Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли

  

Об учете в целях налогообложения прибыли

     

Г.В. Пирогова   
     

Дата начала начисления амортизации

     
     Объекты основных средств были введены в эксплуатацию организацией 31 мая 2003 года на основании акта. Данные объекты подлежат государственной регистрации, и в июне 2003 года в Государственную регистрационную палату были поданы соответствующие документы. С какого месяца должна начинать начисляться амортизация на эти основные средства?
     
     В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     Порядок осуществления государственной регистрации установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним согласно ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество должны пройти государственную регистрацию ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Обязательной государственной регистрации подлежат также права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ.
     
     Что касается начисления амортизации по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то, как предусмотрено п. 8 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), такие основные средства включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав.
     
     В соответствии со ст. 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном этой статьей настоящего Кодекса. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
     
     Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (данное положение введено в НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 57-ФЗ).
     
     Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (данное положение введено Законом N 57-ФЗ).
     
     Следовательно, в случае, приведенном в вопросе, согласно п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, то есть с июня 2003 года при наличии документального подтверждения подачи документов на регистрацию.
     

Документ, подтверждающий затраты по найму жилья в командировке

     
     В связи с отсутствием муниципальной гостиницы работник организации проживает в гостинице частного предпринимателя без образования юридического лица. Как должен быть оформлен документ для подтверждения затрат командированного работника по найму жилья?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, приведенных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 252 и ст. 54 НК РФ все затраты налогоплательщика для целей налогообложения должны находить безусловное отражение в первичных учетных документах, отвечающих требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     В соответствии с вышеуказанной статьей Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
     
     а) наименование документа;
     
     б) дату составления документа;
     
     в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
     
     г) содержание хозяйственной операции;
     
     д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
     
     е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
     
     ж) личные подписи указанных лиц.
     
     Организации, работающие в сфере гостиничного хозяйства, вне зависимости от вида собственности при оказании услуг сотруднику организации за наличный расчет выдают документ установленной формы в виде бланка строгой отчетности по форме N 3-Г код по ОКУД 0790203 "Счет", утвержденной приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности".
     
     Одновременно сообщаем, что бланки строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оказываемых услуг, следующие обязательные реквизиты, установленные для форм первичной учетной документации: гриф утверждения; наименование формы документа; шестизначный номер, серию; код по ОКУД; дату составления документа; наименование и код организации по ОКПО; вид оказываемых услуг, работ; единицу измерения в натуральном и денежном выражении; подпись ответственного лица.
     

Документы, необходимые для подтверждения расходов, осуществленных наличными денежными средствами

     
     Является ли достаточным для признания расходов обоснованными и документально подтвержденными в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ наличие у покупателя квитанции к приходно-кассовому ордеру за товар, оплаченный наличными денежными средствами, при отсутствии чека контрольно-кассовой машины?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В рассматриваемом в вопросе случае следует учитывать требования, предъявляемые Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), согласно которому контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осу-ществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     Однако отдельным категориям организаций в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения разрешается осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники. Перечень таких видов деятельности приведен в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ; к ним, в частности, относятся:
     
     продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
     
     продажа ценных бумаг;
     
     продажа лотерейных билетов;
     
     продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
     
     обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
     
     торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
     
     разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
     
     продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
     
     продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
     
     торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
     
     торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
     
     прием от населения стеклопосуды и утиль сырья, за исключением металлолома;
     
     реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     
     продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
     
     Организации, не попавшие в вышеприведенный перечень, могут осуществлять торговлю (оказывать услуги) без применения контрольно-кассовой техники только в случае применения ими бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
     
     По нашей информации, форма приходного кассового ордера не утверждена в соответствующем порядке в качестве бланка строгой отчетности.
     
     Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) с использованием наличных денежных средств организации должны применять контрольно-кассовую технику.
     
     Поэтому для целей отнесения вышеуказанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) товарный чек не может предъявляться в качестве расходного документа без чека кассового аппарата или корешка приходного ордера, подтверждающего произведенные расходы.
     

Оценка незавершенного производства

     
     Какой порядок оценки незавершенного производства выбрать для нашей организации, если учетной политикой не предусмотрена плановая (нормативная) стоимость продукции? Наша организация закупает готовые комплектующие и передает их без перехода права собственности другой организации, которая обязуется за плату собрать из этих комплектующих продукцию для реализации различным контрагентам.
     
     На основании ст. 703 ГК РФ договор на переработку сырья является разновидностью до- говора подряда. Материалы, переданные в переработку, остаются собственностью давальца (ст. 220 ГК РФ).
     
     В зависимости от технологии выпускаемой продукции (а также от того, выполняет ли организация какие-либо работы или оказывает услуги, где присутствует незавершенное производство) различают несколько способов оценки незавершенного производства для целей налогообложения (п. 1 ст. 319 НК РФ). В соответствии с этими способами все организации делятся на три группы.
     
     Для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. При этом для целей главы 25 НК РФ под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию (данное положение введено в НК РФ Законом N 57-ФЗ).
     
     Для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг) (данное положение введено в НК РФ Законом N 57-ФЗ).
     
     Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.
     
     В ст. 319 НК РФ приведены налогоплательщики, осуществляющие прочие виды деятельности. К ним, в частности, относятся организации, использующие в производстве большое количество комплектующих изделий при сборке готовой продукции из полуфабрикатов и комплектующих.
     
     Причем, как следует из вопроса, налогоплательщик, задавший вопрос, не относится ни к первой, ни ко второй группе.
     
     Следовательно, в случае, приведенном в вопросе, при оценке незавершенного производства следует применять способ "для прочих налогоплательщиков". Данный способ применяется независимо от того, предусмотрен в учетной политике порядок определения плановой (нормативной) стоимости продукции или нет.
     

Отнесение убытков, полученных объектами обслуживающих производств и хозяйств

     
     При списании основных средств, относящихся к объектам обслуживающих производств и хозяйств, получены убытки. Куда относить вышеуказанные убытки в целях налогообложения прибыли: на уменьшение налогооблагаемой базы по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, или на уменьшение налогооблагаемой базы по основным видам деятельности?
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности на основании ст. 275.1 НК РФ. Эти организации определяют налогооблагаемую базу по данной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то доход от реализации товаров (услуг) и расходы, связанные с этой реализацией, признаются доходом и расходами с учетом положений вышеуказанной статьи НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:
     
     1) на материальные расходы;
     
     2) на расходы на оплату труда;
     
     3) на суммы начисленной амортизации;
     
     4) на прочие расходы.
     
     Вышеуказанный порядок учитывается при применении налогоплательщиками ст. 275.1 НК РФ.
     
     Подпунктом 8 п. 1 ст. 265 НК РФ определено, что в состав внереализационных расходов включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы. Этот порядок применяется и для обслуживающих производств и хозяйств.
     
     Таким образом, убыток, полученный от списания основных средств обслуживающих производств и хозяйств, относится для целей налогообложения на уменьшение налогооблагаемой базы по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, в порядке, предусмотренном ст. 265 НК РФ.
     
     Порядок налогового учета убытков, полученных при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлен ст. 275.1 НК РФ. Для того чтобы полученный убыток признавался в целях налогообложения, должны быть соблюдены установленные ст. 275.1 НК РФ требования.
     
     В случае если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием приведенных в настоящей статье НК РФ объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеприведенных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть перенесен на срок, не превышающий десять лет, и на его погашение может быть направлена только прибыль, полученная при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
     

Отнесение оплаты труда работников, осуществляющих обслуживание производственного процесса в цехе

     
     К каким расходам для целей налогообложения прибыли относится оплата труда персонала ОТК, уборщиц цехов и иных работников, осуществляющих обслуживание производственного процесса в цехе: к прямым или косвенным?
     
     Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные в соответствии с положениями ст. 318 НК РФ.
     
     К прямым расходам относятся:
     
     - материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
     
     - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
     
     - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
     
     Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам для целей налогообложения прибыли относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг), а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда.
     
     К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
     
     Таким образом, при определении расходов на оплату труда, относящихся к косвенным расходам, следует учесть, что к подобным расходам, в частности, относятся расходы на оплату труда персонала аппарата управления организацией, а также оплату труда персонала подразделения, занятого исключительно либо хранением товаров, либо заготовлением материально-производственных запасов, либо сбытом товаров, работ, услуг и т.д.
     
     Следовательно, в соответствии с вышеизложенным расходы персонала, занятого в обслуживании процесса производства товаров (работ, услуг), учитываются в составе косвенных расходов.     


Применение коэффициента не выше 3 при начислении амортизации по основным средствам при осуществлении "возвратного" лизинга

     
     Правомерно ли применение специального коэффициента до 3 при начислении амортизации по основным средствам, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга) (в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ), при осуществлении сделки по так называемому возвратному лизингу, когда продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель в рамках одного правоотношения?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения НК РФ не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.
     
     Пунктом 7 ст. 258 НК РФ определено, что имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
     
     Таким образом, ускоренная амортизация может начисляться как лизингодателем, так и лизингополучателем (в том числе если он ранее являлся продавцом) в зависимости от того, у кого на балансе находится объект лизинга, если это предусмотрено договором лизинга.
     
     На основании подпункта 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной по этому имуществу в соответствии со ст. 259 НК РФ амортизации.
     

(Продолжение следует)