет, и с 2004 года рассчитываемая в соответствии с п. 85-91 раздела 1 "Численность и начисленная заработная плата работников" формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального статистического наблюдения, утвержденного постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105.
     
     В среднюю численность работников за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включаются:
     

     - среднесписочная численность работников;
     
     - средняя численность внешних совместителей;
     
     - средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
     
     При этом средняя численность работников показывается в целых единицах.
     
     После определения условия на право применения регрессивных ставок налогообложения можно переходить к расчетам самого налога (авансовых платежей), то есть либо с применением регрессивных ставок налогообложения, либо по ставкам, установленным для налогооблагаемой базы до 100 000 руб.
     
     При этом часто возникает вопрос, можно ли не исчислять ЕСН по регрессивным ставкам с выплат, производимых в пользу работников. При рассмотрении данной ситуации необходимо исходить из следующего.
     
     Исходя из конструкции нормы п. 2 ст. 241 НК РФ иные налогоплательщики, у которых налоговая база не удовлетворяет критерию, указанному в п. 2 ст. 241 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, а также нормам ст. 56 НК РФ, вправе не использовать регрессивную шкалу ставки ЕСН.
     
     Налогоплательщики-работодатели (в том числе индивидуальные предприниматели) обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, применительно к каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     
     С целью упрощения ведения такого учета МНС России приказом от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 утвердило форму индивидуальной карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения. Данная форма носит рекомендательный характер. Поэтому каждый налогоплательщик может вносить в нее необходимые и удобные для себя изменения и дополнения.
     
     Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей по ЕСН индивидуальными предпринимателями - работодателями должны отражаться в расчете, представляемом ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-05/722. Данным приказом МНС России также утвержден Порядок заполнения форм расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу.
     
     Уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН следует производить не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим.
     
     Необходимо помнить, что по результатам работы за год индивидуальные предприниматели - работодатели обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550. Данным приказом МНС России утверждена также Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу.
     
     Что касается отчетности по средствам ФСС РФ, то она представляется страхователями ежеквартально (п. 5 ст. 243 НК РФ).
     
     Так, согласно п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме 4-ФСС РФ, установленной постановлением Правительства ФСС РФ от 01.12.2003 N 130 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)", о суммах:
     
     - начисленного налога в ФСС РФ;
     
     - использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
     
     - направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
     
     - расходов, подлежащих зачету;
     
     - уплачиваемых в ФСС РФ.     


3. Порядок исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями

     
     Правоотношения по уплате ЕСН индивидуальными предпринимателями, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяются нормами, установленными п. 2 и 3 ст. 236, п. 3 и 4 ст. 237, абзацем вторым п. 2 ст. 239, п. 3 ст. 241, ст. 242, ст. 244 НК РФ.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 245 НК РФ индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 235 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ.
     
     При этом добровольная уплата ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ, НК РФ не установлена.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 % налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ для соответствующих категорий плательщиков.
     
     Порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с основаниями, установленными в Федеральном законе от 31.12.2002 N 190-ФЗ, определяется Правительством РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Если индивидуальный предприниматель без образования юридического лица зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке и его деятельность связана с извлечением доходов от сдачи в аренду имущества, то такие доходы в соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ являются для индивидуального предпринимателя - арендодателя объектом обложения ЕСН.
     
     Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговой базой для исчисления ЕСН являются доходы индивидуального предпринимателя за вычетом соответствующих документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением этих доходов. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     При этом согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При определении индивидуальным предпринимателем налоговой базы по ЕСН за налоговый период в состав его расходов включаются расходы, произведенные в этом же налоговом периоде, определенные, в частности, ст. 254, 255, 259, 260, 263, 264 НК РФ.
     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель занимается торгово-закупочной деятельностью. Он закупает товары у частных лиц и поэтому не имеет документов, подтверждающих стоимость таких товаров. Ранее расходы по стоимости товара, на который отсутствовали закупочные документы, считались в размере 20 % от цены его реализации. Можно ли уменьшить налоговую базу по ЕСН на 20 %, то есть учесть документально не подтвержденные расходы?
     
     При рассмотрении данной ситуации необходимо иметь в виду следующее. Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, с 2002 года определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     При классификации расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, следует руководствоваться соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Таким образом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, документально не подтвержденные расходы индивидуальных предпринимателей не принимаются к вычету при определении налоговой базы по ЕСН.
     
     В связи с вышеизложенным стоимость, закупленных индивидуальными предпринимателями товаров, на которые отсутствуют закупочные документы, не подлежит включению в состав расходов, принимаемых в соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ к вычету при определении налоговой базы по ЕСН у вышеназванной категории плательщиков.
     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель при осуществлении предпринимательской деятельности производит расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги электронной почты, а также Интернета. Можно ли уменьшить налоговую базу по ЕСН на вышеназванные расходы?
     
     Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ (индивидуальные предприниматели, адвокаты), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на почтовые, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
     
     Таким образом, в случае наличия у индивидуального предпринимателя первичных бухгалтерских документов, подтверждающих целесообразность расходов, связанных с извлечением доходов по видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации, такие суммы затрат включаются в состав расходов, принимаемых к вычету в целях обложения единым социальным налогом.
     
     При определении объекта налогообложения для индивидуальных предпринимателей расходы в виде сумм выплат и вознаграждений в пользу физического лица, не связанного с предпринимателем трудовым, гражданско-правовым договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не могут быть отнесены к расходам, связанным с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.
     
     В состав расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, включаются как суммы выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу этих физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), авторским договорам, так и уплаченные суммы ЕСН, начисленного индивидуальным предпринимателем на указанные выплаты и вознаграждения.
     
     При этом суммы ЕСН, в том числе авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение текущего налогового периода, не включаются в состав расходов при определении налоговой базы индивидуальных предпринимателей для целей исчисления ЕСН с их доходов по следующим основаниям.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 НК РФ.
     
     В ст. 270 НК РФ не поименован ЕСН. Таким образом, ЕСН включается в состав расходов, связанных с производством (или) реализацией, при определении налоговой базы плательщиков налога на прибыль (организаций).
     
     Действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено исключение из налоговой базы по конкретному налогу за текущий, отчетный (иной) период суммы этого налога, начисленной за предыдущие периоды времени, а также авансовых платежей по нему.
     
     Поэтому, в частности, в соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ суммы налога на прибыль не учитываются в целях обложения налогом на прибыль, то есть налог на прибыль не уменьшает налоговую базу плательщиков налога на прибыль.
     
     Что касается страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных индивидуальными предпринимателями, которые начислены на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), авторским договорам, то они подлежат включению в состав расходов, принимаемых к вычету в целях обложения ЕСН по следующим основаниям.
     
     Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в самостоятельном порядке исчисляются исходя из установленных тарифов и зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Таким образом, суммы начисленных страховых взносов (при условии их уплаты) не включаются в расходы на оплату труда, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов индивидуального предпринимателя (подпункт 29 п. 1 ст. 264 НК РФ).
     
     Данная норма НК РФ распространяется на выплаты в виде фиксированного платежа, уплаченного индивидуальным предпринимателем.
     
     Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, приведенных в п. 3 ст. 241 НК РФ. Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен п. 3 ст. 241 НК РФ, а именно ставки ЕСН для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ (в том числе индивидуальных предпринимателей). Данные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года. Приведем ставки, по которым должно производиться исчисление ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями (см. табл. 2).
     

    Таблица 2

     

Налоговая база на каждого отдельного работника

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

нарастающим итогом с начала года


 

ФФОМС

ТФОМС


 

До 100 000 руб.
     

9,6 %

0,2 %

3,4 %

13,3 %

От 100 001 рубля до 300 000 руб.

9600 руб. + 5,4% с суммы, превышающей 100 000 руб.
     

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

3400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

13 200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 рубля до 600 000 руб.

20 400 рублей + 2,75 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
     

400 руб.

7200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

28 000 руб. + 3,65 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

28 650 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

400 руб.

9900 руб.

38 950 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

     
     Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. В данном случае расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ.
     
     Индивидуальные предприниматели производят уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом:
     
     1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
     
     2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
     
     3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     
     Расчет ЕСН по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ (приведены в табл. 2).
     
     Кроме того, на основании подпункта 3 п. 1 ст. 239 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождаются от уплаты ЕСН в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
     
     Если в результате освидетельствования индивидуальный предприниматель получает инвалидность, то налоговая льгота применяется начиная с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность.
     
     Индивидуальные предприниматели льготируются в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
     

     В этом случае налоговым органом в общеустановленном порядке производится перерасчет авансовых платежей по налогу. При этом в расчете должна учитываться налоговая льгота пропорционально времени, в течение которого он находился на инвалидности.
     
     Соответственно, если индивидуальный предприниматель в результате переосвидетельствования теряет инвалидность, то он не имеет права на использование налоговой льготы с 1-го числа того месяца, в котором он утратил инвалидность.
     
     Пример.
     
     Предполагаемый доход инвалида III группы на 2003 год - 500 000 руб.
     
     Налоговая льгота - 100 000 руб.
     
     С 10 сентября 2003 года индивидуальный предприниматель теряет право на инвалидность.
     
     Налоговая льгота составит 66 666 руб. [(100 000 руб. : 12 мес.) х 8 мес.].
     
     Налоговая база составит 433 334 руб. (500 000 руб. - 66 666 руб.).     


4. Порядок исчисления ЕСН арбитражными управляющими

     
     Арбитражные управляющие являются плательщиками ЕСН со своих доходов от профессиональной деятельности - исполнения обязанностей арбитражного управляющего - в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей по следующим основаниям.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) установлены обязательные требования, которые предъявляются к арбитражному управляющему при его назначении для выполнения функций арбитражного управляющего, в частности он должен быть гражданином Российской Федерации и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Согласно п. 6 данной статьи Закона N 127-ФЗ арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих лица, которые лишены права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц.
     
     Таким образом, законодательством Российской Федерации установлено, что арбитражным управляющим может быть только лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем.
     
     Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого социального налога.
     
     Пунктом 2 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом обложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     В соответствии со ст. 22 и 25 Закона N 127-ФЗ исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является профессиональной деятельностью арбитражного управляющего.
     

5. Порядок исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями - частными нотариусами

     
     Статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1, предусмотрено, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
     
     Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей, поступают в собственность нотариуса.
     
     Согласно ст. 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
     
     Таким образом, членом (в том числе президентом) нотариальной палаты может быть только лицо, являющееся нотариусом, занимающимся частной практикой.
     
     В соответствии с положениями п. 2 ст. 11 НК РФ частные нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям.
     
     На основании подпункта 2 п. 1 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками ЕСН.
     
     Пунктом 2 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Таким образом, независимо от источника финансирования деятельности частного нотариуса объектом налогообложения для исчисления ЕСН областной нотариальной палаты, членов ее правления - нотариусов, занимающихся частной практикой, являются также их доходы, полученные от нотариальной палаты в виде вознаграждения, компенсации расходов, возмещения неполученных доходов, которые нотариус - член областной нотариальной палаты мог бы получить, но не получил вследствие привлечения его к уставной деятельности палаты с отрывом от деятельности в его нотариальной конторе, за вычетом соответствующих документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением этих доходов, в части, не противоречащей соответствующим статьям главы 25 НК РФ.
     
     Следовательно, плательщиком ЕСН применительно к вышеуказанному объекту налогообложения является не нотариальная палата, а президент, члены Правления нотариальной палаты - частные нотариусы, приравненные в соответствии с положениями п. 2 ст. 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям.     


6. Исчисление ЕСН индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы

     
     6.1. Исчисление ЕСН индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход
     
     Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками ЕСН.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 235 НК РФ если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 настоящей статьи Кодекса, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
     
     Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты в том числе ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
     
     В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     В связи с вышеизложенным индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход и осуществляющие иные виды деятельности, в части видов деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками ЕСН, а в части видов деятельности, не переведенных на уплату единого вмененного налога, являются плательщиками ЕСН.
     
     6.2. Исчисление ЕСН индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
     
     Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты ряда налогов (в том числе и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
     
     Иные налоги (помимо тех, уплату которых заменяет единый налог) уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 года не являются плательщиками ЕСН, в том числе и с выплат в пользу физических лиц.
     
     Согласно положениям ст. 346.22 и ст. 346.33 НК РФ суммы единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, и суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством.
     
     В связи с изложенным хочется обратить внимание читателей журнала на Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ).
     
     Так, статьей 2 этого Закона определен порядок исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию отдельным категориям застрахованных.
     
     В соответствии с данным порядком гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
     
     - средств ФСС РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
     
     - средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
     
     Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам, указанным в части первой ст. 2 Закона N 190-ФЗ, осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
     
     Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, указанным в части первой ст. 2 Закона N 190-ФЗ, осуществляется за счет средств ФСС РФ согласно федеральным законам.
     
     Лица, перечисленные в части третьей ст. 3 Закона N 190-ФЗ, приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ в течение шести месяцев.
     
     Статьей 3 Закона N 190-ФЗ определен порядок исчисления и уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей, в соответствии с которым работодатели, указанные в ст. 2 этого Закона, вправе добровольно уплачивать в ФСС РФ страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 % налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ для соответствующей категории плательщиков, и в порядке, установленном частью четвертой ст. 3 Закона N 190-ФЗ.
     
     При уплате работодателями страховых взносов в ФСС РФ выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств ФСС РФ.