Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности


Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(106)7`2004

    

А.Н. Лозовая
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

Представление временных периодических таможенных деклараций для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 %

     
     Имеет ли право российское предприятие, являющееся традиционным экспортером и использующее особый порядок декларирования экспортируемых товаров, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % представлять в налоговый орган в пакете документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, временные периодические таможенные декларации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ, а также товаров, реализуемых хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия), вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % в отношении экспортируемых товаров в налоговые органы представляются документы, перечисленные в вышеуказанном пункте ст. 165 настоящего Кодекса, в том числе грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     Вместе с тем согласно подпункту 3 п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения экспортерами правомерности применения ставки НДС в размере 0 % при вывозе за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров допускается представление в налоговые органы грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа. При этом случаи и порядок применения данной нормы НК РФ определяются МНС России и ГТК России.
     
     Так, в соответствии с письмом МНС России от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909 "О представлении в налоговые органы специальных реестров вывезенных товаров в режиме экспорта" вышеуказанный порядок распространяется на традиционных экспортеров - производителей товаров, реализующих продукцию собственного производства и использующих особый порядок декларирования товаров на основе временных, неполных и периодических таможенных деклараций.
     
     При этом налогоплательщики должны указывать в специальном реестре номер полной грузовой таможенной декларации (полной периодической грузовой таможенной декларации или неполной грузовой таможенной декларации); номер временной грузовой таможенной декларации или временной периодической грузовой таможенной декларации; код товара по ТН ВЭД России; наименование товара; вес брутто; количество товара, оформленного по полной грузовой таможенной декларации или неполной грузовой таможенной декларации; вид и номер транспортных средств; тип и номер транспортных документов; номера контейнеров; номер и дату поручения на погрузку; дату вывоза; наименование и код таможни на границе; дату оформления реестра.
     
     Данный специальный реестр должен быть подписан уполномоченным сотрудником таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Российской Федерации, заверен оттиском его личной номерной печати, а также подписан начальником таможни, в регионе деятельности которой находится пункт пропуска, и заверен гербовой печатью.
     
     Таким образом, реестр, представляемый в налоговый орган налогоплательщиком, являющимся традиционным экспортером, содержит все сведения, необходимые для подтверждения факта реального экспорта товаров, подлежащие отражению в полной грузовой таможенной декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, традиционные экспортеры для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при вывозе экспортируемых товаров имеют право представлять в налоговый орган временную периодическую грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и вышеуказанный специальный реестр фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа.
     
     В то же время необходимо отметить, что на основании п. 1 ст. 31 и ст. 88 НК РФ налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, в том числе НДС. Поэтому при проведении налоговой проверки налоговый орган имеет право дополнительно запросить у предприятия, являющегося традиционным экспортером, полные грузовые таможенные декларации (их копии).
     

Применение ставки НДС в размере 0 % в отношении экспедиторских услуг

     
     Российская организация при оказании услуг по договорам транспортной экспедиции экспортируемых и импортируемых товаров до 1 января 2004 года применяла ставку НДС в размере 20 % с последующей уплатой соответствующих сумм налога, полученных от покупателей услуг, в бюджет. При этом документы, необходимые для подтверждения ставки НДС в размере 0 %, у данной организации отсутствовали. Имеет ли право в настоящее время российская организация, оказывавшая вышеуказанные экспедиторские услуги, применять в отношении их ставку НДС в размере 0 % в случае представления в налоговые органы всех необходимых документов? Являются ли документы, представленные покупателями услуг, основанием для применения ставки НДС в размере 0 % за прошлые периоды?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, производится по ставке в размере 0 %. Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемых российскими перевозчиками, и на иные подобные работы (услуги). К иным подобным работам и услугам возможно отнести работы и услуги по сопровождению, экспедированию, хранению экспортируемых товаров, а также работы по перевалке грузов, выполняемые как российскими перевозчиками, так и иными российскими организациями.
     
     В связи с вышеизложенным услуги по обеспечению перевозок грузов в международном сообщении, оказываемые российской организацией по договорам транспортной экспедиции, следует облагать НДС по ставке в размере 0 %.
     
     Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в налоговые органы в обязательном порядке должны быть представлены документы, перечень которых предусмотрен п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Как следует из вопроса, российская организация ввиду отсутствия документов, необходимых для подтверждения права применения ставки НДС в размере 0 % при оказании услуг по договорам транспортной экспедиции экспортируемых и импортируемых товаров, до 1 января 2004 года применяла ставку НДС в размере 20 % с последующей уплатой соответствующих сумм налога, полученных от покупателей услуг, в бюджет.
     
     В настоящее время после получения от заказчиков вышеуказанных экспедиторских услуг документов, подтверждающих обоснованность применения в отношении оказываемых услуг ставки НДС в размере 0 %, необходимых для представления в налоговые органы, данная российская организация вправе применить в отношении этих услуг ставку НДС в размере 0 % при условии, что сумма налога в размере 20 %, ранее предъявленная заказчикам, не была возмещена им из бюджета, либо в случае проведения заказчиками перерасчета с бюджетом путем восстановления сумм НДС по экспедиторским услугам, ранее принятых к вычету.     


Обоснование в размере ставки НДС применения 0 % копией выписки банка о зачислении средств от третьего лица

     
     Является ли достаточным обоснованием применения ставки НДС в размере 0 % копия выписки банка о зачислении средств от третьего лица, если во внешнеторговом экспортном контракте с иностранным покупателем не оговорено участие в расчетах третьих лиц, но и не содержится условия об обязательном исполнении контракта лично покупателем товара?
     
     В соответствии со ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 % применяется при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, в том числе выписки банка (ее копии), подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.
     
     Учитывая вышеуказанные нормы НК РФ, в случае представления российским налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (ее копии), подтверждающей поступление выручки на его счет не от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара, а от третьего лица, а также при отсутствии в контракте условия о порядке расчетов с участием третьих лиц, налоговый орган в ходе проверки обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % вправе принять решение об отказе в возмещении этого налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.     


Налогообложение имущества, передаваемого учредителем в уставный капитал

     
     Исходя из норм подпункта 1 п. 2 ст. 146 и подпункта 4 п. 3 ст. 39 НК РФ объектом обложения НДС не признается передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ]. В связи с вышеизложенным просим разъяснить, признается ли объектом обложения НДС ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, если он является имуществом, передаваемым учредителем в уставный капитал. Если такой ввоз является объектом налогообложения, просим разъяснить, подлежит ли вычету (возмещению) сумма НДС, уплаченная российским хозяйственным обществом при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации имущества, которое учредитель передает в качестве вклада в уставный капитал такого общества?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что ряд операций (приведенных в п. 3 ст. 39 Кодекса) не признается реализацией товаров и, соответственно, такие операции не являются объектом обложения НДС.
     
     К таким операциям относится в том числе передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов].
     
     Однако в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является самостоятельным объектом обложения НДС.
     
     Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС, установлен ст. 150 НК РФ. В данный перечень включены только технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
     
     Учитывая вышеизложенное, другие товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, предназначенные для внесения в уставный (складочный) капитал, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Что касается принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада учредителя в уставный капитал организации, то согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения (с 1 января 2004 года - выпуска для внутреннего потребления), временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в полном объеме после принятия вышеуказанных товаров к учету.
     
     Таким образом, НДС, уплаченный таможенным органам по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации в качестве вклада учредителя в уставный капитал организации, принимается к вычету в общеустановленном порядке при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ.
     

Подтверждение места реализации работ

     
     Российская организация периодически осуществляет научно-исследовательские работы по контрактам с иностранными фирмами, которые не занимаются деятельностью на территории Российской Федерации. Юридический и почтовый адреса таких фирм приводятся в контрактах, средства на оплату по данным работам поступают российской организации из зарубежных банков на ее валютный счет, результаты работ (отчеты) отправляются в соответствующие иностранные государства. В связи с тем что местом реализации данных работ не является территория Российской Федерации, просим разъяснить, как подтверждается документально место реализации работ за пределами территории Российской Федерации в целях применения НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ если местом реализации научно-исследовательских работ, выполняемых российской организацией по контракту с иностранными лицами, территория Российской Федерации не признается, такие работы НДС не облагаются.
     
     Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ, выполняемых российскими налогоплательщиками, являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ. В связи с этим документами, подтверждающими правомерность неуплаты НДС, в случае, приведенном в вопросе, помимо контрактов, заключенных с иностранными лицами, могут быть акты приемки-сдачи выполненных работ. Кроме того, если результаты научно-исследовательских работ выражаются в материальной форме или их выполнение сопровождается перемещением через таможенную границу каких-либо товаров, то в качестве вышеуказанных документов, по нашему мнению, могут применяться копии таможенных деклараций, транспортные, товаросопроводительные документы.
     
     Одновременно следует отметить, что на основании п. 1 ст. 31 и ст. 88 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, в том числе НДС. Поэтому в ходе осуществления камеральной проверки с целью определения достоверности информации, ранее указанной в декларации по НДС, налоговый орган может запросить у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность действий налогоплательщика.
     

(Продолжение следует)