Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. Налоговый вестник №(101)4`2004

А.А. Назаров   

     

О необходимости доначисления налоговым органом налога на прибыль в связи с отменой в судебном порядке доначисленных в ходе выездной налоговой проверки сумм единого социального налога и налога на имущество

     
     В судебном порядке отменено решение по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки в части доначисления единого социального налога и налога на имущество. Должна ли в данном случае производиться налоговой инспекцией корректировка суммы налога на прибыль, отраженная в соответствующем решении налогового органа, а если должна, то в связи с решением какой судебной инстанции (первой, апелляционной или кассационной)?
     
     В соответствии со ст. 142 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.
     
     Согласно ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), посредством разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
     
     Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (часть 1 ст. 4 АПК РФ).
     
     Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме жалобы - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами (часть 4 ст. 4 АПК РФ).
     
     Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения (часть 1 ст. 15 АПК РФ).
     
     Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением.
     
     Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом ВАС РФ по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями.
     
     Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями (часть 2 ст. 15 АПК РФ).
     
     Согласно части 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
     
     Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами (часть 2 ст. 16 АПК РФ).
     
     Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов (часть 3 ст. 16 АПК РФ).
     
     Частью 1 ст. 180 АПК РФ предусмотрено, что решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
     
     Согласно части 2 ст. 180 АПК РФ решения ВАС РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия.
     
     Решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных АПК РФ или иным федеральным законом, и по другим делам вступают в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом или иным федеральным законом (часть 3 ст. 180 АПК РФ).
     
     Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции, касающееся результатов рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (вышеуказанное решение относится к случаю разрешения экономических споров), вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
     
     Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (часть 1 ст. 181 АПК РФ).
     
     Статьей 269 АПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе:
     
     1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;
     
     2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
     
     3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
     
     Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, за исключением решения ВАС РФ, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (часть 2 ст. 181 АПК РФ).
     
     Частью 1 ст. 287 АПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:
     
     1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
     
     2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных п. 3 части 1 вышеуказанной статьи АПК РФ;
     
     3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 ст. 288 АПК РФ основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе;
     
     4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если вышеуказанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
     
     5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;
     
     6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
     
     Решение арбитражного суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (часть 1 ст. 182 АПК РФ).
     
     Определение об обращении решения к немедленному исполнению подлежит немедленному исполнению. Обжалование определения не приостанавливает его исполнения (часть 6 ст. 182 АПК РФ).
     
     Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (часть 5 ст. 271 АПК РФ).
     
     Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (часть 6 ст. 271 АПК РФ).
     
     Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений ВАС РФ, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части (ст. 273 АПК РФ).
     
     Арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в части 2 ст. 283 АПК РФ (часть 1 ст. 283 АПК РФ).
     
     Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены ВАС РФ в порядке надзора по правилам главы 36 АПК РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ лиц, а по делам, приведенным в ст. 52 настоящего Кодекса, - по представлению прокурора (часть 1 ст. 292 АПК РФ).
     
     Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия (часть 1 ст. 307 АПК РФ).
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговый орган на основании вступившего в законную силу судебного акта по конкретному налогоплательщику и налоговому периоду обязан изменить решение по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
     
     Пример.
     
     В ходе выездной налоговой проверки были установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие доначисление, в частности налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущество. Сумма налога на прибыль была исчислена с учетом доначисленных налогов, учитываемых при налогообложении прибыли. Решением территориальной инспекции МНС России по акту выездной налоговой проверки было предложено уплатить доначисленные по результатам проверки суммы налогов, то есть налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущество. Налогоплательщик отдельными исковыми заявлениями в арбитражный суд обжаловал факт доначисления всех вышеуказанных налогов по решению названной инспекции по выездной налоговой проверке организации. Объединить иски налогоплательщика в одном производстве не представлялось возможным, поскольку некоторые из них были поданы налогоплательщиком после рассмотрения арбитражным судом в первой инстанции ранее поданных исков. Ряд исков налогоплательщика затрагивают доначисление налогов (единого социального налога, налога на имущество), которые непосредственно влияют на исчисление по результатам проверки суммы налога на прибыль. При удовлетворении судом исковых заявлений налогоплательщика по налогам, влияющим на исчисление налога на прибыль, признается недействительным доначисление единого социального налога и налога на имущество и, как следствие, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму указанных налогов, произведенное в акте выездной налоговой проверки.
     
     Статьей 247 главы 25 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Прибылью для российских организаций в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 настоящего Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
     
     В зависимости от характера, а также от условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
     
     К расходам, связанным с производством и реализацией товаров, относятся в том числе суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (подпункт 1 п. 1 ст. 264 настоящего Кодекса).
     
     Пунктами 4 и 19 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Следовательно, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах (единый социальный налог, налог на имущество и т.д.), плательщиком которых она является, за исключением НДС, акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения. Основанием для учета подобных расходов будут суммы, отражаемые в налоговых декларациях по соответствующему налогу, подлежащие уплате в бюджет. Подобные расходы учитываются в том периоде, за который представляются расчеты (декларации). При этом читателям журнала следует иметь в виду, что не включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, налоги, уплачиваемые (начисленные) в связи с осуществлением налогоплательщиком специальных налоговых режимов либо в связи с осуществлением деятельности, доходы и расходы от которой не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Налоги и сборы учитываются в составе расходов для целей налогообложения вне зависимости от того, определен ли источник уплаты подобных налогов и сборов в законодательном акте, устанавливающем порядок их уплаты.
     
     Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами отменяется доначисление единого социального налога и налога на имущество, которое приводит к занижению суммы налога на прибыль, то в измененном решении налогового органа должно быть отражено соответствующее доначисление налога на прибыль.     


Об учете в целях налогообложения прибыли относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

     
     Институт выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Одним из договоров на выполнение НИОКР предусмотрена поэтапная сдача работ (при этом этапы переходят из одного налогового периода в другой). Условиями другого договора на выполнение НИОКР не предусмотрена поэтапная сдача соответствующих результатов. Должны ли в целях налогообложения прибыли вышеуказанные доходы распределяться по отчетным периодам пропорционально списанным расходам, если учетной политикой для целей налогообложения принято, что доход от реализации признается в момент передачи результатов выполненных работ, то есть после окончания очередного этапа?
     
     Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся:
     
     1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);
     
     2) внереализационные доходы.
     
     Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.
     
     Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Таким образом, выручка от реализации научной организацией результатов НИОКР является ее доходом от реализации.
     
     Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 настоящего Кодекса в соответствии со ст. 271 или 273 НК РФ.
     
     Пунктом 1 ст. 271 НК РФ установлено, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
     
     Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств [иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав] в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).
     
     Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
     
     Пунктом 2 ст. 271 НК РФ предусмотрено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, а также в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
     
     В соответствии со ст. 316 НК РФ сумма выручки от реализации определяется согласно ст. 249 настоящего Кодекса с учетом положений ст. 251 НК РФ на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.
     
     В ст. 251 НК РФ приведен перечень (закрытый) доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
     
     По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации вышеуказанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 316 НК РФ).
     
     Пунктом 2 ст. 262 НК РФ предусмотрено, что расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном указанной статьей настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, о завершении этих исследований или разработок (завершении отдельных этапов работ) свидетельствует подписание сторонами акта сдачи-приемки результатов выполненных работ.
     
     В связи с вышеизложенным по проводимым в течение более одного налогового периода НИОКР в случае, если условиями договора предусмотрена поэтапная сдача научной организацией заказчику результатов НИОКР, доходы в виде выручки от реализации вышеуказанных результатов признаются (при методе начисления) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти доходы имели место независимо от порядка признания соответствующих расходов. При этом датами получения вышеуказанных доходов признаются даты подписания актов сдачи-приемки результатов отдельных (завершенных) этапов работ.
     
     Одновременно следует учитывать, что согласно п. 3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 262 НК РФ положения п. 2 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса не распространяются на расходы на НИОКР в организациях, выполняющих эти работы в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Вышеуказанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.
     

Налогообложение дивидендов по акциям

     
     Письмо Минфина России N 119, Госналогслужбы России N ВП-4-15/102н от 31.08.1994 не отменено. В связи с этим подлежат ли налогообложению дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, направленные на возмещение расходов по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения, не включенных в состав приватизированного имущества предприятия?
     
     Пунктом 1 письма Минфина России N 119, Госналогслужбы России N ВП-4-15/102н от 31.08.1994 «О порядке направления дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной, государственной собственности субъектов Россий-ской Федерации, на финансирование содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также использования взимаемого на их содержание установленного налога» было предусмотрено, что предприятия - балансодержатели (акционерные общества открытого типа), имевшие в своих уставных капиталах закрепленную долю федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, были вправе возмещать свою долю расходов, превышавшую размер установленных льгот по налогу на прибыль и причитавшихся платежей в бюджет по налогу на содержание этих объектов, согласно договорам о совместном использовании и финансировании объектов социальной инфраструктуры, полностью или частично за счет дивидендов по акциям государства, причитавшихся к взносу в соответствующий бюджет. Вышеуказанные дивиденды не подлежали уменьшению на 15%-й налог с доходов от ценных бумаг.
     
     В связи с введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ вышеназванное письмо Минфина России и Госналогслужбы России в части налогообложения не применяется, хотя соответствующими министерствами оно и не отменено.
     
     Перечень доходов, не учитываемых в качестве облагаемых налогом на прибыль, является закрытым и приведен в ст. 251 НК РФ.
     
     Статьей 251 НК РФ не предусмотрено отнесение дивидендов по акциям, принадлежащим государству, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы.
     
     Таким образом, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, учитываются при определении налоговой базы.
     

     Разъяснения о необходимости удержания налога с доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству, приведены в подразделе «Дивиденды по акциям, принадлежащим государству» п. 7.2.7 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с 1 января 2002 года в соответствии со ст. 275 и 284 НК РФ налогообложение доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в порядке налогообложения дивидендов, полученных от российских организаций российскими организациями.
     
     Пунктом 2 ст. 275 НК РФ установлено следующее.
     
     Для налогоплательщиков, не указанных в п. 3 ст. 275 НК РФ, по доходам в виде дивидендов, за исключением приведенных в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса доходов, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных вышеуказанным пунктом ст. 275 НК РФ.
     
     Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ.
     
     При этом сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, рассчитывается налоговым агентом исходя из общей суммы налога, исчисленной в порядке, установленном данным пунктом ст. 275 НК РФ, и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов.
     
     В п. 1 ст. 275 НК РФ в качестве источника дохода налогоплательщика рассматривается иностранная организация.
     
     Таким образом, особенности определения налоговой базы по доходам в виде дивидендов, определенные п. 2 ст. 275 НК РФ, относятся к случаю налогообложения дивидендов, полученных от российских организаций российскими организациями.
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется ставка 6%.
     
     Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным п. 2-4 вышеуказанной статьи НК РФ, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
     

     Таким образом, как следует из п. 2 ст. 275 и п. 3, 6 ст. 284 НК РФ, выплата дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, производится после удержания налоговым агентом (акционерным обществом) налога на дивиденды.
     
     Вышеуказанный налог удерживается по ставке в размере 6%. Сумма налога, исчисленная по вышеуказанной ставке, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
     
     Разница между суммой дивидендов и суммой налога на дивиденды перечисляется в доход соответствующих бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета).
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что необходимость налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования, выводится из утверждения о том, что в данном случае собственниками этих акций (акционерами) являются российские организации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
     
     Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ).
     
     Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Таким образом, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, по поводу прав собственности на акции (то есть между акционерами) регулируются гражданским законодательством.
     

     Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
     
     К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1 ст. 124 ГК РФ).
     
     Следовательно, в рассматриваемых отношениях, регулируемых гражданским законодательством, к Российской Федерации и субъектам Российской Федерации применяются нормы, определяющие участие юридических лиц.
     

(Продолжение следует)