Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О плате за пользование водными объектами


О плате за пользование водными объектами

     
     О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ) плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, были объединены в один платеж - плату за пользование водными объектами, осуществляемое организациями и предпринимателями, непосредственно пользующимися водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, и подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством.
     
     Плата за пользование водными объектами не взимается при заборе воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, орошения земель, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и при некоторых других видах водопользования.
     
     Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на 2003 и 2004 годы продлено действие абзаца третьего п. 2 ст. 2 Закона N 71-ФЗ, согласно которому не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
     
     Действие других льгот, предоставлявшихся при пользовании водными объектами, срок действия которых ограничивался 1 января 2003 года, не продлено.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 71-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы увеличивается на сумму, равную произведению разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами и увеличенных в пять раз ставок платы, установленных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 71-ФЗ при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
     
     Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии.
     
     Вышеназванное постановление Правительства РФ не ограничивает сроки подачи заявления на выдачу лицензии, и поэтому налогоплательщики могут заблаговременного представлять необходимые документы в орган лицензирования для продления ранее полученной лицензии.
     
     Согласно ст. 46 вышеприведенных Правил до оформления лицензии на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования. При этом включение организаций в график на получение лицензии (разрешения) не означает, что водопользование производится на лицензированной основе (на основании разрешения). Таким образом, при водопользовании без лицензии (разрешения) применяется пятикратная ставка платы.
     
     Плата за пользование водными объектами в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и вносится в бюджет по итогам отчетного периода (месяца, квартала) не позднее 20 календарных дней по истечении этого периода.
     
     С 1 января 2002 года в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых и отменой платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами”" взамен вышеуказанных платежей была введена плата за забор воды из подземных источников. Кроме того, данным Федеральным законом ставки платы были увеличены в среднем в 1,9 раза, а для целей гидроэнергетики - в среднем в 8 раз.
     
     Учитывая, что плата за пользование водными объектами отнесена к налоговым платежам, а налог может быть установлен только в случае, если определены все основные элементы налогообложения, включая налоговые ставки, Минфин России подготовил в 2003 году, а Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона, дополняющий Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) новой главой. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 15 мая 2003 года.
     
     В проекте главы "Водный налог" НК РФ предусмотрены основные элементы налога, необходимые для его установления. Установлены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключены отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами. Из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.
     
     Размеры ставок водного налога, предусмотренные проектом главы "Водный налог" НК РФ, рассчитаны исходя из действующих ставок платы за пользование водными объектами (согласно Закону N 71-ФЗ) и индекса инфляции 2004 года.
     
     В отличие от Закона N 71-ФЗ проект главы "Водный налог" НК РФ не предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, но при этом восстанавливается льгота, прекратившая свое действие с 1 января 2003 года, согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
     
     Аннулируется бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом N 71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан и при осуществлении рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства.
     
     Плата за пользование водными объектами в полном объеме будет поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации.