Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Алкогольные напитки во время переговоров: можно поспорить...


Алкогольные напитки во время переговоров: можно поспорить...

Е.В. Орлова,
начальник департамента аудита ООО "Компания ПремиумКонсалт"

     
     Как известно, многие деловые вопросы решаются за обедом или ужином, что нередко способствует достижению единства взглядов на рассматриваемую проблему.
     
     На таких мероприятиях всегда имеется приглашающая сторона (причем далеко не всегда наиболее заинтересованная). Обсуждение проблем бизнеса за столом сопровождается употреблением напитков (как правило, не безалкогольных). Выражение "хорошо сидим" означает не удобство стульев или кресел, а плавно льющуюся задушевную беседу с деловым партнером "под водочку".
     
     Приглашая коллег по бизнесу "перекусить за рюмкой хорошего коньяка", организации, как правило, не мелочатся и предлагают "бизнес-изысканный обед", поскольку уверены, что деньги не будут потрачены зря. Но что по этому поводу думают налоговые органы?
     
     Как известно, мнение МНС России относительно правомерности отнесения затрат к расходам однозначно: согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.
     
     Именно поэтому вопрос о правомерности отнесения затрат на приобретение алкогольных напитков при организации деловых встреч к расходам для целей налогообложения всегда был одним из самых спорных.
     
     Поясним ситуацию. В п. 2 ст. 264 НК РФ приводится закрытый перечень расходов, которые можно отнести к представительским. Эти расходы можно подразделить на две группы:
     
     1) расходы, связанные с приемом (обслуживанием) участников (представителей других организаций), прибывших на переговоры в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
     
     2) расходы, связанные с приемом (обслуживанием) членов руководящего органа организации, прибывших на его заседание.
     
     Среди таких расходов НК РФ отдельно выделяет расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для вышеуказанных лиц и официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, а также расходы на буфетное обслуживание во время переговоров.
     
     Заметим, что организация ежедневного обеда или ужина в ресторане не является эквивалентом буфетного обслуживания. В буфетное обслуживание включается, как правило, предложение участникам во время кратковременных перерывов на переговорах чая, кофе, минеральной воды и т.д. Следовательно, обсуждение деловых проблем без отрыва от активной работы над свиной отбивной, запиваемой красным бордо, - это не буфетное обслуживание, а официальный прием.
     
     В связи с этим возникает вопрос: если в составе представительских расходов принимается стоимость продуктов и всевозможных блюд, связанных с проведением официального приема деловых партнеров (ужин, обеды в ресторанах и т.д.), то почему нельзя учесть и стоимость алкогольных напитков, предназначенных для такого мероприятия?
     
     При ответе на этот вопрос читателям журнала следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 25.07.2002 N 116-ФЗ) (далее - Закон N 171-ФЗ) к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды:
     
     этиловый питьевой спирт - это ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95 % объема готовой продукции;
     
     спиртные напитки - это алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву;
     
     вино - это алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 % объема готовой продукции;
     
     коньячные изделия - это коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков.
     
     Свою официальную позицию по этому вопросу налоговое ведомство до настоящего времени не высказало, однако "особенности национальных традиций" проведения деловых переговоров порождают у налоговиков различные толкования. И при этом представителями МНС России используется новый способ доведения до налогоплательщиков своего мнения - при помощи интервью, пресс-конференций, "круглых столов", семинаров и прочих мероприятий, не предусматривающих документального подтверждения высказанного.
     
     Например, в письме УМНС России по г. Санкт-Петербург от 07.03.2003 N 02-05/4803 (вопрос 4) подчеркивается, что затраты на алкогольную продукцию при проведении официального приема представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, не относятся к представительским расходам, поскольку они не предусмотрены исчерпывающим перечнем таких расходов, и, следовательно, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Аналогичное мнение налоговые органы высказали и в письме УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000 "О порядке признания затрат на представительские расходы для целей налогообложения прибыли".
     
     В других разъяснениях представителей налоговых органов высказывается мнение, что стоимость и качество алкогольных напитков (элитный алкоголь или массовая продукция) не имеют значения: важно их количество, которое не должно мешать проведению переговоров. Так, например, в одной из публикаций утверждается следующее: у налоговых органов могут возникнуть возражения по принятию таких расходов в налоговом учете, если количество приобретаемых спиртных напитков не способствует проведению переговоров.
     
     Получается, что в каждом конкретном случае налоговый инспектор на свое усмотрение может потребовать от проверяемой организации соблюдения каких-то несуществующих ограничений в количестве выпитых алкогольных напитков (бутылка, две, ..., ящик... на троих, четверых, пятерых... участников).
     
     Как видно из вышеприведенных норм, НК РФ не содержит прямого запрета на отражение расходов, связанных с приобретением алкогольных напитков, в составе представительских расходов. Более того, никаких требований по количеству, качеству и стоимости алкогольных напитков налоговое законодательство также не предъявляет.
     
     Это - обычаи делового оборота, сложившиеся веками. И вот тому подтверждение.
     
     В воспоминаниях В.А. Теляковского, директора Императорских театров, сказано: "Нелидову я дал такой приказ. Взять Шаляпина, угостить его завтраком в “Славянском базаре”, вина не жалеть и с завтрака привезти прямо ко мне. Я уже его без контракта не выпущу - будет это 10, 12, 15 тысяч, все равно. Он должен быть у нас, пока не спросил 30 тысяч - а будет время, спросит, и как!!! Вероятно, в Петербурге за это выругают, но что делать - чувствую, что, взяв его, сделаю большое дело не только в смысле сборов, но и поднятия общего уровня оперного театра".
     
     Существуют два признака экономически оправданных затрат, обусловленных целями получения доходов:
     
     - принцип рациональности;
     
     - обычаи делового оборота.
     
     Это установлено в разделе 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
     
     Однако данный документ не дает конкретного определения ни понятию "обычаи делового оборота", ни принципу рациональности. Нет содержания этих терминов и в НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Обратимся к гражданскому законодательству.
     
     Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, обычай делового оборота определяется правилом поведения:
     
     - которое сложилось, то есть устойчиво и достаточно определенно в своем содержании;
     
     - которое широко применяется;
     
     - которое не предусмотрено законодательством;
     
     - которое используется в какой-либо области предпринимательской деятельности.
     
     В рассматриваемой ситуации обычай делового оборота представляет собой правило (традицию) проведения приемов деловых партнеров, сопровождающихся употреблением национального напитка (водки), дегустацией коллекционных вин или именного коньяка, во время которых решается судьба той или иной сделки. Такое правило не может применяться единообразно (в каком-то определенном количестве на каждого участника) всеми организациями в любой сфере бизнеса, иначе это будет уже не обычай.
     
     В то же время к использованию алкогольных напитков для становления и развития партнерских деловых отношений как к обычаю делового оборота организации должны подходить осмотрительно, с учетом принципа разумной достаточности. На практике это означает, что если два генеральных директора подписание договора "отметили" двумя коробками коньяка, то вряд ли организация сможет обосновать подобные "представительские" затраты для целей исчисления налога на прибыль.
     
     При признании затрат на приобретение "представительских" алкогольных напитков в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы такие затраты, так же как и любые другие, удовлетворяли требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом организация вправе самостоятельно определить порядок документального оформления и подтверждения расходов по организации деловых встреч. В перечень документов можно включить:
     
     - приказ, устанавливающий перечень лиц, ответственных за использование средств, и нормативы (предельные размеры) по каждому виду представительских расходов;
     
     - приказ о подготовке к переговорам, в котором должны быть даны указания по направлению приглашения на деловую встречу контрагентов с обозначением цели прибытия представителей партнеров (действующих или потенциальных);
     
     - поквартальную смету представительских расходов;
     
     - программу проведения каждой деловой встречи, включающую не только регламент встречи, но и перечень обсуждаемых вопросов;
     
     - смету расходов на проведение каждой деловой встречи;
     
     - отчет о каждом деловом приеме;
     
     - акт об отнесении затрат к представительским (по каждой деловой встрече).
     
     Организации целесообразно разработать и утвердить в ежеквартальной смете представительских расходов в качестве отдельных статей затрат суммы, направляемые на буфетное и ресторанное обслуживание при проведении деловых переговоров исходя из утвержденных организацией норм таких расходов (в сутки на одного участника). В конкретной смете расходов на проведение каждой деловой встречи необходимо подробно предусмотреть (исходя из запланированного количества участников переговоров) все возможные статьи затрат: холодные закуски, горячие закуски, салаты, супы, основные блюда, десерт, спиртные напитки, вино, пиво, безалкогольные напитки, соки, чай, кофе и т.д.
     
     О целесообразности такого подхода свидетельствует мнение налоговых органов, изложенное в письме УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000, согласно которому для подтверждения правомерности признания в качестве представительских расходов затрат по приобретению продуктов питания в магазинах и готовых блюд в ресторанах организация должна представить программу проведения официального приема с указанием вида официального мероприятия (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), даты мероприятия, места проведения, меню, перечня товаров и услуг, используемых для проведения приема, состава и количества официальных лиц организации - налогоплательщика и представителей других организаций.
     
     Поскольку формы таких документов не приведены в альбомах Госкомстата России, организация вправе разработать их самостоятельно (с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и утвердить в приложении к приказу по учетной политике.
     
     При признании в налоговом учете так называемых представительских алкогольных напитков необходимо помнить, что затраты на их приобретение вместе с другими представительскими расходами в течение отчетного (налогового) периода должны признаваться организацией в составе прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
     
     Пример.
     
     ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”" организовала официальный прием потенциального делового партнера - ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”" с целью заключения договора о совместной деятельности.
     
     Для контроля за затратами по приему делегации были составлены смета и отчет о деловом приеме партнера. Фактически произведенные расходы подтверждены счетами и чеками ККМ из ресторанов.
     
     Поскольку ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”" обеспечила выполнение требований п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 264 НК РФ, затраты на проведение делового приема в сумме 28 158 руб. (7050 руб. + 21 108 руб.) могут быть признаны в качестве представительских расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (в рассматриваемом примере предельная величина таких расходов не превышает 4 % от расходов на оплату труда за этот отчетный период).
         

ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”"


Приказ N 2


г. Москва

03 января 2004 года


Об утверждении сметы представительских расходов на 2004 год

     
     Приказываю:
     
     1. Представительские расходы в 2004 году осуществлять в пределах 4 % от фонда оплаты труда работников.
     
     2. Утвердить прилагаемую смету представительских расходов на 2004 год.


Генеральный директор

Н.И. Ильинский


Приложение
УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”"

Н.И. Ильинский

03 января 2004 года


Смета
представительских расходов на 2004 год


(руб.)

N

Виды представительских расходов

2004 год


 


 

Всего

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1

Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия)

145000

30000

40000

30000

45000

2

Транспортное обслуживание во время переговоров

10500

2500

3000

2000

3000

3

Буфетное обслуживание во время переговоров

10000

2000

2000

3000

3000

4

Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации во время проведения представительских мероприятий

35000

-

15000

-

20000


 

Итого

200 500

34500

60000

35000

71000


 


 


 


 


 


 


 

Исполнительный директор ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш“"

С.В. Дятлов

Главный бухгалтер

Е.А. Глянцева

          

ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”"


Приказ N 15


г. Москва

01 марта 2004 года


О подготовке к переговорам с представителями

    ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”"

     
     Приказываю:
     
     1. Назначить проведение деловых переговоров на 15 и 16 марта 2004 года. Ответственный за оповещение участников - коммерческий директор А.А. Колядинский.
     
     2. Обеспечить ресторанное обслуживание во время проведения деловых переговоров и заключительного приема. Ответственный - исполнительный директор С.В. Дятлов.
     
     3. Разработать программу проведения деловых переговоров. Ответственный - исполнительный директор С.В. Дятлов.
     
     4. Составить смету и выдать необходимые для организации деловых переговоров наличные денежные средства в пределах сметы подотчетным лицам, ответственным за организацию мероприятия. Ответственные - исполнительный директор С.В. Дятлов, главный бухгалтер Е.А. Глянцева.
     
     5. Назначить комиссию по проверке правомерности отнесения затрат, связанных с деловым приемом делегации, к представительским расходам в составе: председатель комиссии - коммерческий директор А.А. Колядинский, члены комиссии - менеджер И.А. Морозова, бухгалтер Р.Г. Андреева.


Генеральный директор

Н.И. Ильинский


     
     

УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”"

Н.И. Ильинский

03 марта 2004 года

    
Программа

проведения деловых переговоров с представителями

ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”"

     
     Формат мероприятия - деловая встреча руководителей рыбопромысловых компаний для обсуждения возможностей совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок). На встрече планируется подписание договора простого товарищества.
     
     Список докладчиков:
     
     А.А. Колядинский - коммерческий директор ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”";
     
     В.Н. Боженков - заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”".
     

15 марта 2004 года

    
Тема дня:

     
     "Проведение двусторонних переговоров о возможностях организации совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок)"
     
     Прибытие представителей - с 9.00 до 9.30.
     
     Открытие деловой встречи - 9.30.
     
     Регламент:
     
     9.30 - 12.30 - переговоры;
     
     12.30 - 14.00 - обед в ресторане "Классика";
     
     14.30 - 18.00 - переговоры.
     
     Рассматриваемые вопросы:
     
     1) маркетинг партнерских отношений в области промысла, переработки улова и реализации водных биоресурсов. Докладчик - А.А. Колядинский, коммерческий директор ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”";
     
     2) оценка эффективности коммерческого проекта по организации совместной деятельности в Японском, Охотском и Беринговом морях. Докладчик - В.Н. Боженков, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”".
     

16 марта 2004 года

    
Тема дня:

     
     "Проведение двусторонних переговоров о возможностях организации совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок)"
     
     Прибытие представителей - с 10.00 до 10.30.
     
     Открытие деловой встречи - 10.30.
     
     Регламент:
     
     10.30 - 13.30 - переговоры;
     
     14.00 - 15.30 - обед в ресторане "Классика";
     
     16.00 - 19.00 - переговоры;
     
     20.00 - 24.00 - заключительный прием в ресторане "Модерн".
     
     Рассматриваемые вопросы:
     
     1) результаты реализации целевой программы "Краб" по изучению среды мест обитания краба в целях определения разумной доли добычи, которая не скажется на его воспроизводстве. Докладчик - А.А. Колядинский, коммерческий директор ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”";
     
     2) оценка документации, подтверждающей права участников на их вклады в совместную деятельность: право пользования специализированными судами, принадлежащими ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”", согласно бербоутчартерным договорам; право пользования квотами на вылов креветок и крабов, приобретенными ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”" на аукционе. Докладчик - В.Н. Боженков, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”";
     
     3) обсуждение спорных и формулирование согласованных позиций проекта договора;
     
     4) подписание итогового документа - договора простого товарищества.
     

Исполнительный директор ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш“"

С.В. Дятлов

    

УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”"

Н.И. Ильинский

03 марта 2004 года

    
Смета

    о деловом приеме делегации ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”" для заключения договора о совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок) (дата проведения 15-16 марта 2004 года)

    
Дата составления - 03 марта 2004 года.

     
     Место проведения: 15 марта - обед в ресторане "Классика";
     

     16 марта - обед в ресторане "Классика";

     
     вечерний прием в ресторане "Модерн".

     
     Состав участников переговоров:
     
     - от ООО "Рыбопромысловая компания “Фиш”" - два участника;
     
     - от ЗАО "Рыбопромысловая компания “Сол”" - два участника.
     

15 марта 2004 года

    

Наименование блюд и напитков

Единица измерения

Кол-во

Цена за единицу
(руб.)

Всего
(руб.)

Обед


 


 


 


 

Горячие закуски


 


 


 


 

Жареный сыр Моцарелла (190/70 г)

порция

4

205

820

Супы


 


 


 


 

Французский луковый суп. Тарелка (350 г)

порция

4

150

600

Салаты


 


 


 


 

Салат Цезарь (без курицы) (210/40 г)

порция

4

150

600

Основные блюда


 


 


 


 

Отбивные из ягненка (120/200/45/50 г)

порция

4

490

1960

Десерты


 


 


 


 

Салат из свежих фруктов (290/35 г)

порция

4

250

1000

Напитки


 


 


 


 

Вода с газом Перье (0,33 л)

бутылка

8

105

840

Вино красное Чили Santa Ines Cabernet (0,75 л)

бутылка

2

615

1230

Первый день - всего

X

X

X

7050


16 марта 2004 года

Наименование блюд и напитков

Единица измерения

Кол-во

Цена за единицу

(руб.)

Всего

(руб.)

Обед


 


 


 


 

Горячие закуски
Фаршированный картофель (165/70 г)


порция


4


210


840

Супы


 


 


 


 

Грибной суп. Тарелка (300 г)

порция

4

150

600

Салаты
Салат с креветками (300/40 г)


порция


4


495


1980

Основные блюда


 


 


 


 

Свиные ребрышки (530/100/90/35 г)

порция

4

410