Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении доходов, полученных физическими лицами от источников в Российской Федерации и за ее пределами

    

О налогообложении доходов, полученных физическими лицами от источников в Российской Федерации и за ее пределами

Е.Н. Кудиярова,
советник налоговой службы III ранга

          

Налогообложение доходов в виде банковских процентов, получаемых физическим лицом, работающим по контракту с российской организацией

     
     Банк, расположенный на территории Российской Федерации, предполагает выплатить в июне 2004 года 9% годовых по депозиту физическому лицу, работающему по контракту с российской организацией. Время пребывания этого физического лица на территории Российской Федерации на дату выплаты в 2004 году не превысит 183 дней. Должен ли банк удерживать налог с доходов данного физического лица в виде процентов по ставке 30%?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Поскольку физическое лицо планирует получить доход в виде процентов от банка, то на основании подпункта 1 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     На основании ст. 11 НК РФ физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
     
     Согласно п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте. Данная норма настоящего Кодекса не содержит какого-либо дополнительного толкования и распространяется на всех налогоплательщиков вне зависимости от того, являются они налоговыми резидентами Российской Федерации или нет.
     
     Таким образом, доход в виде процентов, который предполагает выплатить банк в пользу физического лица, работающего по контракту с российской организацией, не подлежит налогообложению, если установленная ставка по вкладу не превысит 9% годовых по вкладам в иностранной валюте, вне зависимости от того, является данное физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или нет.
     

Уплата налога иностранным гражданином через своего представителя на основании доверенности

     
     Иностранные граждане, получающие доходы от источников в Российской Федерации, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, не имеют возможности самостоятельно уплачивать налог на доходы физических лиц, рассчитанный на основании налоговой декларации. Могут ли они производить уплату налога через своего представителя, действующего на основании доверенности?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
     
     Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     На основании подпункта 6 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик также вправе представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.
     
     В связи с вышеизложенным физические лица, являющиеся налогоплательщиками, вправе представлять свои интересы в правоотношениях через своего представителя, осуществляющего свои полномочия на основании удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, подлежат налогообложению исходя из сумм таких доходов.
     
     Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, а также на основании ст. 229 Кодекса представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
     
     Таким образом, доход иностранного гражданина от источников в Российской Федерации, при получении которого не был удержан налог налоговыми агентами, подлежит обложению налогом в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ, согласно которому вышеуказанное лицо обязано самостоятельно на основании декларации исчислить, а также перечислить в соответствующий бюджет сумму налога с данного дохода.
     
     Вместе с тем на основании ст. 21 и 29 НК РФ физическое лицо вправе поручить своему представителю, осуществляющему свои полномочия на основании доверенности, уплатить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) суммы налога на основании декларации в связи с полученным этим физическим лицом доходом от источников в Российской Федерации.
     

Налогообложение доходов нерезидентов Российской Федерации

     
     Золотодобывающее предприятие, расположенное в Чукотском АО, заключило трудовой договор с гражданином Республики Беларусь на период с 1 октября 2002 года по 9 октября 2003 года. Данный работник имеет временную регистрацию в органах МВД России. Вышеуказанное лицо расторгло 5 мая 2003 года трудовой договор в связи с переходом на новое место работы. Правомерно ли бухгалтерия золотодобывающего предприятия удерживала налог на доходы физических лиц по ставке 30% с доходов этого лица в связи с выполнением трудовых обязанностей?
     
     Статьей 11 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Исходя из того что работник золотодобывающего предприятия находился в 2003 году на территории Российской Федерации 156 дней, на основании ст. 11 НК РФ он не являлся в 2003 году налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Так как данный работник не являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то налогообложению подлежат доходы, полученные им от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Поскольку вышеуказанное лицо получало вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, то на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30% установлена применительно к доходам, получаемым физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Таким образом, доходы работника золотодобывающего предприятия подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%, поскольку он не является налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 231 НК РФ установлено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком заявления о перерасчете налога на доходы физических лиц.
     
     Если данное физическое лицо представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что оно находилось в 2003 году на территории Российской Федерации более 183 дней, то есть являлось налоговым резидентом Российской Федерации, то предприятие, на котором это лицо работало, должно произвести перерасчет и возврат излишне удержанных сумм налога с выплаченных ему с января по май 2003 года доходов по ставке 13%.
     

Налогообложение дохода, полученного от продажи жилого дома, находящегося в Республике Беларусь

     
     Физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации, имеет принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, расположенный на территории Республики Беларусь. В 2004 году указанное лицо планирует продать жилой дом, находящийся в Республике Беларусь. Должно ли оно уплатить налог с дохода, полученного от продажи жилого дома?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     Статьей 11 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Так как указанное в вопросе физическое лицо постоянно проживает на территории Российской Федерации, следовательно, оно признается налоговым резидентом Российской Федерации и подлежит обложению налогом в Российской Федерации в отношении доходов, полученных от источников как в Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации.
     
     Поскольку физическое лицо планирует получить доход от продажи жилого дома, находящегося на территории Республики Беларусь, то на основании подпункта 5 п. 3 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Соглашение от 21 апреля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение).
     
     В соответствии со ст. 12 Соглашения доходы, которые лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает от продажи недвижимого имущества, расположенного в Республике Беларусь, могут облагаться налогом в Республике Беларусь.
     
     Таким образом, доход, который планирует получить физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, от продажи жилого дома, находящегося на территории Республики Беларусь, не будет подлежать обложению налогом на доходы физических лиц на территории Российской Федерации. Налогообложение вышеуказанного дохода будет осуществляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     

Определение налогового статуса сотрудника организации

     
     Организация заключила с гражданином Республики Беларусь с 10 мая 2003 года бессрочный трудовой договор, который предполагает длительное пребывание этого гражданина на территории Российской Федерации. Данный гражданин имеет свидетельство о временной регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом. На начало налогового периода вышеуказанный гражданин не состоял в трудовых отношениях с этой организацией. Можно ли считать налоговым резидентом Российской Федерации гражданина Республики Беларусь и удерживать с него налог на доходы физических лиц по ставке 13%?
     
     Статьей 11 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     При определении статуса налогового резидента значение имеет временной фактор, то есть время нахождения физического лица на территории Российской Федерации в календарном году.
     
     Днем прибытия на территорию Российской Федерации считается день пересечения государственной границы Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
     
     При отсутствии отметки пропускного контроля в паспорте физического лица доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут служить любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации (например, трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, табель учета рабочего времени и расчета заработной платы или другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также командировочное удостоверение).
     
     Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января текущего календарного года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Если гражданин Республики Беларусь представит документы, которые позволят сделать вывод о том, что он находится на территории Российской Федерации более 183 дней в 2003 году, то есть является налоговым резидентом Российской Федерации, то организация, в которой этот гражданин работает, вправе удерживать налог по ставке 13% с доходов, выплачиваемых данному лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей в Российской Федерации.
     

(Продолжение следует)