Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении пособий по временной нетрудоспособности


Об исчислении пособий по временной нетрудоспособности

     
     В.Р. Захарьин,
к.э.н.     
     

1. Общие положения

     
     В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) одной из основных гарантий, предоставляемых работнику при выполнении обязанностей по трудовому до-говору, является обязанность работодателя выплачивать пособие по временной нетрудоспособности. Статья 183 ТК РФ является отсылочной - размеры пособий по временной нетрудоспособности, порядок и условия их выплаты должны устанавливаться федеральным законом. В настоящее время (по истечении двух лет после вступления ТК РФ в силу) соответствующий федеральный закон не принят. Отдельные вопросы, касающиеся порядка и правил расчета пособий по временной нетрудоспособности, регулируются другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее - Закон о бюджете ФСС РФ на 2004 год).
     

2. Нормативные акты, регулирующие порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности

     
     Письмом Федерального фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам» разъяснено следующее: в связи с введением в действие с 1 февраля 2002 года ТК РФ порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию не изменяется. На основании части второй ст. 423 ТК РФ впредь до введения в действие соответствующего федерального закона, определяющего размеры и условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ), по-прежнему применяются Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (далее - Основные условия).
     
     В письме ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418 указано на то, что при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности следует по-прежнему руководствоваться нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР.
     
     В соответствии с п. 25 Основных условий размеры пособий по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания, определяются в процентном отношении в зависимости от непрерывного трудового стажа. При определении размера пособия трудовой стаж исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 (далее - Правила исчисления непрерывного стажа). В настоящее время действие вышеупомянутых Правил подтверждается решениями Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2002 и от 20.08.2002 (дела N ГКПИ 2002-868, ГКПИ 2002-771). Вместе с тем применять Правила исчисления непрерывного стажа следует с учетом изменений трудового законодательства, происшедших за период после внесения последних изменений (1991 год).
     

     Статьей 8 Закона о бюджете ФСС РФ на 2004 год определено, что исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, а именно Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213. При этом следует учитывать, что вышеуказанное Положение регулирует только общие правила определения среднего заработка. Специальные вопросы, которые могут возникнуть при расчете пособия, должны разрешаться исходя из норм ранее принятых нормативных актов.
     
     Таким образом, необходимо учитывать следующие общие принципы:
     
     - расчет производится на основе общих правил расчета среднего заработка с учетом требований ранее принятых документов (в той части, в которой эти требования не противоречат действующему законодательству);
     
     - расчет трудового стажа (в зависимости от продолжительности которого определяется размер пособия - в процентах от размера среднего заработка или в абсолютных величинах) производится исходя из требований Правил исчисления непрерывного стажа, утвержденных в 1973 году, с учетом изменений действующего законодательства. Подчеркнем, что вышеуказанный расчет непрерывного трудового стажа осуществляется в целях определения права на размер пособия;
     
     - отдельно определяется продолжительность фактической работы получателя пособия в течение последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая. Расчет производится в соответствии с положениями ст. 8 Закона о бюджете ФСС РФ на 2004 год и разъяснением Минтруда России от 24.12.2003 N 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году», утвержденным постановлением Минтруда России от 24.12.2003 N 89 (далее - Разъяснение Минтруда России).
     

3. Ограничения размера пособий по временной нетрудоспособности

     

3.1. Ограничение размера пособия, обусловленное сроком фактической работы получателя пособия в течение последних 12 месяцев перед наступлением периода временной нетрудоспособности

     
     Новое и, по нашему мнению, самое существенное ограничение, действующее в 2004 году (и, весьма вероятно, в следующих периодах), установлено п. 2 ст. 8 Закона о бюджете ФСС РФ на 2004 год, а именно: в 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (МРОТ), а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - МРОТ с учетом этих коэффициентов.
     
     Таким образом, первой операцией, которая должна производиться при расчете размера пособия по временной нетрудоспособности, является определение срока (суммарных периодов) работы получателя пособия в течение последних 12 месяцев. Ранее мы уже отмечали, что в данном случае речь идет не об определении непрерывного стажа работы, а об общем сроке фактической трудовой деятельности.
     
     Разъяснением Минтруда России установлен исчерпывающий перечень периодов, в течение которых работник фактически работал и за ним сохранялась средняя заработная плата, - при направлении в служебные командировки и при переводе на нижеоплачиваемую работу.
     
     В то же время перечень периодов, не учитываемых при определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, фактически является открытым. Непосредственно перечислены только четыре разновидности таких периодов:
     
     - периоды временной нетрудоспособности;
     
     - периоды простоя не по вине работника;
     
     - периоды забастовки, в которой работник не участвовал, но не имел возможности выполнять свою работу;
     
     - дополнительно оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства согласно ст. 262 ТК РФ.
     
     Кроме того, той же статьей ТК РФ установлено, что женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы. Так как в Разъяснении Минтруда России по поводу таких выходных дней дополнительных разъяснений не приводится, то для их включения в стаж работы за последние 12 месяцев нет оснований.
     
     Безусловно, не включаются в стаж работы, дающий право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размерах, превышающих МРОТ, следующие периоды:
     
     - время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;
     
     - время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;
     
     - время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы независимо от их продолжительности.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что при определении стажа работы, дающего право на получение пособия в размерах, превышающих МРОТ, учитываются периоды работы и у прежних работодателей независимо от количества работодателей, количества и продолжительности перерывов между увольнением и последующим приемом на работу. Разъяснение Минтруда России уточняет, что в данном случае основанием для включения периодов работы работника у предыдущего работодателя (работодателей) в стаж, превышающий три месяца фактической работы, являются записи в трудовой книжке или копии трудовых договоров. Истребование дополнительных справок или иных документов не предусмотрено. Из этого, в частности, следует, что если работник в последние периоды работы на прежнем месте имел периоды, которые в общем случае включению в стаж работы (три месяца) не подлежат, то они должны учитываться в общем порядке.
     
     Пример.
     
     Работник был уволен с прежнего места работы 31 января 2003 года, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке. В течение декабря 2002 года - января 2003 года работник не работал в связи с болезнью. Работник вновь поступил на работу в другую организацию 27 октября 2003 года. С 19 января 2004 года он не вышел на работу в связи с болезнью.
     
     В данном случае продолжительность работы в течение последних 12 месяцев (с 19 января 2003 года по 18 января 2004 года) равняется трем месяцам и трем дням (ноябрь и декабрь - полностью + 13 дней января 2003 года + 18 дней января 2004 года + 3 дня октября). Расчет пособия по временной нетрудоспособности определяется из суммы среднего заработка за фактически отработанное время в последней организации - с 27 октября 2003 года.
     
     Заметим, что, если бы работник был восстановлен на работе в прежней организации (или вновь принят на работу на ту же или другую должность), время болезни в январе 2003 года в расчете не участвовало бы и работник получил бы пособие по временной нетрудоспособности из расчета одного МРОТ в месяц.
     
     Также уместно напомнить, что действующее законодательство не делает каких-либо исключений для работников, занятых на сезонных или временных работах, в части момента возникновения права на получение пособия: право на оплату листка нетрудоспособности возникает в день приема на работу. Если на следующий день работник не выйдет на работу в связи с болезнью, период нетрудоспособности будет ему оплачен на общих основаниях. Имеется только одно исключение: в соответствии с п. 22 Основных условий рабочим и служащим, занятым на сезонных и временных работах, пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается на общих основаниях, а пособие по временной нетрудоспособности, возникшей вследствие других причин, - не более чем за 75 календарных дней.
     
     Если стаж фактической работы за последние 12 месяцев не превышает трех месяцев и, следовательно, работник не имеет права на получение пособия в размере, превышающем один МРОТ, определение среднего заработка и проведение прочих расчетов представляется ненужным. Достаточно установить размер пособия, приходящийся на один день в соответствующем месяце, и умножить полученную сумму на количество рабочих дней болезни. При этом можно воспользоваться заранее рассчитанными данными. Эти данные приводятся ниже в табличной форме (см. табл. 1). Для расчета использованы все возможные варианты продолжительности месяца в рабочих днях по графику пятидневной рабочей недели.     
    

Таблица 1

    (в руб., коп.)

Дни

Количество рабочих дней в месяце

болезни

18

19

20

21

22

1

33,33

31,58

30,00

28,57

27,27

2

66,67

63,16

60,00

57,14

54,55

3

100,00

94,74

90,00

85,71

81,82

4

133,33

126,32

120,00

114,29

109,09

5

166,67

157,89

150,00

142,86

136,36

6

200,00

189,47

180,00

171,43

163,64

7

233,33

221,05

210,00

200,00

190,91

8

266,67

252,63

240,00

228,57

218,18

9

300,00

284,21

270,00

257,14

245,45

10

333,33

315,79

300,00

285,71

272,73

11

366,67

347,37

330,00

314,29

300,00

12

400,00

378,95

360,00

342,86

327,27

13

433,33

410,53

390,00

371,43

354,55

14

466,67

442,11

420,00

400,00

381,82

15

500,00

473,68

450,00

428,57

409,09

16

533,33

505,26

480,00

457,14

436,36

17

566,67

536,84

510,00

485,71

463,64

18

600,00

568,42

540,00

514,29

490,91

19


 

600,00

570,00

542,86

518,18

20


 


 

600,00

571,43

545,45

21


 


 


 

600,00

572,73

22


 


 


 


 

600,00


     Справочно: в 2004 году:
     
     - май - 18 рабочих дней;
     
     - январь, февраль - 19 рабочих дней;
     
     - июнь, октябрь, ноябрь - 21 рабочий день;
     
     - март, апрель, июль, август, сентябрь, декабрь - 22 рабочих дня.
     
     Месяцев, в которых количество рабочих дней равно 20, в 2004 году нет.
     
     Примеры.
     
     1. Работник отсутствовал на работе по причине временной нетрудоспособности с 12 по 20 февраля 2004 года. По графику пятидневной недели этот период равен пяти рабочим дням. Размер пособия составит 157 руб. 89 коп.
     
     2. Работник отсутствовал по причине временной нетрудоспособности с 25 февраля по 3 марта 2004 года. Количество рабочих дней, пропущенных по болезни: в феврале - 3, в марте - 3. Размер пособия составит 176 руб. 56 коп. (94 руб. 74 коп. + 81 руб. 82 коп.).
     
     3. Работник отсутствовал на работе по болезни с 24 февраля по 2 апреля. Размер пособия составит 780 руб. 87 коп. (126 руб. 32 коп. - за четыре дня февраля, 600 руб. - за март, 54 руб. 55 коп. - за два дня апреля).
     

3.2. Ограничение предельного размера пособия в случае, если общий стаж работы за 12 последних месяцев превышает три месяца

     
     Имеется также ограничение предельного размера пособия в случае, если общий стаж работы за 12 последних месяцев превышает три месяца. Этот предел установлен ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (далее - Закон N 17-ФЗ) и равняется 11 700 руб. за полный календарный месяц. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
     
     Действие ст. 15 Закона N 17-ФЗ продлено на 2003 год ст. 14 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» и на 2004 год - ст. 7 Закона о бюджете ФСС РФ на 2004 год. Какой-либо индексации вышеуказанной суммы за прошедшие годы не производилось.
     
     Статьей 17 Закона о бюджете ФСС РФ на 2004 год уточнено, что в случае установления коэффициентов к заработной плате для производственных и непроизводственных отраслей применяется районный коэффициент, определенный для непроизводственных отраслей. Новым здесь является то, что ранее в законах о бюджете ФСС РФ на очередной год содержалась ссылка на единый коэффициент для непроизводственных отраслей. Письмом ФСС РФ от 14.05.2002 N 02-18/05-3320 было разъяснено, что единый районный коэффициент пока не установлен.
     
     Если размер среднего заработка, определенного по установленным правилам, заведомо превышает вышеуказанную сумму, дальнейшие расчеты проводить нет необходимости. Для этих целей можно использовать данные, полученные заранее. Проведение предварительных расчетов имеет смысл только в случае, если размер среднего заработка превышает установленное ограничение у достаточно большого числа работников организации, а количество случаев временной нетрудоспособности также сравнительно велико. В 2004 году в регионах с нормальными условиями труда для расчета пособия работникам, имеющим право на пособие в полном размере, можно использовать следующие данные (см. табл. 2).     
  

  Таблица 2

    (в руб., коп.)

Дни

Количество рабочих дней в месяце

болезни

18

19

20

21

22

1

650,00

615,79

585,00

557,14

531,82

2

1300,00

1231,58

1170,00

1114,29

1063,64

3

1950,00

1847,37

1755,00

1671,43

1595,45

4

2600,00

2463,16

2340,00

2228,57

2127,27

5

3250,00

3078,95

2925,00

2785,71

2659,09

6

3900,00

3694,74

3510,00

3342,86

3190,91

7

4550,00

4310,53

4095,00

3900,00

3722,73

8

5200,00

4926,32

4680,00

4457,14

4254,55

9

5850,00

5542,11

5265,00

5014,29

4786,36

10

6500,00

6157,89

5850,00

5571,43

5318,18

11

7150,00

6773,68

6435,00

6128,57

5850,00

12

7800,00

7389,47

7020,00

6685,71

6381,82

13

8450,00

8005,26

7605,00

7242,86

6913,64

14

9100,00

8621,05

8190,00

7800,00

7445,45

15

9750,00

9236,84

8775,00

8357,14

7977,27

16

10 400,00

9852,63

9360,00

8914,29

8509,09

17

11 050,00

10 468,42

9945,00