Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость

    

О налоге на добавленную стоимость*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(99)1`2004

О.Ф. Цибизова,     
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России
     

Восстановление сумм НДС, принятых к вычету, по запасным частям, используемым для осуществления гарантийного ремонта

     
     Организация - производитель бытовых приборов осуществляет их гарантийный ремонт. Подлежат ли восстановлению суммы НДС, принятые к вычету, по запасным частям, используемым для осуществления гарантийного ремонта?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, от обложения НДС освобождены.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, освобождаемых от обложения НДС, в том числе при оказании услуг по гарантийному ремонту, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). При этом на основании п. 3 данной статьи НК РФ в случае принятия налогоплательщиком вышеуказанных сумм налога к вычету соответствующие суммы подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
     
     Таким образом, суммы НДС, принятые к вычету, по запасным частям, использованным организацией - производителем бытовых приборов при гарантийном ремонте, подлежат восстановлению.
     
     По мнению автора, восстановление вышеуказанных сумм налога следует отразить в декларации по НДС за налоговый период, в котором запасные части списываются на расходы по гарантийному ремонту. В этом случае в вышеуказанной декларации сумму налога, подлежащую вычету за отчетный период, следует уменьшить на суммы налога, ранее принятые к вычету, по товарам, использованным при осуществлении гарантийного ремонта.
     
     Гарантийный ремонт бытовых приборов осуществляется как организацией-изготовителем, так и сторонними организациями. Договорами на гарантийное обслуживание, заключенными между организацией-изготовителем и сторонними организациями, предусмотрено, что стоимость оказываемых услуг включает НДС. Имеет ли право организация-изготовитель принять к вычету НДС по услугам гарантийного ремонта, оплаченным сторонним организациям?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, от обложения НДС освобождены.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, освобождаемых от обложения НДС, в том числе при оказании услуг по гарантийному ремонту, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные организацией - изготовителем бытовых приборов в отношении услуг по ремонту, оказанных сторонними организациями, вычету не подлежат.
     

Возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации

     
     Можно ли предъявить к возмещению из бюджета суммы НДС, уплаченные при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации, в момент его принятия к бухгалтерскому учету посредством отражения стоимости оборудования на счетах 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы»?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения (после 1 января 2004 года - выпуска для внутреннего потребления), подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, подлежат вычетам после их принятия к учету. При этом на основании п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты вышеуказанных сумм налога по оборудованию, требующему монтажа, производятся с момента начала начисления амортизации.
     
     Учитывая вышеизложенное, для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам по оборудованию, требующему монтажа, с момента отражения стоимости этого оборудования на счетах бухгалтерского учета 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» оснований не имеется.
     

Выставление счетов-фактур

     
     В какой момент должен быть выставлен счет-фактура, если отгрузка товара произошла в августе 2003 года, а право собственности переходит к покупателю в феврале 2004 года?
     
     Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим по товарам, отгруженным, например, в августе 2003 года, счета-фактуры должны быть выставлены не позднее пяти дней после отгрузки независимо от того, что право собственности на такие товары переходит, например, только в феврале 2004 года.
     
     Организация приобрела товар у российского оптовика. Товар импортный, но в счете-фактуре номер грузовой таможенной декларации не указан. Налоговый орган отказался возмещать НДС. Правомерны ли действия налогового органа?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. При этом согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи настоящего Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     На основании п. 5 ст. 169 НК РФ в счетах-фактурах, выставленных в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации, в обязательном порядке должны быть указаны страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные российской организацией по импортным товарам, в отношении которых продавцом выставлены счета-фактуры без указания номера грузовой таможенной декларации, к вычету не принимаются.
     
     Покупатель перечислил аванс в декабре 2003 года, отгрузка товара произведена в январе 2004 года. В каком размере покупатель может принять к вычету НДС?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно п. 3 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Таким образом, при отгрузке в 2004 году товаров, оплаченных в 2003 году, счета-фактуры должны выставляться покупателям с указанием ставки НДС в размере 18%, действующей с 1 января 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, у покупателя товаров к вычету принимается сумма НДС, исчисленная исходя из налоговой ставки 18%, а перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, учтенной при перечислении аванса, и суммой налога, указанной в счете-фактуре, следует производить по договоренности между покупателем и продавцом.
     

Возможность зачета суммы НДС по товарам, приобретенным у иностранных лиц

     
     Можно ли сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет организацией в качестве налогового агента, зачесть в счет уплаты НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемым организацией?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные покупателями - налоговыми агентами. В связи с этим суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, до момента уплаты этих сумм налога в бюджет к зачету в счет сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не принимаются.
     
     Следует также отметить, что согласно Федеральному закону от 08.12.2003 N 163-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2004 года уплата НДС налоговыми агентами должна производиться одновременно с перечислением денежных средств иностранным лицам.
     

Определение налоговой базы по НДС

     
     Организация закупает молоко у физических лиц и перерабатывает в готовую продукцию - сливочное масло, сметану, творог. Как определяется налоговая база по НДС при реализации готовой продукции: как стоимость реализуемых товаров или как разница между ценой продажи и ценой приобретения?
     
     Пунктом 3 ст. 154 НК РФ предусмотрена особенность определения налоговой базы по НДС в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При реализации таких товаров налоговая база по НДС определяется как разница между рыночной ценой с учетом НДС и ценой приобретения вышеуказанных товаров.
     
     В то же время особенности определения налоговой базы по НДС при реализации продуктов переработки, изготовленных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не предусмотрены.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации сливочного масла, сметаны, творога, изготовленных из молока, приобретенного у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, налоговая база по этому налогу определяется на основании п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость реализуемых товаров без учета НДС.
     

(Продолжение следует)