Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     

П.П. Грузин
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга     


Право военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, на получение стандартного налогового вычета

     
     Имеют ли право военнослужащие, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и продолжающие проходить военную службу, право на получение стандартного налогового вычета в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
     
     Поскольку военнослужащие, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, продолжают проходить военную службу, то они не имеют права на налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.     


Налогообложение единого вознаграждения, выплаченного военнослужащим-прапорщикам

     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц выплаты военнослужащим-прапорщикам единовременного вознаграждения за непрерывную службу за период с 1993 по 2002 год?
     
     С введением в действие с 1 января 2001 года главы 23 НК РФ военнослужащие, ранее освобождавшиеся от уплаты подоходного налога по получаемым ими выплатам в связи с прохождением службы, с 1 января 2001 года являются плательщиками налога на доходы физических лиц.
     
     Единовременное денежное вознаграждение за непрерывную службу, выплаченное военнослужащим-прапорщикам на основании постановления Правительства РФ от 27.01.1993 N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты" за период с 1 января 1993 года до 1 января 2001 года, не подлежало налогообложению на основании подпункта "я.11" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
     
     Что касается аналогичных выплат, произведенных за период с 1 января 2001 года, то такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании главы 23 НК РФ.     


Налогообложение банковских вкладов

     
     Каков порядок налогообложения срочных пенсионных вкладов в 2002, 2003 годах, если вклады открыты в 2002 году?
     
     При расчете налоговой базы за 2002 год и с 1 января 2003 года по 26 июня 2003 года включительно в соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ процентные доходы по срочным пенсионным вкладам, внесенным после 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, облагались налогом в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, по ставке 13 %.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 27 ст. 217 НК РФ применяется в редакции вышеуказанного Закона с 27 июня 2003 года. В связи с этим при расчете налоговой базы с 27 июня 2003 года освобождаются от налогообложения доходы в виде процентов по рублевым вкладам, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России в течение периода, за который начислены проценты.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     Каков порядок предоставления неработающему пенсионеру стандартных налоговых вычетов по материальной выгоде по доходам в виде процентов по срочному пенсионному вкладу в филиал Сбербанка в 2002, 2003 году?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 218 НК РФ установлен стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода до того месяца, в котором доход налогоплательщика, облагаемый налогом по ставке 13 %, превысит 20 000 руб.
     
     При этом с учетом положений п. 2 и 3 ст. 218 НК РФ (в ред. от 07.07.2003 N 105-ФЗ) по доходам 2002 года вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставлялся налогоплательщику, не состоявшему в трудовых отношениях с организацией, выплачивавшей ему доход, на основании декларации о доходах, подававшейся налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства по окончании года, а с 1 января 2003 года стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом (в данном случае - филиалом Сбербанка) на основании письменного заявления налогоплательщика.
     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы выплат и процентов физическому лицу по своевременно не возвращенному банком валютному вкладу физического лица?
     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) за неправомерное пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица уплате подлежат проценты на сумму этих средств, размер которых определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
     
     Вышеуказанные денежные средства в виде процентов за пользование чужими денежными средствами не поименованы в ст. 395 ГК РФ как компенсационные; в связи с этим они не подпадают под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ и подлежат налогообложению на общих основаниях.
     
     Налоговому агенту следует предложить удержать с выплачиваемых сумм причитающийся налог; при невозможности удержания налога с вышеуказанных сумм налоговый агент в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в течение месяца со дня выплаты обязан передать в налоговый орган сведения о невозможности взыскания налога и сумме задолженности налогоплательщика. В таком случае привлечение налогоплательщика к уплате налога производится налоговым органом.
     

Налогообложение доходов, номинированных в иностранной валюте

     
     Физическое лицо, пользуясь услугами банка, покупает от своего имени за доллары США евро по курсу, установленному банком и отличающемуся от курса Банка России. Через некоторое время физическое лицо снова с помощью обслуживающего банка производит обратную операцию (продает евро, приобретая доллары США). Каково налогообложение физического лица при совершении данных операций? Как правильно отразить эти операции при составлении декларации по налогу на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 5 ст. 210 НК РФ доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения таких доходов.
     
     При обмене одной иностранной валюты на другую каждая из них должна быть пересчитана в рубли по курсу Банка России. Если в обмен на определенное количество долларов США физическое лицо получает от банка большее количество евро, чем могло бы получить в условиях применения курса валюты, установленного Банком России, банк является источником дохода для этого физического лица. Следовательно, как налоговый агент банк должен удержать налог с такого дохода по следующим ставкам: 13 % - для налоговых резидентов Российской Федерации; 30 % - для нерезидентов.
     
     Если через некоторое время физическое лицо снова с помощью обслуживающего банка производит обратную операцию (продает евро, приобретая доллары США), то применяются те же правила; при этом курс, по которому ранее были приобретены евро, не имеет значения для определения налогооблагаемого дохода. Определение налоговой базы будет производиться исходя из курса валют на день совершения новой (второй) сделки.
     
     В налоговом учете (форма N 1-НДФЛ) и налоговой отчетности (форма N 2-НДФЛ) вышеуказанный доход отражается с кодом 2900 "Доходы в виде курсовой разницы от операций с валютой". Если налог на доходы физических лиц удержан налоговым агентом, то обязанности подавать налоговую декларацию у физического лица не возникает.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
     
     Информирование налогового органа о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика налоговым агентам рекомендуется производить по форме 2-НДФЛ.
     
     Уплата не удержанных организацией сумм налога производится физическим лицом, получившим доходы, на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговыми органами, в сроки, указанные в п. 5 ст. 228 НК РФ.
     
     В случае непредставления организацией в течение календарного года сведений о выплатах дохода и невозможности удержания с него налога уплата налога производится на основании налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ.
     
     Физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации отражает вышеуказанный доход в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, а нерезидент - по форме 4-НДФЛ.     


Налогообложение вознаграждения за время участия в осуществлении правосудия

     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплачиваемое гражданам вознаграждение за время участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
     
     Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
     
     Согласно ст. 86 Закона РСФСР от 08.07.1981 N 976 "О судоустройстве РСФСР" (далее - Закон N 976) присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.
     
     Выплачиваемое присяжным заседателям из федерального бюджета вознаграждение за время участия в осуществлении правосудия, предусмотренное Законом N 976, не облагается налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплачиваемое гражданам вознаграждение за время участия в осуществлении правосудия в качестве народного заседателя?
     
     Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.01.2000 N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон N 37-ФЗ) за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда.
     

     Выплачиваемое народным заседателям из федерального бюджета вознаграждение за время участия в осуществлении правосудия, предусмотренное Законом N 37-ФЗ, не облагается налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплачиваемое гражданам вознаграждение за время участия в осуществлении правосудия в качестве арбитражного заседателя?
     
     Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 70-ФЗ) арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
     
     Выплачиваемое арбитражным заседателям из федерального бюджета вознаграждение за время участия в осуществлении правосудия, предусмотренное Законом N 70-ФЗ, не облагается налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
     

(Продолжение следует)