Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     О.В. Светлова,     
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Государственный проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов выполняет проектно-изыскательские работы по проектированию комплекса лесохозяйственных мероприятий и объектов, охотничьих хозяйств, противопожарного устройства лесов с выездом работников на полевые изыскания в лесах сроком до четырех месяцев и более в год в разные регионы Российской Федерации.
     
     Вправе ли он относить к прочим расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на выплату полевого довольствия по нормам, установленным постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93?
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на выплату суточных или полевого довольствия в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
     
     В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организаций на выплату суточных и полевого довольствия в пределах следующих норм:
     
     а) за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации - суточные в размере 100 руб.;
     
     б) ежедневное полевое довольствие, выплачиваемое работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических организаций, выполняющим геолого-разведочные и топографо-геодезические работы на территории Российской Федерации, работникам лесоустроительных организаций, а также работникам старательских артелей и других коммерческих организаций, занятым на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней со сроком отработки до 7 лет, эксплуатируемых в полевых условиях:
     
     за работу на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, - в размере 200 руб.;
     
     за работу на объектах полевых работ, расположенных в других районах, - в размере 150 руб.;
     
     за работу на базах геолого-разведочных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, - в размере 75 руб.;
     
     за работу на базах геолого-разведочных организаций, расположенных в других районах, - в размере 50 руб.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 4 Приложения к постановлению Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" при выполнении геологоразведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работ работникам выплачивается полевое довольствие в порядке и размерах, предусмотренных Положением о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденным постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56.
     
     В соответствии с п. 5 вышеуказанного Положения размеры выплат полевого довольствия устанавливаются в расчете на одного работника в день, кратные норме суточных расходов, предусмотренной действующим законодательством об оплате служебных командировок на территории Российской Федерации (независимо от занимаемой должности и получаемого должностного оклада):
     
     при работе на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, - 2,0;
     
     при работе на объектах полевых работ, расположенных в других районах, - 1,5;
     
     при работе на базах геологоразведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, - 0,75;
     
     при работе на базах геологоразведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в других районах, - 0,5.
     
     В связи с вышеизложенным и учитывая, что в рамках своей деятельности проектно-изыскательский институт осуществляет согласно лицензии топографогеодезическую и картографическую деятельность в соответствии с указанным в лицензии перечнем видов деятельности, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль этот институт вправе учитывать в составе прочих расходов суммы выплат полевого довольствия в размерах, установленных Положением, утвержденным постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56, не противоречащим нормам постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 93.
     
     Каким образом при применении метода начисления и при отсутствии первичных документов на отпуск газа населению без счетчиков газораспределительные организации должны определять величину дохода от реализации для целей налогообложения прибыли: на основании норм расхода газа, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 N 719, или только исходя из данных об объемах приобретения газа?
     
     Статьей 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
     
     Согласно п. 2.9 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго России от 14.10.1996, учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями (далее - ГРО) в установленном порядке.
     
     Пунктом 2.10 вышеуказанных Правил учета газа установлено, что право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2003 N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов" (далее - Постановление N 719).
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 3.1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях (РД 153-39.0-071-01), введенных приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100 (далее - Методические рекомендации), хозяйственные операции, связанные с подачей газа населению, не имеющему приборов учета газа, оформляются актом подачи-отбора газа формы N 4-ГР (далее - Акт отбора газа).
     
     Таким образом, Акт отбора газа может являться внутренним первичным документом ГРО, подтверждающим объем поданного газа.
     
     Согласно Методическим рекомендациям данные об объемах потребленного газа приводятся в Акте отбора газа по двум графам - "По норме" и "Фактически".
     
     При этом фактически потребленные объемы газа определяются в соответствии с действующими нормативными документами, а при их отсутствии - согласно Порядку, утверждаемому руководителем ГРО.
     
     В связи с вышеизложенным доходы ГРО от реализации газа населению, не имеющему приборов учета газа, для целей налогообложения прибыли должны определяться исходя из фактически отпущенных указанной категории потребителей объемов газа, определяемых в соответствии с Порядком, утвержденным руководителем ГРО.
     
     Для целей налогообложения прибыли могут быть учтены технологические потери газа, обусловленные технологическими особенностями процесса его сетевой транспортировки до потребителей, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены.
     
     При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Таким образом, объемы газа, отпущенные ГРО вышеуказанной категории потребителей, но не оплаченные потребителями на отчетную дату, в частности в силу того, что количество фактически потребленного газа превышает количество газа, учитываемого по нормам расхода газа, утвержденным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 719, должны отражаться у организаций в составе дебиторской задолженности наряду с не оплаченными потребителями объемами газа, учитываемыми по нормам.
     
     При этом в соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ в случае признания дебиторской задолженности по вышеуказанным объемам газа безнадежным долгом (п. 2 ст. 266 Кодекса) она может быть включена в налоговую базу по налогу на прибыль в составе убытков, приравниваемых к внереализационным расходам.
     
     Вправе ли налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налога на прибыль организацией - оператором связи применять п. 2 ст. 40 НК РФ в случае, если оказание определенной категории потребителей отдельных видов услуг связи, в частности местного телефонного соединения, осуществляется по ценам (тарифам) ниже цен (тарифов), установленных для данного оператора МАП России?
     
     В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
     
     Пунктом 13 ст. 40 НК РФ предусмотрена специальная норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
     
     Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться определенные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование.
     
     Статьей 21 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" определено, что тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе.
     
     В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по отдельным видам услуг связи, оказываемым предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством.
     
     Основными положениями государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 715 "О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи", установлено, что тарифы на услуги местной телефонной связи регулируются МАП России согласно перечню, утвержденному вышеуказанным постановлением Правительства РФ.
     
     Согласно п. 13 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 (далее - Правила), предоставление местного телефонного соединения автоматическим способом или с помощью услуг телефониста является основной услугой связи.
     
     При этом в соответствии с подпунктом 9 п. 15 Правил предусмотрена возможность использования дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.
     
     Пунктом 78 Правил определено, что тарифы на основные услуги телефонной связи устанавливаются операторами связи и регулируются в порядке, установленном уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Тарифы на дополнительные услуги телефонной связи устанавливаются операторами связи в соответствии с затратами по их оказанию.
     
     При этом тарифы на одноименные услуги связи, оказываемые пользователям, должны быть одинаковыми для всех пользователей (п. 80 Правил).
     
     Таким образом, если вышеуказанные услуги оказываются оператором связи пользователям по регулируемым МАП России тарифам, то в целях налогообложения прибыли следует применять п. 13 ст. 40 НК РФ.
     
     Если эти услуги не регулируются вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти, то налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налога на прибыль оператором связи вправе применять п. 2 ст. 40 НК РФ, если реализация услуг осуществляется взаимозависимому лицу.
     

Обложение банков налогом на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Как исчисляется налоговая база по налогу на прибыль, в частности, при отнесении к расходам, уменьшающим налоговую базу, дисконтов по векселям, выпущенным банком:
     
     - по каким критериям банк при исчислении налоговой базы должен оценивать экономическую оправданность (обоснованность) затрат в виде разницы (дисконта) между ценой размещения и ценой погашения собственных векселей банка;
     
     - являются ли достаточными для оценки экономической оправданности (обоснованности) затрат в виде разницы (дисконта) между ценой размещения и ценой погашения собственных векселей банка критерии, установленные ст. 269 НК РФ?
     
     В соответствии с положениями ст. 252 НК РФ расходами организации признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Перечень банковских операций и других сделок, осуществляемых банками в рамках банковской деятельности, определен ст. 5 Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”". К банковским операциям, в частности, относятся:
     
     - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
     
     - размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
     
     Размещение банком собственных векселей для привлечения денежных средств (кредитных ресурсов) согласно вышеприведенному Федеральному закону осуществляется банком в рамках банковской деятельности и, следовательно, полностью отвечает требованиям ст. 252 НК РФ об обоснованности произведенных расходов, связанных с осуществлением банковских операций.
     
     Статьями 265 и 269 НК РФ регулируются отношения налогоплательщика в части собственных долговых обязательств.
     
     Так, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов установлены ст. 269 и 291 настоящего Кодекса).
     

С.Л. Синилова

     
     Вправе ли банк использовать при реализации или ином выбытии эмиссионных ценных бумаг метод списания на расходы по стоимости единицы?
     
     В соответствии с п. 9 ст. 280 НК РФ при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
     
     1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
     
     2) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
     
     3) по стоимости единицы.
     
     Таким образом, главой 25 НК РФ не установлено ограничений для применения метода списания на расходы по стоимости единицы при реализации или ином выбытии эмиссионных ценных бумаг.
     
     В п. 6.3.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации), указано, что методы ФИФО, ЛИФО, "по стоимости единицы" применяются к эмиссионным ценным бумагам при их поступлении, перемещении (выбытии) из одного портфеля в другой по каждому из портфелей - торговому, инвестиционному или портфелю контрольного участия. При этом при перемещении из одного портфеля в другой до момента реализации или иного выбытия ценных бумаг финансовый результат не определяется.
     
     При реализации или выбытии векселей и других неэмиссионных ценных бумаг применяется метод списания на расходы по стоимости единицы. Метод "по стоимости единицы" не является методом средней себестоимости (п. 6.3.1 Методических рекомендаций).
     
     Кроме того, согласно ст. 329 НК РФ при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса).
     
     Учитывая вышеизложенное, банк вправе использовать при реализации или ином выбытии эмиссионных ценных бумаг метод списания на расходы по стоимости единицы в случае одновременного соблюдения следующих условий:
     
     1) применение метода списания на расходы по стоимости единицы для целей налогообложения закреплено в учетной политике банка;
     
     2) имеются документы, подтверждающие понесенные расходы при приобретении, в том числе цену каждой из выбывающих эмиссионных ценных бумаг.
     
     Одновременно сообщаем, что в случае совершения операций с эмиссионными ценными бумагами, по которым невозможно применить метод учета затрат по стоимости единицы, организация вправе, наряду с заявленным методом списания ценных бумаг по стоимости единицы для неэмиссионных ценных бумаг, применять метод ФИФО или ЛИФО для эмиссионных ценных бумаг, что должно найти отражение в учетной политике для целей налогообложения.
     
     Как начисляется амортизация по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, переоборудованным в инкассаторские автомобили?
     
     Пунктом 4 ст. 259 НК РФ установлен порядок расчета нормы амортизации при линейном методе.
     
     Согласно п. 9 ст. 259 НК РФ по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.
     
     Таким образом, при начислении амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам банк обязан применять к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5. Основанием для применения соответствующего специального коэффициента является превышение первоначальной стоимости вышеуказанных транспортных средств (независимо от даты введения в эксплуатацию - до или после вступления главы 25 НК РФ в силу) соответственно 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (п. 9 ст. 259 Кодекса).
     
     Учитывая вышеизложенное, а также если в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, вышеуказанный инкассаторский автомобиль классифицируется как легковой и его первоначальная стоимость превышает 300 тыс. руб., то начисление амортизации производится с учетом п. 9 ст. 259 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Российская организация заключила договор с белорусским предприятием на поставку товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия. На основании каких документов российская организация может принять к вычету суммы НДС по поставленным товарам?
     
     Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия на территорию Российской Федерации, суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года. В связи с этим вышеуказанные суммы НДС принимаются к вычету при условии их выделения отдельной строкой в первичных и расчетных документах.
     
     Российская организация приобретает сырье у поставщика из Республики Белоруссия. Сырье направляется на переработку по давальческому контракту белорусскому хозяйствующему субъекту. Готовая продукция будет реализовываться на территории Российской Федерации. Имеет ли российская организация право на вычет НДС по приобретенному белорусскому сырью?
     
     Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия на территорию Российской Федерации, суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года. В связи с этим при реализации на территории Российской Федерации товаров, изготовленных на территории Республики Белоруссия из сырья, приобретенного у белорусского хозяйствующего субъекта, суммы НДС, уплаченные по такому сырью, по мнению автора, следует принимать к вычету.
     
     Российская организация в 2003 году приобрела товары, облагаемые НДС по ставке 20 %, у поставщиков из Республики Белоруссия. Реализовывать эти товары российская организация будет на территории Российской Федерации после 1 января 2004 года, облагая их НДС по ставке 18 %. Будет ли российская организация иметь право на вычет НДС по ставке 20 %?
     
     Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия на территорию Российской Федерации, суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
     
     На основании вышеуказанного порядка суммы НДС, уплаченные по товарам, приобретенным у хозяйствующих субъектов Республики Белоруссия и реализованным на территории Российской Федерации, принимаются к вычету при условии их выделения отдельной строкой в первичных и расчетных документах.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в первичных и расчетных документах по белорусским товарам приведены суммы НДС, исчисленные исходя из ставки налога в размере 20 %, то такие суммы должны приниматься к вычету в полном объеме, в том числе после 1 января 2004 года.
     

И.И. Белова

     
     Ведомственный архив, не являющийся юридическим лицом, оказывает услуги по сохранению, комплектованию и использованию архива. В каком порядке вышеуказанные услуги облагаются НДС?
     
     Статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации от 07.07.1993 N 5341-1 "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей.
     
     Таким образом, к архивным учреждениям и организациям относятся юридические лица любой формы собственности и ведомственной принадлежности, создавшие в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" государственные или негосударственные архивы из архивных документов или архивных фондов и осуществляющие архивное дело.
     
     Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями.
     
     Учитывая вышеизложенное, ведомственный архив, не являющийся юридическим лицом, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Каков порядок определения налоговой базы по НДС у комиссионера с участием в расчетах? Облагаются ли НДС у комиссионера суммы, полученные от комитента для исполнения сделки?
     
     В соответствии со ст. 156 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налогоплательщики определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из вышеуказанных договоров.
     
     НК РФ не устанавливает различий в определении налоговой базы налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности на основе договора комиссии в зависимости от участия комиссионера в расчетах.
     
     Таким образом, налоговая база НДС у комиссионера определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, независимо от того, участвует он в расчетах или нет.
     
     Общественная организация инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют не менее 80 %, реализовала товар, приобретенный ранее у третьих лиц. Освобождается ли вышеуказанная операция от обложения НДС в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.
     
     Из данной нормы НК РФ следует, что не подлежат налогообложению операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями и учреждениями, осуществляющими реализацию производимых товаров, так как производство товаров само по себе не является объектом обложения НДС.
     
     Операции по реализации товаров, приобретенных вышеуказанными организациями у третьих лиц, не подпадают под действие вышеуказанной нормы НК РФ и, следовательно, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Вышеизложенное подтверждается также судебно-арбитражной практикой (см. постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 11432/01, от 27.08.2002 N 11351/01).
     

Л.В. Чураянц,
сове
тник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Библиотеки оказывают читателям информационные услуги. Подлежат вышеуказанные услуги обложению НДС или освобождаются от налогообложения?
     
     Согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым в том числе относятся:
     
     услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;
     
     услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
     
     услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений.
     
     К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
     
     Положениями подпункта 20 п. 2 ст. 149 НК РФ определен исчерпывающий перечень освобождаемых от обложения НДС услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства.
     
     Учитывая вышеизложенное, информационные услуги, оказываемые библиотеками читателям, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Российская организация приобретает информационные и рекламные услуги у иностранных партнеров, имеющих постоянное местопребывание за пределами территории Российской Федерации. При заключении контрактов иностранные компании не выделяют НДС в стоимости услуг отдельно. На основании каких норм законодательства производится обложение НДС вышеуказанных услуг? Правомерно ли применение российской организацией как налоговым агентом ставки налога в размере 18 %? За счет каких средств уплачивается НДС в данном случае? Подлежит ли уплаченный российской организацией НДС возмещению из бюджета?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации является объектом обложения НДС. При этом в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг и услуг по обработке информации для целей НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, информационные и рекламные услуги, оказываемые российской организации иностранными лицами, облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом согласно п. 1 данной статьи НК РФ налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом этого налога.
     
     Однако если иностранные организации не учитывают в стоимости оказываемых услуг суммы НДС, начисление этого налога следует производить по соответствующей ставке к стоимости услуг без учета НДС. В этом случае НДС уплачивается в бюджет не за счет средств, подлежащих перечислению иностранным организациям, а за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогового агента после уплаты налогов и других обязательных сборов.
     
     Сумма НДС, уплаченная в бюджет российской организацией, являющейся налоговым агентом, может быть предъявлена к возмещению на основании п. 3 ст. 171 НК РФ в общеустановленном порядке.
     

О налоге с продаж

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     В 2003 году организация получила предоплату за услугу, облагаемую налогом с продаж по ставке 5 %. Услуга оказана в 2004 году. Надо ли было платить налог с продаж по этой услуге?
     
     В соответствии со ст. 351 главы 27 "Налог с продаж" НК РФ, действовавшей до 1 января 2004 года, налоговая база по налогу с продаж определялась как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применявшихся цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога с продаж. Увеличение налоговой базы по налогу с продаж на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, положениями данной главы НК РФ не предусматривалось.
     
     Кроме того, согласно п. 4 ст. 354 НК РФ датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признававшихся объектом обложения налогом с продаж, считался день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.
     
     Учитывая вышеизложенное, в целях применения налога с продаж датой реализации услуг, оказанных в 2004 году и предварительно оплаченных в 2003 году, признается день передачи услуг покупателю.
     
     Таким образом, сумма предоплаты, полученная в 2003 году в счет предстоящего в 2004 году оказания услуг, в налоговую базу по налогу с продаж не включалась, и, учитывая, что после 1 января 2004 года налог с продаж не применяется, такие услуги в 2004 году налогом с продаж не облагаются.
     

О едином социальном налоге

     
     Л.В. Комарова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Подлежит ли обложению единым социальным налогом денежная компенсация сотрудникам таможенных органов, назначенным на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы? Выплата компенсации предусмотрена Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ.
     
     Письмом МНС России от 19.11.2003 N БГ-6-05/1204 разъяснено следующее.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Согласно ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), помимо общих гарантий и компенсаций (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
     
     Согласно подпункту 1 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Закон N 78-ФЗ) для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы, в соответствии с п. 7-9 данной статьи Закона N 78-ФЗ в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) указанных лиц с учетом иных выплат по сравнению с ранее получаемым этими лицами месячным денежным довольствием им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации лицам младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, назначенным на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 581 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации лицам младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, назначенным на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы".
     
     Учитывая вышеизложенное, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая на основании подпункта 1 п. 10 ст. 3 Закона N 78-ФЗ федеральным государственным служащим и работникам организаций бюджетной сферы таможенных органов и связанная с выполнением ими трудовых обязанностей, не подлежит обложению единым социальным налогом.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     С какой даты начинается исчисление срока нахождения в собственности налогоплательщика ценных бумаг, если физическое лицо приобрело акции более трех лет назад и в течение последних трех лет продало эти ценные бумаги, однако в силу расторжения сделки по продаже данные ценные бумаги были зачислены повторно на счет депо вышеуказанного физического лица?
     
     В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и сделка недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
     
     Следовательно, если ценные бумаги были реализованы физическим лицом по сделке, которая была признана недействительной, в результате чего они были повторно зачислены на счет депо вышеуказанного лица, срок нахождения в собственности данных ценных бумаг исчисляется с момента их первоначального приобретения.
     
     Применяется ли подпункт 1 п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком займа, предметом которого являются денежные средства в размере, например, 10 000 долл. США в рублях по курсу Банка России на дату платежа при ставке 10 % годовых?
     
     Как расцениваются данные заемные средства, выданные в рублях по курсу Банка России: как валютный или рублевый заем?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется:
     
     1) как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
     
     2) как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     В приведенном в вопросе примере физическое лицо получает заемные средства в иностранной валюте (долларах США); следовательно, данный заем расценивается как валютный и материальная выгода по нему должна исчисляться согласно подпункту 2 п. 2 ст. 212 НК РФ.
     

О налогообложении банков

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Каковы порядок налогового учета и дата признания банком для целей налогообложения прибыли расходов по договору на обучение работников, состоящих в штате банка, по курсу "частный охранник с правом получения лицензии на частную охранную деятельность"? При этом с вышеуказанными работниками банком заключены ученические договоры на переобучение без отрыва от работы.
     
     В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем.
     
     Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключать с работником организации ученический договор на переобучение без отрыва от работы.
     
     Ученический договор с работником организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора.
     
     При этом в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и подпунктами 2.1.1 и 2.1.3 п. 2 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденной приказом МВД России от 22.08.1992 N 292, органы внутренних дел выдают лицензии, которые дают право на осуществление, в частности, частной охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частных охранных предприятий (объединений) либо уставами служб безопасности.
     
     Из вышеизложенного следует, что работник, не имеющий соответствующей лицензии, не имеет права на осуществление частной охранной деятельности.
     
     В соответствии с подпунктом 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим полученные банком доходы для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ.
     
     В частности, согласно подпункту 3 п. 3 ст. 264 НК РФ вышеуказанные расходы включаются в состав прочих расходов, если программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.
     
     НК РФ не содержит ограничений для принятия расходов на подготовку и переподготовку кадров, кроме ограничений, приведенных в ст. 252 и 264 НК РФ.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы банка на обучение по вышеуказанной специальности работников, состоящих в штате банка, осуществляемое на договорной основе с образовательным учреждением и реализуемое банком путем заключения между работником и работодателем ученического договора на переобучение без отрыва от работы, учитываются для целей налогообложения прибыли при условии соответствия вышеприведенных расходов требованиям п. 3 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Согласно ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
     
     При этом расходы банка, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров (в том числе с повышением квалификации кадров), могут признаваться либо в течение срока, предусмотренного дополнительным договором, либо по мере возникновения, если дополнительным договором не предусмотрен срок, в течение которого работник должен отработать у работодателя после учебы.
     

О применении упрощенной системы налогообложения

     
     В.К. Мареева
     
     Может ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", учесть в расходах суммы, уплаченные за техосмотр арендованных транспортных средств, которые стоят на временном учете по месту регистрации организации?
     
     В ст. 346.16 НК РФ приведен исчерпывающий перечень расходов, на которые вправе уменьшать полученные доходы налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Этот перечень носит исчерпывающий характер. В частности, в ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены и соответственно не учитываются при налогообложении расходы на техосмотр арендованных транспортных средств.
     
     Вправе ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", включать в состав расходов и учитывать при расчете единого налога транспортные услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями?
     
     Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса: обоснованные, документально подтвержденные затраты для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При этом в п. 2 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 настоящего Кодекса (подпункты 5, 6, 7, 9-21), принимаются для исчисления единого налога применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ).
     
     Материальные расходы принимаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ. К материальным расходам относятся, в частности, расходы на приобретение сырья, материалов, на приобретение работ, услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (включая транспортные услуги).
     
     Вместе с тем в рамках действующего законодательства при применении упрощенной системы налогообложения не принимаются затраты на доставку покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
     
     Надо ли организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, переходить на общий режим налогообложения, если превышен лимит численности или появились новые виды деятельности?
     
     Пунктом 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса (до 1 января 2004 года); организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Кодекса; организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
     
     При нарушении положений, установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщики утрачивают право применения упрощенной системы налогообложения независимо от объема и времени осуществления деятельности с нарушением условий применения данной системы налогообложения. Переход на общий режим налогообложения осуществляется с начала налогового периода, в котором имело место нарушение, с уплатой налогов (подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения) и налоговых санкций в общеустановленном порядке.
     

О земельном налоге

     
     Р.В. Генералова,
советник налоговой службы III ранга
     
А.А. Литвинцева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
О.В. Филатова

     
     Предоставляются ли льготы по уплате земельного налога подразделениям отдела вневедомственной охраны при органах внутренних дел?
     
     Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и п. 7, 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589, отделы вневедомственной охраны входят в структуру МВД России, которое входит в систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона РФ "О милиции").
     
     Таким образом, подразделения отдела вневедомственной охраны при УВД области освобождены от уплаты земельного налога за земли, предоставленные для обеспечения их деятельности.
     
     Каков порядок льготного налогообложения граждан в отношении земель, занятых под индивидуальное жилищное строительство?
     
     Согласно ст. 8 Закона N 1738-1 пониженная ставка земельного налога установлена, в частности, для земель, занятых жилищным фондом.
     
     Таким образом, Закон N 1738-1 не ставит предоставление налоговой льготы в зависимость от целевого назначения земельного участка либо от отнесения его к той или иной территориальной зоне. В данном случае Закон N 1738-1 напрямую связывает право на льготу с наличием на земельном участке объекта, являющегося объектом жилищного фонда.
     
     В то же время понятие "жилищный фонд" в законодательстве о налогах и сборах не определено. Поэтому необходимо применять п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ до признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в п. 1 ст. 11 НК РФ на положения части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
     
     На основании вышеизложенного для признания объекта, находящегося на земельном участке, объектом жилищного фонда необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 и ГК РФ. В частности, понятие жилищного фонда дано в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которому жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Поэтому жилищное строительство до момента окончания строительства, регистрации права собственности на создаваемое недвижимое имущество (ст. 219 ГК РФ) и включения вновь построенного жилого строения в состав жилищного фонда организациями технической инвентаризации (Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301) не может рассматриваться как жилищный фонд.
     
     Учитывая вышеизложенное, земельные участки, выделенные для строительства жилых домов до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию жилого дома, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, а ставка земельного налога для земель, занятых жилищным фондом, к ним не применяется.
     
     Что касается определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3 в части перерасчета суммы земельного налога за земельный участок, имеющий целевое назначение "под индивидуальный жилой дом", в размере 3 % от установленной ставки, то оно принято по определенному делу (по жалобе Жукова А.А.) и, следовательно, применяется только к данной конкретной ситуации, что не является основанием для применения вышеуказанного определения Верховного Суда Российской Федерации в других случаях.
     
     Однако если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела аналогичны обстоятельствам дела, при которых действия налогового органа признаны незаконными, налоговый орган может руководствоваться сложившейся в регионе судебно-арбитражной практикой.
     
     Кроме того, налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что исчисление земельного налога осуществляется в соответствии с Законом N 1738-1, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления по данному налогу.
     
     Поэтому вопрос о порядке налогообложения земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, должен решаться с учетом норм регионального законодательства и решений органов местного самоуправления по данному вопросу.
     

О платежах за пользование природными ресурсами

     
     О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России