Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Исчисление имущественных налогов с физических лиц


Исчисление имущественных налогов с физических лиц*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2004. - N 7.
          
Л.Н. Крыканова
cоветник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
С.В. Жукова
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

3. Транспортный налог

Налогообложение транспортных средств, переданных другим лицам на основании доверенности

     
     Каков порядок исчисления транспортного налога физическим лицам за транспортные средства, переданные другим лицам на основании доверенности?
     
     I. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы вышеуказанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности транспортных средств.
     
     Статьей 186 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
     
     Исходя из норм НК РФ и ГК РФ лицо, указанное в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, признается налогоплательщиком при соблюдении следующих условий:
     
     1) физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности этого транспортного средства;
     
     2) транспортное средство должно быть передано другому лицу до 30 июля 2002 года;
     
     3) на основании доверенности должны быть переданы права на владение и распоряжение транспортным средством;
     
     4) на момент исчисления налога срок доверенности не должен превышать трех лет со дня ее совершения;
     
     5) в доверенности должны быть указаны срок и дата ее совершения.
     
     В уведомлении о передаче на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортного средства должны содержаться сведения, идентифицирующие:
     
     1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
     
     2) само транспортное средство;
     
     3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности.
     
     На основании ст. 31 НК РФ налоговый орган обязан затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие передачу транспортных средств.
     
     II. Согласно ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
     
     В отношении транспортных средств, по которым налогоплательщиком признается лицо, указанное в доверенности, исчисление транспортного налога и контроль за полнотой и своевременностью его уплаты в бюджет осуществляет налоговый орган, в котором лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, состоит на учете по месту нахождения транспортного средства в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ.
     
     Для автомототранспортных средств под местом нахождения признается место их государственной регистрации. В связи с этим рассмотрим различные ситуации.
     
     1. Физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, состоит на учете в одном налоговом органе сразу по двум основаниям - по месту своего жительства и по месту регистрации транспортного средства.
     
     В этом случае налоговый орган, получивший сведения от подразделений ГИБДД, получает от физического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, уведомление о передаче этого транспортного средства по доверенности другому лицу.
     
     При подтверждении условий, при которых лицо, указанное в доверенности, признается налогоплательщиком, налоговый орган по месту нахождения транспортных средств направляет налогоплательщику налоговое уведомление на уплату транспортного налога.
     
     2. Физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, состоит на учете по месту своего жительства в одном налоговом органе, а по месту регистрации транспортного средства - в другом налоговом органе.
     
     В этом случае налогоплательщик уведомляет налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортного средства другому лицу на основании доверенности.
     
     Налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, рассматривает условия, при которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности. При подтверждении этих условий налоговый орган направляет полученное уведомление и все приложенные к нему копии документов в налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту нахождения транспортных средств, в установленном приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 порядке.
     
     Налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, извещает физическое лицо, которому на основании доверенности передано транспортное средство, о поступлении налогового уведомления.
     
     В случае признания лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком, налоговый орган по месту нахождения транспортных средств направляет налогоплательщику налоговое уведомление на уплату транспортного налога.
     
     3. Лицо, которое указано в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством и признано налогоплательщиком, состоит на учете в налоговом органе по месту своего жительства, а собственник этого транспортного средства - в другом налоговом органе.
     
     В данном случае при признании лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком все процедуры по исчислению транспортного налога и направлению налогового уведомления на его уплату будут проводиться налоговым органом по месту регистрации транспортного средства.
     
     4. Если лицо, которому выдана доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством, отказывается от факта владения транспортным средством, ссылаясь на то, что он передоверил (продал и т.д.) данное транспортное средство другому лицу, налоговый орган признает налогоплательщиком физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, и уведомляет его об этом.
     

Плательщики транспортного налога за транспортное средство, переданное другим лицам более трех лет назад

     
     Кто будет являться плательщиком транспортного налога за транспортные средства, которые были проданы другим лицам по доверенности на право владения и распоряжения более трех лет назад?
     
     Согласно ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
     
     Таким образом, плательщиками транспортного налога за транспортные средства, зарегистрированные на физических лиц и переданные ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством другим лицам более трех лет назад, будут признаваться собственники этих транспортных средств.     


Возможность снижения ставки транспортного налога

     
     Существует ли возможность снижения ставки транспортного налога для отдельных категорий транспортных средств.
     
     Положениями ст. 2 Закона N 110-ФЗ были отменены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств), и с 1 января 2003 года введен транспортный налог, включенный в перечень региональных налогов.
     
     Транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 361 НК РФ конкретные налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, определенных федеральным законодательством, то есть могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз.
     
     Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
     
     На основании этого вопрос об установлении налоговых ставок для конкретных категорий транспортных средств полностью отнесен к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.     


Возможность освобождения инвалидов от уплаты транспортного налога

     
     Ветеран труда, инвалид II группы, имеет в собственности подержанный автомобиль. Возможно ли освобождение ветерана от уплаты транспортного налога?
     
     Согласно главе 28 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Пунктом 2 ст. 358 НК РФ предусмотрена норма, исходя из которой не облагаются транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
     
     Статьей 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     На основании этого вопрос предоставления налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков полностью отнесен к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.     


Исчисление транспортного налога при наследовании транспортного средства

     
     Как будет исчисляться транспортный налог при наследовании транспортного средства: с даты открытия наследства или с даты регистрации транспортного средства в налоговом органе?
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании данных о транспортных средствах, полученных из регистрирующих органов.
     
     Исходя из этой нормы закона наследники, получившие транспортное средство в порядке наследования, будут уплачивать налог с месяца регистрации данных транспортных средств в подразделениях ГИБДД МВД России.
     
     На основании ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается со смертью налогоплательщика. Задолженность по имущественным налогам умершего лица погашается в пределах стоимости наследственного имущества. Поэтому сумму недоимки по транспортному налогу, которая числится за наследодателем, обязан уплатить наследник.     


Налогообложение нескольких транспортных средств

     
     На физическое лицо зарегистрировано несколько транспортных средств. Сколько налоговых уведомлений на уплату транспортного налога будет выписано налоговым органом, исчислившим транспортный налог?
     
     На основании п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налоговым органом вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога.
     
     Пунктом 32 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ), разъяснено, что если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляется одним налоговым органом, то такому налогоплательщику может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению.
     
     Таким образом, если физическое лицо имеет несколько транспортных средств и налог по ним исчисляется одним налоговым органом, выписывается одно налоговое уведомление на общую сумму налога.
     
     Если транспортные средства состоят на учете в разных налоговых органах и транспортный налог исчисляется несколькими налоговыми органами, то физическому лицу направляется несколько уведомлений.     


Информация о мощности транспортного средства

     
     В настоящее время в налоговые органы продолжают поступать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных до 1 января 2003 года, в которых в отдельных случаях отсутствует реквизит мощности двигателя транспортного средства.
     
     Могут ли налоговые органы использовать информацию о мощности транспортного средства, предоставленную им коммерческими организациями, которые по роду своей деятельности занимаются определением мощности транспортных средств для таможенных органов и на этой основе сотрудничают с подразделениями ГИБДД?
     
     В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
     
     Из вышеназванной нормы закона следует, что информация о мощности двигателей транспортных средств для исчисления налога может быть предоставлена только органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств.
     
     Таким образом, предоставление на систематической основе недостающей информации о мощности двигателей транспортных средств в налоговые органы должно быть организовано через органы, осуществляющие государственную регистрацию этих средств.
     
     При этом взаимодействие налоговых органов со сторонними организациями по определению мощности двигателей транспортных средств в случае отсутствия этого показателя в сведениях, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию, возможно в рамках ст. 95 НК РФ.
     
     При продаже автомобиля физическому лицу торговая организация внесла в справку-счет данные о мощности двигателя, отличающиеся от данных, указанных в технической документации. Таким образом, возникло несоответствие сведений, представленных государственным органам, осуществляющим регистрацию автомобиля, с данными, содержащимися в технической документации.
     
     Какую мощность следует выбирать налогоплательщику в качестве налоговой базы для исчисления транспортного налога в возникшей ситуации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
     
     Пунктом 5 ст. 362 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
     
     В соответствии с п. 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ в случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.
     
     С учетом вышеизложенного в приведенной в вопросе ситуации для исчисления транспортного налога в качестве налоговой базы налогоплательщику следует выбирать мощность, указанную в технической документации на транспортное средство.
     
     Физическое лицо приобрело бывший в пользовании легковой автомобиль у другого физического лица на основании договора купли-продажи.
     
     При осуществлении государственной регистрации вышеуказанного транспортного средства на лицо, купившее автомобиль выяснилось, что данные о мощности автомобиля в технической документации отсутствуют. Как определить мощность транспортного средства в целях исчисления суммы транспортного налога?
     
     Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
     
     Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ для транспортных средств, имеющих двигатели, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
     
     Согласно п. 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ при отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.
     
     Таким образом, мощность двигателя в случае, приведенном в вопросе, определяется согласно заключению проведенной экспертизы.
     

Сообщение налоговому органу о передаче транспортного средства

     
     Физическое лицо передало в 2001 году зарегистрированное на него транспортное средство на основании доверенности на право владения и распоряжения другому физическому лицу. Об этом факте физическое лицо, передавшее транспортное средство, уведомило налоговый орган по месту своего жительства письменным сообщением с указанием данных о транспортном средстве и лице, которому передано транспортное средство. Налоговый орган счел указанное сообщение недостаточным и затребовал дополнительные документы. Правомерно ли требование налогового органа?
     
     Статьей 357 НК РФ установлено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
     
     В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ налоговые органы на основании ст. 31 Кодекса вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй ст. 357 НК РФ.
     
     Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что письменного сообщения о факте передачи транспортного средства на основании доверенности недостаточно для признания налогоплательщиком лица, указанного в доверенности.
     
     Согласно абзацу седьмому п. 7 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:
     
     - лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
     
     - транспортное средство;
     
     - лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;
     
     - доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;
     
     - нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).
     
     Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).
     
     В соответствии с п. 8 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут быть договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет; документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств). Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут служить расписка в получении транспортных средств; документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю. Документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав и на владение и распоряжение транспортным средством, могут быть доверенность на право, в том числе владения и распоряжения; копия доверенности, заверенная нотариусом.
     
     В связи с вышеизложенным требование налогового органа правомерно.     


Возможность перерасчета суммы транспортного налога

     
     Согласно принятому закону о транспортном налоге в субъекте Российской Федерации, где проживает физическое лицо, имеющее в собственности зарегистрированный на него автомобиль, налоговое уведомление должно быть вручено налоговым органом в срок не позднее 1 июня налогового периода, а уплата налога должна быть произведена не позднее 1 августа налогового периода. Физическое лицо планирует продать вышеуказанный автомобиль в сентябре текущего года. Следовательно, возникнет переплата налога.
     
     Имеет ли право физическое лицо потребовать у налогового органа произвести перерасчет суммы налога и возвратить излишне уплаченную сумму?
     
     Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом, и в соответствии с п. 3 ст. 363 Кодекса налоговый орган вручает налогоплательщику налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога.
     
     Пунктом 44 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ определено, что в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу, указывается сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Вышеуказанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного п. 3 ст. 362 НК РФ; срока уплаты, определяемого исходя из норм закона субъекта Российской Федерации, даты направления налогового уведомления.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается за один полный месяц.
     
     Следовательно, в данном случае сумма налога должна быть исчислена с коэффициентом 9/12.
     
     На основании подпункта 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
     
     С учетом вышеизложенного физическое лицо вправе потребовать у налогового органа произвести перерасчет и возврат излишне уплаченной суммы налога.
     

Порядок уточнения сведений о транспортном средстве

     
     Физическое лицо получило от налогового органа налоговое уведомление об уплате авансового платежа по транспортному налогу, в котором указывалось транспортное средство, фактически не принадлежащее этому физическому лицу (ошибочные данные). Каков порядок уточнения сведений о транспортном средстве?
     
     Пунктом 1 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.
     
     Письмом МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" в разделе "Порядок уплаты транспортного налога" даны следующие разъяснения.
     
     В части порядка уплаты транспортного налога главой 28 НК РФ определено только место уплаты этого налога. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода.
     
     Статьей 363 НК РФ предусмотрено вручение налогоплательщику - физическому лицу налогового уведомления.
     
     Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
     
     На основании налогового уведомления налогоплательщик уплачивает исчисленную сумму налога, а в случае введения уплаты авансовых платежей - сумму авансового платежа.
     
     Исходя из данных, содержащихся в вопросе, налогоплательщик получил от налогового органа налоговое уведомление об уплате авансового платежа по транспортному средству, ему не принадлежащему, то есть в базе данных налогового органа находятся ошибочные сведения. В этом случае налогоплательщик - физическое лицо должен сообщить об обнаруженных несоответствиях в налоговый орган, приславший уведомление. Уточнение сведений производится налоговым органом в порядке, установленном Методическими рекомендациями по применению главы 28 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 38 вышеуказанных Методических рекомендаций в случае поступления от физического лица заявления о том, что на него не зарегистрировано транспортное средство, названное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен уточнить сведения относительно конкретного транспортного средства. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений:
     
     - о конкретном транспортном средстве; лицах, на которые оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации;
     
     - о всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо.
     
     При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.     


Плательщики транспортного налога на воздушные суда

     
     Кто признается плательщиком транспортного налога на воздушное судно, являющееся объектом налогообложения в соответствии с главой 28 НК РФ?
     
     В ст. 357 НК РФ определено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации) (п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110).
     
     Таким образом, плательщиками транспортного налога в отношении воздушных судов будут являться эксплуатанты.
     
     Дополнительно к вышеизложенному следует заметить, что в разделе II вышеуказанных Методических рекомендаций приведены термины и понятия, необходимые при применении главы 28 НК РФ, где определено, что эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ).     


Плательщики транспортного налога

     
     Какие лица признаются плательщиками транспортного налога?
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
     
     При этом установлено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, которым введена в действие глава 28 НК РФ (то есть до 29 июля 2002 года), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
     
     Физические лица, на которых зарегистрированы вышеуказанные транспортные средства, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего жительства о передаче на основании доверенности данных транспортных средств.
     
     Признаюсь ли я плательщиком транспортного налога в случае, если являюсь владельцем автомобиля, которым давно не пользуюсь?
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено вышеназванной статьей НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
     
     Кроме того, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год (п. 5 ст. 362 НК РФ).
     
     Таким образом, плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое оно зарегистрировано, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, используется ли оно или нет. Если транспортное средство невозможно эксплуатировать, то оно должно быть снято с учета в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. В этом случае владелец транспортного средства не является плательщиком транспортного налога.
     
     Кто является плательщиком транспортного налога в случае продажи автомобиля по доверенности?
     
     В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие согласно НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено вышеназванной статьей НК РФ.
     
     По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы вышеуказанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
     
     Таким образом, после официального опубликования Закона N 110-ФЗ плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть его владелец, вне зависимости от того, была оформлена на него доверенность или нет. Если доверенность оформлена до официального опубликования Закона N 110-ФЗ, то есть до 29 июля 2002 года, плательщиком налога является лицо, указанное в доверенности.     


Правомерность установления авансовых платежей по транспортному налогу

     
     Субъектом Российской Федерации принят закон о транспортном налоге, предусматривающий уплату авансовых платежей. Правомерен ли такой порядок уплаты транспортного налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъекта Российской Федерации.
     
     Письмом МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" приведены разъяснения, касающиеся разработки законов о транспортном налоге субъектом Российской Федерации.
     
     Разделом "Порядок уплаты транспортного налога" вышеуказанного письма МНС России обращено внимание налоговых органов на то, что согласно НК РФ уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах, а также сообщено следующее.
     
     Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончания налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.
     
     В связи с вышеизложенным уплата авансовых платежей по транспортному налогу установлена законом субъекта Российской Федерации правомерно.