Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли бюджетных средств, получаемых предприятиями ЖКХ для покрытия убытков, образовавшихся в результате оказания коммунальных услуг населению по государственным регулируемым ценам (тарифам), а также для компенсации недополученных тарифных платежей за оказанные услуги льготным категориям населения?
     
     Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг.
     
     Источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг согласно вышеуказанному Федеральному закону и другим законодательным актам, в которых предусматриваются льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, определены средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, возмещается из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
     
     Поэтому организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по регулируемому тарифу без применения льгот, установленных для отдельных категорий населения.
     
     При этом следует иметь в виду, что уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий населения главой 25 НК РФ не предусмотрено.
     
     Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов согласно ст. 266 НК РФ.
     

     Организации, реализующие коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, учитывают средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в составе внереализационных доходов, в том числе и в случае, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
     
     Одновременно сообщаем, что глава 25 НК РФ не содержит положения об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, применяющих регулируемые тарифы за оказанные услуги населению, на суммы недопоступивших из бюджета средств на покрытие сумм превышения расходов над доходами.
     
Н.Н. Белова
     
     Малое предприятие, выполнявшее строительно-монтажные работы, получило в счет оплаты за выполненные работы векселя. Стоимость строительно-монтажных работ, за выполнение которых получены векселя, была учтена в доходах организации. Вышеуказанные векселя были предъявлены в этом же налоговом периоде векселедателю (банку) для досрочного погашения.
     
     Следовало ли при расчете удельного веса льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) для определения права организации на применение льготы по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 НК РФ, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), учитывать доходы, полученные от реализации ценных бумаг (погашение векселя)?
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ) Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1) утратил силу.
     
     При этом предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     

     Пунктом 4 ст. 6 Закона N 2116-1 предусмотрено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом настоящего пункта ст. 6 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Вышеуказанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Исходя из п. 2 ст. 249 главы 25 НК РФ с 1 января 2002 года выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Необходимо также учитывать, что исходя из п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 2116-1 показатель общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) формировался с учетом выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и не включал результаты от реализации основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия (в том числе ценных бумаг) и доходы от внереализационных операций.
     

     В ситуации, приведенной в вопросе, в счет оплаты за выполненные строительно-монтажные работы организацией были получены векселя. Стоимость строительно-монтажных работ, за выполнение которых были получены векселя, была учтена в доходах организации.
     
     В этом же налоговом периоде векселя были предъявлены векселедателю (банку) для до-срочного погашения.
     
     В связи с вышеизложенным доходы, полученные от реализации ценных бумаг (погашение векселей), не подлежали включению в общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) для расчета удельного веса льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) для определения права организации на применение льготы по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1.
     
С.Г. Сергиенко,
зам. начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     В каком порядке учитываются при налогообложении прибыли расходы, понесенные организацией на приобретение права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка?
     
     При рассмотрении поставленного вопроса необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 НК РФ).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Плата за выкуп права аренды земельного участка законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы в виде платы за выкуп права аренды земельного участка не могут быть приняты при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций, поскольку не могут быть отнесены к обоснованным расходам.
     
Е.В. Евсик,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Организация имеет обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчетного счета, организованное в форме представительства. Данное представительство расположено в другом городе Российской Федерации и состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции данного города. При этом организация открывает в данном городе, но в другом его районе, на территории, подведомственной другой налоговой инспекции, еще одно обособленное территориальное подразделение - дополнительный офис, также не имеющий отдельного баланса и расчетного счета.
     
     Должна эта организация уплачивать налоговые платежи за представительство и дополнительный офис в общей их доле или данные платежи следует рассчитывать и уплачивать раздельно?
     

     Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     При этом читателям журнала следует обратить внимание на то, что в п. 9 ст. 83 НК РФ содержится норма, согласно которой в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
     
     Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
В.К. Мареева
     
     С какого момента в целях налогообложения прибыли определяется срок полезного использования амортизируемого имущества, подвергнутого реконструкции: с даты ввода в эксплуатацию или с даты ввода после проведения реконструкции? Увеличивается ли срок полезного использования имущества, если продолжительность реконструкции или модернизации объекта основных средств менее 12 месяцев?
     
     Нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. К амортизируемому имуществу относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроки полезного использования амортизируемого имущества определяются налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Из состава амортизируемого имущества исключаются, в частности, основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
     
     По основным средствам, находящимся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев, начисление амортизации не производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода имущества по решению руководства организации на реконструкцию, модернизацию. При окончании реконструкции, модернизации имущества амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания реконструкции, модернизации.
     
     Таким образом, если продолжительность реконструкции или модернизации объекта основных средств менее 12 месяцев, то по такому объекту амортизация начисляется в общеустановленном порядке и увеличения срока полезного использования не происходит.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     В каком порядке должна применять НДС организация, которая заключила договор купли-продажи с Министерством имущественных отношений Московской области и приобрела земельный участок, оплатив стоимость участка и сумму НДС на счета федерального казначейства? При этом на территории участка находятся производственные помещения, которые используются данной организацией для оказания услуг клиентам.
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром для целей налогообложения.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу, операции по реализации земельных участков подлежат обложению НДС.
     
     Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. В связи с этим при реализации земельного участка Министерством имущественных отношений Московской области плательщиком НДС является это Министерство.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшать общую сумму НДС на установленные данной статьей настоящего Кодекса налоговые вычеты. При этом на основании п. 2 и 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности, облагаемой НДС, как продавцам товаров (работ, услуг), так и в бюджет в качестве налогового агента.
     
     Учитывая вышеизложенное, если вышеназванная организация осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС, то суммы НДС, уплаченные организацией, о которой идет речь в вопросе, в бюджет при приобретении земельного участка могут быть приняты к вычету.
     
     Что касается порядка возмещения сумм НДС, в том числе уплаченных при приобретении земельных участков, то согласно п. 1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей настоящего Кодекса.
     
     Является ли ошибкой, если в счете-фактуре в графе «Грузоотправитель», «Грузополучатель» стоят слова «Он же»?
     

     Составление и заполнение счетов-фактур регламентируется Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, и ст. 169 НК РФ.
     
     Так, согласно Приложению N 1 к вышеуказанным Правилам (раздел «Состав показателей счета-фактуры») и п. 5 ст. 169 НК РФ в строке 3 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Допускается указание в данной строке слов «он же», если продавец и грузоотправитель являются одним и тем же лицом. Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то приводится адрес грузоотправителя.
     
     Что касается строки 4 счета-фактуры, то в ней должно быть указано полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. Иных сокращений вышеназванными документами не предусмотрено.
     
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Правомерно ли применять ставку НДС в размере 10% при реализации на территории Российской Федерации сахара и сахара-сырца?
     
     Пунктом 2 ст. 164 НК РФ установлен перечень товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10%. В данный перечень включены сахар и сахар-сырец. При этом согласно данному пункту ст. 164 НК РФ коды видов продукции, в отношении которой применяется ставка НДС в размере 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, а также ТН ВЭД определяются Правительством РФ.
     
     Несмотря на то что перечень конкретных кодов видов продукции, в отношении которой применяется ставка налога в размере 10%, до настоящего времени Правительством РФ не утвержден, применение этой ставки налога при реализации на территории Российской Федерации сахара и сахара-сырца действующему законодательству по НДС не противоречит.
     
О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Организация оказывает услуги спутниковой телефонной связи резидентам Российской Федерации в рамках посреднических договоров с иностранным оператором связи, имеющим спутники и станции сопряжения за пределами территории Российской Федерации. Выручка, полученная от реализации услуг спутниковой телефонной связи за вычетом вознаграждения, направляется организацией иностранному оператору связи, не состоящему на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика. При выставлении счетов-фактур на оказанные услуги организация облагает НДС только вознаграждение. Правильно ли она поступает?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг спутниковой телефонной связи в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывает услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. Таким образом, местом реализации услуг спутниковой телефонной связи, оказанных иностранным оператором связи, не состоящим на учете в российских налоговых органах, территория Российской Федерации не является.
     
     С учетом вышеизложенного данные услуги не облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
     Что касается посреднических услуг, оказываемых организацией резидентам Российской Федерации, то согласно п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, и, соответственно, данные услуги подлежат обложению НДС в порядке, установленном ст. 156 НК РФ.
     
О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Облагаются ли НДС инжиниринговые услуги, оказанные российской организацией казахстанскому юридическому лицу, не имеющему постоянного представительства на территории Российской Федерации?
     
     Порядок применения НДС во взаимных торговых отношениях Российской Федерации и Республики Казахстан регулируется Соглашением от 09.10.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, ратифицированным Федеральным законом от 27.12.2000 N 155-ФЗ.
     
     Согласно ст. 5 вышеуказанного Соглашения порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие такого протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон.
     

     Следует отметить, что до настоящего времени вышеуказанный протокол не разработан, поэтому при рассмотрении вопросов обложения НДС работ (услуг), выполненных (оказанных) в рамках договоров между российскими и казахстанскими хозяйствующими субъектами, следует применять нормы главы 21 НК РФ.
     
     Так, согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании положений ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией по договору с юридическим лицом Республики Казахстан, не имеющим на территории Российской Федерации постоянного представительства, территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги НДС не облагаются.
     
     Если получено несколько авансов в счет отгрузки одной партии товара, то нужно ли в счете-фактуре указывать все номера платежных поручений?
     
     Пунктом 5 ст. 169 НК РФ установлен перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре. Данным перечнем предусмотрен номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Таким образом, при получении поставщиком денежных средств от покупателя до отгрузки ему товаров в счете-фактуре необходимо указывать все номера платежно-расчетных документов независимо от их количества.
     
Е.Н. Вихляева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Вправе ли организация, осуществляющая реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у индивидуальных предпринимателей и организаций, не являющихся плательщиками НДС, при определении налоговой базы по НДС применять положения, предусмотренные п. 4 ст. 154 НК РФ?
     
     Порядок определения налоговой базы по НДС, установленный п. 4 ст. 154 НК РФ, применяется при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.
     

     Таким образом, применять вышеуказанный порядок в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе не являющихся плательщиками НДС, правовых оснований не имеется. В этих случаях при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть как полная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 40 Кодекса, без включения НДС.
     

О налоге на добычу полезных ископаемых

     
     Е.В. Грызлова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     В период с 1999 года по 2001 год акционерное общество было плательщиком предусмотренных ст. 41 Закона РФ от 01.02.1992 N 2395-1 «О недрах» платежей за право пользования недрами. В соответствии с абзацем седьмым ст. 41 вышеуказанного Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством РФ. На основании этого положения было издано Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828. Учитывая, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120 порядок расчета налогооблагаемой базы, определявшейся по ценам реализации товарной продукции, был признан недействительным, просим разъяснить, что являлось в данном случае налоговой базой по налогу на добычу полезных ископаемых.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
     
     Статьей 39 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) определено, что при пользовании недрами должен был производиться ряд платежей, в том числе платежи за добычу полезных ископаемых в составе платежей за пользование недрами, а также отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Согласно ст. 41 Закона РФ «О недрах» налоговая база в отношении платежей за добычу полезных ископаемых определялась с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска.
     
     В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база может представлять собой стоимостную, физическую и иную характеристику объекта налогообложения, и в данном случае по платежам за право на пользование недрами используется стоимостная характеристика объекта налогообложения. При этом для целей налогообложения используется рыночная цена товара (ст. 40 НК РФ).
     

     Учитывая, что в соответствии с абзацем четвертым ст. 41 Закона РФ «О недрах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) платежи за добычу полезных ископаемых определялись как доля стоимости добытых полезных ископаемых, налоговая база платежей за добычу полезных ископаемых имела стоимостную характеристику.
     
     Из вышеприведенного следует, что элементы налогообложения были установлены Законом РФ «О недрах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2002); в соответствии с ним Правительство РФ постановлением от 28.10.1992 N 828 конкретизировало отдельные аспекты применения платежей за пользование недрами.
     
     Так, в частности, вышеуказанным постановлением Правительства РФ было уточнено понятие «стоимость добытых полезных ископаемых», которая должна была учитываться в соответствии с частью четвертой ст. 41 Закона РФ «О недрах», конкретизировано понятие «цена» при реализации минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или экспортных поставок и т.д.
     
     Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828, не устанавливало и не изменяло элементы налогообложения в отношении платежей за пользование недрами, которые определены Законом РФ «О недрах», а лишь конкретизировало их применительно к различным возможным ситуациям, что соответствует п. 1 ст. 4 НК РФ.
     
     Кроме того, признание Верховным Судом Российской Федерации недействительными отдельных положений вышеуказанного постановления Правительства РФ не означает, что стоимостью добытых полезных ископаемых является себестоимость добычи полезных ископаемых.
     
     В соответствии со ст. 41 Закона РФ «О недрах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) платежи за добычу полезных ископаемых взимались в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включались в себестоимость добычи полезных ископаемых и определялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих установленные нормативы.
     
     В данной статье Закона РФ «О недрах» разграничены понятия «стоимость добытых полезных ископаемых» и «себестоимость добычи полезных ископаемых», тем самым исключается возможность исчисления налога от себестоимости добычи.
     
     В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 и действовавшим в рассматриваемый период, себестоимость продукции (работ, услуг) представляла собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     Согласно Положениям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и 33н соответственно, стоимость продукции (товаров) устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).
     
     Таким образом, себестоимость как совокупность затрат налогоплательщика на производство и реализацию товарной продукции, являясь стоимостной характеристикой процесса добычи полезных ископаемых, не может быть признана стоимостной характеристикой самих добытых полезных ископаемых и не может быть принята при определении налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых.
     
     В связи с вышеприведенным налоговая база по платежам за добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, исчисленная исходя из фактических цен реализации.
     

О государственной пошлине

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     В каком размере взимается государственная пошлина при подаче в арбитражный суд исковых заявлений о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц?
     
     При подаче в арбитражный суд исковых заявлений о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц государственная пошлина взимается по ставкам, установленным подпунктом 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине», как для иных исковых заявлений неимущественного характера.
     
     Вправе ли налоговый орган самостоятельно требовать от плательщика государственной пошлины устранения выявленного недобора по уплате государственной пошлины по гражданскому делу, рассмотренному судом общей юрисдикции, или для этого требуется дополнительное определение суда?
     
     Какими должны быть действия налогового органа, установившего факт излишне взысканной госпошлины по гражданскому делу, рассмотренному судом общей юрисдикции?
     
     При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о государственной пошлине, налоговые органы вправе в соответствии со ст. 31 НК РФ самостоятельно, без дополнительного определения об этом суда, требовать от плательщиков государственной пошлины устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение вышеуказанных требований.
     
     Установив факт излишне взысканной госпошлины, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта и в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ по письменному заявлению произвести налогоплательщику зачет или возврат государственной пошлины.
     

Об административной и налоговой ответственности

     
     У.А. Гусейнова,   
советник налоговой службы III ранга

     
     Необходимо ли мясокомбинатам, хлебокомбинатам или кондитерским фабрикам, получать соответствующие лицензии, дающие право осуществлять оптовые закупки алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции, если эти организации планируют закупать алкогольную продукцию и спиртсодержащую пищевую продукцию в качестве сырья для дальнейшего использования в производстве собственной продукции?
     
     В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ) деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется юридическими лицами на основании предусмотренных данным Законом лицензий.
          В силу ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
     
     Таким образом, если мясокомбинаты, хлебокомбинаты либо кондитерские фабрики планируют закупать алкогольную и спиртсодержащую пищевую продукцию в качестве сырья для дальнейшего использования в производстве собственной продукции (колбасы, конфеты и т.д.), они должны получить лицензии, дающие право осуществлять оптовые закупки алкогольной либо спиртосодержащей продукции.
     
     Правомерен ли отказ налоговых органов снять пломбы с технологической линии розлива слабоалкогольной продукции после длительного простоя в связи с открытием в отношении организации конкурсного производства?
     
     При осуществлении блокирования оборудования и выведения из технологического процесса производственных мощностей организаций, производящих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, территориальные налоговые органы должны руководствоваться положениями Порядка осуществления блокирования и выведения из технологического процесса производственных мощностей по производству этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 26.08.1998 N БФ-3-31/214 (далее - Порядок).
     
     Согласно п. 2 Порядка блокирование оборудования и выведение из технологического процесса производственных мощностей вышеуказанных организаций осуществляется при междусменных простоях, а также более длительных простоях оборудования, связанных с приостановлением действия или аннулированием лицензий, отсутствием квот на этиловый спирт или специальных марок для маркировки алкогольной продукции, отсутствием сырья, вспомогательных и тароупаковочных материалов для производства этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также по техническим причинам.
     

     Вместе с тем Порядок не предусматривает такое обстоятельство, как открытие конкурсного производства в отношении организации, в качестве основания для блокирования оборудования и выведения из технологического процесса производственных мощностей лицензиата.
     
     Более того, нормы главы 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» также не дают права налоговому органу выводить из технологического процесса оборудование и технологические мощности юридического лица, находящегося в процессе конкурсного производства.
     
     В силу п. 5 Порядка снятие пломб с технологических линий по производству спиртосодержащей и алкогольной продукции осуществляется перед началом работы. При необходимости возобновления их эксплуатации после длительного простоя и при возобновлении технологического процесса по производству спирта снятие пломб осуществляется уполномоченными инспекторами после уведомления налоговой инспекции по месту нахождения организации о времени начала работы.
     
     Таким образом, если организация неоднократно уведомляла налоговые органы о возобновлении эксплуатации технологических линий розлива слабоалкогольных напитков после простоя, то отказ снять пломбы с вышеуказанной линии в связи с открытием конкурсного производства в отношении организации является незаконным.
     
И.И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга
     
     Подлежит ли рассмотрению налоговым органом запрос налогоплательщика, который подписан начальником финансового отдела организации и не имеет печати организации?
     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
     
     Пунктом 1 ст. 26 НК РФ определено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     

     Согласно п. 3 вышеназванной статьи НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
     
     Согласно ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3.4 Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденного приказом МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120, письменный запрос по вопросам применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах должен быть подписан физическим лицом, руководителем или иным уполномоченным лицом организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя или иного уполномоченного лица) и содержать данные соответственно о месте жительства (прописки) физического лица или месте нахождения организации. Письменный запрос, не отвечающий требованиям данного пункта вышеуказанного Положения, не рассматривается.
     
     Учитывая вышеизложенное, такой запрос налогоплательщика налоговыми органами рассматриваться не должен, поскольку он оформлен с нарушением установленных требований, предъявляемых к запросам налогоплательщиков.