Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге

    

О едином социальном налоге*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(103)6`2004



В.Н. Барсукова


Правомерность применения средневзвешенной ставки

     
     Правомерно ли применение средневзвешенной ставки при исчислении единого социального налога?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу.
     
     Пунктом 3 ст. 243 НК РФ определено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.
     
     Следует отметить, что налогоплательщики-работодатели имеют право производить расчет единого социального налога по регрессивным ставкам налогообложения при выполнении условия, установленного п. 2 ст. 241 НК РФ: если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб. Если данная величина составит менее 2500 руб., то единый социальный налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
     
     При этом налогоплательщики, которые по итогам вышеназванного расчета потеряли право рассчитывать единый социальный налог по регрессивным ставкам налогообложения, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога даже в случае, если в последующих месяцах накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составит сумму не менее 2500 руб.
     
     В соответствии с Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-05/722, налогоплательщики, которые утратили право рассчитывать единый социальный налог по регрессивным ставкам, с месяца, следующего за месяцем, в котором данное право утрачено, заполнение расчета условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего отчетного квартала отчетного периода не производят и в соответствующих графах проставляют отметку «Z», а ежемесячные авансовые платежи по налогу рассчитывают исходя из подлежащих налогообложению выплат, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и максимальных ставок, предусмотренных п. 1 ст. 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
     
     Заметим также, что ставки единого социального налога, предусмотренные ст. 241 НК РФ, установлены для соответствующей налоговой базы. При этом применение средневзвешенной ставки единого социального налога законом не предусмотрено.
     
     Таким образом, с учетом вышеизложенного применение средневзвешенной ставки по единому социальному налогу неправомерно. Кроме того, организация в течение года может утратить право рассчитывать единый социальный налог по регрессивным ставкам налогообложения, и, следовательно, налог должен быть рассчитан по максимальным ставкам налогообложения независимо от налогооблагаемой базы, а расчет по средневзвешенной ставке может привести к занижению суммы единого социального налога.


Налогообложение выплат, производимых в рамках сельскохозяйственной деятельности

     
     Мы являемся аграрным колледжем. Согласно уставу аграрный колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, основной задачей которого является подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. Финансирование аграрного колледжа осуществляется из двух источников: за счет бюджетных средств и за счет собственных доходов, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции. Имеем ли мы право рассчитывать единый социальный налог в отношении выплат, производимых в рамках сельскохозяйственной деятельности, по ставкам, установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей?
     
     В целях применения главы 24 НК РФ при отнесении налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с которой сельскохозяйственным товаропроизводителем, в частности, признается юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
     
     Таким образом, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, основными видами экономической деятельности которых согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 464-ст, являются сельское хозяйство и рыболовство и которые занимаются либо производством и сбытом, либо производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (то есть имеет место полный производственный цикл).
     
     Иные организации, занимающиеся, в частности, только переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям и должны применять ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 НК РФ (первая таблица).
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что ставки единого социального налога, предусмотренные второй таблицей п. 1 ст. 241 НК РФ, установлены для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, а не для вида экономической деятельности.
     
     Следовательно, ставки, установленные для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, не могут быть применены к выплатам, производимым в рамках сельскохозяйственной деятельности у аграрного колледжа, так как согласно уставу аграрный колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, основной задачей которого является подготовка специалистов со средним профессиональным образованием.     


Начисление единого социального налога в части Фонда социального страхования Российской Федерации на суммы оплаты труда

     
     Начисляется ли единый социальный налог в части Фонда социального страхования Российской Федерации на суммы оплаты труда, производимой по статье 111040 «Прочие текущие расходы» бюджетной классификации, на которую относятся расходы по оплате труда лиц, как состоящих, так и не состоящих в штате организации, а также привлекаемых для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера?
     
     Согласно приказу Минфина России от 11.12.2002 N 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Приказ N 127н) с 1 января 2003 года одноименный приказ Минфина России от 25.05.1999 N 38н признан утратившим силу.
     
     В соответствии с Приказом N 127н на статью 111040 «Прочие текущие расходы» относятся расходы на оплату труда (с учетом начисления единого социального налога) лиц, как состоящих, так и не состоящих в штате организации и привлекаемых для работ по договорам (контрактам) гражданско-правового характера.
     
     Приказ N 127н определяет порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Пункт 3 ст. 238 НК РФ устанавливает порядок исчисления единого социального налога.
     
     Следовательно, никаких противоречий между нормами п. 3 ст. 238 НК РФ, устанавливающей формирование налоговой базы по единому социальному налогу в части Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), и Приказом N 127н, определяющим распределение расходов по статьям бюджетной классификации, не существует.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
     
     Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не подлежат обложению единым социальным налогом в части, подлежащей зачислению в ФСС РФ, независимо от того, на какие расходы согласно бюджетной классификации относятся суммы вознаграждений по вышеуказанным договорам.
     

Налогообложение при применении упрощенной системы налогообложения

     
     Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Облагается ли единым социальным налогом оплата обучения в высшем учебном заведении сотрудников организации при получении ими первого высшего образования?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога с любых выплат, производимых работникам, в том числе и с оплаты стоимости обучения работника в вузе.
     
     При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

Уплата единого социального налога при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Как следует производить расчет единого социального налога организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, по виду деятельности, не переведенной на уплату единого налога: нарастающим итогом или помесячно, в том числе по административно-управленческому аппарату?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Учитывая вышеизложенное, при налогообложении выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, следует разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, и выплаты, производимые по деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
     
     Таким образом, если выплаты произведены в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то они не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Если выплаты произведены в рамках деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то данные выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, подлежат обложению единым социальным налогом.
     

     При этом если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления единого социального налога расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.
     
     Согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу в расчете по авансовым платежам за соответствующий отчетный период налоговая база отражается нарастающим итогом соответственно за I квартал, 1-е полугодие, девять месяцев текущего года.
     
     Согласно ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
     
     Пример.
     
     Выручка организации от деятельности по общему режиму налогообложения: январь - 38 461 руб., февраль - 84 332 руб., март - 32 413 руб.;
     
     выручка организации от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (ЕНВД): январь - 68 849 руб., февраль - 128 121 руб., март - 178 512 руб.;
     
     зарплата административно-управленческого персонала (АУП): январь - 5500 руб., февраль - 4500 руб., март - 4500 руб.     
     

Месяц

Выручка по общему режиму налогообложения/ выручка по ЕНВД,руб.

Процент по общему режиму налогообложения = выручка по общему режиму налогообложения: общую выручку

Зарплата ЛУП, облагаемая ЕСН = зарплата АУП х %, рассчитанный в гр. 3, руб.

Расчет ЕСН АУП по общему режиму налогообложения, руб.

Январь

38 461/68 849

36%=38461:107310х 100%

1980-5500х36%

705 = 1980х35,6%

Февраль

84 332/128 121

х

1820 = 3800-1980

648 = 1353 - 705

Январь - февраль (нараста- ющим итогом)

122 792/196 970

38%=122792:319762х100%

3800 = 10 000 х 38%

1353=3800х35,6%

Март

32 413/178 512

х

405 = 4205 - 3800

144 = 1497-1353

Итого за I квартал

155 205/375 486

29%=155205:530691х100%

4205 = 14 500 х 29%

1497 =4205x35,6%

     
     Примечание. Курсивом выделены вспомогательные показатели.
     
     Наша организация осуществляет наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения, также деятельность, подпадающую под особый режим налогообложения (единый налог на вмененный доход).
     
     Возможно ли применение п. 3 ст. 236 НК РФ при исчислении единого социального налога по виду деятельности, подпадающей под общий режим налогообложения?
     

     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. от 31.12.2001 N 198-ФЗ) с 2002 года объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Пункт 3 ст. 236 НК РФ применяется организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     К выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.
     
     Положения главы 25 НК РФ распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, для исчисления налога на прибыль с 1 января 2002 года должны вести учет доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Согласно ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     При этом на основании п. 10 ст. 274 НК РФ налогоплательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     В этом случае к выплатам и иным вознаграждениям, производимым вышеуказанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам в рамках деятельности, не переведенной на уплату единого налога, также применяется п. 3 ст. 236 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при налогообложении выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, следует разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, и выплаты, производимые от деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Если выплаты произведены в рамках деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то они не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Если выплаты произведены в рамках деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, то данные выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, подлежат обложению единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ и, следовательно, должны быть классифицированы в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     При этом если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления единого социального налога расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.
     

Налогообложение инвалидов

     
     В нашей организации работает по трудовому договору работник-инвалид, и одновременно он оказывает услуги по до-говору гражданско-правового характера. Выплаты по трудовому договору составили 40 000 руб., а по гражданско-правовому договору - 65 000 руб. Можем ли мы воспользоваться льготой, предоставляемой согласно подпункту 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, в отношении всех выплат, производимых в пользу инвалида, при исчислении единого социального налога, и как в данном случае следует применять регрессивные ставки налогообложения?
     
     Пунктом 1 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
     
     В соответствии со ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
     
     Таким образом, при применении подпунктов 1 и 2 п. 1 ст. 239 НК РФ следует иметь в виду, что под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II и III группы и работающие по трудовым до-говорам. На вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II и III группы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктом 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     
     Согласно п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ), помимо выплат, указанных в п. 1 и 2 данной статьи настоящего Кодекса, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
     
     Следовательно, если с работником-инвалидом заключены одновременно трудовой договор и договор гражданско-правового характера, то норма подпункта 1 п. 1 ст. 239 НК РФ распространяется только на выплаты по трудовому договору.
     
     При этом если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок единого социального налога, то он применяет регрессивные ставки налога к общей сумме выплат и вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам.
     
     Таким образом, в данном случае при соблюдении организацией условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога расчет производится следующим образом.
     
     Налоговая льгота применяется только к выплатам по трудовому договору и составляет согласно примеру, приведенному в вопросе, 40 000 руб. Следовательно, обложению единым социальным налогом в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, подлежит вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору, то есть 65 000 руб. При этом вознаграждение в размере 60 000 руб. (100 000 руб. - 40 000 руб.) облагается налогом по ставке, установленной для налогооблагаемой базы до 100 000 руб., а 5000 руб. (105 000 руб. - 100 000 руб.) облагаются по ставке, установленной для налоговой базы от 100 000 руб. до 300 000 руб.
     
     Распространяется ли льгота, предусмотренная в подпункте 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, на инвалидов, работающих по авторским договорам?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что понятие «работник» должно применяться в значении, определенном ст. 20 ТК РФ.
     
     Так, в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Таким образом, под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам.
     
     В связи с вышеизложенным на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы по авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     
     Можно ли применить налоговую льготу к выплатам работнику-инвалиду в полном объеме, то есть прольготировать 100 000 руб. (при условии, что выплаты в его пользу превысили 100 000 руб.), установленную подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, если работник отработал на нашем предприятии не полный налоговый период, а только 5 месяцев?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     Применение этой льготы не поставлено НК РФ в зависимость от фактически отработанного времени в течение налогового периода.
     
     Таким образом, предприятие, о котором идет речь в вопросе, имеет право применить льготу, установленную подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, к выплатам в пользу работника-инвалида в полном объеме при условии, что выплаты в его пользу превысили 100 000 руб.
     

Налогообложение стоимости земельного участка, покупаемого организацией у своего сотрудника

     
     Организация покупает у своего сотрудника земельный участок. Являются ли суммы, полученные сотрудником организации по договору купли-продажи земельного участка, объектом обложения единым социальным налогом?
     
     Нормами ст. 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
     
     К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и вознаграждения по которым облагаются единым социальным налогом (за исключением части налога, подлежащей зачислению в ФСС РФ), относятся договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключаемые на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), можно отнести договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии.
     
     Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
     
     Из вышеизложенного следует, что договор купли-продажи не является разновидностью гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), и вознаграждение, выплачиваемое по договору купли-продажи земельного участка, не подлежит обложению единым социальным налогом.
     

Налогообложение дохода, получаемого индивидуальным предпринимателем от аренды

     
     Должен ли индивидуальный предприниматель - арендодатель уплачивать единый социальный налог с дохода от аренды?
     
     Согласно законодательству физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации индивидуального предпринимателя.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Таким образом, доходы (в том числе от аренды), полученные индивидуальным предпринимателем от видов предпринимательской деятельности, указанных в свидетельстве о государственной регистрации (лицензии), учитываются при исчислении единого социального налога.     


Возможность уменьшения индивидуальным предпринимателем налоговой базы по единому социальному налогу на затраты по оплате услуг связи, банков

     
     Индивидуальный предприниматель при осуществлении предпринимательской деятельности оплачивает услуги связи, вычислительных центров и банков, включая услуги электронной почты, а также Интернета. Можно ли уменьшить налоговую базу по единому социальному налогу на вышеназванные расходы?
     
     Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты), определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку установления состава затрат, определенных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на почтовые, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
     
     Таким образом, в случае наличия у индивидуального предпринимателя первичных бухгалтерских документов, подтверждающих целесообразность расходов, связанных с извлечением доходов по видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации, такие суммы затрат включаются в состав расходов, принимаемых к вычету в целях обложения единым социальным налогом.
     

(Продолжение следует)