Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении доходов, полученных физическими лицами от источников в Российской Федерации и за ее пределами


О налогообложении доходов, полученных физическими лицами от источников в Российской Федерации и за ее пределами*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(104)7`2004  

     
     Е.Н. Кудиярова
советник налоговой службы III ранга

    

Налогообложение граждан Российской Федерации, выезжающих на работу за рубеж

     
     Гражданин Российской Федерации планирует выехать на работу в Испанию на неопределенный срок. Каков будет порядок налогообложения доходов, полученных им в Испании?
     
     1. По вопросу налогообложения доходов физического лица, находящегося свыше 183 дней за пределами Российской Федерации, необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Поскольку гражданин Российской Федерации получает вознаграждение за выполненную работу на территории Испании, то на основании подпункта 6 п. 3 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Исходя из вышеизложенного полученный гражданином доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации, если это лицо находится за пределами Российской Федерации более 183 дней, то есть не является налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     2. По вопросу налогообложения доходов физического лица, находящегося за пределами Российской Федерации менее 183 дней, необходимо учитывать следующее.
     
     Если гражданин Российской Федерации находится за пределами Российской Федерации менее 183 дней, то есть является налоговым резидентом Российской Федерации, полученный им доход подлежит налогообложению в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.
     
     Статьей 7 НК РФ определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время действует Конвенция от 16 декабря 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Конвенция).
     
     Согласно п. 2 ст. 15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом Российской Федерации в отношении работы по найму, осущест-вляемой в Испании, подлежит налогообложению только в Российской Федерации:
     
     - если получатель находится в Испании в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году; и
     
     - вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом Испании; и
     
     - расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Испании.
     
     Таким образом, при выполнении положений п. 2 ст. 15 Конвенции доходы, полученные гражданином Российской Федерации, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, не будут подлежать налогообложению в Испании.
     
     Согласно п. 2 ст. 23 Конвенции если резидент Российской Федерации получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями Конвенции облагаются налогами в Испании, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате в Испании, может вычитаться из налога, взимаемого в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога на такой доход или капитал, рассчитанную в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.
     
     В связи с вышеизложенным доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников за пределами Российской Федерации уменьшаются на суммы налога с доходов, уплаченные в этих государствах, при условии наличия у Российской Федерации заключенного с ними и действующего соглашения об избежании двойного налогообложения. При этом для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или привилегий необходимо выполнить процедуры, приведенные в п. 2 ст. 232 НК РФ.
     

Налогообложение иностранных граждан

     
     Гражданин Франции находился в период с 1 января по 15 сентября 2003 года на территории Объединенных Арабских Эмиратов, а с 1 ноября 2003 года командирован французским юридическим лицом на территорию Российской Федерации для выполнения трудовых обязанностей в дочерней компании, где ему выплачивается заработная плата. Вместе с тем данное физическое лицо заключило трудовой договор, согласно которому французское юридическое лицо выплачивает фиксированный доход в связи с выполнением этим лицом трудовых обязанностей в дочерней компании.
     
     В течение 2003 года вышеуказанное лицо не уплачивало налог на доходы физических лиц во Франции с получаемых там доходов на основании Межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения между Французской Республикой и Объединенными Арабскими Эмиратами, поскольку в течение 2003 года являлось налоговым резидентом Объединенных Арабских Эмиратов. Следует ли гражданину Франции уплачивать налог на доходы физических лиц в Российской Федерации и декларировать доход, полученный им за период ноябрь - декабрь 2003 года?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.
     
     На основании ст. 11 НК РФ физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
     
     Исходя из того что гражданин Франции находился на территории Российской Федерации с 1 ноября 2003 года, он не являлся в 2003 году налоговым резидентом Российской Федерации, а следовательно, подлежал налогообложению в отношении доходов от источников в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время Соглашения между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами об избежании двойного налогообложения не существует.
     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации. Данная норма НК РФ не содержит какого-либо дополнительного толкования и применяется вне зависимости от места выплаты дохода.
     
     Поскольку вышеуказанное лицо получает вознаграждение, выплачиваемое французским юридическим лицом за выполнение трудовых обязанностей в дочерней компании, расположенной на территории Российской Федерации, то на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Пунктом 3 ст. 224 НК РФ установлена ставка в размере 30 % в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, подлежат налогообложению исходя из сумм таких доходов.
     
     Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, а также на основании ст. 229 Кодекса представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
     
     Таким образом, вознаграждение, выплаченное за ноябрь - декабрь 2003 года французским юридическим лицом гражданину Франции за выполнение последним трудовых обязанностей в дочерней компании, расположенной на территории Российской Федерации, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 %. Вместе с тем на вышеуказанное лицо возложены обязанности в части представления налоговой декларации в налоговый орган Российской Федерации по месту постановки на учет.
     

Сдача в аренду нежилого помещения

     
     Гражданин Франции намеревается сдавать в аренду приобретенное в собственность в Российской Федерации нежилое помещение. При этом вышеуказанное лицо преимущественно (более 320 дней в году) будет находиться за пределами Российской Федерации. Будет ли подлежать обложению налогом на доходы физических лиц доход, полученный гражданином Франции от сдачи в аренду имущества, находящегося в Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Исходя из того, что гражданин Франции будет находиться за пределами Российской Федерации более 320 дней в календарном году, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     Поскольку вышеуказанное лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, то согласно ст. 207 и 209 НК РФ он будет подлежать налогообложению по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Так как гражданин Франции планирует получать доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в Российской Федерации, то на основании подпункта 4 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы будут относиться к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Пунктом 3 ст. 224 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 30 % в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных до-говоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время действует Конвенция от 26 ноября 1996 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Конвенция).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции доходы, получаемые от недвижимого имущества (включая доход от сельского и лесного хозяйства), находящегося в Договаривающемся государстве (в данной ситуации - в Российской Федерации), облагаются налогами в этом государстве, то есть в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 6 Конвенции положения п. 1 ст. 6 Конвенции применяются к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.
     
     Таким образом, доход, который планирует получить гражданин Франции от сдачи в аренду нежилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, будет подлежать обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации по ставке 30 %.
     

Налогообложение гонораров профессорско-преподавательского состава за прочитанный курс лекций

     
     Профессор университета, находящегося в Германии (г. Берлин), планирует посетить Российскую Федерацию в целях проведения курса независимых лекций по проблемам экологии в одном из российских вузов. Данное лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, так как срок его пребывания на территории Российской Федерации не превысит 20 дней в календарном году. Будут ли подлежать налогообложению в Российской Федерации гонорары, полученные профессором вышеуказанного университета за прочитанный курс лекций?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     Поскольку профессор университета, находящегося в Германии, не является налоговым резидентом Российской Федерации, то в соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ он подлежит налогообложению в отношении доходов, полученных им от источников в Российской Федерации.
     
     Исходя из того что вышеуказанное лицо получает вознаграждение за выполнение своих трудовых или иных приравненных к ним обязанностей на территории Российской Федерации, на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время действует Соглашение от 29 мая 1996 года между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение).
     
     В соответствии с положениями ст. 14 Соглашения доходы, получаемые резидентом Федеративной Республики Германия от оказания профессиональных услуг или от прочей деятельности независимого характера, могут облагаться налогом в Российской Федерации только в случае, если это лицо располагает в ней для осуществления своей деятельности постоянной базой. При этом могут облагаться налогом только те доходы, которые могут быть отнесены к этой постоянной базе.
     
     Выражение "профессиональные услуги" включает, в частности, независимо осуществляемую научную, литературную, воспитательную или преподавательскую деятельность, независимо осуществляемую деятельность в области искусств, а также независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, стоматологов и  экспертов в области бухгалтерского дела.
     

     Таким образом, гонорары за прочитанный курс независимых лекций по проблемам экологии в российском вузе, полученные профессором германского университета, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на территории Российской Федерации.